Конспект урока технологии "Е.И.Чарушин. "Кабан" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Дата: 28.02.2018г. | Выполнила студентка 46гр. |
Школа: МКОУ «Танрыкуловская СОШ» | Кармишина М. В. |
Класс: 4 | Проверила: ИсламгуловаА.Д. Отметка: __________________ |
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема урока: «Е.И.Чарушин «Кабан»».
Цель: познакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина; вызвать интерес к его книгам; развивать навыки осознанного, беглого, выразительного чтения, умение работать с иллюстрацией
Планируемые результаты:
Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому; воспитание любви к предмету
Предметные: знакомство с творчеством Е.И.Чарушина;
Тип урока: знакомство с новым материалом
Оборудование: учебник Школа России Л. Ф. Климанова, 4 класс, 2 часть; проектор, презентация.
Этап, методы и приемы | Время | Содержание урока и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Этап самоопределения к деятельности (Словесный: слово учителя) | 1 мин | Здравствуйте, ребята. Садитесь. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. | Приветствовать учителя Настраиваться на работу | Л.- воспринимать речь учителя непосредственно обращенную к учащимся. |
II. Актуализация знаний и мотивация Метод: наглядно-словесный Прием: работа с стихотворением | 6 мин | А начнем мы наш урок с речевой разминки. Посмотрите на экран. Что вы видите? (Стихотворение). Подарили собаку Нет, не просто подарили, В день рожденья подарили Очень славного щенка! Он малюсенький пока… Он идет смешной-смешной, Путается в лапках. Подрастет щеночек мой – Он поправдашний, живой. (И. Толмакова.) - Прочитайте про себя. - Прочитайте, разделив на слоги. - Прочитайте с интонацией удивления. - Прочитайте шепотом. - Прочитайте выразительно. Молодцы! Скажите, как вы понимаете чувства рассказчика? Дарили вам когда-нибудь такие подарки? Что вы при этом испытывали? Когда животные маленькие – они все хорошие и милые. Но вот когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло? (Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное – не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили). – На прошлом уроке мы закончили знакомство с произведением М. М. Пришвина “Выскочка”. Какую домашнюю работу вы выполняли? Давайте проверим. | Отвечать на вопрос Читать стихотворение про себя, по слогам хором Читать выразительно Индивидуальное чтение стихотворения Анализировать стихотворение по вопросам учителя Отвечать на вопросы | Р.- выполнять по предложенному учителем плану
П.- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме |
III. Постановка и решение учебной задачи (Словесный: беседа) (Словесный: слово учителя) (Словесный: слово учителя) (Словесный: слово учителя) | 13 | Сегодня на уроке мы прочитаем произведение о животных. Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу! У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять. Спросите, где же эта страна? Она не за морями, не за горами, а рядом перед вами. Откройте “Родную речь” на с. 96. Нам предстоит встретиться с Евгением Ивановичем Чарушиным. …Вся моя любовь к зверям, птицам, к родной природе оказалась очень и очень нужна. Нет большего счастья, для художника и для писателя, как, создавая свои любимые образы, переживать их и знать в то же время, что это дело, нужное всем ребятам”, – писал Е. И. Чарушин. Много лет назад в старинном городе Вятка жил маленький мальчик Женя. Дом, где родился и вырос будущий писатель, был наполнен любовью к животным. У Чарушиных в доме водились кошки, собаки, кролики, козлята. Мать с детства прививала ему любовь к животным. Вместе с ней он выкармливал уток и кроликов, лечил зверей. Отец, художник и архитектор, брал маленького сына в поездки. И мальчик ранним утром наблюдал, как солнечные лучи пробиваются сквозь трепещущую листву и переливается всеми цветами радуги роса, как оживает природа, запевают птицы и какие голоса издают животные. Он изучил эти голоса и легко их распознавал. Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук р он научился выговаривать, подражая карканью вороны. Изучая природу и животный мир, Чарушин попытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах, и в нем начал проявляться заложенный этой самой природой дар писателя. А то, что он не мог выразить словами, ему помогали передавать кисти и краски. И, оказалось, природа наградила его и даром художника. Чарушин сам писал для детей и сам иллюстрировал свои книги. Первые рассказы Чарушина: “Щур”, “Птенцы”, “Волчишко” – не столько написаны, сколько “нарисованы”. Их текст слит с иллюстрациями, он только дополняет рисунки. Е. И. Чарушин не только писатель, но и художник – анималист. Слово “анималист” означает “рисующий животных”. С большой охотой Чарушин рисует образы молодых зверей и птиц. На страницах его рассказов мы встречаем шаловливых медвежат, трогательных олешек, хитрых лисят, ласкового “котенка” рыси и других малышей. И в каждом уже “угадывается взрослый зверь”. Трусливым и несчастным выглядел Волчишко, но при первом удобном случае он сбежал из тягостного плена, оправдав старинную пословицу: “Как волка не корми, а он все в лес смотрит”. Как линия в рисунках, так и слова в рассказах Чарушина точно изображают малыша в движении, действии: “Играет себе котеночек. Схватил в рот длинную соломинку, а сам упал на спину и задними ногами соломинку кверху подпинывает…Надоела котенку соломинка. За мухой погнался, попом цветок лапой ударил. Схватил цветок, пожевал и выплюнул, головой мотает, – горький, видно, цветок попал…(“Лесной котенок”). Рассказы Чарушина – веселые рассказы, юмор вносит в них особую теплоту. Писатель показывает редкие явления, с которыми читатель встречается далеко не каждый день. Становится весело, когда узнаешь, что медведь – лесовик ловит рыбу не хуже заправского рыбака (“Медведь – рыбак”), и нельзя без улыбки читать о том, как домашний петух расправляется с маленьким медвежонком (“Медвежата”). Впечатления детства легли и в основу цикла рассказов “Никитка и его друзья”. Читая эти истории, мы замечаем, что мир Никитки – его друзья и природа: кошки, собаки, зайчата, воробьи, корова, рябчонок, сорока – поразительно схож с миром самого автора. И как когда – то в детстве сам Чарушин, Никитка познает этот удивительный мир, полный новизны и светлых, радостных ощущений. Детские впечатления помогли Е. Чарушину в его творчестве. Посмотрите на его книги (указывает на выставку), многие из них о животных уже знакомы вам. И сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Е. Чарушина “Кабан”. – Что вы знаете об этих животных? (Кабаны живут в лесу, питаются желудями. Кабанов иначе можно назвать дикими свиньями. Это дикое, хищное животное леса.) Давайте прочитаем рассказ. |
Ставить и формулировать цели на урок Отвечать на вопросы Слушать биографию Е.И.Чарушина Слушать биографию Е.И.Чарушина Слушать биографию Е.И.Чарушина | К.- умение излагать свое мнение, Р.- постановка и формулирование цели урока Р.- Принимать и сохранять учебную задачу Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Р.- Принимать и сохранять учебную задачу Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Р.- Принимать и сохранять учебную задачу Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
Физ. минутка | 1 мин | Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.) | Повторять движения | |
IV. Решение частных учебных задач (Словесный: беседа) (Практический: работа с текстом) (Словесный: беседа) (Словесный: беседа) (Практический: работа с иллюстрацией) (Практический: работа с иллюстрацией) | 17 мин | 1. Анализ содержания прочитанного рассказа. – Где и когда происходят события, описанные в рассказе? 2. Выборочное чтение. Е. И. Чарушин не только писатель, но и художник – анималист. Рассмотрим репродукции его рисунков. Послушайте музыкальные и литературные загадки и скажите, какого именно животного из перечисленных вы себе представили. – Крупное животное с ветвистыми рогами, обитает в лесной зоне, травоядное. Кто это (вывешивает картинку с изображением оленя)? (Олень.) – Послушаем вторую литературную загадку. Крупная дикая кошка, на шерсти которой темные кольцеобразные пятна – на боках и на спине, помогающие ей смешиваться с окружающей природой и близко подкрадываться к добыче. Кто это (вывешивает картинку с изображением ягуара)? (Ягуар.) – Какие особенности ягуара вы еще знаете? (Осторожен, быстро бегает.) Ягуар – это хищное животное, длина его тела до 2м, хвоста – до75см, масса более 100кг. Ягуары ведет бродячий образ жизни, хорошо лазают и плавают. Ягуар находится под угрозой исчезновения. – Что делает ягуар в зоосаду? – Послушаем музыкальную загадку. Голос, какого животного вы услышали? (Хищное животное с темно – коричневой шерстью.)(Вывешивает изображение медведя). Кто это? (Медведь.) (Звучит музыкальный фрагмент и вывешивается картинка со слоном.) – Опишите, как вы представляете себе слона. (Масса слона до 7,5т, высота 4 – 4,5м, длина тела до 7,5м.) – А что рассказал Е. Чарушин о слоне? Прочитайте. (Звучит мелодия.) Кого вы представили, слушая музыку? Это волк – санитар леса. Найдите и прочитайте о волке в рассказе. (Читают соответствующий абзац.) – О ком из животных, описанных Е. И. Чарушиным, мы еще не говорили? (О журавлях.) (Вывешивается картинка с изображением журавлей.) Сейчас количество журавлей с каждым годом сокращается. Эти птицы занесены в Международную Красную книгу, а для их защиты создан Международный фонд охраны журавлей. Прочитайте описание журавлей. (Читают соответствующий абзац.) – Да, прекрасны все животные зоосада. Но что вдруг отвлекло внимание мальчика? (Появление кабанов.) 3. Работа над иллюстрацией. – Посмотрите на иллюстрацию. Какой момент изобразил художник? (Когда главный герой сидел на заборе, а маленький парнишка загонял кабанов в клетку.) Осуждать Женю мы не будем, так как в незнакомой ситуации надо быть осторожным и предпринимать все меры безопасности. – Чего устыдился Чарушин? | Отвечать на вопросы по содержанию Слушать и следить по тексту Отвечать на вопросы по прочитанному тексту и анализировать его Отвечать на вопросы по прочитанному тексту и анализировать его Отвечать на вопросы по иллюстрации Отвечать на вопросы по иллюстрации | К.- отвечать на вопросы по содержанию литературного текста К.- уметь выделять определять в тексте подтверждающие мысли; достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами П.- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме Л.- строить логическую цепь рассуждений. К.- участвовать в диалоге
К.- отвечать на вопросы по содержанию литературного текста К.- уметь выделять определять в тексте подтверждающие мысли; достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами П.- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме Л.- строить логическую цепь рассуждений. К.- участвовать в диалоге |
Итог урока Рефлексия | 2 мин | – С рассказом какого писателя мы познакомились на уроке? (Е. Чарушина) Домашнее задание Прочитать рассказ Е. Чарушина, подобрать загадки про животных. | Отвечать на вопросы Записывать д/з | Р.– анализировать собственную и мою работу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока. Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)
Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России»Тема урока.Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)Цели: Уточнение и формирование представлений: «раньше», «позже», «...
Конспект урока по математике в 1 классе. Школа России.
Конспект урока составлен с применением новых образовательных стандартов....
Конспект урока русского языка в 4 классе "ШКОЛА РОССИИ"
Тема: Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Цели урока: создать условия для отработки понятия, ч...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Школа России
Цели: повторить и совершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола; ...
План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете самостоятельная работа учеников, направленная на разв...
Конспект урока по литературному чтению. 2 класс Школа России. Осеева "Почему" 2 урок.
Осеева "Почему" 2 урок....
Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Россия на карте" УМК "Школа России" + презентация
Конспект урока по окружающему мируТема урока: «Россия на карте». Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с ч...