Конспект урока чтения и развития речи на тему: К. Ушинский. «Четыре желания». 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока чтения и развития речи для обучающихся 3 класса с ограниченными возможностями здоровья.
Тема урока: К. Ушинский. «Четыре желания».
Цели урока: Познакомить учащихся с произведением К. Ушинского «Четыре желания».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chteniya_k._ushinskiy._chetyre_zhelaniya.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока чтения и развития речи
на тему: К. Ушинский. «Четыре желания».
3 класс
Автор: | Бойко Юлия Петровна |
Место работы: | КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» |
Должность: | учитель начальных классов |
Тема урока: К. Ушинский. «Четыре желания».
Цели урока: Познакомить учащихся с произведением К. Ушинского «Четыре желания».
Задачи урока:
Коррекционно-образовательные:
- На примере произведения познакомить с красотой природы в разные времена года.
- Продолжить формировать правильную читательскую деятельность: до чтения, в процессе чтения и поле чтения.
- Закрепить знание примет времён года.
Коррекционно-развивающие:
- продолжить развивать навыки беглого правильного чтения; умение отвечать на вопросы; находить заданный отрывок в тексте; учить работать с произведением: делить на смысловые части, составлять план пересказа;
- расширение словарного запаса, обогащение активного словаря;
- формирование связной речи;
- развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания, воображения;
- совершенствование пространственно-временных ориентировок;
- развитие мелкой моторики рук; расширение «поля зрения» ребёнка.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать мотивацию к учению, эстетическое сознание, любовь к природе, заботу о своём здоровье; трудолюбие.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: иллюстрации времён года, портрет К. Ушинского, кроссворд «Времена года», загадки, «Красная книга», презентация «Времена года».
Ход урока:
- Организационный момент.
Психологический настрой на урок.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно,
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
II. Скороговорки для развития чёткости произношения.
- Белым – бело! Белым – бело!
Всю землю снегом замело!
- Из соседнего колодца целый день водица льётся.
- У Маши на кармашке маки и ромашки.
- Коси, коса, пока роса.
- Пять ребят нашли у пенька пять опят.
III. Речевая гимнастика. «Жужжащее» чтение 5 минут. Тексты: «Вестница весны». В. Флинт. «Глухарь». Г. Снегирёв.
ВЕСТНИЦА ВЕСНЫ
Молчалив зимний лес. Тихо и в полях, покрытых сплошной снежной пеленой. Кажется, природа навсегда погрузилась в сон.
Но дни становятся длиннее. Сильнее пригревает солнышко. Постепенно леса и поля пробуждаются, наполняются птичьими голосами.
В ясный мартовский день, когда на крышах начнёт подтаивать снег и зазвучит первая капель, в парке послышится звонкий весёлый голос.
«Ци-фи... ци-фи», — точно маленький молоточек отбивает по стальной наковальне. Это большая синица, большак. И хотя кругом ещё снег, можно уверенно сказать: весна пришла! (79 слов)
В. Флинт
Какая птичка в марте весело поёт в парке?
С чем автор сравнивает её весёлый голосок?
ГЛУХАРЬ
Глухарь — житель лесных чащоб. Это большой лесной петух. Летом, когда созреет брусника, черника, голубика, глухарь кормится ягодами. А на берегах ручьёв глухари клюют мелкие камушки, чтобы в желудке камушки, как жернова, перетирали ягоды. Зимой глухарь питается сосновыми хвоинками.
Весной, как сойдёт снег в лесу, глухари начинают токовать — петь свои весенние песни. Глухарь ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щёлкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает, будто нож на бруске затачивает. В конце песни глухарь глохнет, потому его и назвали глухарём. (89 слов)
Г. Снегирёв
Где живёт глухарь?
Для чего клюют глухари мелкие камушки?
Почему глухаря назвали глухарём?
IV. Проверка домашнего задания.
Учащиеся выразительно читают стихотворение «Наши друзья» Г. Ладонщикова и отвечают на вопросы:
- Какие птицы прилетали к кормушке?
- Видели ли вы когда-нибудь синицу, снегиря, ворону, голубя, сороку?
Опишите их (рисунки). - По каким дням недели и чем кормили ребята птиц?
- Расскажи, как ты заботишься о зимующих птицах.
V. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
- Но сначала мы с вами отгадаем загадки:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица —
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом —
Все покрылось серебром. (Зима)
Пришла без красок и без кисти -
И перекрасила все листья. (Осень)
Пришла, улыбнулась,
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный,
Надели сады. (Весна)
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно …(Лето)
(На доске картинки с изображением 4 времён года.)
- Скажите, что изображено на картинках? (Зима, лето, осень, весна.)
- А как можно сказать об этом одним словом? (Времена года).
- Какое время года сейчас по календарю?
- Чем оно тебе запомнилось?
VI. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом про мальчика Митю и узнаем как он вел себя в разное время года. Рассказ называется «Четыре желания», а написал его Константин Дмитриевич Ушинский - великий русский педагог и писатель.
1). Знакомство с произведением.
- Что такое рассказ и чем он отличается от сказки?
- По названию можно определить тему рассказа?
- Что такое желание?
- Вот какое объяснение слову «желание» даётся в словаре Ожегова. (Показ словаря).
«Желание» - влечение, стремление к осуществлению чего-либо, овладение чем-либо.
- А желания в рассказе связаны вот с чем.
- Отгадайте:
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года)
- Зная, что в рассказе говорится о временах года, можно теперь определить тему?
- Открыть учебник на стр. 155. По рисунку и названию предположите, о ком пойдёт речь. (Ответы детей.)
- Так ли это, мы убедимся после прочтения.
2). Чтение рассказа учителем.
- Вы внимательно слушайте и запоминайте, чем занимался мальчик.
(Учитель сопровождает свой рассказ картинками на экране).
3). Беседа по содержанию.
- Кто определил тему произведения? (О детях.)
- Почему рассказ называется «Четыре желания», а не «Времена года»? (Главная мысль - желание мальчика.)
- Как звали мальчика? (Митя.)
- Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках.)
- Каким он был зимой? (Румяным и веселым.)
- Какое желание высказал мальчик своему отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)
- Куда записали его желание? (В записную книжку.)
- Кто порхал над зеленым лугом весной? За кем бегал Митя? (Над лугом порхали бабочки. Митя бегал за бабочками.)
- Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)
- Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)
- Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна!)
- Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)
- Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)
- Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)
- Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было!)
- Какое время года наступило? (Осень.)
- Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)
- Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге!)
- Что мальчик говорил отцу? (Осень – лучше всех времен года!)
- Что тогда отец показал сыну в записной книжке, где были записаны пожелания мальчика? (Что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)
Физминутка.
О чем поют воробушки,
О чем поют воробушки, (Шагаем на месте.)
В последний день зимы? (Руки в стороны - на пояс.)
— Мы выжили! (Хлопаем в ладоши.)
— Мы дожили! (Прыжки на месте.)
— Мы живы! Живы мы! (Шагаем на месте.)
VII. Первичное закрепление под руководством учителя.
- Сейчас будем читать рассказ, делить на смысловые части и озаглавливать их. В каждой части говориться об одном желании. Кто определит, что часть закончилась - поднимет руку.
Чтение 1 части хорошо читающими детьми.
- Какое первое желание было у Мити?
- Как озаглавим эту часть? (Зима.)
На доске учитель постепенно выстраивает схематический план. Вывешивает квадрат с буквой 3.)
- Почему он пожелал, чтобы всегда была зима? (Накатался на санках и коньках, стал румяным и весёлым.)
- Чтобы быть таким же румяным и весёлым, как Митя, надо закаляться,
чаще бывать на свежем воздухе, кататься на санках, коньках, лыжах. Но обязательно помнить о безопасности: не кататься на проезжей части и вблизи дороги, не выходить на тонкий лёд.
Чтение 2 части.
- Какое второе желание Мити? Почему? (....Вволю набегался за бабочками, нарвал цветов.)
- Как озаглавим эту часть? (Весна. Добавить квадрат с буквой В.)
- Когда видишь весной первые цветы, возникает желание их сорвать.
Но надо помнить о том, что сорванные цветы не всегда можно донести
домой, и они будут радовать только вас и то недолго, а могут нанести и вред
вашему здоровью. Есть много редких растений. Сорвав их, вы сократите их
численность. Например, всем известные нам ландыши. Корневища ландыша
живёт самое большое 21 год. Первый раз ландыш цветет в возрасте 7 лет, а к
10-12 годам растение уже утрачивает эту способность. Корневища образуют
ежегодно новые листья, а цветоносы только через 2-3 года. Вот и получается,
что за свою долгую жизнь растение цветёт всего 2-3 раза. Всё растение
ландыша ядовито, а препараты из его листьев, цветков, семян – лекарственные средства, которые улучшают и укрепляют работу сердца.
Чтение 3 части.
- Какое третье желание мальчика? Почему? Как озаглавим? (Лето. Добавить квадрат с буквой Л.)
- При сборе ягод и грибов можно брать только те, которые хорошо знаешь. Незнакомые грибы и ягоды не срывать. Они могут служить лекарством и пищей для животных.
Чтение 4 части.
- Как озаглавим? (Осень. Добавить квадрат с буквой О.)
- Чем понравилась осень?
- Осенью много овощей и фруктов, богатых витаминами, которые можно есть вдоволь, тем самым, укрепляя своё здоровье.
- Почему у мальчика возникали такие желания? (Каждое время года хорошо по-своему, они приносят человеку радость и здоровье).
- Какое ваше любимое время года и почему?
VIII. Самостоятельная работа учащихся. Повторное чтение учащимися.
Словарная работа. Объясните значение следующих слов.:
- румяный – красный
- желание -…
- пёстрый - …
- сенокос - …
- Было ли в тексте для вас что- то не понятно.
Игра «Разведка». Дети задают друг другу вопросы к тексту.
Работа в парах. (На каждой парте лежат картинки с изображением природы в разное время года.)
- Выложить картинки с изображением природы в разное время года по
плану. (Проверка.)
IX. Повторение, систематизация знаний.
Презентация «Времена года». Краткая беседа о временах года.
1 слайд. «Зима».
Снег на полях,
лёд на реках,
вьюга гуляет.
Когда это бывает?
2 слайд. «Весна».
Тает снежок,
ожил лужок,
день прибывает.
Когда это бывает?
3 слайд. «Лето».
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
4 слайд «Осень».
Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает.
Когда это бывает?
- Как вы думаете, какое время года самое важное?
Вывод: Все времена года нужны и важны!
X. Задание на дом. Читать с. 155-156; отвечать на вопросы.
Творческое задание.
- Выполните иллюстрацию к рассказу.
- Найдите и прочитайте другие произведения о временах года.
XI. Итог.
- Что вы сегодня нового узнали?
- Что вам понравилось?
- Какие трудности встретились?
- Что бы вы ещё хотели узнать? На ваши вопросы мы постараемся ответить на следующем уроке.
Дидактическая игра «Кто больше придумает слов? »
А теперь давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:
- зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)
- весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)
- лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)
- осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)
- Оцените свою работу на уроке. (Показать на пальчиках.)
- На листочке нарисовать солнышко, которое «расскажет» с каким
настроением вы работали на уроке.
- Оценка деятельности учащихся.
- Сегодня все хорошо поработали, все старались. Молодцы!
Учитель отмечает работу учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме: Э.Шим "Жук на ниточке"
Данный урок чтения и развития речи проведен в 3 классе школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, раскрывает методику работы в группе и осуществление деятельностного подхода на урок...
Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».
Цели:· формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;· обучение выразительному чтению стихо...
Конспект урока письма и развития речи по теме "Слова с безударными гласными". 4 класс коррекционной школы
Конспект урока письма и развития речи по теме "Слова с безударными гласными". 4 класс коррекционной школы...
Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Л.Квитко «Бабушкины руки»"
Цель: формировать навыки качественного чтения стихотворения. Задачи:- обучение чтению стихотворения правильно, бегло, осознанно, выразительно; расширение кругозора учащихся, формирование у ...
Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе школа 8 вида Тема урока: Л. Толстой «Филипок»
ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида Конспект урока чтения и развития речив 4 «Б» классеТема урока: Л. Толстой «Филипок» Учитель начальных класс...
Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»
Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...
Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"
Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;- учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...