Статья "Развитие связной речи у детей с ЗПР на уроках русского языка и литературного чтения."
статья по чтению по теме

Загороднева Маргарита Александровна

Развитие речи – актуальная задача обучения в начальной школе, так как наша речь является основой всякой умственной деятельности и средством человеческого общения (коммуникации).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у детей с ЗПР на уроках русского языка и литературного чтения.

                                                                                                    Загороднева Маргарита Александровна

                                                                                 Учитель начальных классов

                                                                                                           ГБОУ школа № 7 Красносельского района

                                                               Санкт-Петербурга

Развитие речи – актуальная задача обучения в начальной школе, так как наша речь является основой всякой умственной деятельности и средством человеческого общения (коммуникации).
Проблема развития речи занимает важное место в начальном образовании. А особенно остро она стоит в классе, где обучаются дети с ЗПР. Почти все учащиеся поступают в школу со скудным словарным запасом, их речь бедна и маловыразительна.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развернутого изложения.

Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно.

       Дети с ЗПР имеют ряд общих особенностей познавательной деятельности и личности. Психолого-педагогические исследования, проведенные в течение ряда лет в НИИ дефектологии АПН СССР Н.А. Никишиной, В.И. Лубовским, Т.В. Егоровой, М.В. Ипполитовой и др. и обобщенные в монографии «Обучение детей с ЗПР», констатируют у этих детей неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, зрительно- моторной координации, автоматизации движений и действий.

        У детей с ЗПР обнаруживается недостаточный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения и абстракции. Отмечается непланомерность анализа, недостаточная его точность, односторонность. Обобщения расплывчаты и слабо дифференцированы. Наиболее характерная особенность этих ребят - несоответствие между уровнем интуитивно- практического и словесно- логического мышления;

       Мышление детей с ЗПР характеризуется поверхностностью, которая проявляется в абстрагировании и обобщении несущественного, недостаточной гибкости мышления, склонности к шаблонным, стереотипным решениям. Способ действия, эффективный в одних условиях, неоправданно переносится в другие;

         Наблюдения показывают, что у детей с ЗПР отсутствуют школьные интересы, они не сразу включаются в работу класса, не отвечают на вопросы учителя, как будто не слышат, о чем идет речь. Если же они включаются в работу, то прекращают ее, как только возникают затруднения. Дети не всегда усваивают программный материал, не могут сосредоточиться на задании. Обстановка класса действует на них возбуждающе, и вместе с ним они быстро утомляются. Они не могут оценить выполненную работу, не обращают внимания на исправленные в тетради учителем ошибки. У них не вырабатывается осознанного отношения к оценке учителя.

       У всех детей с ЗПР не сформирована готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании связей между анализаторами) и служит одной из причин того, что ребята с трудом овладевают навыками чтения и письма, часто путают буквы, сходные по начертанию, испытывают трудности при самостоятельном воспроизведении текста. 

       Дети с ЗПР быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатую работу. Все эти и многие другие особенности психических процессов детей не могут не сказываться на состоянии и ходе развития их речи.

       Связная речь детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеет существенные отличия от связной речи детей с нормальным психическим развитием. Отставание в формировании контекстной речи, как в целом отставание в речевом развитии, является у детей рассматриваемой категории вторичным дефектом, следствием недостаточности аналитико-синтетической деятельности, низкого уровня познавательной и собственно речевой активности, несформированности мыслительных операций. В целом, связная речь детей с ЗПР оказывается на значительно более низком уровне по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.

       Речевая деятельность детей с ЗПР также имеет ряд особенностей:

  • ограниченный словарный запас (неточное употребление многих лексических значений; в активном словаре преобладают существительные и глаголы; недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий);
  • существенные трудности в овладении грамматическим строем речи, стойкое нарушение грамматического оформления высказывания (неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок; заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению);
  • Множественные аграмматизмы (ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов). Развернутые смысловые высказывания отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью;
  • нарушение в формировании монологической речи. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Для речи детей с ЗПР характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями. При пересказе текстов дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Затруднения в составлении развернутого рассказа по картинке, серии сюжетных картинок, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий. В рассказах воспроизводятся внешние, поверхностные впечатления, причинно-следственные взаимоотношения ускользают от внимания детей. Дети не вполне понимают смысл прочитанного, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, лишние привнесения. Описательный рассказ у детей беден, страдает повторами; некоторые не могут использовать предложенный план; другие сводят описание к простому перечислению отдельных признаков любимой игрушки или знакомого предмета.

Перечисленные особенности речевой деятельности вызывают значительные трудности при обучении и развитии связной речи.

          Дети с ЗПР испытывают больше затруднений при составлении описательных рассказов репродуктивного и продуктивного вида, чем их нормально развивающиеся сверстники. В описательных изложениях и сочинениях у них нарушается целостность и связность текстового сообщения. Целостность и смысловую организацию текста изложения нарушают изменение порядка слов в предложении и пропуски одной из микротем. Для сочинений более типичными являются нарушения последовательности описания.

          Оценка способов межфразной связи показывает, что значительная часть работ учащихся с ЗПР представляет собой набор предложений, не связанных между собой. Обращает на себя внимание наличие бессмысленных предложений, вербальных штампов, «застреваний» на названии какого-либо действия. Наиболее характерным для работ учащихся изучаемой категории являются такие виды связок, как лексический повтор и местоименная замена.

Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.

         Методика и способы развития связной речи у школьников включает в себя множество приемов и упражнений, которые выстраиваются в один сложный и непрекращающийся процесс.

          Говоря о развитии именно связной речи у младших школьников, обычно выделяют 3 основных аспекта:

  1. работа со словом. Для уточнения смысла слова эффективны   следующие задания: «Расскажи всё, что ты знаешь о предмете», «Третий лишний»,  «Разговор с малышом»,  «Что  разного (общего)  у предметов»,   «Закончи логическую цепочку»  и т. д.
  2. работа со словосочетаниями и предложениями. На данном  этапе  очень  эффективна  методика  скороговорения. На уроках использую скороговорки для выработки навыков  правильного произношения звуков, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения. Формы  работы со скороговоркой могут быть различны. Вот некоторые из них:

– проговаривание  скороговорок  в разном темпе с разными интонациями (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно, разочарованно);

– проговаривание, сопровождаемое определенными загаданными действиями (например, хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями);

– импровизационное инсценирование скороговорок;

– создание скороговорных приветствий  и  т. д.

       Другим   средством  развития речи учащихся является включение в урок пословиц  и  поговорок. Все мы знаем, что в народных высказываниях содержится мудрость народа, восхваляются нравственные качества, осуждаются негативные. 

      Детям очень нравится разгадывать загадки. Процесс отгадывания  загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, обогащает их словарный запас.  Работу над загадками  можно разнообразить, используя  мнемотехнику. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. А потому, основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

       На уроках  нужно как можно больше играть.  На данном этапе наиболее интересными и эффективными являются следующие игры  «Инопланетяне», «Растеряйка», «Смысловые группы», «Пропавшие слова», «Собери предложение», «Шиворот - навыворот» и др.  Использование  на уроках вышеперечисленных игр  покажут  нам насколько богата детская фантазия, насколько нестереотипно детское мышление, какие богатые речевые возможности заложены в каждом ребенке.

  1. работа над построением связной речи. Словесное рисование – важное звено в формировании речевой культуры младших школьников. Словесное рисование – это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Вопросы и  задания, исходящие  от учителя  могут быть следующего содержания:

• Какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

• Придумайте (подберите) мелодию к этому стихотворению.

• Представьте, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы используете для неба, облаков, зелени, земли и т.д.

• Найдите в тексте стихотворения образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору.

        Сочинение сказок – ещё один этап в развитии речи детей. Сказка развивает речь, воображение, наблюдательность и мышление  младших школьников. На уроках можно инсценировать сказки, сочинять  и  фантазировать  вместе с детьми.

При работе со сказкой  рекомендую  использовать следующие приемы:

•«Выворачивание сказки наизнанку»  по технологии Джанни  Родари (т.е. события в сказке излагаются в той же последовательности, но вместо персонажей этой сказки вводятся новые персонажи или другие объекты). Этот прием помогает детям отойти от стереотипов при придумывании продолжения  уже знакомой сказки. (Например, придумайте сказку, в которой вместо репки вырос гигантский горох)

• решение сказочных задач.

- Что нужно сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?

- Что может сделать колобок, чтобы и песенка была услышана, и живым остаться?

• пересказ сказки с опорой на схему – загадку.

        В коррекционной работе с детьми с ЗПР основное внимание уделяется: формированию монологической речи; обучению детей составлению предложений и обучению рассказыванию разного вида.

        Наиболее рекомендуемыми в изученной мной литературе являются следующие приемы развития связной речи у детей с ЗПР:

1.  Рассказ по демонстрируемым действиям – это прием учит внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории.

2.  Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин – это умение формируется на основе вышеперечисленного. При использовании этого метода работы педагог должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения.

 3. Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

Это самый сложный вид рассказывания. Здесь труднее обеспечить план высказывания из-за отсутствия образца. Только вопросный план педагога поможет детям обеспечить последовательность этапов изложения. Однако в тоже время отсутствие образца позволяет начать очень трудную, но столь необходимую работу над творческим рассказыванием.

Конкретная целевая установка задания – очень важный момент, т.к. именно от цели занятия будет зависеть структура.

         Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

        В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Методы реализации в уроке:

    -задания по степени нарастающей трудности;

  -включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор;

    -разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности учащихся;

  -задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;

    -дозированная  поэтапная помощь педагога;

    -перенос учеником только что показанного способа обработки информации на своё       индивидуальное задание;

     -задания с опорой на несколько анализаторов;

    -правильный и исчерпывающий инструктаж;

    - включение в урок материалов сегодняшней жизни;

    -создание условий для зарабатывания, а не получения оценки;

    -проблемные задания, познавательные вопросы;

    -призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка;

    -словесные методы обучения (беседа);

   -наглядные методы ( натуральная наглядность:  живые объекты, а также муляжи, чучела, модели, коллекции; изобразительная наглядность: таблицы, рисунки, схемы);

   -словарная работа.

         Виды заданий:

Упражнения на развитее различных анализаторов:

  •  Выбрать из волшебного мешочка яблоко (грушу, лимон, кожаное изделие, кружку и т. п.)
  •  показать цветовые полоски, цвета которых бывают у данного предмета
  •  Выбрать из предложенных картинок те, которые имеют отношение к данному предмету и объяснить почему.
  •  Найти лишнюю картинку.
  •  Найди ошибки в описании предмета.
  •  Сколько раз встречается одно и то же слово  и какое слово лишнее (на коррекцию внимания и зрительной памяти)
  •  Запомни фон, на котором изображён предмет (цифра, буква и т. п.) на зрительное внимание.
  •  Разложи карточки на 3 группы (упражнение на классификацию)

 Упражнения на коррекцию анализа – синтеза:

  •  Собери разрезную картинку и назови предмет.
  •  Найди недостающий предмет для картинки верхнего ряда из предметов, расположенных в нижнем ряду. Объясни свой выбор.

Целям активизации познавательной деятельности умственно отсталых учащихся могут служить следующие приёмы: подбор синонимов к названию картины, предметов, изображённых на ней; составление рассказа и озаглавливание его; придумывание ситуации по опорным словам.

      Метод графических работ доказывает свою эффективность как метод усиления коррекционной направленности урока.

Наглядность такого типа позволяет преодолеть дефекты аналитико-синтетических процессов мыслительной деятельности у детей, приучает их видеть детали и целое, помогает осмыслить связи единичного и целого.

В словарной работе  на первый план выдвигается семантический компонент, т. к. только понимания ребёнком значения слова формирует у него умения сознательного выбора слов и словосочетаний. Поэтому в уроки и в учебники включены упражнения по подбору синонимов, антонимов, слов с обобщённым значением, работа с многозначными словами, ритмом и рифмой. К примеру:

1. Замена слова в словосочетании  –

             прозрачный воздух  - свежий, чистый

             любимое дело         - увлекательное дело…

  •       подбор наиболее точного слова по смыслу:

            Несмотря на … погоду, дети пошли гулять.

            Несмотря на … час, во дворе ещё играли дети.

  •  составление предложений со словами синонимического ряда:

            помощь – первая, неотложная, скорая

             грязный – руки, овощи, улица

  •  нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках:

             русский язык – язык во рту

             носить очки – набрать очки

             месяц года – месяц на небе

  •  Рисование на тему многозначного слова.  

       Успех развития связной речи во многом будет зависеть от того, как учитель сможет поддерживать интерес к предмету от урока к уроку, от класса к классу. Большое значение имеет живое, научно-популярное объяснение нового материала; такое объяснение, при котором неизвестные учащимся факты преподносятся в виде интересного рассказа, который убеждает школьников в том, что овладеть языком - значит, действительно повысить культуру речи, понять тайну языка, научиться говорить еще точнее и ярче.

       Вывод:

       Научить детей с ЗПР связной правильной речи - большой и кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка дает положительные результаты и обеспечивает содержательное и структурное единство устной и письменной речи школьников с ЗПР, выступает источником развития их словесно- логического мышления.

       Связная речь, аккумулируя успехи ребенка в усвоении всех сторон родного языка, выступая как одна из важнейших целей речевого воспитания, вместе с тем с первых занятий по ее формированию становится важным условием овладения языком - его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, условием воспитания умений уместно пользоваться языковыми средствами выразительности речи.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием ИКТ "Обобщение изученного материала "Части речи"

Обобщение изученного материала происходит с помощью художественно-изобразительных средств, яркого художественного чтения стихов, презентации "Весна"....

Доклад по самообразованию на тему "Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".

Одно из главных направлений работы в начальных классах - развитие связной речи учащихся. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи, обуче...

Доклад на тему: " Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения"

Опыт работы с детьми на уроках русского языка и литературного чтения....

Практика по "Развитию речи" на уроках русского языка и литературного чтения

Эти практические упражнения применяются в системе, помогают ученику усовершенствовать свою речь, свободно общаться, работать сообща....

Развитие связной речи на уроках русского языка и литературного чтения

Всю жизнь человек совершенствует речь, овладевает богатствами языка. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется, ранообразится....