Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Якушева Елена Владимировна

Рабочая программа по литературному чтению  3 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx87.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа г. Мамоново

                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Якушевой Елены Владимировны,

первая  квалификационная категория,

по литературному чтению

в 3 классе

2017 – 2018 учебный год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе   примерной программыначального общего образованияпо литературному чтению и завершенной предметной линии учебников  по литературному чтению для 1—4 классов общеобразовательных учреждений: «Литературное чтение» Авторы:  Л.Ф. Климанова,  В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. УМК  «Школа России»; ОАО «Издательство», «Просвещение» с учетом целевых установок ООП НООМБОУ СОШ г. Мамоново  и отражает пути реализации  требований Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  и изменения, приказ № 1241 от 26.11.2010 г. «Фундаментальным ядром содержания общего образования», РАН, РАО, М, 2011 г.

Данная программа составлена на основе программы учебного курса «Литературное чтение» п. 2   раздел  2.2.2.ООП НОО МБОУ СОШ г. Мамоново и предназначена  для обучающихся 3-го года обучению  литературному чтению  в МБОУ СОШ г. Мамоново. Подготовленность обучающихся к освоению данной программы на среднем уровне.

Учебный предмет «Литературное чтение» включен в обязательную предметную область «Русский язык и литературное чтение». На изучение учебного предмета «Литературное чтение» отводится – 132 часа.

105 часов инвариантная часть (на изучение учебного предмета «Литературное чтение») / 27 часов вариативная часть. Из учебного предмета «Литературное чтение» выделен внутрипредметный образовательный модуль  «Секреты речи», расширяющий содержание учебного предмета «Литературное чтение».Внутрипредметный образовательный модуль направлен на формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи.

        Основным средством реализации программы является УМК «Школа России», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, прошедший государственную экспертизу на соответствии ФГОС и включенный в Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом  Минобрнауки РФ  № 253 от 31.03.2014 г,  с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 1529, где ведущей целевой установкой УМК «Школа России» является:«Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества». Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на овладение младшими школьниками приёмов сравнения, анализа, классификации, обобщения и т.д., т.е. на формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов.

        Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися ООП НОО. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного предмета.

Уровень освоения  программы - базовый

Основной формой реализации программы является урок.

Направленность рабочей программы - образовательная программа начального общего образования.

Форма обучения  - очная.

Цель:

спланировать достижения предметных, метапредметных и личностных результатов через:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи:

  • развивать у обучающихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение обучающихся и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
  • формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
  • обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
  • обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов, в том числе научно- познавательным.

2. Планируемые  результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни
    семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • потреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
  • рассуждать о категорияхдоброи зло, красивои некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
  • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Обучающийсяполучит возможность научиться:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное авторомсловоспособно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
  • делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

Обучающийся научится:

  • сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;
  • пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвященных великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая деятельность

Обучающийся научится:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;
  • осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать на
    родную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
  • находить в произведении средства художественной выразительности.

Обучающийсяполучит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Личностные УУД

Обучающийсянаучится:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Обучающийсяполучит возможность научиться:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме?Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
  • фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
  • формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
  • осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме?Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «—», «?», накопительной системы баллов);
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?», накопительной системы баллов);
  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
  • записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;
  • предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
  • находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
  • сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
  • понимать смысл и значение создания летописей, былин,житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы(Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из  своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
  • определять основную идею произведений разнообразных жанров(летописи, былины, жития, сказки,рассказа, лирического  стихотворения),осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • понимать цель своего высказывания;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
  • создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий;
  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбрать для себя подходящие роли и функции;
  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания(упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям.
  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
  • готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
  • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению.

3. Содержание учебного предмета

Тематическое планирование по разделам

Содержание учебного предмета

Характеристика

деятельности обучающихся.

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч).

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении

заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника

Самое великое чудо на свете (2 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необходимой  информации.  Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать теми чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.

Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.

Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Устное народное творчество (10 ч)

Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Русские народные сказки «Сестрица Аленушка
и братец Иванушка». «Иван-Царевич и Серый
Волк». «Сивка-Бурка». Особенности волшебной
сказки. Деление текста на части. Составление

плана сказки. Характеристика героев сказки
Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописно-
го текстов.

Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

Оценка достижений

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.

Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства.

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.

Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части.

Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке.

Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев.

Называть основные черты характера героев.

Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории.

Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Проект: «Как научиться читать стихи

основе научно-популярной статьи Я. Смоленского».

Русские поэты XIX—XX века. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза». «Листья». Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение — средство художественной выразительности. Сочинение — миниатюра «О чём рас

скажут осенние листья».

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...» Картины природы. Эпитеты — слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения.

И. С. Никитин «Полно, степь моя...» «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег».

И. 3. Суриков «Детство». «Зима».

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора

Определять различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения.

Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

Великие русские писатели

(21 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин.

«Сказка о царе Салтане...». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной

сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина. Рисунки
И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков
с художественным текстом, их сравнение И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове
Скульптурный портрет И. А. Крылову
Басни И. А. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.        

М.Ю.Лермонтов. Статья  В. Воскобойникова Подготовка сообщения на основе статьи Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.

Л. Н. Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя.  Подготовка сообщения о  жизни и творчестве писателя. Рассказы Л. Н. Толстого. Тема и главная мысль рассказа Составление различных вариантов плана Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события герои). Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Знать особенности литературной сказки.

Определять нравственный смысл литературной сказки.

Сравнивать определение живописи и произведения литературы.

Давать характеристику героев литературной сказки.

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Сравнивать рассказ – описание и рассказ – рассуждение.

Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять особенности басни, выделять мораль басни с текстах.

Представлять героев басни.

Характеризовать героев басни на основе их поступков.

Инсценировать басню.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Различать в басни изображенные события и замаскированный скрытый смысл.

Поэтическая тетрадь 2 (5ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности.

Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений. К.Д.Бальмонт,   И.А.Бунин.   Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.

Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух.

Читать стихотворение, выражая авторское настроение

Сравнивать текст – описание и текст – повествование.

Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения.

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.

Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.

Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования.

Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения

Литературные сказки (7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои  сказки.  Характеристика  героев сказки. Нравственный смысл сказки. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.

Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки.

Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

Были-небылицы (7ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.

К. Г. Паустовский   «Растрёпанный   воробей». Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев. А. И. Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ. Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.

Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах.

Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.

Читать сказку выразительно по ролям

Поэтическая тетрадь 3

(4 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому.

А. А. Блок. Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.

С. А. Есенин. Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение отражая настроение.

Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения

Люби живое (13ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

М Пришвин «Моя родина». Заголовок — «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Со-

И С Соколов-Микитов «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения. Листопадничек - главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. В. И. Белов «Малька провинилась». «Еще про Мальку». Озаглавливайте текста. Главные герои рассказа. В. В. Бианки «Мышонок Пик».  Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.

Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ. В П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения.

Понимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая произведении слова – определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения

Поэтическая тетрадь 4 (4 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...» Заголовок стихотворения. Выразительное чтение.

А. Л. Барто «Разлука». «В театре». Выразительное чтение.

С. В. Михалков «Если». Выразительное чтение. Е. А. Благинина «Кукушка». «Котёнок». Выразительное чтение. Проект: «Праздник поэзии». Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения.

Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать

своё мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть.

Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения

Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (12 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения.

А. П. Платонов «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий.

Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н. Носова. Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы: подбирать книги, соответствующие теме.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

По страницам детских журналов (5 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

«Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего дома, своего города. Р. Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности).

Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.                                                                                        

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.

Использовать приём увеличения темпа чтения - «чтение в темпе разговорной речи».                                                                    

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

Находить необходимую информацию в журнале

Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения(советы, легенды).                                                                            

Проверять себя и самостоятельно, оценивать свои достижения

Зарубежная литература (8ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике. Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки.

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом.

Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

4. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Самое великое чудо на свете – 3 часа.

Знакомство с учебником. Содержание учебника. Словарь.

1

Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

1

Обобщение по разделу «Самое великое чудо на свете». Оценка достижений.

1

М.Что  такое  язык?  Наука  о  языке. Сколько  языков  на планете  Земля?

1

Устное народное творчество – 10 часов.

Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. Обращение к силам природы.

1

Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

1

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки.

1

М. Наша  речь  от  пещерного  человека  до наших  дней.

1

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Составление плана сказки.

1

Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». Характеристика героев сказки.    

1

Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». Деление текста на части. Составление плана.  

1

М. Родной язык! Он с детства мне знаком!.

1

Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». Краткий пересказ.

1

Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин. Сравнение художественного текста и произведения живописи.

1

Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин. Сравнение художественного текста и произведения живописи. Входной контроль.

1

М. Язык – зеркало нашей души.

1

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.

1

Поэтическая тетрадь 1 – 6 часов.

Знакомство с названием раздела. Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского)

1

Ф.И Тютчев «Весенняя гроза». Звукопись, ее художественно-выразительное значение.

1

М. Тайные  письмена.

1

Ф.И. Тютчев «Листья». Олицетворение – средство художественной выразительности.

1

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». Эпитеты – слова, рисующие картины природы.

1

 « Зреет рожь над жаркой нивой…». Эпитеты – слова, рисующие картины природы.

1

М. Волшебные слова нашей речи.

1

И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

1

Великие русские писатели – 21 час.

Знакомство с названием раздела. А.С.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина».

1

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Прием контрасти.

1

М. Бравые  солдаты  нашей  речи.

1

А.С.Пушкин «Зимнее утро». Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Прием контрасти.

1

А.С.Пушкин «Зимний вечер». Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Прием контрасти.

1

А.С.Пушкин «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и его прекрасной «Царевне Лебеди». События сказочного текста.

1

М. Мастерская  языка.  Раз, два, три, четыре, пять, давай считалку  сочинять.

1

А.С.Пушкин «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и его прекрасной «Царевне Лебеди».  Сравнение народной и литературной сказки.

1

А.С.Пушкин «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и его прекрасной «Царевне Лебеди». Особенности волшебной сказки. Нравственный смысл сказки.

1

Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.

1

М. Что такое культура речи?

1

И.А.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

1

И.А.Крылов «Мартышка и очки». Мораль. Нравственный урок. Характеристика героев на основе их поступков.

1

И.А.Крылов «Зеркало и Обезьяна». Мораль. Нравственный урок. Характеристика героев на основе их поступков.

1

М. Что портит нашу речь?

1

И.А.Крылов «Ворона и Лисица». Мораль. Нравственный урок. Характеристика героев на основе их поступков.

1

М.Ю.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

1

М.Ю.Лермонтов. «Горные вершины»,  «На севере диком стоит одиноко…». Настроение стихотворения.

1

М. Кому служит интонация?

1

М.Ю.Лермонтов «Утёс», «Осень» . Настроение стихотворения.

1

Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя) Подготовка сообщения

1

Л.Н.Толстой «Акула». Тема и главная мысль рассказа.

1

М. Крылатые выражения в русской речи.

Л.Н.Толстой «Прыжок». Тема и главная мысль рассказа. Прозаический рассказ.

1

Л.Н.Толстой «Лев и собачка».  Тема и главная мысль рассказа. Лирический рассказ.

1

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. Текст-описание и текст -рассуждение.

1

М. Быстро – медленно.

Тихо – громко.

1

Обобщение по разделу «Великие русские писатели» Оценка достижений.

1

Поэтическая тетрадь 2 – 5 часов.

Знакомство с названием раздела. Н.А.Некрасов «Славная осень!...»,  «Не ветер бушует над бором…». Картины природы. Настроение стихотворений.

1

М. Самое  главное.

1

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».  Повествовательное произведение в стихах. Авторское отношение к герою.

1

К.Д.Бальмонт «Золотое слово». Создание словесных картин.

1

И.А.Бунин.Создание словесных картин.

1

М.Чей  голосок?

1

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2» . Оценка достижений.

1

Литературные сказки  - 7 часов

Знакомство с названием раздела. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка.  

1

Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Сравнение литературной и народной сказок.

1

М.Мастерская  языка.  Будем   сказку  сочинять.

1

В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница». Характеристика героев сказки.

1

В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница». Нравственный смысл сказки.

1

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок.

1

М. Мастерская  языка.  Будем   сказку  сочинять.

1

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Составление плана сказки.

1

Промежуточный контроль.

1

Были-небылицы – 7 часов.

Знакомство с названием раздела. М.Горький «Случай с Евсейкой». Прием сравнения.

1

М. Точные  слова.

1

М.Горький «Случай с Евсейкой». Сочинение продолжения сказки.

1

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей». Определение жанра произведения.

1

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей». Герои произведения. Их характеристика.

1

М. Разговорная  и  деловая  речь.

1

А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения.

1

А.И.Куприн «Слон». Составление плана.

1

Обобщение по разделу «Былины и небылицы». Оценка достижений.

1

М. Художники  своей  речи.

1

Поэтическая тетрадь 4 часа.

Знакомство с названием раздела. Саша Чёрный. Стихи о животных. «Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей», «Слон»

1

А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». Картины зимних забав.

1

 С.А. Есенин «Черемуха». Средства художественной выразительности.

1

М.Мастерская  языка. Секрет загадки.

1

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь3». Оценка достижений.

1

Люби живое – 13 часов.

Знакомство с названием раздела. М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).

1

И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек». Заголовок – «входная дверь» в текст.

1

М. Изобразительно-выразительные средства языка

1

И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек». Дополнение содержания текста.

1

В.И.Белов «Малька провинилась». Главные герои.

1

В.И.Белов «Ещё раз про Мальку».

1

М.В мире мудрых мыслей.

1

В.В.Бианки «Мышонок Пик». Рассказ о герое.

1

В.В.Бианки «Мышонок Пик». Составление плана текста.

1

Б.С.Житков «Про обезьянку». Герои произведения.

1

М. М. Пляцковский «Серый дог Буль». Чтение, деление текста на части. Обучение составлению плана.

1

Б.С.Житков «Про обезьянку». Краткий пересказ.

1

В.Л. Дуров «Наша Жучка». Герои произведения.

1

В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.

1

М. Пляцковский «Серый дог Буль». Чтение, деление текста на части. Обучение составлению плана.

1

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

1

Обобщение по разделу «Люби живое». Урок-конференция «Земля – наш дом родной»

1

Поэтическая тетрадь  4 часа.

Знакомство с названием раздела. С.Я.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»

1

М.Странные словечки.

А.Л.Барто «Разлука», «В театре».

1

С.В.Михалков «Если», «Рисунок»

1

Е.А.Благинина «Кукушка», «Котёнок», «Крестики-нолики» Обобщение  по разделу «Поэтическая тетрадь 4»  Оценка достижений.

1

М.Викторина « Знаток  родной  речи».

1

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок – 12 часов.

Знакомство с названием раздела. Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения.

1

109-110

А.П.Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев.

2

111-112

А.П.Платонов «Ещё мама». Особенности речи героев.

2

113-114

М.М.Зощенко «Золотые слова». Особенности юмористического рассказа.

2

115

М.М.Зощенко «Великие путешественники». Восстановление последовательности событий.

1

116

Н.Н.Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа.

1

117

  Н.Н. Носов «Телефон». Особенности юмористического рассказа.

1

118

В.Драгунский « Друг детства».

1

119

Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Оценка достижений.

1

120

По страницам детских журналов – 5 часов.

Знакомство с названием раздела. Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

1

121

Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы по содержанию.

1

122

Г.Б.Остер «Вредные советы».  

1

123

Г.Б.Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда.

1

124

Р.С.Сеф «Веселые стихи». Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». Оценка достижений.

1

125

Зарубежная литература – 8 часов.

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции

1

126

Мифы Древней Греции. Храбрый Персей. Мифологические герои и их подвиги.

1

127

 Мифы Древней Греции. Храбрый Персей.

1

128

Итоговый контроль.

1

129

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки.

1

130

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Характеристика героев.

1

131

Обобщение по разделу «Зарубежная литература».

1

132

Обобщение и повторение пройденного.

1

УМК « Школа России»

Литературное чтениеСтраница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению3 класс УМК "ГАРМОНИЯ"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "ГАРМОНИЯ" (134ч.)...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....