Открытый урок по литературному чтению 2 класс, УМК «Гармония» Тема: Н.Н.Носов «Живая шляпа»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Использовала на уроке различные средства: рассказ, объяснение, работа с учебником. Произведение «Живая шляпа» находится в разделе «В мире книг». Изучили произведение Н.Н.Носова «Затейники»,следующее произведение «Фантазеры
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.
В своей деятельности я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников, в том числе и групповые.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.
На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_n.nosov_-zhivaya_shlyapa-.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА».
УМК «Гармония»
2 КЛАСС
Форма проведения: Изучение нового материала
Учитель: Дурасова Вера Александровна МБОУ «Зиняковская ОШ»
Цель: обучение вдумчивому чтению на примере произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа».
Задачи:
-учить структурному анализу художественного произведения, по средствам определения языковой мысли и составление краткой характеристики героев;
- развивать устную речь, учить анализу, синтезу;
-воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность).
Универсальные учебные действия, на развитие которых направлен урок:
- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществляют первоначальный контроль своих действий; принимают позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; понимают важность планирования своей деятельности;
- коммуникативные: умеют выдвигать гипотезы, сравнивать, аргументировать свою точку зрения; принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; проявляют интерес к общению на уроке; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии;
- познавательные: выполняют несложные логические действия (сравнение, сопоставление); выделяют события, видят их последовательность в произведении; выделяют в тексте основные части; структурируют знания.
Личностные результаты: проявляют положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения;
осуществляют эмоциональное восприятие поступков героев; умеют оценивать поведение героев произведения;
проявляют способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.
Педагогические технологии:
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
- информационно-коммуникативная технология.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Литературное чтение» для 2 класса автор О.В.Кубасова, «Ассоциация XXI век», 2012г.
Время реализации урока: 45 мин
Авторский медиапродукт:
1. конспект урока, тест в Microsoft Word, презентация в Microsoft PowerPoint2007
2. вид медиапродукта:
- наглядная презентация учебного материала,
- итерактивное задание
- итерактивная игра
Необходимое оборудование и материалы для урока-занятия: мультимедийный проектор, итерактивная доска, Microsoft Power Point, наушники, нетбуки.
План проведения этапа урока:
Этапы урока | Временная реализация |
| 1 |
2.Игра-викторина | 4 |
3.Проверка домашнего задания | 7 |
4.Сообщение темы урока, постановка учебных задач. | 1 |
5.Словарная работа | 1 |
6.Прогнозирование содержания | 1 |
7.Прослушивание записи. | 4 |
8.Беседа по первому восприятию | 1 |
9.Проблемный вопрос | 1 |
10.Физкультминутка | 1 |
11.Работа с текстом во время чтения | 14 |
12.Обобщение | 1 |
13.Соотнесение пословиц с содержанием рассказа | 1 |
14.Определение жанра произведения | 1 |
15.Тест | 4 |
16.Домашнеее задание | 1 |
17.Рефлексия | 1 |
ХОД УРОКА.
Слайд 1
- Организационный момент.
У.- Урок литературного чтения.
-Вы готовы слышать и слушать друг друга?
(сигнальные карточки).
-Что надо делать, чтобы стать настоящим читателем?
(Уметь грамотно читать).
- У. -Вы изучили, прочитали достаточно много произведений Н.Н.Носова.
Работая в группах ,я предлагаю сыграть в игру-викторину и мы узнаем, кто является «знатоком» произведений Н.Н.Носова.
(Игра-викторина интерактивная по группам).
У.- Какие вопросы вызвали затруднения?
-Значит нам надо познакомится и изучить произведение«Живая шляпа».
3. Проверка домашнего задания.
У. - В гостях какого рассказа мы были на прошлом уроке?
-(Затейники)
Слайд №2
У.- Подберите синонимы к слову затейники.
(Фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).
У.-На сколько смысловых частей разделили текс?
У.-От чьего лица ведется этот рассказ?
(от Пети).
У.-«Восстановите последовательность событий» выполняя задание по группам.
1гуппа пересказ 1 части.(до слов «Потом мама ушла…)
2 группа пересказ 2 части. (до слов «Вдруг меня кто-то»)
3 группа пересказ 3 части(Открыли мы дверь»)
- группа пересказ 4 части.(до конца).
У.-Подумайте, за что вы могли бы похвалить ребят?
(Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)
У.-За что можно их поругать?
(Нельзя нагонять на себя страх, игры поспокойнее)
У.-Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?
(Нельзя играть с одеялом, с постелью)
У.-Что сказали бы соседи, которые это все слышали?
(Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные)
У.-Что скажете вы?
У.-Какова идея этого рассказа?
(Ребята затейники. Они могут организовывать свой досуг, но нелязя нагонять на себя страх, нельзя громко кричать.)
(Оценить ответы: уверенность пересказа, манеру исполнения, фактические ошибки.)
4. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
Слайд №3
(Портрет)
- Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Н. Н. Носова.
Но сначала вспомните, что вы знаете об этом писателе или о его творчестве?
Ответы детей:
- Носов родился недалеко от Киева в Украине;
- он был не только писателем, но режиссёром;
- его отец был артистом, а мама – рукодельница и певунья;
- по его произведениям были сняты мультфильмы и фильмы для детей;
- писатель был на войне;
- во время Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы;
- его труд был отмечен правительственными наградами – двумя премиями.
Слайд№4
Учитель:
Его произведения читают не только российские дети, но и дети других стран.
Один авторитетный международный журнал произвёл подсчёт – какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки. Получился список, в котором третьим – вслед за М. Горьким и А. С. Пушкиным – оказался детский писатель Носов.
У.-О КОМ РАССКАЗЫВАЕТ Н. НОСОВ В СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ?
(О детях, о наших ровесниках)
У.- Какие у него рассказы по характеру?
(Весёлые, радостные, смешные, юмористические, жизнерадостные.)
Учитель.
Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Надо учиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, по доброму относиться к шуткам. Читая рассказы Николая Носова читатели познают понятия, как честность, долг, дружба, совесть, смелость, умение побороть смех.
У.-Об этом мы прочитаем в рассказе «Живая шляпа».
5. Словарная работа.
Слайд №5
У.- Что изображено на слайде?
(Дети сами дают определение. Учитель уточняет.)
«Комод»- низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья.
«Кочерга» - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
6. Прогнозирование содержания.
У.-Откроем учебник.стр.131
У.- С чего мы начинаем работу над новым произведением?
(Читаем фамилию автора, вспоминаем о ком и о чём он пишет, читаем заголовок, рассматриваем иллюстрацию, если она есть и делаем предположение содержания произведения.)
У.- Какие вы можете сделать предположения о содержании этого произведения?
У.- Как вы понимаете словосочетание «живая шляпа»?
У.-Автор назвал рассказ «Живая шляпа».Как вы думаете почему?
(-из-за того, что под ней был котенок, шляпа действительно казалась живой. Она двигалась как живая.)
У.- Давайте прослушаем чтение профессионального артиста и посмотрим, какие из наших предположений оправдались.
У.-(Сообщение темы урока для ученика обучающегося по адаптированной программе.)
-Полина откроет рассказ М.Пришвина «Раки».
1.Еще раз прочитает рассказ «Раки».
2.Выполнит задание в тетради.
Запись рассказа
7. Прослушивание записи.
(Учитель работает с учеником индивидуально по рассказу «Раки»М.Пришвин. )
8.Беседа по первому восприятию.
У.- Какие предположения оправдались?
У.- Поделитесь мыслями и чувствами, которые у вас возникли во время прослушивания.
У.- За кого вы волновались и почему?
У.- Почему, когда слушали произведение, вы смеялись, а ведь мальчикам было не до смеха?
-(Потому что мы знали, кто под шляпой, а ребята – нет.).
Слайд№6
9.-Как звали мальчиков?
- Кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазёрами?
(Высказывания детей)
У.- Мнения разделились. Поэтому, чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, нужно проследить, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как он о них рассказывает.
Давайте перечитаем произведение и разберёмся, а потом вернёмся к этому вопросу. Но сначала немного отдохнем.
10. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вновь у нас физкультминутка,
(Наклоны влево, вправо)
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
(Встали на носочки, потянулись)
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Что б сидеть нам было легче.
(Вращения согнутыми руками)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
11. Работа с текстом во время чтения.
У.- Чтобы ответить на вопрос.
(Кем были мальчики трусами, чудаками, фантазерами?)
У.-Надо проанализировать произведение.
У.- Как котёнок оказался под шляпой?
(читают)
У.- Почему мальчики не видели что случилось с котёнком?
(Они сидели за столом и раскрашивали картинки, были увлечены своим занятием.)
У.- А мы, читатели, знаем кто прячется под шляпой?
У.-Когда мы это узнаём?
(Мы это узнаём сразу в начале рассказа.)
У.- Почему писатель начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу?
(Чтобы читатели знали, что бояться нечего;
так интереснее читателям, иначе было бы не смешно.)
У.- Когда мальчики заметили шляпу?
(Услышали, как позади что-то плюхнулось.)
У.-Что значит «плюхнулось»?
(«плюхнуться»-тяжело упасть или сесть.)
У.- Что же так испугало мальчиков?
(Шляпа, которая двигалась.)
У.- Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми?
(Понимали. Один из мальчиков даже сказал, что «шляпы не бывают живыми».)
У.- Тогда что их так напугало?
(Обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.)
У.- Какими словами писатель говорит о состоянии мальчиков?
(Прыгнули на диван и трясутся от страха.)
У.- Что значит «трястись от страха»?
У.- Как ещё по тексту можно догадаться о состоянии мальчиков в этот момент? Посмотрите на оформление предложений.
(Один из них заикается от страха. Они говорят короткими фразами, а так говорит человек если он сильно волнуется или боится.)
У.- Итак, как повели себя ребята в первый момент, когда увидели «живую шляпу»?
(Испугались.)
У.- Что предприняли мальчики?
(Они убежали на кухню.)
У.- Кто из мальчиков посмелей: Володя или Вадик?
(Вадик.)
У.- Почему?
(Вовка хотел уйти домой, бросить друга.)
У.- Как меняется поведение мальчиков на кухне?
(Они успокаиваются и начинают думать, что делать дальше?)
У.- Прочитайте, какие слова стали переломными в их настроении.
(А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?)
Учитель.
Мальчики успокоились и осмелели.)
У.- Что делали мальчики, чтобы узнать тайну «живой шляпы»?
(Хотели треснуть, но боялись подойти ближе; стучали по полу кочергой, кричали.)
У.- Как вы понимаете слово «треснуть»?
(Очень сильно ударить.)
У.- А как вела себя шляпа всё это время?
(Она не двигалась.)
У.- Как вы думаете, почему?
(Она сама боялась.)
У.- Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? (Зачитать.)
У.- Почему они сначала боялись, а потом сами стали нападать на шляпу?
(Они побороли свой страх окончательно, потому что поняли, что шляпа их сама боится.)
У.- Какое слово передаёт их настроение?
(Обрадовались.)
У.- Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?
(Радость – что всё хорошо закончилось, страх прошёл;
стыд – что они испугались шляпы;
жалость – Ваське зря попало.)
12. Обобщение.
- А теперь, прежде чем вернуться к вопросу, на который вы отвечали, давайте ещё раз перечитаем слова, которые характеризуют настроение и душевное состояние мальчиков по ходу развития событий:
Слайд№7
Испугались;
успокоились и осмелели;
побороли свой страх;
веселились и радовались;
обрадовались.
Слайд№8
У.- Как вы теперь ответите на вопрос: «Кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазёрами?»
(Они не были трусами, потому что справились со страхом. Мальчики были активные, деятельные. Они не сидели на месте, а искали выход. Пытались узнать, кто там под шляпой.
Ребята были фантазёрами. Они напридумывали, что шляпу кто-то дёргает за верёвочку.)
У.- А как автор относится к героям своего произведения?
(Ребята ему нравятся, он над ними посмеивается.)
У.- А какой это смех: добрый или злой?
(Добрый.)
У.- Как называется такой смех?
(Юмор.)
- Какая главная мысль этого рассказа?
(Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.)
Учитель:
- Чтобы не пострадать или не попасть в подобную комичную ситуацию. Вам помогут пословицы.
13. Соотнесение пословиц с содержанием рассказа.
У.- Какую пословицу вы бы подобрали сами к этому произведению?
Слайд№9
У.- Прочитайте пословицы и выберите одну, которая больше подходит к содержанию этого произведения.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Волков бояться – в лес не ходить.
У страха глаза велики – чего нет, и то видят.
Чучело только видом пугает.
(ребята испугались того, что обычный, знакомый предмет ведет себя странно, непонятно).
14. Определение жанра произведения.
У.- К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучали?
( Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев.)
У.- Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как?
(Юмористический рассказ.)
Учитель.
Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение
Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.
15.У.-Проверим ,как хорошо вы знаете содержание рассказа «Живая шляпа».
Тест . (Работа по вариантам)
(Учитель работает индивидуально с учеником на интерактивной доске .Выполняет задание «Собери пословицы- танграм»).
Слайд №10
16. Домашнее задание.
1. Прочитать рассказ стр.131-134.
2. Ученики 1группы сочинить отзыв к рассказу «Живая шляпа».
3. Рабочая тетрадь стр.86 №1, №2.,№3,№4.
Слайд№11
17. Оценка своей работы на уроке.
- Продолжите предложение:
Мне было интересно …
Мне захотелось …
У меня получилось…
Выставка книг Н.Н.Носова. Читайте книги Носова!
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зиняковская основная школа»
Открытый урок
по литературному чтению 2 класс,
УМК «Гармония»
Тема: Н.Н.Носов «Живая шляпа»
Выполнил учитель начальных классов
Дурасова Вера Александровна
2013-2014 уч.год.
Самоанализ урока по литературному чтению
по теме: Н.Н.Носов «Живая шляпа»
Форма проведения: урок ознакомления с новым материалом
Цель деятельности педагога: обучение вдумчивому чтению на примере произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа».
Задачи: -учить структурному анализу художественного произведения, по средствам определения языковой мысли и составление краткой характеристики героев;
- развивать устную речь, учить анализу, синтезу;
-воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность).
Универсальные учебные действия, на развитие которых направлен урок:
- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществляют первоначальный контроль своих действий; принимают позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; понимают важность планирования своей деятельности;
- коммуникативные: умеют выдвигать гипотезы, сравнивать, аргументировать свою точку зрения; принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; проявляют интерес к общению на уроке; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии;
- познавательные: выполняют несложные логические действия (сравнение, сопоставление); выделяют события, видят их последовательность в произведении; выделяют в тексте основные части; структурируют знания.
Личностные результаты: проявляют положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществляют эмоциональное восприятие поступков героев; умеют оценивать поведение героев произведения; проявляют способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.
В классе 24 ученика. 1 ученик обучается по адаптированной программе.По уровню познавательной деятельности класс средний. На уроке применяла следующие педагогические технологии:
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
- информационно-коммуникативная технология.
Использовала на уроке различные средства: рассказ, объяснение, работа с учебником. Произведение «Живая шляпа» находится в разделе «В мире книг». Изучили произведение Н.Н.Носова «Затейники»,следующее произведение «Фантазеры
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.
В своей деятельности я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников, в том числе и групповые.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.
На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.
Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время.
Положительные результаты урока
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся.
На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.
Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала. Урок прошёл в темпе, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся.
Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11
12 13 14
15 16 17
18 19 20
21 22 23
24 25 26
27 28 29
30
34
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт урока литературного чтения во 2 классе по теме "Н.Н.Носов "Живая шляпа"
Урок литературного чтения составлен для обучающихся 2 класса УМК "Школа России", авторы учебника Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова....
Презентация к уроку по литературному чтению 2 класс по теме "Н.Н.Носов "Живая шляпа"
Презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России" по теме "Н.Н.Носов "Живая Шляпа"....
Урок чтения во 2 классе. Тема: Н .Н. Носов. "Живая шляпа"
продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “Живая шляпа” формировать умение определять и анализировать композицию произведения...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему Н.Н. Носов"Живая шляпа"
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему Н.Н. Носов"Живая шляпа"...
Урок чтения во 2-м классе. Тема: Н.Н. Носов. "Живая шляпа"
Урок чтения во 2-м классе. Тема: Н.Н. Носов. "Живая шляпа"Цели урока: продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “Живая шляпа” формирова...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ. ТЕМА «Н. Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕТЕМА «Н. Н. Носов «Живая шляпа»...
Конспект урока, литературное чтение 2 класс. Тема: Н.Н.Носов "Живая шляпа".
Конспект урока литературного чтения во втором классе Н.Н.Носов «Живая шляпа»ФИО (полностью)Кравченко Надежда ГригорьевнаМесто работыМБОУ «КСОШ №1»Должностьучитель начальных кла...