Урок литературного чтения по И.Соколову-Микитову "Весна"
материал по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_i.sokolovu-mikitovu_vesna.doc | 59 КБ |
vesna_urok_.ppt | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения .
Материал для чтения: по И.Соколову-Микитову «Весна»
Цели урока:
образовательные: познакомить учащихся с новым текстом, расширить знания о весенних приметах; способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее текста, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста, обеспечить осмысление новых слов: закружились, распустились пуховки, зазеленеет, произошло.
развивающие: содействовать формированию и развитию учебных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства любви и уважения к природе, заботы о ней, содействовать осознанию учащимися ценности духовного наследия своего народа, помочь учащимся осознать ценность личностных качеств.
Ход урока:
- Орг.момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня замечательный день, ярко светит солнышко и улыбается нам. Улыбнитесь и вы друг другу, подарите друг другу улыбки, радость и тепло.
Самоопределение к деятельности.
(Звучит звук журчащего ручья, звуки капели, чириканье птиц)
- Что это? Послушаем, ребята.
- Какие звуки мы слышим?.
- Скажите, когда это бывает?
- Весной.
- Кто назовет тему нашего урока?
- Тема урока Весна.
-Мы познакомимся с новым рассказом о весне; научимся выразительно и осознанно читать; будем учиться рассказывать о весне.
- Ребята, сегодня необычный день. Кто скажет, почему?
- 21 марта – День весеннего равноденствия. Это значит день равен ночи. Дальше день будет только прибывать, а ночи – уменьшаться. (слайд)
- Работа по теме.
- Как вы думаете, весна уже полностью вступила в свои права или нет?
Весна – самое красивое время года. У человека, который смотрит на эту красоту, поднимается настроение. Хочется петь, танцевать, пойти на улицу. Каждый воспевает увиденное по-своему. И еще весна – это пробуждение природы. Как вы понимаете пробуждение природы? Как можно сказать по-другому, подберите синоним? (просыпается, оживает)
- Пробуждение – это пробуждение природы от зимней спячки, все вокруг просыпается, оживает, все радуются, весело поют птицы, звонко журчат ручьи, просыпаются животные ит.д.
- Расскажите, как вы чувствуете силу весны в нашем городе? Поделитесь своими наблюдениями, доказательствами, что весна пришла.
(картинки с весенними зарисовками)
- Когда наступает весна по календарю?
- 1 марта.
- А по тувинскому календарю, когда наступает весна?
- Какой праздник схож с Шагаа?
- Почему эти праздники схожи?
- Вы очень наблюдательные дети. Так много назвали признаков весны.
- Работа по схеме.
- Ребята, вспомним из уроков окружающего мира признаки неживой природы весной. Поможет схема.
- Положение солнца ( ярче, выше, чем зимой)
- Продолжительность дня (день увеличивается)
- Состояние неба (голубое)
- Река (лёд тает) (нельзя ходить на реку, тем более играть на льду)
- Земля (прогревается, чернеет)
- А что же у нас происходит в неживой природе весной? Попробуем подвести итог.
- Метапредметные связи
- Ребята, я хотела бы познакомить вас с новыми словами: понятие и определение.
- Понятие – это представление о чем-нибудь, общая мысль. Определение – это объяснение, разъяснение смысла.
Например, слово «весна» – это понятие. А вы скажите: Что такое весна?
- Весна – это время года, когда пробуждается природа.
- То, что вы сказали - это определение. Вы объяснили смысл слова весна.
- Понятие – лёд
- Замёрзшая вода
Работа в группе.
Я буду называть понятие, вы попробуете дать определение. 1 группа - Грачи.
- Перелетные птицы.
- 2 группа - Подснежники.
- Первые весенние цветы.
- 3 группа – Проталина.
- Место, где растаял снег, и открылась земля.
- Молодцы!
- С какими словами мы познакомились?
- Понятие и определение.
- Каждое ли слово можно рассмотреть как понятие?
- Вывод: Мы познакомились со словами понятие и определение. Каждое слово можно рассматривать как понятие. Каждому понятию можно дать определение.
- Работа с текстом.
- Вы отлично справились с работой. А сейчас прочитаем текст «Весна», и увидим, что происходит весной.
Рассказ написал известный вам писатель Иван Соколов-Микитов.
- Работа над произношением. (слайд)
- Словарная работа:
Закружились, распустились пуховки, зазеленеет, произошло. (Слайды)
- Что может закружиться?
- Закружиться могут листья осенью, закружилась голова и т.д.
- Распустились пуховки. Анай-хаак – это ива. С чем автор сравнивает иву? - - - Почему автор сравнивает иву с пуховками?
- Потому что она такая же мягкая и пушистая, как пух.
- Что может распуститься?
- Распуститься могут цветы, листочки и т.д.
- Что может зазеленеть?
- Зазеленеть может трава, листочки и т.д.
- Произошло (произойти). Что может произойти? (чудо, приключение, история и т.д.)
- Образцовое чтение учителем.
- О чем рассказ?
- Чтение вслух.
- Молодцы! Читаете вы отлично.
- Работа по содержанию.
- Как называется текст, который мы прочитали?
- Слово «Весна»-это что, понятие или определение?
- К каждому ли слову можно подобрать определение?
- В своем рассказе автор использовал много определений весне. Только он использовал художественные определения, поэтично, красочно описывает весну.
- Попробуем найти в тексте художественные определения весне.
- ……
- Все перечисленные определения относятся к ранней весне или к поздней?
-К ранней.
- Прочитайте признаки поздней весны. Что скоро произойдет в природе?
- Как вы думаете, Соколов –Микитов любит весну?
- Как вы догадались?
- Он красиво описывает весну, поэтично. Солнце называет солнышко.
- Какие птицы прилетели первыми?
- Первыми прилетели грачи.
- Опишите грачей.
- Какие птицы летят за грачами?
- За грачами летят скворцы.
- С кем сравнивает автор скворцов?
- За скворцами?
- За скворцами летят жаворонки.
- Найдите в рассказе жаворонки, какие?
- За жаворонками?
- За жаворонками- гуси и журавли.
- За ними?
- Кукушки.
- Какие кукушки?
- Найдите в рассказе, какие насекомые первыми появляются в лесу?
- Какое настроение передает автор в этом рассказе?
- Он передает светлое, веселое, радостное, восхищенное настроение.
- Чему учит нас писатель Иван Соколов-Микитов?
- Он учит нас уметь любоваться природой родного края, воспринимать красоту природы, радоваться, удивляться, восхищаться, наблюдать, сравнивать.
- Найди предложение.
Группам дается задание:
1 группа – найти предложение, в котором говорится о том, что произошло в природе.
2 группа – найти предложение, в котором говорится о том, что происходит в природе.
3 группа – найти предложение, что скоро произойдет в природе.
Проверка.
- Игра «Пазлы»
- А сейчас игра «Пазлы». Соберите из пазлов картинку и составьте предложение к картинке.
1 группа – стая гусей. (Над рекой закружилась стая гусей)
2 группа – веточки ивы. (На веточках ивы распустились мягкие пуховки)
3 группа – трава. (Зазеленеет молодая трава)
- Элемент диалога двух культур.
- У русского народа есть много примет наступления весны, например, Вода с гор потекла- весну принесла. Но и у тувинцев тоже есть свои приметы: зимой ягнят держали в кошаре. Но с наступлением весны, ягнят выпускали на улицу вместе со взрослыми овцами и баранами. Таким образом, дети на селе, узнавали о приходе весны.
Пословицы о весне: Апрель с водою, май с травою. …..
- Дополнительная информация.
В природе весна вступает в свои права с началом сокодвижения у деревьев. Иногда в это время люди собирают сок и делают на деревьях насечки, оставляя после сбора сока раны открытыми.
- К чему это может привести?
- Дерево может погибнуть, так как сок, необходимый для листьев из него вытекает.
- Если ранней весной, вы увидите, что из проделанной кем – то на дереве ранки по стволу течет сок, замажьте ее глиной или пластилином.
- Итог урока.
- Итак, с какими новыми словами мы познакомились?
- Какой рассказ мы прочитали? Чему научились?
- Составлять предложения, рассказывать о весне, сравнивать, наблюдать за природой.
- Рефлексия.
- Наш урок подошел к концу. Какое впечатление он произвел на вас? Оцените свою работу. Оцените работу класса.
На столе у учащихся по фигурки птичек, на доске рисунок пейзажа. Учащиеся выбирают птичку и прикрепляют её на рисунок:
На небо – «Всё удалось»
На дерево - «Старался, но не всё удалось»
На землю, на кустик - Затруднялся выполнять задания.
Оценки.
Дом.работа
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВЕСНА день небо земля солнце реки ярче,выше, чем зимой голубое прогревается увеличивается лёд тает
Понятие Весна Грач Подснежник Проталина Определение Время года, когда пробуждается природа Перелётная птица Первый весенний цветок Место, где растаял снег и открылась земля
С ю ́ га [ сй ΄ уга ] , за кр у жи ́ лась [ жы ] ст ая гу се ́ й [ гус ΄ эй ] , за цв етёт, мура вьи ́ [ в ΄ й ΄ и ] , ди ́ кие пчё лы [ пч ΄ о ]
Закружи ́́́ лась (закружи ́ ться) – дескине берген (дескине бээр)
Распусти ́ лись пухо ́ вки (распусти ́ ться) – анай – хаактар часты берген (частыр)
Зазелене ́ ет (зазелене ́ ть) – ногаарара бээр
Произошло ́ (произойти ́ ) – болган (болур) Произошло ́ … (чу ́ до, приключе ́ ние, измене ́ ние в приро ́ де…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....