Урок литературного чтения по И.Соколову-Микитову "Весна"
материал по чтению (3 класс) на тему

Монгуш Инесса Шуновна

Урок литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_i.sokolovu-mikitovu_vesna.doc59 КБ
Office presentation icon vesna_urok_.ppt2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения .

 

Материал для чтения: по И.Соколову-Микитову «Весна»

                                       

Цели урока:

образовательные: познакомить учащихся с новым текстом, расширить знания  о весенних приметах;  способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее текста,   организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста, обеспечить осмысление новых   слов: закружились, распустились пуховки, зазеленеет, произошло.

развивающие: содействовать формированию и развитию учебных  умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства любви и уважения к природе, заботы о ней,   содействовать осознанию учащимися ценности  духовного наследия своего народа,   помочь учащимся осознать ценность  личностных качеств.

Ход урока:

  1. Орг.момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня замечательный день, ярко светит солнышко и улыбается нам. Улыбнитесь и вы друг другу, подарите друг другу улыбки, радость и тепло.

 Самоопределение к деятельности.

(Звучит звук журчащего ручья, звуки капели, чириканье птиц)

- Что это? Послушаем, ребята.

- Какие звуки мы слышим?.

- Скажите, когда это бывает?

- Весной.

- Кто назовет тему  нашего урока?

- Тема урока Весна.

-Мы  познакомимся с новым рассказом о весне; научимся выразительно и осознанно читать; будем учиться  рассказывать  о весне.

- Ребята, сегодня необычный день. Кто скажет, почему?

- 21 марта – День весеннего равноденствия. Это значит день равен ночи. Дальше день будет только прибывать, а ночи – уменьшаться. (слайд)

  1. Работа по теме.

-  Как вы думаете, весна уже полностью вступила в свои права или  нет?

  Весна – самое красивое время года. У человека, который смотрит на эту красоту, поднимается настроение. Хочется петь, танцевать, пойти на улицу. Каждый воспевает увиденное по-своему. И еще весна – это пробуждение природы. Как вы понимаете пробуждение природы? Как можно сказать по-другому, подберите синоним? (просыпается, оживает)

- Пробуждение – это пробуждение природы от зимней спячки, все вокруг просыпается, оживает, все радуются, весело поют птицы, звонко журчат ручьи, просыпаются животные ит.д.

- Расскажите, как вы  чувствуете силу весны в нашем городе? Поделитесь своими наблюдениями, доказательствами, что весна пришла.

(картинки с весенними зарисовками)

- Когда наступает весна по календарю?

- 1 марта.

- А по тувинскому календарю, когда наступает  весна?

- Какой праздник схож с Шагаа?

- Почему эти праздники схожи?

 - Вы очень наблюдательные дети. Так много назвали признаков весны.

  1. Работа по схеме.

- Ребята, вспомним  из уроков окружающего мира  признаки неживой природы весной. Поможет схема.

  • Положение солнца ( ярче, выше, чем зимой)
  • Продолжительность дня (день увеличивается)
  • Состояние неба (голубое)
  • Река (лёд тает) (нельзя ходить на реку, тем более играть на льду)
  • Земля (прогревается, чернеет)

- А что же у нас происходит в неживой природе весной? Попробуем подвести итог.

  1. Метапредметные связи

- Ребята, я хотела бы познакомить вас с новыми словами: понятие и определение.  

- Понятие – это представление о чем-нибудь, общая мысль. Определение – это объяснение, разъяснение смысла.

Например, слово «весна» – это понятие. А вы скажите: Что такое весна?

- Весна – это время года, когда пробуждается природа.

- То, что вы сказали -  это   определение. Вы объяснили смысл слова весна.

- Понятие – лёд

- Замёрзшая вода

Работа в группе.

 Я буду называть  понятие, вы попробуете дать  определение. 1 группа - Грачи.

- Перелетные птицы.

- 2 группа - Подснежники.

- Первые весенние цветы.

- 3 группа – Проталина.

- Место, где растаял снег, и открылась земля.

- Молодцы!

- С какими словами мы познакомились?

- Понятие и определение.

- Каждое ли слово можно рассмотреть как понятие?

- Вывод: Мы познакомились со словами понятие и определение. Каждое слово можно рассматривать  как  понятие. Каждому понятию можно дать определение.

 

  1. Работа с текстом.

- Вы  отлично справились с работой. А сейчас прочитаем текст «Весна»,  и увидим, что происходит весной.

 Рассказ написал  известный вам  писатель Иван Соколов-Микитов.

  1. Работа над произношением. (слайд)
  2. Словарная работа:

Закружились, распустились пуховки, зазеленеет, произошло. (Слайды)

- Что может закружиться?

- Закружиться могут листья осенью, закружилась голова и т.д.

- Распустились пуховки. Анай-хаак – это ива. С чем автор сравнивает иву?  - - -    Почему автор сравнивает  иву с пуховками?

- Потому что она такая же мягкая и пушистая, как пух.

- Что может распуститься?

- Распуститься могут цветы, листочки и т.д.

- Что может зазеленеть?

- Зазеленеть может трава, листочки и т.д.

- Произошло (произойти). Что может произойти? (чудо, приключение, история и т.д.)

  1. Образцовое чтение учителем.

- О чем рассказ?

  1. Чтение вслух.

- Молодцы! Читаете вы отлично.  

  1.  Работа по содержанию.

- Как называется текст, который мы прочитали?

- Слово «Весна»-это что, понятие или определение?

- К каждому ли слову можно подобрать определение?

- В своем рассказе автор использовал  много определений весне. Только он использовал  художественные определения, поэтично, красочно описывает весну.

- Попробуем найти в тексте художественные определения   весне.

- ……

- Все перечисленные определения относятся к ранней весне или к поздней?

-К ранней.

- Прочитайте признаки поздней весны. Что скоро  произойдет в природе?

- Как вы думаете, Соколов –Микитов любит весну?

- Как вы догадались?

- Он красиво описывает весну, поэтично. Солнце называет солнышко.

 - Какие птицы прилетели первыми?

- Первыми прилетели  грачи.

- Опишите грачей.

- Какие птицы летят за грачами?

- За грачами летят скворцы.

- С кем сравнивает автор скворцов?

- За скворцами?

- За скворцами летят жаворонки.

- Найдите в рассказе жаворонки, какие?

- За жаворонками?

- За жаворонками- гуси и журавли.

- За ними?

- Кукушки.

- Какие кукушки?

- Найдите в рассказе, какие насекомые  первыми появляются в лесу?

- Какое  настроение  передает  автор в этом рассказе?

- Он передает  светлое, веселое,  радостное, восхищенное настроение.

- Чему учит нас  писатель Иван Соколов-Микитов?

- Он учит нас уметь любоваться природой родного края, воспринимать красоту природы,  радоваться, удивляться, восхищаться, наблюдать, сравнивать.

  1. Найди  предложение.

Группам дается задание:

1 группа – найти предложение, в котором говорится о том, что произошло в природе.

2 группа – найти предложение, в котором говорится о том, что происходит в природе.

3 группа – найти предложение, что скоро произойдет в природе.

Проверка.

  1. Игра «Пазлы»

- А сейчас игра «Пазлы». Соберите   из  пазлов    картинку и составьте предложение к картинке.

1 группа –  стая гусей. (Над рекой закружилась стая гусей)

2 группа –  веточки ивы. (На веточках ивы распустились мягкие пуховки)

3 группа – трава. (Зазеленеет молодая трава)

 

  1. Элемент  диалога  двух культур.

  - У русского народа есть много примет наступления весны, например,  Вода с гор потекла- весну принесла. Но и у тувинцев тоже есть свои приметы:  зимой ягнят держали в кошаре. Но с наступлением  весны, ягнят выпускали на улицу вместе со взрослыми овцами и баранами.  Таким образом, дети на селе, узнавали о приходе весны.  

Пословицы о весне: Апрель с водою, май с травою. …..

 

  1. Дополнительная информация.

В природе весна вступает в свои права с началом сокодвижения у деревьев. Иногда в это время люди собирают сок и делают на деревьях насечки, оставляя после сбора сока раны открытыми.

- К чему это может привести?

- Дерево может погибнуть, так как сок, необходимый для листьев из него вытекает.

- Если ранней весной, вы увидите, что из проделанной кем – то на дереве ранки по стволу течет сок, замажьте ее глиной или пластилином.

  1. Итог урока.

- Итак, с какими новыми словами мы познакомились?

- Какой рассказ мы прочитали? Чему научились?

- Составлять предложения, рассказывать о весне, сравнивать, наблюдать за природой.

  1. Рефлексия.

- Наш урок подошел к концу. Какое впечатление он произвел на вас?  Оцените свою работу. Оцените работу класса.

 На столе у учащихся по  фигурки птичек, на доске рисунок пейзажа. Учащиеся выбирают птичку и прикрепляют её на рисунок:

На небо – «Всё удалось»

На дерево -  «Старался, но не всё удалось»

На землю, на кустик - Затруднялся выполнять задания.

Оценки.

 Дом.работа


 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

21 марта

Слайд 3

ВЕСНА день небо земля солнце реки ярче,выше, чем зимой голубое прогревается увеличивается лёд тает

Слайд 4

Понятие Весна Грач Подснежник Проталина Определение Время года, когда пробуждается природа Перелётная птица Первый весенний цветок Место, где растаял снег и открылась земля

Слайд 5

С ю ́ га [ сй ΄ уга ] , за кр у жи ́ лась [ жы ] ст ая гу се ́ й [ гус ΄ эй ] , за цв етёт, мура вьи ́ [ в ΄ й ΄ и ] , ди ́ кие пчё лы [ пч ΄ о ]

Слайд 6

Закружи ́́́ лась (закружи ́ ться) – дескине берген (дескине бээр)

Слайд 7

Распусти ́ лись пухо ́ вки (распусти ́ ться) – анай – хаактар часты берген (частыр)

Слайд 8

Зазелене ́ ет (зазелене ́ ть) – ногаарара бээр

Слайд 9

Произошло ́ (произойти ́ ) – болган (болур) Произошло ́ … (чу ́ до, приключе ́ ние, измене ́ ние в приро ́ де…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...