Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев "Капалуха" 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев "Капалуха".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_chteniyu_vpastafev_kapaluha.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
I Организационный момент
- Прозвенел звонок. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения. Повернитесь лицом к своему соседу и улыбнитесь ему. Присаживайтесь, начнем наш урок.
II Проверка знаний по разделу. Проверка домашнего задания.
- Ребята, скажите какой раздел мы с вами изучаем?
- Мы изучаем раздел «Люби живое»
- Сейчас мы проверим наши знания по этому разделу.
Работать будем в группах. Посмотрите внимательно на экран. Здесь вы видите картинки из произведений, изученных в этом разделе. Внимательно рассмотрите их и назовите автора и название произведения.
СЛАЙД НА ПРЕЗЕНТАЦИИ С КАРТИНКАМИ (потом проверить, вылетают названия и авторы)
- Молодцы с этим заданием вы справились! Скажите, а что же это значит «Люби живое»?
- Мы должны любить, заботиться и оберегать все живое: птиц, зверей, растения.
- Совершенно верно. Посмотрите на экран. Арина, прочитай предложение:
СЛАЙД НА ПРЕЗЕНТАЦИИ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ: ПТИЦЫ ЖИВУТ ПОВСЮДУ!
- Птицы живут повсюду.
- Вы согласны с этим утверждением?
- Да
- Данила, прочитай по слогам.
- Пти-цы жи-вут по-всю-ду
- Никита, прочитай это шёпотом.
- Ярослав, прочитай это громко.
- Арина, прочитай с вопросительной интонацией,…
- Варя, прочитай с восклицательной интонацией.
- Егор, прочитай с грустной интонацией.
- Даша, прочитай с удивлением.
- Да, действительно птицы живут повсюду: и в городе, и в поле, и даже там, где казалось бы невозможно жить, даже на Северном полюсе.
А вот где мы с вами можем учитель сразу несколько видов птиц, вы узнаете отгадав загадку.
Отгадайте загадку
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Прежде чем отправиться в путешествие в лес и услышать там пение птиц, давайте вспомним какие правила поведения в лесу мы должны соблюдать? Составьте кластер.
РИСУНОК ДЕРЕВО И ЛИСТОЧКИ С ТЕКСТОМ КЛАСТЕРА
-Молодцы, вы знаете правила поведения в лесу. Мы зашли в лес и слышим голоса птиц. Определите по голосу, что это за птица.
Кукушка-ку-ку,
ворона-кар,
воробей-чик-чирик,
синичка-твить-твить.
Глухарь - ?
- Мы не всегда можем по голосу узнать птицу, потому что некоторых из них мы еще не встречали. Так и с последней птичкой, но я надеюсь, что в конце урока мы все таки узнаем чей же это был голос.
Подготовка к восприятию художественного произведения.
Дальше путешествовать по лесу мы пойдем вместе с автором произведения, которое мы будем сегодня изучать.
Имя этого писателя -Виктор Петрович Астафьев. Давайте обратимся к книжной выставке «______________________________________________________»
ВЫСТАВКА КНИГ Виктора Петровича АСТАФЬЕВА, УКАЗКОЙ ВОЖУ ПО ВЫСТАВКЕ. УКАЗЫВАЮ НА ПОРТРЕТ АСТАФЬЕВА
Выдающийся русский писатель В. П. Астафьев родился в 1924-2001 году в сибирской деревне Овсянка. Детство писателя было очень трудным: его семья была выслана в ссылку, а маленькому мальчику пришлось жить в детском доме. Именно те события, которые происходили с ним в приюте легли в основу первых произведений автора.
В своих рассказах он описывал тяжелое детство своих друзей, которые были вынужденные расти без родительской любви и заботы. Юность Астафьева пришлась на период Великой Отечественной войны. Писатель также описывал военные события, героическую борьбу советского народа в своих рассказах. Отдельное место в его творчестве занимает тема природы и родной деревни. Ведь детство его прошло в красивейшем крае – Сибири, среди густых еловых лесов и зеркально-чистых вод Енисея.
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В П Астафьева «Капалуха.
Давайте мы с вами попробуем предположить о чем пойдет речь в этом произведении. Для этого вы поработаете в группах.
1 группа: по иллюстрации в учебнике на стр. 98 попробует предположить о чем это произведение.
2 группа: получает карточку с ключевыми словами. По ним вы тоже должны высказать свои предположения о сюжете произведения
3 группа: Вы должны по названию произведения догадаться о чем оно. Вы можете воспользоваться словарем.
На выполнение задания у вас 1 минута.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ, УЧЕБНИКИ, КАРТОЧКА С КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ
- Итак, группы готовы.
1 группа вы работали с иллюстрацией, как вы думаете о чем произведение?
-2 группа вы работали с ключевыми словами. Арина, какие у вас были ключевые слова? Какие у вас предположения ?
- 3 группа вы поработали со словарем. Как вы думаете о чем говорится в рассказе?
Давайте мы сейчас с вами прослушаем текст в исполнении артиста и проверим эти предположения. При желании можно следить по тексту учебника Литературное чтение на стр 98.
Прослушав произведение каждой группе нужно будет ответить на вопрос:
1 группе: От чьего лица ведется рассказ? Назовите героев произведения.
2 группе: - Что обнаружили ребята (гнездо)?
3 группе: - Что вы чувствовали при чтении? Почему?
Эти вопросы каждая группа может увидеть у себя на столе.
4:57 АУДИОЗАПИСЬ 01-46 (СБРОСИТЬ НА НОУТБУК), КОЛОНКИ, листочки с вопросами
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ с листочков
- Ребята, что вы знаете о глухаре? (каждый ученик читает по 1 строчке)
Глухарь, это большая чёрная птица с бородой и красными бровями.
Капалухой обычно называют самку глухаря. Она меньше самца и окраска у неё более светлая, не такая агрессивная.
Живут в сосновых лесах.
Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц.
Глухарят за собой водит мать.
Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров.
Ночуют глухари в снегу.
Часто гибнут под ледяной коркой.
Этих птиц осталось мало на Земле.
Их надо беречь и охранять.
В нашем крае они тоже водятся.
Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит.
За это и назвали его глухарем.
- Как вы думаете, чей же голос был, который вызвал у нас затруднение. Совершенно верно, так поет глухарь.
А сейчас мы с вами проведем Веселую минутку
На каждый вопрос вы хорош отвечаете «Вот так!» и жестом показываете нужное действие.
- Как живешь?
-Вот так! (показывают большой палец)
-Как идешь?
-Вот так! (ходьба на месте)
-А бежишь?
-Вот так! (бег на месте)
-Ночью спишь?
-Вот так! (руки лодочкой под щеку и положить на них голову)
-Как шалишь?
-Вот так! (надуть щеки и разом стукнуть по ним)
-А сидишь?
-Вот так!
В тексте встретились трудные слова. Давайте научимся читать и понимать их.
На СЛАЙДе
-Прочитайте по слогам, затем плавно:
По-ко-роб-лен-ны-е
Ред-ко-ла-пых е-лей
Блед-но-лист-ным
До-цве-та-ю-щим
Чер-нич-ни-ком
Рас-пу-щен-ны-ми
За-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти
По-до-шед-ший
ПРО-СЕ-КА - полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев;
ВА-ЛЕ-ЖНИК -сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
КО-СМЫ (прост.) взлохмаченные пряди волос.
2. После чтения вопросы по содержанию.
- Прочитайте отрывок из текста в котором автор описывает красоту природы таежного края.
- Какой кустарник увидели ребята на просеке?
-. Найдите в тексте эпизод, в котором описывается находка мальчиков.
-.Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Зачитайте предложение.
-. Найдите и прочитайте с соседом по парте беседу рассказчика с мальчиком
Ребята скажите кто из них думает о птицах и окружающей нас природе как о живой, а кто относится к ней беспечно не задумываясь о последствиях.?
-. Зачитайте эпизод из текста, в котором описывается как мечется капалуха.
- Как ты понимаешь смысл слов автора «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце?
-. Найдите в тексте строки, которые говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам.
-.Перечитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев? Что он хотел этим сказать?
Автор заканчивает свой рассказ собственным размышлением о том, чо через несколько дней мир увидят маленькие птенцы, которые своим пением станут преображать несравненную природу тайги.
-Какую мудрость вы извлекли из урока?
Оцените свои достижения на уроке :
(учащиеся достают карточки для рефлексии)
-вернемся к учебной задаче урока. С каким автором познакомились на уроке?
-что вы о нем узнали?
-о ком этот рассказ? Как вести себя в природе?
Пригодятся ли вам знания полученные на уроке?
В чем человек мог бы брать пример с животных, о которых вы читали?
ИЛИ
-Ребята, как вы считаете, кто был самым активным на уроке. Я с вами согласна…..
- А кому нужно еще поработать над этим материалом.
-Итак ребята давайте мы с вами вспомним что сегодня нового мы узнали на уроке? Начните, пожалуйста, свой ответ со слов:
Я узнал….
Я теперь знаю….
Мне показалось интересным….
-Давайте ответим на вопрос, а как мы это узнали? Каким образом мы получили эти знания? Что мы делали на уроке?
Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. На столе карта самооценки
Деятельность | Я доволен своей работой. | Я старался, но не всё получилось. | Я недоволен своей работой. |
Работа на уроке литературного чтения. В. П Астафьев «Капалуха» |
За активную работу на уроке оценку 5 получают :____
Оценку 4 получают ________
Остальным на следующем уроке нужно быть немного активнее и внимательнее.
Открываем дневники, записываем домашнее задание:
- Стр 98-100 чтение рассказа,
- Капалуха подготовила для каждого из вас дополнительное задание: кому –то нужно будет нарисовать рисунок по содержанию текста, а кому-то составить синквейн к слову лес.
Хотелось бы завершить наш урок словами М. М. Пришвина:
“Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы.. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину”.
- Природа, её красота помогает человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее.
Урок окончен. Спасибо за работу, а гостям за внимание.
Рассказ «Капалуха»: краткое изложение
Повествования ведется от лица самого автора. Эта история случилась с ним в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят. В начале рассказа мы видим всю красоту таежного края – с непревзойденным мастерством автор описывает природу своей маленькой родины – хвойные деревья, густые ковры травы и маленькие кустики черники, которые робко прячутся в зарослях.
Один из друзей маленького мальчика (автора) вдруг заметил капалуху, которая пыталась убежать от охотников. Мальчики осмотрели траву и вдруг заметили гнездо этой птицы, в котором уютно располагалось четыре яйца. Кто-то из ребят захотел забрать яйца с собой, однако учитель запретил это делать, объяснив, что из этих яиц в скором времени вылупятся маленькие птенцы.
Мальчику стало стыдно – он начал сравнивать капалуху со своей матерью, которая дарила ему любовь и заботу в детстве. Разговор ребят учителя перервал крик капалухи, которая несмотря на угрозу собственной жизни, все же вернулась к своим будущим птенцам. Когда ребята отошли, капалуха заботливо покрыла яйца своими широкими крыльями.
Автор заканчивает свой рассказ собственными размышлениями о том, что через несколько дней мир увидят маленькие птенцы, которые своим пением станут преображать несравненную природу тайги.
Анализ рассказа «Капалуха»
Несмотря на то, что капалухе удалось защитить своих птенцов от опасности, этот рассказ является очень грустным. Эта история случилась с автором, когда он перебывал в детском доме. Мальчик, который сравнивал капалуху со своей матерью, никогда не видел ее, так как был сиротой. Воспитанники детского дома нуждались в материнской заботе. Рассказ учителя о будущих маленьких птенцах растопил сердца маленьких ребят, которые были лишены любви своих мам. Автор наделяет капалуху человеческими чертами – смелостью, способностью любить и защищать свое потомство.
Этим он еще больше приближает птицу к образу матерей брошенных детей. Также в своем произведении автору удалось коснуться темы красоты родного края. Читая рассказ, мы словно переносимся в тайгу: видим ее могущественные многовековые деревья, свежие травы, ожерелья ягод.
- Может ли человек быть только хорошим или только плохим? (Я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и что-то плохое, как две половинки белая и чёрная. Важно только какую половинку человек открывает в себе больше).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс
Конспект рассчитан на проведение двух уроков по произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин. "Зимний вечер"
Конспект урока по литературному чтению....
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)
На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...
Конспект урока по литературному чтению для 3-го класса. К.Г. Паустовский "Кот-ворюга"
Данный материал разработан для учителей начальной школы, работающих по программе "Школа XXI века"....
Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»
Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе по теме "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова" («Горные вершины….», «На севере диком стоит одиноко….»
Конспект урока отражает жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова...
Конспект урока по литературному чтению в 1-ом классе на тему: "В.А. Осеева "Печенье""
Цель урока познакомить с новым произведением В.А. Осеевой "Печенье"; развивать речь; отрабатывать навык выразительного чтения; воспитывать доброе, уважительное отношение к родным и близким людям....