Открытый урок по литературному чтению во 2 классе Г.Я. Горбовский "Розовый слон"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе Г.Я. Горбовский "Розовый слон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ

Г. ГОРБОВСКИЙ «РОЗОВЫЙ СЛОН».

УЧИТЕЛЬ: ЗЛОДАРЕВА И.С.

Цели: 

  1. Познакомить с жизнью и творчеством Г. Горбовского, с его произведением «Розовый слон».
  2. Совершенствовать навык чтения, его выразительность, сознательность, речевые умения, умения детей выражать свои мысли и чувства при анализе стихотворения. Развивать любознательность, творческие способности.
  3. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Воспитывать  эмоционально-положительного взгляд на замысел автора.
  4. Определить связь литературы с другими видами искусств (музыка, изобразительное искусство, кино)
  5. Развивать «внутреннее» зрение, воображение, художественное мышление.
  6. Побуждать детей к творческому самовыражению.

Оборудование:  аудиокассета  с «Песенкой  слона», презентация к уроку, словари, энциклопедии,  рисунки слоников для раскрашивания.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей киком головы.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинаем мы урок.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь…

И тихонечко садитесь.

  1. Проверка  домашнего задания.

     - Над каким произведением работали дома?

     - Г. Цыферов « Град».

     – О ком эта сказка?

     - Эта сказка  об ослике.

– Чему ослик, сам того не ведая, научил медвежонка?

- Ослик научил медвежонка быть добрым и помогать товарищам,

  если с ними случится беда.

III. Изучение нового материала.

 1.Постановка проблемы. Сообщение темы и  целей урока.

– Героя следующего произведения угадайте сами.

Чтение стихотворения про себя,  с удивлением, спокойно, тихо, громко. Индивидуальное и хоровое чтение.

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

Ловко воду набирая

Хоботом из луж,

Самого себя купая,

Кто устроил душ?

Разгадывание ребуса                                           (Слон.) ( 2 слайд)

-  Какое слово зашифровано?

- Слон. (доска )

– А что вы знаете о слоне?

Сообщение учащегося: (3 слайд)

Самое крупное наземное животное, его называют гигантом суши. Взрослый самец африканского слона достигает 4 метров в высоту и весит около 6 тонн. Индийские слоны не такие крупные.

- Может быть кто то – видел живого слона, а кто то нет?

– Можно ли этот рассказ поместить в научную энциклопедию? Почему?

 - В нем нет лишних слов, сведения правильны и точны. Это научный

рассказ.)

– Сегодня мы познакомимся ещё с одним слоном. Откройте учебник на стр. 102.

   Прочтите название стихотворения, имя и фамилию автора.

- Г. ГОРБОВСКИЙ «РОЗОВЫЙ СЛОН»

 Определите  цель нашего урока.

- Цель урока – узнать:о творчестве Г.Горбовского

                       Научится:

                      Понять:     как автор относится к главному герою  

                            Умень оценивать свою работу на уроке                            

                                                                                  . ( 4 СЛАЙД)

Спланируем свою деятельность

Примерный план работы с произведением.

1.        Знакомство с произведением.

2.        Работа по содержанию текста.          

3.        Выполнение  творческого задания.

4.        Самооценка.

2. Сведения об авторе.

- Ребята, кто узнал о жизни Г. Горбовского?

Сообщения учащихся.

Горбовский Глеб Яковлевич.

Горбовский Глеб Яковлевич (4 октября 1931, Ленинград) — русский поэт, писатель. ( 5 слайд)

Родился в учительской семье, родители Глеба были преподавателями русского языка и литературы. Отец, выходец из крестьянской старообрядческой семьи был арестован ,  мать перед самой войной отправила сына на летние каникулы к сестре арестованного мужа в другой город, в этой деревне Глеба Горбовского захлестнула война. Мать же всю блокаду пробыла в Ленинграде. Поэт позже вспоминал, как он скитался по детдомам, пока мать с отчимом не разыскали его и не определили его в ремесленное училище № 13, где он получил профессию плотника.

Стихи писать начал в шестнадцать лет, в армии писал песни.

Глеб Горбовский много ездил по стране, работал слесарем,  грузчиком, лесорубом и сплавщиком в Сибири, взрывником в геологических экспедициях на Камчатке, Сахалине, в Якутии.

В 50-х годах Глеб Горбовский становится одним из самых популярных  поэтов Ленинграда. На его стихи написано много песен. Первая книга стихов Горбовского вышла в 1960. В 1963 вступил в Союз писателей. С 1974 пишет также прозу. Написал либретто оперетты «Гори, гори, моя звезда» на музыку С. Пожлакова (1978). Всего Глеб Горбовский выпустил более 30 книг стихов и прозы.

Глеб Яковлевич Горбовский - Лауреат Государственной премии РСФСР (1984) и многих других, Академик Академии российской словесности.

( 6 слайд)

4.  Первичное чтение стихотворения учителем.

Учитель читает, а дети работают карандашом. (подчеркиваем непонятные слова)

5.  Беседа по восприятию.

– Какое настроение вызвало у вас это произведение?  

–  Можно этот текст назвать научным?

 - Нет, это художественный текст.

– Бывают ли на свете розовые слоны?

- Да, бывают, в сказках, игрушки, в детских книжках.

– Почему слон  розовый? Что означает слово «розовый»?

– В русском языке «розовый» означает – светлый, добрый. (7 слайд)

– Какое выражение знаете со словом «розовый»?

Все в «розовом цвете». (7 слайд)

– Что это означает?

-  Человек видит только хорошее, не замечает ничего плохого.

– Не потому ли у автора слон именно - розовый? Значит, какой?

- Добрый, хороший.

  1. слайд).

6.   Словарная работа.

- Кто нибудь знает что нибудь о баобабе? (спрашиваю всех). Но Коля готовил об этом сообщение.

    - Какие непонятные слова встретились в тексте?

Сообщение учащегося:

Баобаб – тропическое дерево с очень толстым стволом и живет 45 тыс. лет, не очень высокое 1825 м. Зато толщина ствола просто удивительная достигает 25, а то и 40 м в окружности! Чтобы обхватить баобаб, весь класс должен был бы взяться за руки. Плоды баобаба, длинные, похожие на огурцы, с сочной сладковатой мякотью, излюбленное лакомство обезьян. Из волокон коры этого удивительного дерева можно свить веревки и даже изготовить грубую ткань. Дупла баобаба используют для хранения зерна, а в засушливых районах для хранения воды. В дуплах некоторых деревьев люди устраивают себе жилища. Состарившийся и погибающий баобаб не падает, как другие деревья, а как бы рассыпается, постепенно оседая, оставляя после себя груду волокон на поверхности земли. (9 слайд)

- Где можно получить точные сведения об этом дереве?

- В энциклопедиях.

Шакал (Canis aureus), хищное млекопитающее  семейства  псовых, 70 сант. длины; острая морда, короткие уши, пушистый хвост; дов. высок; многочислен. стаи в Турции, Греции, Азии, сев. Африке, на Сенегале; морда острее, чем у волка; по праву ближе к волку. ( 10  слайд)

- Где можно получить научные  сведения о баобабе и шакале?

- В энциклопедиях.

(11 слайд).

- Какие выражения требуют нашего объяснения?

- Добрые уши, слон…мешковат(неуклюжий,бесформенный,неповоротливый), скучная обувь.

- Как понимать эти выражения? Постарайтесь объяснить.

  1. Анализ произведения. Выборочное чтение.

–Менялось ли ваше настроение, когда вы читали  стихотворение?

-  Да, менялось. Сначала было весело, потом грустно, потом опять стало  весело, так как появилась надежда.

- Сколько частей в тексте  можно выделить?

- Три части. (12 слайд)

– Прочитайте ту часть стихотворения, к которой можно отнести рисунок  в учебнике.

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ

1 часть.

–Какие  главные слова в первом четверостишье?

-  Баобабы, склон, поляна, слон.

– Какую картину рисует воображение, читая эти слова?

-   Африка.

- Заполним таблицу, для того, чтобы легче было понять замысел автора и лучше подготовиться к выразительному чтению.

(12 слайд)

- А почему дикие звери «двигались тише, если он спал»? (Любили и уважали этого слона)

-– Что значит быть мешковатым?.

 (Неуклюжим, бесформенным, неповоротливым).

- Почему автор пишет, что уши у розового слона «добрые»? (Они мягкие, висят, как два лопуха).

 - Почему же слон розовый? (Он добрый, лучится добротой, звери видят его таким – розовым, добрым, тёплым).

– Какие слова показались самыми красивыми?

-  Розовый слон, веселые силы, добрые уши, ласковый взгляд. (12 слайд)

– В каком предложении стоит восклицательный знак?

 - Много веселых было в нем сил!

– Почему?

-  Автор радуется, восхищается, говоря о слоне. Слон веселый, розовый.

–  Прочитайте их громко, радостно! (Хором)

– Что означает многоточие. Чего не договорил автор? 

-Чтобы обдумать и понять чувства,кот испытывает слон.

УЧСЯ заполняют таблицу

Скучную обувь

Он не носил…

Глупый шакал

-  Многоточие потому, что речь об обуви слона, а затем смысл обрывается, идет резкий нелогичный переход к другой картине.

.

– Читаем ещё 4 строки.

– Почему опять многоточие? Зачем?

Был он с наружи

Чуть мешковат…

Добрые уши,

Ласковый взгляд.

-  Для того, чтобы мы смогли дорисовать картину сами и для того, чтобы почувствовать резкую смену настроения.

2часть

- Прочитайте вторую часть стихотворения.

- Найдите главные слова во второй части. Куда попал слон?

- Слон попал в плен, в зоопарк.  (12 слайд)

– Почему  в начале пятого четверостишья стоит многоточие?

- Быстрая смена картин, настроения.

- Найдите во второй части стихотворения слова, помогающие лучше понять

  настроение автора.

- Обычный; серый, как дом; загрустил.

- Занесём их в таблицу. (12 слайд)

- Прочитайте четверостишье, где ещё есть многоточие. (8)

- Для чего автор поставил его?

- Чтобы мы могли  лучше понять  чувства, которые испытывал слон.

- Что же сделало слона серым? ( Грусть, обида и несвобода).

- Что нового вы узнали о слоне из этих строчек? (Слон умеет грустить и прощать…)

- Кому стало грустно?

-  Предлагаю поднять настроение весёлой физминуткой.

  1. Физминутка. ( 13 слайд)

- Сейчас у нас с вами родится ещё одно произведение искусства, какое скажите после.

- Какое произведение искусства у нас с вами родилось? (Танец)

3 часть.

- Прочитайте заключительную часть произведения.

- О каких чувствах Г. Я. Горбовского мы можем здесь узнать?

- Автор жалеет слона. Верит в его хорошее будущее.

- Какие слова помогают нам это понять?

- Зря унываешь, случайно прислонился, извини. (14 слайд)

- Где стоит многоточие? Почему?

- Сначала  автор жалеет слона, а затем извиняется и призывает надеяться на

  лучшее.

- Какое предложение лучше  других передаёт чувства автора?

- Последнее четверостишье.

– Как, на ваш взгляд, автор относится к слону? (добрый мой слоник)

– Что важное открыл для нас поэт?

-  В плену плохо. А на воле слон счастлив. (14 слайд).

  1. Выразительное чтение произведения.

- Как будем читать первую часть стихотворения?

-  Весело, выражая счастье.

- А как прочитаем вторую часть?

-  Грустно.

- Как будем читать последнюю часть стихотворения?

-  Внушая веру  в хорошее будущее.

– В жизни очень часто бывает, когда стихи, написанные поэтом для того чтобы их читали, ложатся в основу совершенно других произведений искусства. Так произошло и со стихотворением «Розовый слон».

- Подумайте и скажите, а какие произведения искусства можно создать на основе стихотворения «Розовый слон»? (Дети могут называть разные виды искусства).

- Подумайте, что удобно сделать с этим произведением?

- Поясните, почему вы считаете что именно эти произведения искусства можно создать? (Песня – удобно спеть, изобразительное искусство – хочется нарисовать, кино – можно написать сценарий и поставить целый фильм)

- Я вам открою маленький секрет. Оказывается стихотворение «Розовый слон» действительно стало основой многих произведений искусства: была написана песня, создан кинофильм «Боба и слон», нарисованы рисунки.

Рассказ учителя об истории этой песни.

– Музыку на слова Глеба Горбовского написал композитор Станислав Пожлаков. Песня была создана для доброго детского кинофильма «Боба и

слон», в котором рассказывается, как однажды из зоопарка ушёл слон и только пятилетнему мальчику удалось привести его обратно. Затем появился мультфильм «Девочка и слон», где тоже звучит эта песня 

-  И один фрагмент такого произведения я предлагаем вашему вниманию. Какие виды искусства встретятся здесь вы скажете после просмотра.

15 слайд

Фрагмент с песней «Розовый слон» из кинофильма для детей «Боба и слон» (просмотр)

- Фрагмент какого вида искусства вы сейчас увидели и услышали? (кино)

- А какой вид искусства присутствовал в фильме? (песня)

  1. Творческое задание.

 художники. А сейчас я предлагаю побывать вам в роли художников. Вы должны нарисовать «слона», как можно точнее передав содержание стихотворения. Особое внимание обратите на детали: взгляд, уши, форму, размер и цвет. (заготовка слона без глаз ушей ,хвоста и цвета)

11.  Подведение итогов урока.

 

-  Подходит к концу  урок. Какие цели мы ставили? (16 слайд)

-  Кто считает, что мы их достигли?

- В чём заключается замысел автора стихотворения?

-  Поднимите руки, у кого случались «серые дни»?

- Кто вам помог их «перекрасить»? (Друзья.)

- Подарите весёлых слоников своим друзьям, когда им будет грустно и спойте им песенку.

12. Рефлексия.

У вас на столах лежат розовые и белые слоники, которые обозначают:

Розовые – отлично

Белые -   плохо

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Спасибо всем за урок, ребята, мы довольны вашей работой и тоже считаем, что задачи, которые были поставлены в начале урока, были полностью решены благодаря вашей активной и творческой и дружной работе.

13. Домашнее задание: выучить  люб. Часть стихотворения

. ( 17 слайд)

Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе

Тип урока: Открытие новых знаний

Тема: Г. Я. Горбовский «Розовый слон»

Цель урока:

- Познакомить с жизнью и творчеством Г. Горбовского, с его произведением «Розовый слон».

- Совершенствовать навык чтения, его выразительность, сознательность, речевые умения, умения детей выражать свои мысли и чувства при анализе стихотворения.

Данный урок является знакомством с новым материалом

При ознакомлении с новым произведением я использовала элемент технологии проблемного обучения и элемент игровой технологии. Возникает проблемная ситуация в виде ребуса. Учащиеся смогли определить героя нового произведения и тему урока, а также поставили цели. На данном этапе формировала регулятивные УУД- умение прогнозировать предстоящую работу. Коммуникативных УУД- общение с учителем,.

На этапе введения нового, при первичном чтении текста совместно с учителем, сообщения учащихся- использовала технологию личностно- ориентированного обучения.

В урок была включена презентация - использование ИКТ- технологии. Информационно – коммуникационная технология в течение всего урока содействовала формированию мотивационной основы учебной деятельности, положительного отношения к уроку, интереса к изучаемому материалу.

Была использована технология интегрированного обучения- связь с уроками окружающего мира и русского языка,музыки .

Элементы технологии здоровьесбережения была в использовании физминутки, чередования различных видов деятельности учащихся, создания комфортной атмосферы в классе. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную деятельность. Работа над выразительностью и правильностью речи велась на протяжении всего урока.

Этап рефлексии отразил оценки учащихся и результат урока (Регулятивные УУД- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию).

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.

ВЫВОД: Урок построен в соответствии с ФГОС, ориентирован на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Значительное внимание я старалась уделять личностным результатам: - чтобы ребенок полюбил чтение, - мог высказать свою точку зрения, - эмоционально откликался на прочитанное, - формированию представлений об этикетных нормах поведения в процессе работы с другими читателями, -формированию умений понимать и разделять положительные качества личности: дружелюбие, доброту, то есть направлен на формирование УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению,2 класс.

УМК "Гармония",2 класс. Автор учебника О.А.Кубасова. Тип урока: изучение нового материала. Урок по теме "Храбрый Клоун" С.А.Воронин.Цель урока : формирование познавательного чтения произведения....

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема:  С. Есенин. Поёт зима аукает....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"

Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс Образовательная система 2100

Данный открытый урок был показан в рамках городского семинара "Колейдоскоп открытый идей", который состоялся в апреле месяце....