Открытый урок по литературному чтению во 2 классе Г.Я. Горбовский "Розовый слон"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе Г.Я. Горбовский "Розовый слон"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ
Г. ГОРБОВСКИЙ «РОЗОВЫЙ СЛОН».
УЧИТЕЛЬ: ЗЛОДАРЕВА И.С.
Цели:
- Познакомить с жизнью и творчеством Г. Горбовского, с его произведением «Розовый слон».
- Совершенствовать навык чтения, его выразительность, сознательность, речевые умения, умения детей выражать свои мысли и чувства при анализе стихотворения. Развивать любознательность, творческие способности.
- Формировать у детей устойчивый интерес к чтению. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Воспитывать эмоционально-положительного взгляд на замысел автора.
- Определить связь литературы с другими видами искусств (музыка, изобразительное искусство, кино)
- Развивать «внутреннее» зрение, воображение, художественное мышление.
- Побуждать детей к творческому самовыражению.
Оборудование: аудиокассета с «Песенкой слона», презентация к уроку, словари, энциклопедии, рисунки слоников для раскрашивания.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей киком головы.
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинаем мы урок.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь…
И тихонечко садитесь.
- Проверка домашнего задания.
- Над каким произведением работали дома?
- Г. Цыферов « Град».
– О ком эта сказка?
- Эта сказка об ослике.
– Чему ослик, сам того не ведая, научил медвежонка?
- Ослик научил медвежонка быть добрым и помогать товарищам,
если с ними случится беда.
III. Изучение нового материала.
1.Постановка проблемы. Сообщение темы и целей урока.
– Героя следующего произведения угадайте сами.
Чтение стихотворения про себя, с удивлением, спокойно, тихо, громко. Индивидуальное и хоровое чтение.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
Ловко воду набирая
Хоботом из луж,
Самого себя купая,
Кто устроил душ?
Разгадывание ребуса (Слон.) ( 2 слайд)
- Какое слово зашифровано?
- Слон. (доска )
– А что вы знаете о слоне?
Сообщение учащегося: (3 слайд)
Самое крупное наземное животное, его называют гигантом суши. Взрослый самец африканского слона достигает 4 метров в высоту и весит около 6 тонн. Индийские слоны не такие крупные.
- Может быть кто то – видел живого слона, а кто то нет?
– Можно ли этот рассказ поместить в научную энциклопедию? Почему?
- В нем нет лишних слов, сведения правильны и точны. Это научный
рассказ.)
– Сегодня мы познакомимся ещё с одним слоном. Откройте учебник на стр. 102.
Прочтите название стихотворения, имя и фамилию автора.
- Г. ГОРБОВСКИЙ «РОЗОВЫЙ СЛОН»
– Определите цель нашего урока.
- Цель урока – узнать:о творчестве Г.Горбовского
Научится:
Понять: как автор относится к главному герою
Умень оценивать свою работу на уроке
. ( 4 СЛАЙД)
Спланируем свою деятельность
Примерный план работы с произведением.
1. Знакомство с произведением.
2. Работа по содержанию текста.
3. Выполнение творческого задания.
4. Самооценка.
2. Сведения об авторе.
- Ребята, кто узнал о жизни Г. Горбовского?
Сообщения учащихся.
Горбовский Глеб Яковлевич.
Горбовский Глеб Яковлевич (4 октября 1931, Ленинград) — русский поэт, писатель. ( 5 слайд)
Родился в учительской семье, родители Глеба были преподавателями русского языка и литературы. Отец, выходец из крестьянской старообрядческой семьи был арестован , мать перед самой войной отправила сына на летние каникулы к сестре арестованного мужа в другой город, в этой деревне Глеба Горбовского захлестнула война. Мать же всю блокаду пробыла в Ленинграде. Поэт позже вспоминал, как он скитался по детдомам, пока мать с отчимом не разыскали его и не определили его в ремесленное училище № 13, где он получил профессию плотника.
Стихи писать начал в шестнадцать лет, в армии писал песни.
Глеб Горбовский много ездил по стране, работал слесарем, грузчиком, лесорубом и сплавщиком в Сибири, взрывником в геологических экспедициях на Камчатке, Сахалине, в Якутии.
В 50-х годах Глеб Горбовский становится одним из самых популярных поэтов Ленинграда. На его стихи написано много песен. Первая книга стихов Горбовского вышла в 1960. В 1963 вступил в Союз писателей. С 1974 пишет также прозу. Написал либретто оперетты «Гори, гори, моя звезда» на музыку С. Пожлакова (1978). Всего Глеб Горбовский выпустил более 30 книг стихов и прозы.
Глеб Яковлевич Горбовский - Лауреат Государственной премии РСФСР (1984) и многих других, Академик Академии российской словесности.
( 6 слайд)
4. Первичное чтение стихотворения учителем.
Учитель читает, а дети работают карандашом. (подчеркиваем непонятные слова)
5. Беседа по восприятию.
– Какое настроение вызвало у вас это произведение?
– Можно этот текст назвать научным?
- Нет, это художественный текст.
– Бывают ли на свете розовые слоны?
- Да, бывают, в сказках, игрушки, в детских книжках.
– Почему слон розовый? Что означает слово «розовый»?
– В русском языке «розовый» означает – светлый, добрый. (7 слайд)
– Какое выражение знаете со словом «розовый»?
– Все в «розовом цвете». (7 слайд)
– Что это означает?
- Человек видит только хорошее, не замечает ничего плохого.
– Не потому ли у автора слон именно - розовый? Значит, какой?
- Добрый, хороший.
- слайд).
6. Словарная работа.
- Кто нибудь знает что нибудь о баобабе? (спрашиваю всех). Но Коля готовил об этом сообщение.
- Какие непонятные слова встретились в тексте?
Сообщение учащегося:
Баобаб – тропическое дерево с очень толстым стволом и живет 45 тыс. лет, не очень высокое 1825 м. Зато толщина ствола просто удивительная достигает 25, а то и 40 м в окружности! Чтобы обхватить баобаб, весь класс должен был бы взяться за руки. Плоды баобаба, длинные, похожие на огурцы, с сочной сладковатой мякотью, излюбленное лакомство обезьян. Из волокон коры этого удивительного дерева можно свить веревки и даже изготовить грубую ткань. Дупла баобаба используют для хранения зерна, а в засушливых районах для хранения воды. В дуплах некоторых деревьев люди устраивают себе жилища. Состарившийся и погибающий баобаб не падает, как другие деревья, а как бы рассыпается, постепенно оседая, оставляя после себя груду волокон на поверхности земли. (9 слайд)
- Где можно получить точные сведения об этом дереве?
- В энциклопедиях.
Шакал (Canis aureus), хищное млекопитающее семейства псовых, 70 сант. длины; острая морда, короткие уши, пушистый хвост; дов. высок; многочислен. стаи в Турции, Греции, Азии, сев. Африке, на Сенегале; морда острее, чем у волка; по праву ближе к волку. ( 10 слайд)
- Где можно получить научные сведения о баобабе и шакале?
- В энциклопедиях.
(11 слайд).
- Какие выражения требуют нашего объяснения?
- Добрые уши, слон…мешковат(неуклюжий,бесформенный,неповоротливый), скучная обувь.
- Как понимать эти выражения? Постарайтесь объяснить.
- Анализ произведения. Выборочное чтение.
–Менялось ли ваше настроение, когда вы читали стихотворение?
- Да, менялось. Сначала было весело, потом грустно, потом опять стало весело, так как появилась надежда.
- Сколько частей в тексте можно выделить?
- Три части. (12 слайд)
– Прочитайте ту часть стихотворения, к которой можно отнести рисунок в учебнике.
ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ
1 часть.
–Какие главные слова в первом четверостишье?
- Баобабы, склон, поляна, слон.
– Какую картину рисует воображение, читая эти слова?
- Африка.
- Заполним таблицу, для того, чтобы легче было понять замысел автора и лучше подготовиться к выразительному чтению.
(12 слайд)
- А почему дикие звери «двигались тише, если он спал»? (Любили и уважали этого слона)
-– Что значит быть мешковатым?.
(Неуклюжим, бесформенным, неповоротливым).
- Почему автор пишет, что уши у розового слона «добрые»? (Они мягкие, висят, как два лопуха).
- Почему же слон розовый? (Он добрый, лучится добротой, звери видят его таким – розовым, добрым, тёплым).
– Какие слова показались самыми красивыми?
- Розовый слон, веселые силы, добрые уши, ласковый взгляд. (12 слайд)
– В каком предложении стоит восклицательный знак?
- Много веселых было в нем сил!
– Почему?
- Автор радуется, восхищается, говоря о слоне. Слон веселый, розовый.
– Прочитайте их громко, радостно! (Хором)
– Что означает многоточие. Чего не договорил автор?
-Чтобы обдумать и понять чувства,кот испытывает слон.
УЧСЯ заполняют таблицу
Скучную обувь
Он не носил…
Глупый шакал
- Многоточие потому, что речь об обуви слона, а затем смысл обрывается, идет резкий нелогичный переход к другой картине.
.
– Читаем ещё 4 строки.
– Почему опять многоточие? Зачем?
Был он с наружи
Чуть мешковат…
Добрые уши,
Ласковый взгляд.
- Для того, чтобы мы смогли дорисовать картину сами и для того, чтобы почувствовать резкую смену настроения.
2часть
- Прочитайте вторую часть стихотворения.
- Найдите главные слова во второй части. Куда попал слон?
- Слон попал в плен, в зоопарк. (12 слайд)
– Почему в начале пятого четверостишья стоит многоточие?
- Быстрая смена картин, настроения.
- Найдите во второй части стихотворения слова, помогающие лучше понять
настроение автора.
- Обычный; серый, как дом; загрустил.
- Занесём их в таблицу. (12 слайд)
- Прочитайте четверостишье, где ещё есть многоточие. (8)
- Для чего автор поставил его?
- Чтобы мы могли лучше понять чувства, которые испытывал слон.
- Что же сделало слона серым? ( Грусть, обида и несвобода).
- Что нового вы узнали о слоне из этих строчек? (Слон умеет грустить и прощать…)
- Кому стало грустно?
- Предлагаю поднять настроение весёлой физминуткой.
- Физминутка. ( 13 слайд)
- Сейчас у нас с вами родится ещё одно произведение искусства, какое скажите после.
- Какое произведение искусства у нас с вами родилось? (Танец)
3 часть.
- Прочитайте заключительную часть произведения.
- О каких чувствах Г. Я. Горбовского мы можем здесь узнать?
- Автор жалеет слона. Верит в его хорошее будущее.
- Какие слова помогают нам это понять?
- Зря унываешь, случайно прислонился, извини. (14 слайд)
- Где стоит многоточие? Почему?
- Сначала автор жалеет слона, а затем извиняется и призывает надеяться на
лучшее.
- Какое предложение лучше других передаёт чувства автора?
- Последнее четверостишье.
– Как, на ваш взгляд, автор относится к слону? (добрый мой слоник)
– Что важное открыл для нас поэт?
- В плену плохо. А на воле слон счастлив. (14 слайд).
- Выразительное чтение произведения.
- Как будем читать первую часть стихотворения?
- Весело, выражая счастье.
- А как прочитаем вторую часть?
- Грустно.
- Как будем читать последнюю часть стихотворения?
- Внушая веру в хорошее будущее.
– В жизни очень часто бывает, когда стихи, написанные поэтом для того чтобы их читали, ложатся в основу совершенно других произведений искусства. Так произошло и со стихотворением «Розовый слон».
- Подумайте и скажите, а какие произведения искусства можно создать на основе стихотворения «Розовый слон»? (Дети могут называть разные виды искусства).
- Подумайте, что удобно сделать с этим произведением?
- Поясните, почему вы считаете что именно эти произведения искусства можно создать? (Песня – удобно спеть, изобразительное искусство – хочется нарисовать, кино – можно написать сценарий и поставить целый фильм)
- Я вам открою маленький секрет. Оказывается стихотворение «Розовый слон» действительно стало основой многих произведений искусства: была написана песня, создан кинофильм «Боба и слон», нарисованы рисунки.
Рассказ учителя об истории этой песни.
– Музыку на слова Глеба Горбовского написал композитор Станислав Пожлаков. Песня была создана для доброго детского кинофильма «Боба и
слон», в котором рассказывается, как однажды из зоопарка ушёл слон и только пятилетнему мальчику удалось привести его обратно. Затем появился мультфильм «Девочка и слон», где тоже звучит эта песня
- И один фрагмент такого произведения я предлагаем вашему вниманию. Какие виды искусства встретятся здесь вы скажете после просмотра.
15 слайд
Фрагмент с песней «Розовый слон» из кинофильма для детей «Боба и слон» (просмотр)
- Фрагмент какого вида искусства вы сейчас увидели и услышали? (кино)
- А какой вид искусства присутствовал в фильме? (песня)
- Творческое задание.
художники. А сейчас я предлагаю побывать вам в роли художников. Вы должны нарисовать «слона», как можно точнее передав содержание стихотворения. Особое внимание обратите на детали: взгляд, уши, форму, размер и цвет. (заготовка слона без глаз ушей ,хвоста и цвета)
11. Подведение итогов урока.
- Подходит к концу урок. Какие цели мы ставили? (16 слайд)
- Кто считает, что мы их достигли?
- В чём заключается замысел автора стихотворения?
- Поднимите руки, у кого случались «серые дни»?
- Кто вам помог их «перекрасить»? (Друзья.)
- Подарите весёлых слоников своим друзьям, когда им будет грустно и спойте им песенку.
12. Рефлексия.
У вас на столах лежат розовые и белые слоники, которые обозначают:
Розовые – отлично
Белые - плохо
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Спасибо всем за урок, ребята, мы довольны вашей работой и тоже считаем, что задачи, которые были поставлены в начале урока, были полностью решены благодаря вашей активной и творческой и дружной работе.
13. Домашнее задание: выучить люб. Часть стихотворения
. ( 17 слайд)
Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема: Г. Я. Горбовский «Розовый слон»
Цель урока:
- Познакомить с жизнью и творчеством Г. Горбовского, с его произведением «Розовый слон».
- Совершенствовать навык чтения, его выразительность, сознательность, речевые умения, умения детей выражать свои мысли и чувства при анализе стихотворения.
Данный урок является знакомством с новым материалом
При ознакомлении с новым произведением я использовала элемент технологии проблемного обучения и элемент игровой технологии. Возникает проблемная ситуация в виде ребуса. Учащиеся смогли определить героя нового произведения и тему урока, а также поставили цели. На данном этапе формировала регулятивные УУД- умение прогнозировать предстоящую работу. Коммуникативных УУД- общение с учителем,.
На этапе введения нового, при первичном чтении текста совместно с учителем, сообщения учащихся- использовала технологию личностно- ориентированного обучения.
В урок была включена презентация - использование ИКТ- технологии. Информационно – коммуникационная технология в течение всего урока содействовала формированию мотивационной основы учебной деятельности, положительного отношения к уроку, интереса к изучаемому материалу.
Была использована технология интегрированного обучения- связь с уроками окружающего мира и русского языка,музыки .
Элементы технологии здоровьесбережения была в использовании физминутки, чередования различных видов деятельности учащихся, создания комфортной атмосферы в классе. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную деятельность. Работа над выразительностью и правильностью речи велась на протяжении всего урока.
Этап рефлексии отразил оценки учащихся и результат урока (Регулятивные УУД- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию).
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.
ВЫВОД: Урок построен в соответствии с ФГОС, ориентирован на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Значительное внимание я старалась уделять личностным результатам: - чтобы ребенок полюбил чтение, - мог высказать свою точку зрения, - эмоционально откликался на прочитанное, - формированию представлений об этикетных нормах поведения в процессе работы с другими читателями, -формированию умений понимать и разделять положительные качества личности: дружелюбие, доброту, то есть направлен на формирование УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению,2 класс.
УМК "Гармония",2 класс. Автор учебника О.А.Кубасова. Тип урока: изучение нового материала. Урок по теме "Храбрый Клоун" С.А.Воронин.Цель урока : формирование познавательного чтения произведения....
Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.
Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема: С. Есенин. Поёт зима аукает....
Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"
На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....
Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"
Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....
Открытый урок по литературному чтению 4 класс
Тема "Петушок и жерновцы"...
Открытый урок по литературному чтению 2 класс Образовательная система 2100
Данный открытый урок был показан в рамках городского семинара "Колейдоскоп открытый идей", который состоялся в апреле месяце....
Открытый урок по литературному чтению 3 класс программа Гармония "Сказки простого карандаша"
Открытый урок по литературному чтению 3 класс....