Конспект урока литературного чтения на тему: "С. Я. Маршак "Кот и лодыри"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: С. Я.Маршак "Кот и лодыри".
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я.Маршака, способствовать развитию памяти, внимания, мышления, умения узнавать произведение по опорным словам, прививать любовь к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся: читать выразительно, отражая настроение стихотворения; получат возможность научиться: определять особенности юмористического произведения; рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения.
Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат;
коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.
Личностные: осваивают личностный смысл учения, желания учиться, развивают умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Оборудование: портрет писателя, книги С.Я.Маршака для выставки, карточки с заданием, текст речевой разминки, презентация.
Ход урока.
1. Мотивация учебной деятельности.
Давайте разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Речевая разминка.
Белые медведи.
У нас просторный водоем,
Мы с братом плаваем вдвоем.
Вода прозрачна и свежа,
Ее меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене,
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!
- Прочитайте стихотворение с разной скоростью: медленно, с ускорением, с замедлением - выразительно.
- Кто знает автора этих строк? Вы сможете его назвать, если выполните задания кроссворда. Вставляйте пропущенные слова.
1. | М | Я | Ч | ||||||||||||
2. | С | О | Б | А | Ч | О | Н | К | У | ||||||
3. | Р | Е | М | Н | Е | ||||||||||
4. | К | А | Р | А | Н | Д | А | Ш | Е | Й | |||||
5. | Л | Ь | В | А | |||||||||||
6. | С | К | О | В | О | Р | О | Д | У |
1. Мой веселый, звонкий… (мяч),
Ты куда помчался вскачь?
2. Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картинку, корзину, картонку
И маленькую …(собачонку).
3. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на …(ремне).
4. Не было в доме мышей,
А было много… (карандашей)
5. Пообедал я сперва
За решеткою у… (льва).
6. Вместо шапки на ходу
Он надел …(сковороду).
3.Определение темы, постановка цели урока.
- Совершенно верно, это Маршак. Вы правильно разгадали кроссворд. Маршак – автор не только этого стихотворения, но и строк, в которые вы вставляли пропущенные слова.
- Какова же тема нашего урока?
- Какие цели поставим?
4. Работа по теме урока.
1. С. 24 Самостоятельное чтение статьи о С. Маршаке.
- Для кого писал свои стихи С. Маршак?
- Как автор называет стихи С. Маршака?
- Что это значит: стихи – настоящие?
2. Рассказ учителя о С. Я. Маршаке.
Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже. Большая семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге. Маршак написал очень много разных стихотворений. Произведения С. Я. Маршака интересны как детям, так и взрослым. Каждым своим произведением, Самуил Яковлевич помогает вам зорче, яснее, глубже увидеть и понять окружающий мир. Все, что есть в поэзии Маршака, пришло в нее из жизни, и все это нужно вам для жизни.
Маршак любил очень работать над своими произведениями. Он всегда был в работе, не знал отдыха и перерыва. С утра садился он к письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа. Корней Чуковский однажды весело сказал, что знает не одного, а пятерых Маршаков:
Маршака – детского поэта,
Маршака – пишущего стихи,
Маршака – автора пьес для театра,
Маршака – переводчика, который сделал понятными для русских читателей многих поэтов, писавших на английском, латышском, казахском, армянском, украинском, чешском, литовском, еврейском, абхазском, итальянском, венгерском, польском языках. И, наконец. Маршака - сатирика.
На выставке вы видите, только малую долю книг, которую написал С.Я. Маршак, но все эти книги вам с детства знакомы. Назовите, какие стихи С. Маршака вам знакомы?
( «Мяч», « Где обедал воробей», « Сказка о глупом мышонке», «Почта», « Вот какой рассеянный», «Азбука в стихах», «Кошкин дом».)
Сегодня мы прочитаем стихотворение «Кот и лодыри».
-Кто знает, какого человека называют лодырем?
-Как по другому можно сказать о таком человеке?
-Какое из этих слов лишнее?
Лодырь, бездельник, лентяй, лежебока, неряха, лежебока, ленивец, трус.
- Почему автор так назвал свое стихотворение? (Главные герои – лодыри и кот)
3. Первичное восприятие. Чтение стихотворения учителем.
- Интересно ли было слушать произведение? Чем оно необычно? Какую часть бы ты хотел перечитать?
4. Лексическая работа.
Лодырь – лентяй, бездельник. Лодыря гонять значит бездельничать.
Ранец – жесткая четырехугольная заплечная сумка.
Грамота – умение читать и писать. Выучиться грамоте.
Грифель - палочка из особой горной породы для письма на специальной доске. «Мы не пишем грифелем на доске». В то время, когда жили герои произведения С.Я. Маршака «Кот и лодыри », ученики в классе писали на школьной доске не мелом, а обычными чернильными грифельными палочками. Доска в классе называлась грифельной. Такими палочками на грифельной доске писали ученики вместо тетрадей.
5. Чтение цепочкой.
6. Выборочное чтение. Осмысление прочитанного и выделение главной мысли прочитанного.
-Кто главное действующее лицо стихотворения? Найдите отрывок, в котором дается описание кота. Какими словами автор описывает кота? ( Хмурый, ободранный, жалкий, красивый, умен, неграмотный, серый, милый, воспитанный.)
- Какие слова-характеристики вы можете подобрать для лодырей? Докажите свое мнение.
-Как вы думаете, на чьей стороне поэт? Как он относится к мальчишкам? За что он высмеивает лодырей? Подтвердите свое мнение отрывком из текста.
- Почему автор сделал главными героями не только мальчишек, но и кота?
- Как вы думаете, кто умнее, кот или лодыри? Докажите словами текста. Какая главная мысль этого произведения?
- Почему без грамоты пропадешь? Докажите словами текста.
7. Отработка навыков выразительного чтения. Чтение стихотворения по ролям.
- Как нужно читать слова кота? А лодырей?
8. Соотнесение пословицы с содержанием текста.
-Помогите лодырям разобраться. Может быть, они прислушаются к народной мудрости?
Творческая работа в группах. Выбери из пословиц, записанных на карточке ту, которая поможет объяснить лодырям их ошибку.
1 группа. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Родина – мать, умей за нее постоять.
2 группа. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Лето – припасиха, зима – прибериха.
3 группа. Учись смолоду – пригодится в старости .Жадность всякому горю начало.
4группа. Мудрым никто не родился, а научился. Робкого и тень страшит.
5группа. Учение - путь к умению. На языке медок, а на уме ледок.
6 группа. Корень ученья горек, да плод его сладок. Сметка дороже богатства.
5. Рефлексия.
Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал….
- Я понял, что…
- Я похвалил бы себя за…
5. Итог урока.
-С творчеством какого писателя вы познакомились на уроке?
- Какое произведение читали?
- Чему он нас учит?
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 имени А.С. Пушкина
муниципального образования Тимашевский район
Открытый урок литературного чтения
Тема С. Я. Маршак «Кот и лодыри»
2 класс
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 10
Чучелина Ирина Викторовна
2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/12/picture-13585.jpg)
Конспект урока литературного чтения по теме "Т.Айбергенов.Моя Республика"
Конспект урока изучения нового материала....
Конспект урока литературного чтения на тему: В.Осеева "Хорошее"
Данный урок проводится в 3 классе по учебнику Л.Ф.Климановой "Литературоное чтение"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/15/picture-12037-1479172603.jpg)
Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.
Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...
Конспект урока литературного чтения по теме "Сказочные человечки"
Представлен конспект обобщающего урока по разделу"Сказочные человечки". Цель: обобщить знания учащихся о сказочных человечках, их привычках, чертах характера; Задачи: • продолжить работу над развитием...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/09/picture-60942-1570640013.jpg)
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом» (из опыта работы по технологии продуктивного чтения)
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом»...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-129582-1352569671.jpg)
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/01/picture-1076786-1698818823.jpg)
Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»
Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...