Урок Литературного чтения по теме К.Г.Паустовский Корзина с еловыми шишками.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_k_seminaru1.doc | 99 КБ |
pril.ppt | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов»
города Губкина Белгородской области
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема. К. Паустовский.
«Корзина с еловыми шишками»"
Учитель
Санькова Елена Анатольевна
Губкин
2015
Цели:
1.Продолжить работу над произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
2. Учить детей проникать в суть произведения, понимать замысел автора.
3. Развивать воображение, воспитывать посредством слова, пережитых чувств такие качества, как благородство, благодарность.
4.Совершенствовать навыки чтения с точки зрения его выразительности и осознанности.
5. Развивать умение вести диалог.
Задачи: развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке. Формировать творческое воображение через умение представлять картины. Работать над содержанием произведения,используя различные приемы критического мышления. Развивать речь учащихся, умение работать в группах. Воспитывать нравственные качества ,творческие способности учащихся.
Краткое описание урока: урок комбинированного типа.
Образовательные технологии, использование програмно-педагогических средств : прослушивание музыки, использование ИКТ на уроке с мультимедийной поддержкой, работа над содержанием произведения с использованием различных приемов критического мышления, работа в группах (творческие мастерские), работа в парах, ученики-эксперты.
Планируемые результаты:
Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.
Метапредметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, моделирование , моделирование понятия, умение использовать главу текста , структурировать знания по теме урока .
Предметные – умение работать над содержанием глав, используя различные виды чтения,приемы критического мышления , умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями.
Оборудование :
1) В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова «Литературное чтение».
2) Даль В.И. « Толковый словарь живого русского языка».
3)Презентация с музыкальным сопровождением ( музыка Э. Грига, портреты писателя и композитора.)
4) Карточки для заполнения .Шаблоны.
Оборудование:
1. Мультимедийная презентация.
2. Э. Григ. Пер Гюнт: Утро. В пещере горного короля. Песня Сольвейг. Э. Григ. Симфонический концерт №1, часть1.
Ход урока
- Организационный момент.
- Положительный настрой на урок
(Звучит музыка)
Пусть этот день несет нам
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами. (Слайд 1)
- С каким произведением мы познакомились с вами на прошлом уроке?
Подходят ли эти слова к данному произведению? Почему? (Мы говорили о музыке, а музыка может наполнить сердце благородными чувствами)
-Перед вами лежат карточки оценивания. Не забываем заполнять их после каждого этапа урока.
- Проверка домашнего задания.
- На дом задание было распределено по группам.
1 группа. Говорят дети. Рассказ о Григе и его творчестве. О фактах биографии нам расскажут …
(Звучит спокойная музыка).(Слайд с изображением Грига)
Что мы знаем об Э.Григе? Где он родился? (В Норвегии, в г. Бергене)
1843- 1907. Уже 107 лет, как в мире не стало Э.Грига.
В последние годы жизни Григ стал уже знаменитым музыкантом, который прославил своим искусством, до того мало кому известную страну, Норвегию.
Его произведения исполняют и любят. Он много концертирует, как композитор, дирижер и пианист. Но в тёплое время года он живет в Норвегии, в собственной вилле, расположенной в живописной местности, недалеко от города Бергена. Слайд виллы Грига.
Сам композитор называет это место Тролльхауген, что означает “холм троллей”. Ему нравится сказочное название, и он, в шутку или всерьез, считал, что соседствует с троллями.
Отдельно от виллы был построен рабочий домик, специально для сочинения музыки. Здесь в тишине и уединении в окружении природы рождались замыслы произведений Грига.
2 группа.
- Мы работали над образом девочки Дагни Педерсен. (Рисунки Дагни. Характеристика девочки).
3 группа. Осенний лес (рисунки, мини-сочинение). Карточки оценивания.
-Что объединяет эти темы, над которыми вы работали дома?
-Как вы думаете, почему было задано на дом это задание? (Взаимосвязь.)
- Мы завершили работу над произведением? (Нет.)
-Почему вы так думаете?
- Давайте определим главных героев произведения. В классе размещены карточки с именами героев рассказа. Соберите их и составьте список. (Дагни, Эдвард Григ, тётушка Магда, дядюшка Нильс, осенний лес, музыка, тролль, гном, Пер Гюнт). Учащиеся выбирают нужные карточки и выносят их на доску.
-Оставшиеся карточки с названиями героев имеют отношения к данному литературному произведению?(Нет)
-А почему они присутствую сегодня на уроке??
( Это герои норвежского фольклора, но они не упоминаются в произведении).
-Перечислите героев.
-Какого героя произведения и какой термин вы бы поставили в этом списке первыми?(Григ,музыка)
-Посмотрите на доску и сформулируйте тему урока.
Музыка Э.Грига в произведении К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
-Тема нашего урока «Корзина с еловыми шишками. Характеристика героев» (Слайд)
- Постановка задач урока.
–Давайте определим задачи урока.
(Дети определяют задачи урока)(Слайд)
-Мы будем продолжать совершенствовать навык выразительного чтения.
-Развивать умение вести диалог.
-Более глубоко вникать в смысл произведения
5.Актуализация знаний
Открытие детьми нового знания.
-С какими великими людьми мы познакомились, изучая произведение «Корзина с еловыми шишками»? (Григ, Паустовский) (Слайд)
- Посмотрите на экран. (На экране слова: “Волшебник и великий музыкант”)(Слайд)
- О ком сказаны эти слова? (Об Э.Григе.)
- Мы читаем произведение о реальном человеке. Что должен знать писатель прежде, чем сочинить рассказ о великом человеке?
- Биографию (время, место, где жил композитор, с кем общался.)
- Черты характера (каким был человек: открытым, общительным или углубленным в себя, замкнутым)
- Круг его интересов.
- Его творчество.
- Использованы ли эти знания писателем в произведении «Корзина с еловыми шишками»?
-Подтвердите отрывками из рассказа.
(1.Биография. 2.Черты характера. ( Во время прогулки Григ - известный всему миру композитор, с удовольствием беседует с дочкой лесника.
- Какие черты характера Грига раскрываются?
Он прост в общении – беседует с дочерью лесника, не высокомерен, он добрый – “ глаза у Грига смеялись”, внимательный - “А теперь давай корзину. Ты её едва тащишь”).
3.Круг интересов.)
- Почему в рассказе Григ с такой любовью и вниманием относится к девочке?
(Из биографии Грига мы знаем, что дочь композитора прожила один год. Она была белокурая и зеленоглазая, как и Дагни из рассказа Паустовского. Больше детей у Григов не было).
Учитель. Из воспоминаний о композиторе нам известно, что он, будучи уже взрослым человеком, душой был близок детям. Он любил сказки и легенды о таинственных лесных духах, о гномах, троллях, эльфах и часто рассказывал их своим маленьким друзьям.
Учитель: Обратимся к тексту.
- Где встретились Григ и Дагни? (Григ и Дагни встретились в лесу).
- Случаен ли выбор места встречи? (Нет. Григ очень любил природу).
- Почему композитор решил сделать девочке подарок?
( Она ему понравилась, и у них было общее - любовь к природе).
2. Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное. (Чтение по ролям «Встреча в лесу»)
(Прочитайте по ролям диалог с.47 По 1 человеку от группы
(Играет музыка)
- Как тебя зовут, девочка?
- Дагни Педерсен.
- Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.
- У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза. Вот так! А теперь она спит с открытыми глазами. У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.
- Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.
- Ой, как долго!
- Понимаешь мне нужно её ёщё сделать.
- А что это такое?
- Узнаешь потом.
- Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?
- Да нет, это не так. Я сделаю её, может быть за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.
- Я не разобью. И не сломаю. Вот увидите. У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка
(Григ вслух размышляет: «Она совсем меня запутала, эта Дагни»).
- Ты ещё маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом.
- Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок?
К. Паустовский прямо об этом нам не говорит, но вы, может быть, уже догадались?
Выслушиваются предположения детей.
(1.Эта девочка живёт в лесу-она для Грига – воплощение природы, у неё зеленоватые зрачки. Она похожа на его дочь. 2.Дагни - девочка из народа. А творчество Григ черпал из народа.
3. Девочка для Грига – олицетворение молодости, нового поколения, которому он хотел бы оставить свою музыку, а музыка вечна)
Минутка здоровья
Работа в тетради с.69,з.2
- Прочитайте выразительно отрывок.
Какие художественные средства использует писатель и для чего?
-Чтобы интереснее звучал рассказ, передать чувства писатель использовал художественные средства (Олицетворение, эпитеты, сравнения)
Работа с учебником (описание музыки)
-Найдите в тексте художественные средства при описании музыки на стр.51
Прослушивание музыкального отрывка. ( 20сек.)
Представим, что мы присутствуем на концерте вместе с Дагни.
- Прослушаете отрывок из музыкальной записи произведений Э.Грига “Утро”. После прослушивания расскажите, что вы представляли, слушая эту музыку.
- А теперь прочитайте о том, что слышала Дагни в посвященном ей музыкальном произведении. Работа с текстом с.56
Обратите внимание на знаки препинания. Какие знаки часто встречаются в тексте? Восклицательные знаки. - Какие чувства можно передать благодаря восклицательным знакам? Радость, волнение, счастье.
IV. Стадия осмысления.
Написание синквейна «Музыка».(Слайд).
Звучит музыка Э.Грига «Танец Анитры».
Сейчас попробуем порассуждать на тему «Музыка» (работа в группах)
• Запишите существительное – музыка
• На 2 строке запишите 2 прилагательных, характеризующих это сущ. и раскрывающих тему
• На 3 строке запишите 3 слова, которые выражают действия данного понятия
• Теперь запишите слова, которые отражают ваше отношение к этому понятию
• Запишите синоним к этому слову
Координаторы групп читают свои варианты.
-Вот какая может быть музыка.
Поаплодируем себе за работу.
-Почему о Григе сказано, что он волшебник и великий музыкант.
(только волшебник мог написать такую красивую музыку.
Величие человека в его простоте. Музыкой Григ делает людей лучше)
-Скажите все ли задачи поставленные на уроке были решены?
Итог урока (Слайд№15)
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
К.Паустовский словами, Э.Григ музыкой сумели выразить то, что чувствуют, переживают в душе люди; пробудить в нас чистые и добрые чувства. Недаром сказаны строки : «Жизнь коротка – искусство вечно»(Слайд).
Д/з
Оценочные листы
Этапы урока | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Проверка домашнего задания | ||||||
Работа с текстом | ||||||
Составление синквейна |
Оценочные листы
Этапы урока | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Проверка домашнего задания | ||||||
Работа с текстом | ||||||
Составление синквейна |
Оценочные листы
Этапы урока | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Проверка домашнего задания | ||||||
Работа с текстом | ||||||
Составление синквейна |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока Музыка Э.Грига в произведении К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Задачи урока Развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке. Совершенствовать навык выразительного чтения. Развивать умение вести диалог. Более глубоко вникать в смысл произведения.
К.Г.Паустовский (1892-1968) Э.Григ (1843-1907)
Написание синквейна «Музыка». Запишите существительное – музыка На 2 строке запишите 2 прилагательных, характеризующих это сущ. и раскрывающих тему На 3 строке запишите 3 слова, которые выражают действия данного понятия Теперь запишите слова, которые отражают ваше отношение к этому понятию Запишите синоним к этому слову
Продолжи фразу сегодня я узнал… было интересно… я понял, что… теперь я могу… меня удивило… урок дал мне для жизни…
В Ы В О Д
1. Выборочный пересказ рассказа. 3. Письменно ответьте на вопрос: Чем должен жить человек?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе. К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Тема"К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками". На уроке учащиеся познакомятся с жизнью и творчеством норвежского композитора Э.Грига....
Урок литературного чтения 4 класс К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока по литературному чтению. Работа с текстом. К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Данный урок можно провести по любой программе, в которую вклюено произведение К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками". Урок интегрированный, поэтому 90 минут....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 2 урок
Цель урока: ученик, знающий содержание произведения К.Г. Паустовского, умеющий выражать свои мысли и чувства с основой на литературное произведение и произведения искусства.Задачи ур...
Презентация к уроку литературного чтения по произведению К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" 4 класс УМК "Гармония"
Презентация к уроку литературного чтения по произведению К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" 4 класс УМК "Гармония"...
Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведение.
Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведение....
Технологическая карта открытого урока литературного чтения по теме: "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" с использованием театрализации.
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками". УМК "Школа России"Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с...