Технологическая карта урока "Л.Кассиль "Отметки Риммы Лебедевой"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
УМК "Школа России", 3 класс
Цель урока: ознакомить детей с рассказом Л. А. Кассиля « Отметки Риммы Лебедевой, учить выражать своё отношение к прочитанному, воспитывать уважение к старшим.
Задачи урока: способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, развитию желания читать периодическую печать; совершенствовать культуру общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока литературное чтение по теме Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Учитель: Перетятько Елена Александровна, учитель начальных классов, первой квалификационной категории.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов «Центр образования» г.Серпухов
Класс: 3
Авторы УМК: «Школа России», А.А.Плешаков
Тип урока: решение частных задач.
Структура урока:
1) Организационный момент.
2) Актуализация опорных знаний.
3) Сообщение темы урока. Определение целей урока.
4) Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора.
5) Работа над содержанием текста.
6) Физкультминутка.
7) Повторное чтение и анализ произведения.
8) Домашнее задание.
9) Итог урока. Рефлексия.
Тема урока: Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Цель урока: ознакомить детей с рассказом Л. А. Кассиля « Отметки Риммы Лебедевой, учить выражать своё отношение к прочитанному, воспитывать уважение к старшим.
Задачи урока: способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, развитию желания читать периодическую печать; совершенствовать культуру общения.
Планируемые результаты:
предметные:
- познакомятся с произведением Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»;
- научатся пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте
метапредметные:
познавательные: осознают смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет);
регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока;
коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет
личностные:
- посещают по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения
- знакомиться с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; воспринимать
басню как особый жанр литературы.
Ресурсы: презентация к уроку, толковые словари, портрет Л. А. Кассиля; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»,
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые способы |
I. Организация начала урока | Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. – Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов! | Сообщают о готовности ки, простого и цветных карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») | Слушают установкой, принимают |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка. | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Дома вы еще раз перелистали странички журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки». – Какие же интересные конкурсы, занимательные задания, тексты вы нашли в них? Работа со скороговоркой Говорил командир при полковнике про подпоручицу, А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал - Прочитайте медленно - Прочитайте быстрее и очень быстро - Объясните смысл скороговорки. Чтение стихотворения Стихотворение С.Маршака «Мальчик из села Поповки» (в конвертах) | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают Предлагают найденные ими конкурсы, задания, загадки. Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке | Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Слушают установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. высказанные мнения по существу полученного задания |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Вы прочитали стихотворение. О чём оно? - Что вы знаете о войне? -Что вы можете сказать об этом мальчике? – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Л. А. Кассиля. | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора | Рассказ учителя о биографии, творчестве автора. Свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал) | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора | Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем. | Словарная работа парами или группой – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Фронт – обращенная к противнику сторона боевого расположения войск или отдельной войсковой единицы. Госпиталь – лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих). Кисет – мешочек для табака, затягивающийся шнурком. | Работают с толковым словарем. | Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое |
2. Первичное чтение произведения | Первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артиста (отрывок). Дальнейшее чтение хорошо читающими учениками. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения | Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения | |
VI. Физкультминутка. | Мы пройдёмся по дорожке Чтобы отдохнули ножки, Мы пройдёмся по дорожке. Но дорожка не простая - Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.) Голову тяну к плечу, Шею я размять хочу. В стороны разок-другой Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.) Пальцы ставим мы к плечам, Руки будем мы вращать. Круг вперёд, другой - вперёд, А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.) Хорошо чуть-чуть размяться. Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.) | Выполняют задания. | |
VII. Повторное чтение и анализ произведения | Организация повторного, выборочного чтение и обсуждение содержания произведения. – В какой город приехала со своей мамой девочка Римма Лебедева? (Свердловск.) – В какой класс она поступила? (В третий класс.) – Что сказала учительнице тетка девочки? – Как ребята отнеслись к Римме? Прочитайте строчки из текста. – Как объясняла Римма учительнице тот факт, что она не учила уроки? Прочитайте строчки из текста. – Куда часто ходили ребята? (В госпиталь.) – Что сшила Римма? (Табачный кисет.) – Кому подарила Римма табачный кисет? (Лейтенанту, лежавшему в палате № 8.) – Как вел себя лейтенант, когда прочитал письмо, написанное под диктовку Риммой? – Прочитайте строчки из текста. – Какие слова сказал Римме лейтенант? Прочитайте. – Что делала Римма каждый день после уроков в госпитале? – Что принесла Римма через два месяца в госпиталь? – Почему лейтенант расписался в ведомости Риммы? | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения | Выразительно читают. Пони-мают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. |
VIII. Домашнее задание | • Подготовить пересказ от лица Риммы Лебедевой. • Читать по ролям диалог Риммы и лейтенанта. • Подобрать пословицы к произведению Л. Кассиля | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознают принимают, сохраняют учебные задачи |
IX. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов урока. А. Предметная - Понравился ли вам рассказ? - Чему вас научил этот рассказ? Б. Деятельностная -Что нового вы узнали? -Что запомнили? - Что смогли сделать? В. Эмоциональная -Что понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Заполняют таблицу самооценки. | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О Л. А. КАССИЛЕ
Кассиль Лев Абрамович (1905–1970), прозаик.
Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне г. Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.
Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу.
Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки и где издавался рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.
По окончании школы за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз.
В 1923 году поступает на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета, специализируясь на аэродинамическом цикле. К третьему курсу начал всерьез думать о литературном труде. Через год написал свой первый рассказ, который был напечатан в 1925 г. в газете «Новости радио». Все свободное время отдавал чтению русской классики.
В 1927 году выходят в свет первые книги Кассиля для детей – научно-популярные очерки « Вкусная фабрика» (1930), «Планетарий» (1931), «Лодка-вездеход» (1933), принесшие ему быструю и долговременную читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы XX века.
Многие годы преподавал в Литературном институте им. М. Горького.
Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Мальчик из села Поповки Среди сугробов и воронок В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись, ребёнок – Последний гражданин села. Испуганный котёнок белый, Обломок печки и трубы – И это, всё что уцелело От прежней жизни и судьбы. Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик, без слёз, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенёс. При нём избу его спалили, Угнали маму со двора, И в наспех вырытой могиле Лежит убитая сестра. Не выпускай, боец, винтовки, Пока не отомстишь врагу За кровь, пролитую в Поповке, И за ребёнка на снегу.
С.Маршак |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/06/picture-1008186-1517917524.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения "Лев Кассиль "Отметки Риммы лебедевой"
Урок открытия новых знаний по литературному чтению в 3 классе. Урок проведен в педагогической технологии развития критического мышления....
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/12/picture-1382814-1731429276.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения "Отметки Риммы Лебедевой" Л. Кассиль, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формир...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/13/picture-1377445-1642075304.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения«Л.Кассиль Отметки Риммы Лебедевой» (УМК Школа России , 3 класс)
Тема урока Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: Ознакомление с произведением Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой&r...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/01/picture-1382242-1643741132.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока: Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произвед...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/09/picture-1447861-1681059678.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Л. Кассиль "Отметки Риммы Лебедевой" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: ознакомление детей с рассказом и биографией автора Л.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой», совершенствование навыков чтения: выразительность, осознанность.Задачи урока:Дидактическ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1453834-1675001677.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения «По страницам детских журналов. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» (УМК «Школа России», 3 класс).
Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с творчеством ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/17/picture-1453626-1681760669.jpg)
Технологическая карта по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс. Тема урока: "Отметки Риммы Лебедевой"
Цель урока: ознакомление обучающихся с рассказом Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой». Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить с творчеством и рассказом Л...