Технологическая карта урока литературного чтения«Л.Кассиль Отметки Риммы Лебедевой» (УМК Школа России , 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема урока Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Тип урока: открытие «нового знания»
Цель урока: Ознакомление с произведением Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»; совершенствование навыка чтения;
Задачи урока
Дидактические:
1.Понимать цель обучения чтению
2. Уметь находить главную мысль текста;
Развивающие:
1. Развивать связную речь учащихся;
2.Развивать познавательный интерес у учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетические чувства
- Воспитывать бережное отношение к учебнику
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Дата: 20.04.2022 Школа: МБОУ «СОШ №89» г.Челябинск Класс: 3 «а» Урок: 4 Время: 15:30-16:05 Кабинет: 33 | Студент: Хайретдинова Юлия Группа: 46 Учитель: Огородникова Е.В. |
Тема урока Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Тип урока: открытие «нового знания»
Цель урока: Ознакомление с произведением Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»; совершенствование навыка чтения;
Задачи урока
Дидактические:
1.Понимать цель обучения чтению
2. Уметь находить главную мысль текста;
Развивающие:
1. Развивать связную речь учащихся;
2.Развивать познавательный интерес у учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетические чувства
- Воспитывать бережное отношение к учебнику
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты(П,М,Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесные: беседа | Приветствие детей и установка на положительный лад. Порядок на парте, порядок в душе и во всем у нас будет порядок. | Приветствие учителя. | М: личностное включение в учебную деятельность (Р) | Учебная презентация |
Актуализация знаний и мотивация (5-7 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | И,Ф Словесные: беседа | Давайте вспомним, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? Кто автор данного произведения? Отгадайте загадку, чтобы понять стему нашего урока: Отвечает ученик У доски нередко, И за то в журнал, дневник Ставятся ….. Ребята, послушайте отрывок из стихотворения С.Я.Маршака Среди сугробов и воронок В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись ребёнок – Последний гражданин села. Испуганный котёнок белый, Обломок печки и трубы – И это всё, что уцелело От прежней жизни и избы. Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик без слёз, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенёс. О чем это стихотворение? | -«Телефон» -Н.Носов Отметки -О детях войны | Л:сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой товарищами, учителем; | |
Постановка учебной задачи (5-7 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные: Беседа | Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | М: владение общим приемом решения учебных задач | ||
«Открытие» нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Словесные: беседа Наглядный: Рассмотрение картины | Послушайте Биографию писателя: Русский писатель Лев Абрамович Кассиль родился в Покровской слободе (Саратовская область) 10 июля 1905 года. Отец мальчика был врачом, а мама преподавала музыку. Сначала Лев учился в гимназии, которую окончил в 1923 году и перебрался в Москву. Там юноша поступил на физико-математический факультет МГУ, но почувствовав в себе тягу к литературному труду, уже через три года оставил это заведение. Тогда Кассиль стал писать домой родителям длинные письма. В них он рассказывал о своей московской жизни. Перепечатав эти рукописи, его младший брат публиковал их в одной из местных газет. Так и появились знаменитые «Письма из Москвы». Серьезно заниматься литературой Кассиль начал с 1925 года. Сначала он писал очерки и фельетоны для московских газет, сотрудничая с изданием «Известия» (1928—1937). В 1931 году было напечатано самое известное из произведений Кассиля — «Кондуит и Швамбрания», которое принесло автору славу детского писателя. Шестью годами позже свет увидел роман под названием «Вратарь Республики», ставший первым советским произведением о спорте. В военное время писатель был редактором журнала «Мурзилка», часто принимал участие в радиопередачах, выступал перед школьниками, рабочими и солдатами. После войны Кассиль долго работал в Институте имени А. М. Горького. В эти годы были изданы такие Кассиля произведения, как «Улица младшего сына» (1949), «Ход белой королевы» (1956), «Чаша гладиатора» (1961) и другие, посвященные самым разным темам. Большую часть своей жизни Лев Кассиль провел в Москве. Умер писатель также в этом городе от инфаркта 21 июня 1970 года. Чтение рассказа комбинированным способом. Давайте начнем читать. Я начну, далее по цепочке. | -Предположение детей | Учебная презентация | |
Динамическая пауза (1-2 мин) | Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности | Выполнение динамической паузы Раз-подняться, подтянуться Два- согнуться, разогнуться Три- в ладоши три хлопка Головою три кивка На четыре – руки шире Пять- руками помахать Шесть- за парту сесть опять | М: умение соотносить свои действия с действиями учителя(Р) | |||
Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Практические: работа с учебником | Прочитав рассказ, ответьте на вопросы: 1)- Зачем Римма Лебедева приехала с мамой в город Свердловск? 2)- Выполнила просьбу тетки Анастасия Дмитриевна ? 3)- Римма старалась учиться? 4)- Соглашались ребята с Риммой или спорили? 5)- Почему ребята не брали Римму с собой? 6)- О чем мог попросить лейтенант Римму? 7)- Почему лейтенант нахмурился и огорчённо просвистел? 8)- Почему Римма отвернулась? 9)- Поддержал лейтенант Маню Петлину? 10)- Приняла предложение лейтенанта Римма? 11)- Какие отметки увидел лейтенант в ведомости Риммы? - Определите жанр произведения. Рассказ - это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем. - Понравился ли вам рассказ? - Где происходят события? - Познакомились ли мы с героем? - Что мы узнали о нашем герое? - Почему автор выбрал такое заглавие к своему тексту? Можно ли как-нибудь по-другому озаглавить рассказ? Предложите свои заголовки. | Отвечают на вопросы -рассказ | М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); М: Работа по алгоритму(Р) | Учебная презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой (10-15 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практические: сам.работа Словесные:беседа | 1. В какой город приехала Римма Лебедева с мамой? А. Москва Б. Красноярск В. Свердловск 2. В каком классе предстояло учиться Римме? А. в 4 классе Б. во 2 классе В. в 3 классе 3. Что случилось с селом, в котором жила Римма и её мама? А. сожгли немцы Б. бомбили немцы В. захватили немцы 4. Назови имя учительницы. А. Анастасия Дмитриевна Б. Алёна Сергеевна В. Арина Ивановна 5. Кто усадил Римму на своей парте, рядом с собой? А. Инна Воробьёва Б. Маня Петлина В. Сергей Холодов 6. Как училась Римма Лебедева? А. Отлично Б. Удовлетворительно В. Неважно 7. Кто сказал, что Римма не в силах учиться? А. тётка Б, сестра В. отец 8. В какой палате лежал лейтенант? А. в 24 Б. в 8 В. в 30 9. О чём попросил лейтенант у Риммы? А. написать письмо жене Б, написать письмо дочке В. написать письмо другу 10. Какое правило напомнил лейтенант Римме? А. после «Ч» мягкий знак не пишется Б. после «Ж» пишется буква и В. После «Щ» пишется буква у 11. Что лейтенант разбирал вместе с Риммой? А. разбирал непонятные правила Б. разбирал, где нужно ставить знаки препинания В. разбирал ошибки, исправлял и объяснял, почему надо писать так, а не этак 12. Через сколько месяцев Римма Лебедева принесла лейтенанту ведомость с отметками за вторую четверть? А. через 3 месяца Б. через 2 месяца В. через месяц 13. Почему вместо мамы Риммы в ведомости расписался лейтенант? А. потому что Римма не захотела отдавать маме ведомость на подпись Б. потому что тётя не стала расписываться В. потому что мама уехала в командировку | Ответы: 1. в 2. в 3. б 4. а 5. б 6. в 7. а 8. б 9. б 10. а 11. в 12. б 13. в | М: владеть общим приемом решения учебных задач | Раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (5 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Практические: самостоятельная работа со взаимопроверкой | Молодцы, следующее ваше задание , обсудить в паре : - С какой целью был написан рассказ? -Чему он вас может научить? - Какова главная мысль рассказа? | М: Анализ, синтез (П) М: контроль, коррекция, оценка, взаимопроверка (Р) | Учебная презентация Раздаточный материал | |
Рефлексия деятельности (2 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесные: беседа | Предметная рефлексия. Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним тему нашего урока? Что вы узнали и запомнили нового? Понравился ли вам рассказ? Рекомендовали бы вы рассказ к прочтению своему другу?Почему? Спасибо за урок! | -Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | М: рефлексия способов и условий действия (П); М: контроль и оценка процесса и результативность деятельности (П); Л: самооценка | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения "Лев Кассиль "Отметки Риммы лебедевой"
Урок открытия новых знаний по литературному чтению в 3 классе. Урок проведен в педагогической технологии развития критического мышления....
Технологическая карта урока литературного чтения : Н. Н. Носов «Федина задача» ( УМК" Школа России", 3 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения : Н. Н. Носов «Федина задача»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в п...
Технологическая карта урока литературного чтения «Марк Твен «Приключения Тома Сойера»» ( УМК «Школа России», 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над повестью Марк Твен «Приключения Тома Сойера»Задачи урокаДидактич...
Технологическая карта урока литературного чтения Г.Б. Остер «Будем знакомы» (УМК «Школа России», 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над сказкой Г.Б. Остера «Будем знакомы»: предположение о содержании ...
Технологическая карта урока литературного чтения "М.М.Зощенко "Золотые слова" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении М.М.Зощенко «Золотые слова»Задачи урокаДидактические:уметь находить слова и выражения, которые используе...
Технологическая карта урока литературного чтения "М.М.Зощенко "Великие путешественники" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении М.М.Зощенко «Великие путешественники»Задачи урокаДидактические:уметь находить слова и выражения, которые...
Технологическая карта урока литературного чтения «Лев Кассиль Рассказ об отсутствующем» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с рассказом Лева Кассиля об отсутствующем».Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: познакомиться с произведением &l...