Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Планируемые метапредметные результаты
|
Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: беседа П: эмоциональный настрой
| 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Устанавливает эмоциональный контакт. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь. -Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Давайте подарим друг другу хорошее настроение, повернитесь к своему соседу и улыбнитесь! -Отлично! Теперь у всех хорошее настроение. -Итак, сегодня на уроке у нас будет работать знак готовности и согласия (большой палец вверх). -Готовы начать урок? | 1. Приветствуют учителя
2. Эмоционально настраиваются на урок.
Знак готовности. |
УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. УУРД: проявлять готовность подчиняться.
|
Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий |
Ф М: беседа П: ответы на вопросы
ВК
Ф М: беседа П: ответы на вопросы
ВК
Ф М: практический П: упражнение
ВК
Ф М: работа со стихотворением П: чтение
М: проблемное обучение П: проблемная ситуация | 1. Организует активизацию знаний. Мотивация к познавательной деятельности. -С каким произведением мы познакомились с вами на прошлом уроке? -Отлично, верно. -Я задавала на дом дочитать рассказ. Кто готов рассказать, о чем был дальше рассказ? -Отлично! Молодцы, ребята, я вижу, что вы отлично постарались. -Мы с вами познакомились с несколькими произведениями Николая Николаевича Носова, а сейчас устроим блиц-опрос и посмотрим насколько вы усвоили знания о творчестве Николая Николаевича. 1) Какой рассказ вам запомнился больше всего и почему? 2) Кто является главными героями рассказов Носова? 3) Как вы думаете, Носов писал только юмористические рассказы, чтобы рассмешить читателей? Почему? -Молодцы! -Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? -Верно! -Нам сегодня предстоит красиво и правильно читать, но для этого нам нужно подготовить наш речевой аппарат. -Что мы обычно для этого используем? -Совершенно верно. -Сегодня мы поработаем вот с этой скороговоркой. Ехал грека через реку. Видит грека: в реке рак, Сунул грека руку в реку Рак за руку греку - цап! -Какие звуки встречаются чаще всего? -Медленно прочитайте скороговорку, четко проговаривая все звуки -Теперь прочитайте чуть быстрей, еще быстрей, очень быстро. -Кто желает прочитать скороговорку один? -Спасибо за работу! -Для того чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам послушать стихотворение и догадаться, о чем оно. Среди сугробов и воронок В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись ребёнок - Последний гражданин села. Испуганный котёнок белый, Обломок печки и трубы - И это всё, что уцелело От прежней жизни и избы. Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик без слёз, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенёс. -Данное стихотворение написал Самуил Яковлевич Маршак. О чем же оно? -А когда происходят эти события? -Я согласна с вами, это стихотворение о детях войны. -Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением. Откройте свои учебники на странице 175. |
-Н.Н. Носова «Телефон».
Рассказывают продолжение.
Ответы детей.
Дети.
Нет, они являются поучительными.
-Новый рассказ.
-Скороговорку.
-Г,р,к. Читают медленно.
Читают быстрее.
Читают по одному.
Слушают стихотворение.
-О мальчике. -Во время войны. |
УУПД: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.
УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. |
Презентация
Презентация
Презентация
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока |
Ф М: беседа П: ответы на вопросы
Ф М: моделирование П: определение целей
П М: моделирование П: план урока | Формулирует вместе с детьми тему урока. -Как будет звучать тема урока? -Отлично! -Какую цель поставим перед собой?
-Верно! -Посмотрите на экран перед вами план на наш урок. В нем не хватает слов, дополните его. У вас есть 30 секунд, чтобы дополнить его. Работаем в парах. -Время вышло. Кто хочет рассказать какой план у вас получился? ПЛАН: 1) Познакомимся с автором произведения _____. 2) Выразительно прочитаем___________. 3) Ответим _______ по тексту. 4) Выполним ________ работу. 5)Создадим диафильм из своих _____. -Отлично. Начинаем. | 1. Определяют тему и цель урока. -«Отметки Риммы Лебедевой» -Познакомиться с произведением «Отметки Риммы Лебедевой».
ПЛАН: 1)Познакомимся с автором произведения «Отметки Риммы Лебедевой». 2)Выразительно прочитаем произведение. 3) Ответим на вопросы по тексту. 4) Выполним самостоятельную работу. 5)Создадим диафильм из своих рисунков.
|
УУПД: формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации.
|
Презентация
|
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению |
Ф М: работа с книгой П: чтение
Ф М: слово учителя П: рассказ
Ф М: беседа П: ответы на вопросы
ВК
Ф М: беседа П: ответы на вопросы
ВК
Ф М: работа с книгой П: чтение
| 1.Создает обстановку, направленную на поиск информации. -Для начала я предлагаю вам прочитать вступление на странице 174. -Кто прочитает вслух? Остальные внимательно следят по тексту. -Отлично! Сегодня мы познакомимся с произведением «Отметки Риммы Лебедевой» из журнала мурзилка. -Но для начала, мы должны познакомиться с автором этого произведения. -Лев Абрамович Кассиль (1905-1970) - прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки. В любой книге Л. Кассиля всегда есть настоящий герой - человек, внешне мало отличимый от окружающих, но наделенный прекрасными качествами души. Для писателя главное в любом из его героев -нравственная цельность, сострадательность, способность жить для других и неизменная романтика. Кассиль много писал о войне (художественная проза, документальные очерки, публицистика). Лев Абрамович считал войну страшным испытанием, выпавшим на долю не только всему народу, но и каждому человеку лично. Каждому необходимо было выиграть собственное сражение. -Подумайте, что сейчас мы будем читать - рассказ, стихотворение или сказку? -Как вы догадались, что это рассказ? -Что такое рассказ?
-Какой пункт мы выполнили? -Абсолютно верно! Мы познакомились с автором рассказа.
-Ребята, расммотрите данную иллюстрацию. Предположите о чем будет рассказ? -Отлично! Мне нравится ваше предположение, это мы узнаем чуть позже. -Мы переходим к самой интересной части. -Начинаем читать рассказ Л.А. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой. -Сейчас мы будем читать по абзацам. -Начинает тот, у кого на парте лежит цветной листочек. Организовывает чтение рассказа. -Можем начинать. -Хорошо. -Закройте глаза. Похлопайте глазами 30 секунд. Открывайте. |
Читают вступление.
Слушают рассказ об авторе.
-Рассказ.
Ответы детей. -Рассказ - это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем. -1.
Предположения детей.
Слушают инструктаж.
Читают рассказ по цепочке. |
УУПД: сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии.
УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
УУПД: выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
|
Учебник
Презентация
Презентация
Учебник
Учебник
|
Динамическая пауза (1 минута) |
|
| - А сейчас мы немного разомнемся. Встаем со своих мест. Проверяем, чтобы вы никого не задели. Будьте осторожны. -Повторяем упражнения. Кто живет у нас в квартире Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши) Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте) Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте) Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте) Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши) Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо) Мой сверчок, щегол и я - (Повороты туловища влево-вправо) Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши) -Отлично. Садимся правильно. Ноги на полу. Спина прямая. Продолжаем урок. |
Повторяют упражнения. |
|
|
Первичное закрепление (2-3 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф М: беседа П: ответы на вопросы
ВК
Ф М: беседа П: ответы на вопросы
ВК
| -Ребята, какой пункт плана мы успели с вами выполнить? -Абсолютно верно! Мы прочитали с вами выразительно рассказ «Отметки Риммы Лебедевой». -Понравился ли вам рассказ? -Какие чувства вы испытали, слушая его? 1)-Зачем Римма Лебедева приехала с мамой в город Свердловск? 2)-Выполнила просьбу тетки Анастасия Дмитриевна? 3)-Римма старалась учиться? 4)-Соглашались ребята с Риммой или спорили? 5)-Почему ребята не брали Римму с собой в госпиталь? 6)-О чем попросил лейтенант Римму?
7)-Почему лейтенант нахмурился и огорчённо просвистел? 8)-Почему Римма отвернулась?
9)-Поддержал лейтенант Маню Петлину?
10)-Приняла предложение лейтенанта Римма? 11)-Какие отметки увидел лейтенант в ведомости Риммы? -Молодцы, ребята, я вижу, что вы очень внимательно читали данный рассказ. -Ребята, какой пункт плана мы только что с вами выполнили? -Отлично! Нам удалось ответить на вопросы по тексту. | -2.
Ответы детей.
-На их село кидали бомбы, они ели выбрались. -Да.
-Нет. -Соглашались, потому что поняли, что ей тяжело. -Боялись, что она вспомнит тяжелое время. -Написать ответное письмо дочери. -Римма писала неграмотно.
-Расстроилась, что неграмотна. -Нет, рассказ историю о своей руке. -Да.
-4 и 5.
-3.
|
УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения.
УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.
УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
|
Учебник
Презентация
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
| Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха |
Ф М: беседа П: объяснение
И М: частично-поисковой П: заполнение пропусков
ВЗ
Ф М: беседа П: ответы на вопросы | 1. Организация самостоятельной работы. -Сейчас поработаем самостоятельно, на слайде вы видите таблицу, ваша задача подписать сверху листочки и заполнить таблицу. Первый столбик «Вначале рассказа», второй столбик «В конце рассказа». У вас есть слова для справок. Желаю удачи! В начале рассказа | В конце рассказа |
|
|
|
|
|
| Итог: | Итог: |
Слова для справок: Ленивая, старательная, неприлежная, трудолюбивая, хорошо училась, искала отговорки, училась плохо, не искала отговорки. -На выполнение задания у вас есть 3 минуты. -Ваше время вышло! -Я вижу, что уже все закончили. -Сейчас мы выполним взаимопроверку, поменяйтесь листочками со своим соседом по парте. -Сравните свои ответы с эталоном на слайде. В начале рассказа | В конце рассказа | Ленивая | Трудолюбивая | Неприлежная | Старательная | Искала отговорки | Не искала отговорок | Итог: училась плохо | Итог: |
-Поставьте оценки ниже. Критерии вы видите на слайде. 0 ошибок – 5. 1 ошибка – 4. 2 ошибки – 3. -Передайте ваши листы с последних парт на первую. -Спасибо за работу. Кто получил 5? -Какие ошибки вы допустили? (работа над ошибками). -Абсолютно верно! Молодцы! | 1. Принятие предъявляемых требований учителя.
Выполнение задания.
Проверка по эталону.
Работа над ошибками.
|
УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
УУРД: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.
|
Презентация
Листы
Презентация |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф М: слово учителя П: объяснение
П М: репродуктивный П: диафильм
Ф М: беседа П: ответы на вопросы | 1. Организует обобщение изученного материала. -Ребята, какой пункт плана мы выполнили? -Абсолютно верно! Мы написали с вами самостоятельную работу. -А сейчас я предлагаю вам очень интересное задание. -Сейчас мы будем в роли самых настоящих режиссеров, и создадим свой диафильм. -Ребята, вы знаете, что такое диафильм? -Диафильм- пленка, на которой размещены последовательно кадры мультфильма/фильма. -Только мы будем изображать на нашей пленке рассказ «Отметки Риммы Лебедевой. -Работать мы с вами будем в группах. 1 Группа-175 страница вся. 2 Группа- 176 до слов «Правда он у нее вышел…». 3 Группа- 176-177 до слов «Римма молчала, отвернувшись в сторону». 4 Группа- 177- до слов «И заставлял найти на карте городов, куда посылалось письмо». 5 Группа- со слов «Прошло еще 2 месяца» и до конца. -На это задание у вас есть 4 минуты. Желаю вам успехов. -Итак, ребята, ваше время вышло. Заканчиваем! -Сейчас один человек с каждой группы представит свою часть диафильма и повесит на доску. (представление всех групп). -Ребята, посмотрите, какой замечательный у нас получился диафильм. Вы большие молодцы! Вы смогли отразить в нем всю главную мысль рассказа! -Какой пункт плана нам удалось выполнить? -Верно! Мы создали диафильм из своих рисунков! | 1. Принимают предъявляемые требования -4.
-Нет.
Слушают инструктаж.
Представление своих работ.
-5. | УУПД: формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации.
УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.
УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. |
Листы для работы
Учебник
Листы
|
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф М: беседа П: ответы на вопросы
Ф М: моделирование П: рефлексия
| 1. Самооценивание результатов. -Наш урок с вами подходит к концу! -Какую цель мы ставили в начале урока? -Мы достигли цели? -Что еще узнали?
-А все ли пункты плана на урок мы выполнили? -Отлично! 2. Задает домашнее задание. -Откройте свои дневники, ваше домашнее задание: подготовить пересказ от лица Риммы Лебедевой и подобрать, подходящие к рассказу пословицы. -А сейчас я хочу попросить вас закончить предложения.
-Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Спасибо. Урок окончен. | 1. Отвечают на вопросы. - Познакомиться с произведением «Отметки Риммы Лебедевой». -Да. -Узнали биографию автора и что такое диафильм. -Да.
Записывают домашнее задание.
Оценивают работу на уроке.
| УУПД: формулировать выводы и подкреплять доказательствами
УУКД: корректно и аргументировано высказывать свое мнение
УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности |
Презентация |