Технологическая карта урока литературного чтения «По страницам детских журналов. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» (УМК «Школа России», 3 класс).
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Пешкова Анастасия Дмитриевна

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

Задачи урока
Дидактические:
1.Познакомить обучающихся с творчеством Л. Кассиля.
2. Познакомить обучающихся с произведением «Отметки Риммы Лебедевой».
3. Выполнить творческую работу.
Развивающие: 
1. Развивать познавательную активность обучающихся, умение понимать прочитанное, рассуждать, делать выводы.
2. Развивать коммуникативные функции, посредством парной и групповой работы.
3. Развивать навыки самостоятельной работы, посредством самостоятельного выполнения упражнений.
Воспитательные:
1. Создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи посредством групповой работы.
2. Воспитывать желание читать, стремление к познанию через организацию групповой работы.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 24.04.2023

Школа: МБОУ «СОШ №54»

Класс: 3 А

Урок: 5

Время: 15:10- 15:50  Кабинет: 205

Студент: Пешкова Анастасия Дмитриевна

Группа: 43

Учитель: Давыдова Татьяна Ивановна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока «По страницам детских журналов. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Познакомить обучающихся с творчеством Л. Кассиля.

2. Познакомить обучающихся с произведением «Отметки Риммы Лебедевой».

3. Выполнить творческую работу.

Предметные:

Обучающийся научится:
1. Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения.
2. Участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения.
3. Понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам.

Развивающие:

1.        Развивать познавательную активность обучающихся, умение понимать прочитанное, рассуждать, делать выводы.

2.        Развивать коммуникативные функции, посредством парной и групповой работы.

3.        Развивать навыки самостоятельной работы, посредством самостоятельного выполнения упражнений.

Личностные:

У обучающегося будут сформированы результаты:

1.Освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека.

2.Овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач.

3.Потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы.

Воспитательные:

1. Создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи посредством групповой работы.

2. Воспитывать желание читать, стремление к познанию через организацию групповой работы.

УМК: Школа России, Литературное чтение. 3 класс, часть 2, Климанова Л.Ф.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседа

П: эмоциональный настрой

 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Устанавливает эмоциональный контакт.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь.

-Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Давайте подарим друг другу хорошее настроение, повернитесь к своему соседу и улыбнитесь!

-Отлично! Теперь у всех хорошее настроение.

-Итак, сегодня на уроке у нас будет работать знак готовности и согласия (большой палец вверх).

-Готовы начать урок?

1. Приветствуют учителя

2. Эмоционально настраиваются на урок.

Знак готовности.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

УУРД: проявлять готовность подчиняться.

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф
М:
беседа

П: ответы на вопросы

ВК

Ф
М:
беседа

П: ответы на вопросы

ВК

Ф

М: практический
П:
упражнение

ВК

Ф
М:
работа со стихотворением
П:
чтение

М: проблемное обучение
П:
проблемная ситуация

1. Организует активизацию знаний. Мотивация к познавательной деятельности.

-С каким произведением мы познакомились с вами на прошлом уроке?

-Отлично, верно.

-Я задавала на дом дочитать рассказ. Кто готов рассказать, о чем был дальше рассказ?

-Отлично! Молодцы, ребята, я вижу, что вы отлично постарались.

-Мы с вами познакомились с несколькими произведениями Николая Николаевича Носова, а сейчас устроим блиц-опрос и посмотрим насколько вы усвоили знания о творчестве Николая Николаевича.

1) Какой рассказ вам запомнился больше всего и почему?

2) Кто является главными героями рассказов Носова?

3) Как вы думаете, Носов писал только юмористические рассказы, чтобы рассмешить читателей? Почему?

-Молодцы!

-Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

-Верно!
-Нам сегодня предстоит красиво и правильно читать, но для этого нам нужно подготовить наш речевой аппарат.

-Что мы обычно для этого используем?

-Совершенно верно.

-Сегодня мы поработаем вот с этой скороговоркой.

Ехал грека через реку.

Видит грека: в реке рак,

Сунул грека руку в реку

Рак за руку греку - цап!

-Какие звуки встречаются чаще всего?

-Медленно прочитайте скороговорку, четко проговаривая все звуки

-Теперь прочитайте чуть быстрей, еще быстрей, очень быстро.

-Кто желает прочитать скороговорку один?

-Спасибо за работу!

-Для того чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам послушать стихотворение и догадаться, о чем оно.

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись ребёнок -

Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы -

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс.

-Данное стихотворение написал Самуил Яковлевич Маршак. О чем же оно?

-А когда происходят эти события?

-Я согласна с вами, это стихотворение о детях войны.

-Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением. Откройте свои учебники на странице 175.

-Н.Н. Носова «Телефон».

Рассказывают продолжение.

Ответы детей.

Дети.

Нет, они являются поучительными.

-Новый рассказ.

-Скороговорку.

-Г,р,к.

Читают медленно.

Читают быстрее.

Читают по одному.

Слушают стихотворение.

-О мальчике.

-Во время войны.

УУПД: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

 

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Презентация

Презентация

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф

М: моделирование

П: определение целей

П

М: моделирование
П:
план урока

Формулирует вместе с детьми тему урока.

-Как будет звучать тема урока?

-Отлично!

-Какую цель поставим перед собой?

-Верно!

-Посмотрите на экран перед вами план на наш урок. В нем не хватает слов, дополните его. У вас есть 30 секунд, чтобы дополнить его. Работаем в парах.

-Время вышло. Кто хочет рассказать какой план у вас получился?

ПЛАН:

1) Познакомимся с автором произведения _____.

2) Выразительно прочитаем___________.

3) Ответим _______ по тексту.

4) Выполним ________ работу.

5)Создадим диафильм из своих _____.

-Отлично. Начинаем.

1. Определяют тему и цель урока.

-«Отметки Риммы Лебедевой»

-Познакомиться с произведением «Отметки Риммы Лебедевой».

ПЛАН:

1)Познакомимся с автором произведения «Отметки Риммы Лебедевой».

2)Выразительно прочитаем произведение.

3) Ответим на вопросы по тексту.

4) Выполним самостоятельную работу.

5)Создадим диафильм из своих рисунков.

УУПД: формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации.

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

М: работа с книгой
П:
чтение

Ф
М:
слово учителя
П:
рассказ

Ф

М: беседа
П:
ответы на вопросы

ВК

Ф

М: беседа
П:
ответы на вопросы

ВК

Ф
М:
работа с книгой
П:
чтение

1.Создает обстановку, направленную на поиск информации.

-Для начала я предлагаю вам прочитать вступление на странице 174.

-Кто прочитает вслух? Остальные внимательно следят по тексту.

-Отлично! Сегодня мы познакомимся с произведением «Отметки Риммы Лебедевой» из журнала мурзилка.

-Но для начала, мы должны познакомиться с автором этого произведения.

-Лев Абрамович Кассиль (1905-1970) - прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.

В любой книге Л. Кассиля всегда есть настоящий герой - человек, внешне мало отличимый от окружающих, но наделенный прекрасными качествами души. Для писателя главное в любом из его героев -нравственная цельность, сострадательность, способность жить для других и неизменная романтика.

Кассиль много писал о войне (художественная проза, документальные очерки, публицистика). Лев Абрамович считал войну страшным испытанием, выпавшим на долю не только всему народу, но и каждому человеку лично. Каждому необходимо было выиграть собственное сражение.

-Подумайте, что сейчас мы будем читать - рассказ, стихотворение или сказку?

-Как вы догадались, что это рассказ?

-Что такое рассказ?

-Какой пункт мы выполнили?

-Абсолютно верно! Мы познакомились с автором рассказа.

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3725294/pub_5f05da66bc89f1616075edea_5f061a5dbcd0555853e08817/scale_1200

-Ребята, расммотрите данную иллюстрацию. Предположите о чем будет рассказ?

-Отлично! Мне нравится ваше предположение, это мы узнаем чуть позже.

-Мы переходим к самой интересной части.

-Начинаем читать рассказ Л.А. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой.

-Сейчас мы будем читать по абзацам.

-Начинает тот, у кого на парте лежит цветной листочек.

Организовывает чтение рассказа.

-Можем начинать.

-Хорошо.

-Закройте глаза. Похлопайте глазами 30 секунд. Открывайте.

Читают вступление.

Слушают рассказ об авторе.

-Рассказ.

Ответы детей. 

-Рассказ -  это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем.

-1.

Предположения детей.

Слушают инструктаж.

Читают рассказ по цепочке.

УУПД: сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

УУПД:

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Учебник

Презентация

Презентация

Учебник

Учебник

Динамическая пауза (1 минута)

- А сейчас мы немного разомнемся. Встаем со своих мест. Проверяем, чтобы вы никого не задели. Будьте осторожны.

-Повторяем упражнения.

Кто живет у нас в квартире
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? 
(Шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, 
(Прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: 
(Шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, 
(Хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котенка, 
(Наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щегол и я - 
(Повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья. 
(Хлопаем в ладоши)

-Отлично. Садимся правильно. Ноги на полу. Спина прямая. Продолжаем урок.

Повторяют упражнения.

Первичное закрепление
(2-3 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф
М:
беседа
П:
ответы на вопросы

ВК

Ф
М:
беседа
П:
ответы на вопросы

ВК

-Ребята, какой пункт плана мы успели с вами выполнить?

-Абсолютно верно! Мы прочитали с вами выразительно рассказ «Отметки Риммы Лебедевой».

-Понравился ли вам рассказ?

-Какие чувства вы испытали, слушая его?

1)-Зачем Римма Лебедева приехала с мамой в город Свердловск?

2)-Выполнила просьбу тетки Анастасия Дмитриевна?

3)-Римма старалась учиться?

4)-Соглашались ребята с Риммой или спорили?

5)-Почему ребята не брали Римму с собой в госпиталь?

6)-О чем попросил лейтенант Римму?

7)-Почему лейтенант нахмурился и огорчённо просвистел?

8)-Почему Римма отвернулась?

9)-Поддержал лейтенант Маню Петлину?

10)-Приняла предложение лейтенанта Римма?

11)-Какие отметки увидел лейтенант в ведомости Риммы?

-Молодцы, ребята, я вижу, что вы очень внимательно читали данный рассказ.

-Ребята, какой пункт плана мы только что с вами выполнили?

-Отлично! Нам удалось ответить на вопросы по тексту.

-2.

Ответы детей.

-На их село кидали бомбы, они ели выбрались.

-Да.

-Нет.

-Соглашались, потому что поняли, что ей тяжело.

-Боялись, что она вспомнит тяжелое время.

-Написать ответное письмо дочери.

-Римма писала неграмотно.

-Расстроилась, что неграмотна.

-Нет, рассказ историю о своей руке.

-Да.

-4 и 5.

-3.

УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения.

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Учебник

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф

М: беседа
П:
объяснение

И
М:
 частично-поисковой
П:
заполнение пропусков 

ВЗ

Ф
М:
беседа
П:
 ответы на вопросы

1. Организация самостоятельной работы.

-Сейчас поработаем самостоятельно, на слайде вы видите таблицу, ваша задача подписать сверху листочки и заполнить таблицу. Первый столбик «Вначале рассказа», второй столбик «В конце рассказа». У вас есть слова для справок. Желаю удачи!

В начале рассказа

В конце рассказа

Итог:

Итог:

Слова для справок: Ленивая, старательная, неприлежная, трудолюбивая, хорошо училась, искала отговорки, училась плохо, не искала отговорки.

-На выполнение задания у вас есть 3 минуты.

-Ваше время вышло!

-Я вижу, что уже все закончили.

-Сейчас мы выполним взаимопроверку, поменяйтесь листочками со своим соседом по парте.

-Сравните свои ответы с эталоном на слайде.

В начале рассказа

В конце рассказа

Ленивая

Трудолюбивая

Неприлежная

Старательная

Искала отговорки

Не искала отговорок

Итог: училась плохо

Итог:

-Поставьте оценки ниже. Критерии вы видите на слайде.

0 ошибок – 5.

1 ошибка – 4.

2 ошибки – 3.

-Передайте ваши листы с последних парт на первую.

-Спасибо за работу. Кто получил 5?

-Какие ошибки вы допустили? (работа над ошибками).

-Абсолютно верно! Молодцы!

1. Принятие предъявляемых требований учителя.

Выполнение задания.

Проверка по эталону.

Работа над ошибками.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

УУРД: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

Презентация

Листы

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф
М:
слово учителя
П:
объяснение

П

М: репродуктивный
П:
диафильм

Ф
М:
беседа
П:
ответы на вопросы

1. Организует обобщение изученного материала.

-Ребята, какой пункт плана мы выполнили?

-Абсолютно верно! Мы написали с вами самостоятельную работу.

-А сейчас я предлагаю вам очень интересное задание.

-Сейчас мы будем в роли самых настоящих режиссеров, и создадим свой диафильм.

-Ребята, вы знаете, что такое диафильм?

-Диафильм- пленка, на которой размещены последовательно кадры мультфильма/фильма.

-Только мы будем изображать на нашей пленке рассказ «Отметки Риммы Лебедевой.

-Работать мы с вами будем в группах.

1 Группа-175 страница вся.

2 Группа- 176 до слов «Правда он у нее вышел…».

3 Группа- 176-177 до слов «Римма молчала, отвернувшись в сторону».

4 Группа- 177- до слов «И заставлял найти на карте городов, куда посылалось письмо».

5 Группа- со слов «Прошло еще 2 месяца» и до конца.

-На это задание у вас есть 4 минуты. Желаю вам успехов.

-Итак, ребята, ваше время вышло. Заканчиваем!

-Сейчас один человек с каждой группы представит свою часть диафильма и повесит на доску.

(представление всех групп).

-Ребята, посмотрите, какой замечательный у нас получился диафильм. Вы большие молодцы! Вы смогли отразить в нем всю главную мысль рассказа!

-Какой пункт плана нам удалось выполнить?

-Верно! Мы создали диафильм из своих рисунков!

1. Принимают предъявляемые требования

-4.

-Нет.

Слушают инструктаж.

Представление своих работ.

-5.

УУПД: формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации.

УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Листы для работы

Учебник

Листы

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф
М:
моделирование
П:
рефлексия

1. Самооценивание результатов.

-Наш урок с вами подходит к концу!

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Мы достигли цели?

-Что еще узнали?

 

-А все ли пункты плана на урок мы выполнили?

-Отлично!

2. Задает домашнее задание.

-Откройте свои дневники, ваше домашнее задание: подготовить пересказ от лица Риммы Лебедевой и подобрать, подходящие к рассказу пословицы.

-А сейчас я хочу попросить вас закончить предложения.

-Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Спасибо. Урок окончен.

1. Отвечают на вопросы.

- Познакомиться с произведением «Отметки Риммы Лебедевой».

-Да.

-Узнали биографию автора и что такое диафильм.

-Да.

Записывают домашнее задание.

Оценивают работу на уроке.

УУПД: формулировать выводы и подкреплять доказательствами

УУКД: корректно и аргументировано высказывать свое мнение

УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Цветок на земле". Знакомство с произведением" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении А.П.Платонов «Цветок на земле».Задачи урокаДидактические:учить детей анализировать литературное произвед...

Технологическая карта урока литературного чтения "Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песня «Перчатки»" ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песня «Перчатки»» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование читательс...

Технологическая карта урока литературного чтения «Обобщение по разделу « И в шутку, и в серьез» » ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся по пройденному материалу.Задачи урокаДидактические:1. знать произведения изученных авторов и их биографию;2.  уметь читать произведени...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Обобщение знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна." (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение знания учащихся по разделу. Задачи урокаДидактические:ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов;проверить знания, полученные при изуч...

Технологическая карта урока литературного чтения "По страницам детских журналов" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления об особенностях детских журналов, о структуре детских журналов, о Л. КассилеЗадачи урокаДидак...

Технологическая карта урока литературного чтения «И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 13.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 2Время: 8.50-9.30   Кабинет: 203Студент: Закирова ЭльвираРахимовнаГруппа: 45Учит...

Технологическая карта урока литературного чтения «Фольклор народов зарубежных стран. Американская и английская народные песни» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование знаний об устном народном творчестве, народных песенках зарубежных писателей для детей.Задачи урока Дидактические:1.Познакомить с английскими и американской народной...