Технологическая карта урока литературного чтения "Отметки Риммы Лебедевой" Л. Кассиль, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема урока: Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомить с жизнью и творчеством Л.А.Кассиля;
- Познакомить с рассказом Л.А.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»;
- Познакомить с главной мыслью текста произведения.
Развивающие:
- Развивать навык выразительного чтения при работе с текстом произведения;
- Развивать культуру речи посредством полных ответов на поставленные вопросы;
- Развивать интерес к предмету.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к чтению, нравственные качества личности;
- Воспитывать чувство гордости и патриотизма за своё государство посредством прочтения рассказов о Великой Отечественной войне;
- Воспитывать бережное отношение к учебнику.
Оборудование: УМК «Школа России»: учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В, 3 класс 2 часть, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Л. Кассиль "Отметки Риммы Лебедевой" | 41.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 25.04.2022 Школа: ФГКОУ «СОШ №138» Класс: 3 Урок: 2 Время: 9:10 – 9:50 | Студент: Костромина Анастасия Вячеславовна Группа: 46 Учитель: Забелина Юлия Владимировна |
Тема урока: Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомить с жизнью и творчеством Л.А.Кассиля;
- Познакомить с рассказом Л.А.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»;
- Познакомить с главной мыслью текста произведения.
Развивающие:
- Развивать навык выразительного чтения при работе с текстом произведения;
- Развивать культуру речи посредством полных ответов на поставленные вопросы;
- Развивать интерес к предмету.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к чтению, нравственные качества личности;
- Воспитывать чувство гордости и патриотизма за своё государство посредством прочтения рассказов о Великой Отечественной войне;
- Воспитывать бережное отношение к учебнику.
Оборудование: УМК «Школа России»: учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В, 3 класс 2 часть, раздаточный материал.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: учебный диалог | 1. Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку 2. Создает эмоциональный настрой. - Здравствуйте, ребята. - Ребята, начинаем урок литературного чтения. Для того, чтобы настроиться на продуктивную работу, начнем урок со стихотворения. Вот звонок нам дал сигнал – Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. | Здороваются с учителем Занимают свои места | Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: учебный диалог | Организует речевую разминку -Прослушайте стихотворение и скажите, какие эмоции, чувства оно у вас вызвало. Мальчик из села Поповки Среди сугробов и воронок В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись, ребенок – Последний гражданин села. Испуганный котенок белый, Обломок печки и трубы – И это все, что уцелело От прежней жизни и избы. Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик, без слез, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенес. При нем избу его спалили, Угнали маму со двора, И в наспех вырытой могиле Лежит убитая сестра. Не выпускай, боец, винтовки, Пока не отомстишь врагу За кровь, пролитую в Поповке, И за ребенка на снегу. С. Маршак. -Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса Мальчик из села Поповки Среди сугробов и воронок В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись, ребенок – Последний гражданин села. -Прочитайте с грустью про себя Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик, без слез, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенес. При нем избу его спалили, Угнали маму со двора, И в наспех вырытой могиле Лежит убитая сестра -Прочитайте выразительно, торжественно, призывая к действию Не выпускай, боец, винтовки, Пока не отомстишь врагу За кровь, пролитую в Поповке, И за ребенка на снегу. -Замечательно! -Вы прочитали стихотворение. О чем оно? -Что вы знаете о войне? -А когда началась Великая Отечественная Война? -Поднимите руки у кого прадедушка, дедушка или бабушка участвовали в ВОВ? | Слушают учителя Читают стихотворение Отвечают на вопросы Стихотворение о военном времени 1 ученик: 22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года. 2 ученик: Великая Отечественная война – самая крупная война в истории человечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Каждый человек в мирное время имел свою профессию, но на войне была одна – «Защищать Родину». 3 ученик: Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Русские люди делали всё, чтобы остановить фашистов. 4 ученик: Война закончилась Победой 9 Мая 1945 года. И в честь этого праздника, в честь героев нашей Родины в этот день вечером всегда гремит салют. И люди никогда не забывают тех, кто отдал жизнь за нас, за наше мирное небо. И мы тоже будем о них помнить. 22 июня в 4 часа утра 1941 года. Рассказы детей | Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи П: умение анализировать
| Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: учебный диалог | Формулирует совместно с учениками тему урока. - Ребята, какой будет тема нашего с вами сегодняшнего урока? Формулирует совместно с учениками цели на урок. - Ребята, а какие цели мы можем поставить на урок? Составляет план урока вместе с младшими школьниками. - Ребята, но для начала нам с вами необходимо составить план урока. Посмотрите, пожалуйста, на экран. У нас с вами уже есть пункты плана, но они, к сожалению, перепутались. 1.Познакомиться с биографией Л.А. Кассиля 2.Познакомиться с рассказом «Отметки Риммы Лебедевой» 3.Провести словарную работу - Молодцы, ребята! | Определяют тему, цель урока - Рассказ о войне - Познакомиться с рассказом Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедовой» Составляют план работы 1.Познакомиться с биографией Л.А. Кассиля 2.Провести словарную работу 3.Познакомиться с рассказом «Отметки Риммы Лебедевой» | П: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; М: Научатся составлять план и последовательность действий; | Презентация |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: учебный диалог | Организует знакомство с автором Л. А. Кассиль Кассиль Лев Абрамович (1905–1970), русский писатель. Родился 27 июня 1905 года в Покровской слободе (ныне г. Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки. С детства был фантазёром. Разносторонняя одарённость Льва Кассиля проявилась уже в школе. Воспитанный в интеллигентной семье, он с детства хорошо играл на пианино, с успехом изучал иностранные языки, прекрасно рисовал, был сильным шахматистом, способным математиком. Особенно он любил сочинять разные истории, а в 9 лет написал своё первое стихотворение. По окончании школы за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз. Все свободное время отдавал чтению русской классики. Годы его жизни совпали с событиями, которые потрясли весь мир: Великая Отечественная война. Во время войны работал корреспондентом, выступал по радио, в школах, воинских частях. Лев Кассиль многие свои рассказы посвятил Великой Отечественной войне: «Рассказ об отсутствующих», «Линия связи», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой» и др. Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В любой книге Льва Кассиля всегда есть настоящий герой – человек внешне мало отличимый от окружающих, но наделён прекрасными качествами души. Да, Лев Абрамович Кассиль, много писал о войне. Он считал войну страшным испытанием, выпавшим на долю не только всему народу, но и каждому человеку лично. Каждому необходимо было выиграть собственное сражение. Сегодня мы будем знакомиться с одним из произведений Льва Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» - Сейчас перед вами понятия, которые могут встретиться в рассказе «Отметки Риммы Лебедевой» Фронт – обращенная к противнику сторона боевого расположения войск или отдельной войсковой единицы. Госпиталь – лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих). Кисет – мешочек для табака, затягивающийся шнурком. - Давайте озвучим определение этих слов. Динамическая пауза - Впереди нас ждет очень интересная работа, а, чтобы результат был хорошим, мы немного отдохнем. Встаньте. Выйдите из-за парт. Встаньте так, чтобы не мешать одноклассникам. Как солдаты на параде, Мы шагаем ряд за рядом, Левой - раз, левой – раз, Посмотрите все на нас. Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Снова выстроились в ряд, Словно вышли на парад. Раз – два, раз-два, Заниматься нам пора! - Молодцы, ребята! Занимайте свои места. | Слушают учителя Отвечают на вопросы. Фронт – обращенная к противнику сторона боевого расположения войск или отдельной войсковой единицы. Госпиталь – лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих). Кисет – мешочек для табака, затягивающийся шнурком. Встают из-за парт Повторяют движения за учителем Садятся на свои места | П: анализ языкового материлаМ: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Л: воспитание патриотических чувств М: саморегуляция Л: осознание ответственности за общее дело П: анализ, синтез; определение основной и второстепенной информации М: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии; | Презентация, учебник, раздаточный материал |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Словесный: беседа (ответы на вопросы) Наглядный: просмотр видеофрагмента | Организует просмотр записи рассказа «Отметки Риммы Лебедевой» - Сейчас я предлагаю вам послушать рассказ, а после ответить на несколько вопросов. 1.В какое время происходит действие в рассказе? (мирное или военное) 2. Назовите героев произведения? 3. От чьего имени ведётся рассказ? | Слушают рассказ Отвечают на вопросы 1.В военное время 2.РиммаЛебедева, учительница, тетка Риммы, лейтенант 3.Рассказ ведётся от лица автора | П: строить логические рассуждении, умозаключения; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи | Презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: восстановление последовательности событий | Организует самостоятельную работу посредством восстановления правильной последовательности событий из рассказа Мы очень хорошо изучили текст, и перед вами стоит следующая задача: Восстановить последовательность событий в тексте. 1. Недостаточная успеваемость Риммы. 2. Хорошие оценки. 3. Походы в госпиталь. 4. Помощь лейтенанта в учёбе. 5. Лейтенант выздоровел. 6 Просьба лейтенанта. 7. Беда в родном селе. 8. Переезд Риммы. 9. Ошибки девочки. | Выполняют самостоятельную работу 1.Переезд Риммы. 2.Беда в родном селе. 3.Недостаточная успеваемость Риммы. 4.Походы в госпиталь. 5.Просьба лейтенанта. 6.Ошибки девочки. 7.Помощь лейтенанта в учёбе. 8.Хорошие оценки. 9.Лейтенант выздоровел Проверяют | М: саморегуляция М: осуществлять контроль по результату действия; | Презентация, раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа (ответы на вопросы) Практический: | Организует прочтение рассказа по цепочке -Сейчас, откройте книги на странице 175.Приготовьтесь читать по цепочке, по одному абзацу. Начитаем с первого ряда. Читать текст мы будем в сокращении, как написано в книге. 1.В какой город приехала Римма со своей мамой? 2. Знаете ли Вы, как сейчас называется этот город? 3.В какой класс поступила Римма? 4.Что сказала учительнице тетка девочки? 5.Зачем Римма Лебедева приехала с мамой в город Свердловск? 6.Выполнила просьбу тетки Анастасия Дмитриевна ? 7.Римма старалась учиться? 8.Соглашались ребята с Риммой или спорили? 9.Почему ребята не брали Римму с собой? 10.О чем мог попросить лейтенант Римму? 11.Почему лейтенант нахмурился и огорчённо просвистел? 12.Почему Римма отвернулась? 13.Поддержал лейтенант Маню Петлину? 14.Приняла предложение лейтенанта Римма? 15.Какие отметки увидел лейтенант в ведомости Риммы? - Итак, мы прочитали рассказ, скажите, как ребята относились к Римме? Прочитайте строчки из теста. При чтении называем страницу, абзац сверху, чтобы все нашли - Как объясняла Римма учительнице тот факт, что она не учила уроки? Прочитайте строчки из текста. – Куда часто ходили ребята? – Что сшила Римма? – Кому подарила Римма табачный кисет? – Как вел себя лейтенант, когда прочитал письмо, написанное под диктовку Риммой? Прочитайте строчки из текста. – Какие слова сказал Римме лейтенант? Прочитайте. – Что делала Римма каждый день после уроков в госпитале? – Что принесла Римма через два месяца в госпиталь? – Почему лейтенант расписался в ведомости Риммы? – Какие рассказы о войне вы читали? -Ребята, я принесла вам показать несколько книг, в которых затрагивается тема ВОВ. -Я рекомендую их к прочтению, так как очень важно знать историю своей страны и чтить память тех, кто ее защищал. - Понравился ли вам рассказ? - Познакомились ли мы с героем? - Что мы узнали о нашем герое? - А сейчас давайте сделаем свой плакат «Мы голосуем за мир!». У вас на столе лежат ваши вырезанные « ладошки». Наклеим их на наш плакат. Организует запись домашнего задания А сейчас я попрошу вас открыть дневники и записать домашнее задание: найти в рассказе диалог Риммы и лейтенанта и приготовиться прочитать его по ролям. | Отвечают на вопросы 1.В Свердловск 2.Екатеринбург 3.В 3 класс 4. Вы к ней, пожалуйста, строго не подходите. Они ведь с матерью еле выбрались. Свободно могли немцам в лапы попасть. На их село бомбы кидали. На нее все это очень подействовало. Я думаю, что она теперь нервная. Наверное, она не в силах нормально учиться. Вы это имейте в виду. Потому что -Думали, что она вспомнит о том, как бомбили её село -Да, приняла. В госпиталь Табачный кисет Лейтенанту, лежавшему в палате № 8. Прочел, нахмурился и огорченно присвистнул. – Так, – промолвил лейтенант. – Не совсем это правильный разговор. Бедой и горем долго не хвастаются. Или уж терпят, или помочь горю-беде стараются, чтобы не стало их. Я вот за то и правую руку свою отдал, наверное, а многие и головы совсем сложили, чтобы ребята у нас учились как следует, как мы хотим, чтобы у них жизнь была по всем нашим правилам… Вот что, Римма: приходите-ка завтра после уроков на часок, потолкуем, и я вам еще письмецо продиктую, – неожиданно закончил он. Училась правильно писать Ведомость с отметками за 2ую четверть. Больше не кому. ответственность за нее Ответы детей. Приклеивают ладошки на плакат Записывают домашнее задание | Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками П: устанавливать причинно-следственные связи; | Презентация, раздаточный материал |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа | Повторяют цель урока, что нового узнали. Организует самооценивание. - Какая тема была урока? - Какую цель ставили на сегодняшний урок? -Какие были трудности? - Что понравилось больше всего? - Поднимите жёлтый карандаш, если вам сегодняшний урок понравился - Поднимите красный карандаш, если вы бы хотели провести время иначе, а не на этом уроке литературного чтения - Спасибо вам за работу! Вы большие молодцы! | 1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей. 2. Дают оценку своей работе на уроке. - Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» - Познакомиться и прочитать рассказ «Отметки Риммы Лебедевой» - Трудности при восстановлении правильного порядка событий | М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)
Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Полезные ископаемые" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)
Тема урока: Ф. Тютчев «Весенние воды»Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с произведениями русских писателей о весне;способствовать развитию навыка чтения стихотворения выразительно, передав...
Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части...
Технологическая карта урока литературного чтения «Праздник поэзии», 3 класс, УМК «Школа России»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Праздник поэзии» Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: создание условий для систематизации з...
Технологическая карта урока литературного чтения «Стихотворения И.Токмаковой» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: продолжение работы с произведениями И. Токмаковой; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки героев, память, внимание, воображение. За...
Технологическая карта урока литературного чтения «Литература зарубежных стран» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: знакомство учащихся с новым разделом; формирование представления у учащихся знаний о зарубежной литературе.Задачи урокаДидактические:знать: значения незнакомых слов, зарубежных героев...
Технологическая карта урока литературного чтения «Мы вместе фантазёры!» ( УМК " Школа России", 3 класс)
Тема урока «Мы вместе фантазёры!»Тип урока: урок рефлексияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Н. Н. Носова «Федина задача&raq...