Конспект урока.Тема: Стихи А.Л. Барто. Сатира или юмор?
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему

Романова Анастасия Алексеевна

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000f27c1-d4c1f949.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Стихи А.Л. Барто. Сатира или юмор?

Цель: познакомить учащихся с творчеством Агнии Барто; закрепить понятия «юмор» и «сатира».

Планируемые результаты:

- совершенствовать навык грамотного и выразительного чтения (Р);

- формировать умение работать с поэтическим текстом (Р);

- воспитание нравственных качеств (В)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

- Дети, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Речевая разминка

-Подготовим наш речевой аппарат к работе. Прочитаем строчки из стихотворения медленно:

-Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу.

Ой, досточка качается,

Сейчас я упаду.

-Прочитаем шепотом, чуть громче, громко. Прочитаем медленно, быстрее, быстро.

-Ребята, кто автор этого стихотворения?

-Агния Барто

3.Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы будем работать над стихотворениями Агнии Львовны Барто. Как вы думаете, почему стихи А. Барто включены в «Путешествие 13»? (сл.1)

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова Агнии Львовны Барто: « Улыбнись на счастье!»

- Мы продолжаем искать разгадку тайны сатиры и юмора.

4.Подготовительная работа

- Когда-то давным-давно, еще до войны сочинила А. Барто шутливую песенку «Вежливый вальс»

(сл. 2)

Пусть грубость исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке

Лекарство для грубых людей

Ребенок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал,

Ему прописали пилюли,

Он принял и вежливым стал.

- Что и говорить хорошо бы иметь лекарство от подобных болезней, проглотил лежебока пилюлю, и его, как магнитом, потянуло к работе, заносчивый хвастун в один день превратился в скромнейшего человека. Но нет таких пилюль. Никто не изобрел. Надо, видимо искать другое средство. А оно оказывается, уже найдено. Но хранится это средство не в аптеке, а дома на столе, в библиотеке на полке, в книжном магазине на прилавке. Это веселая книга, воюющая со злом и грубостью. Именно такие книги писала А.Барто – любимый поэт всех детей.

- Агния Львовна Барто родилась в Москве 17 февраля 1906 года. Здесь училась и выросла. Стихи А.Барто начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии. Самым строгим ценителем ее стихов был ее отец Лев Николаевич Волохов, ветеринарный врач. С помощью серьезных книг, без букваря, отец обучил Агнию азбуке, и она самостоятельно стала читать. Отец требовательно следил за ней, учил, как надо правильно писать стихи. Но Агнию Львовну в то время манило другое – музыка, балет. Она мечтала стать танцовщицей. Поэтому и поступила учиться в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи. Прошло несколько лет, и Агния Львовна поняла, что поэзия для нее важнее. И в 1925 г. ( ей тогда было всего 19 лет) вышла в свет ее первая книжка «Китайчонок Ван Ли и мишка воришка». Стихи очень понравились читателям.

А. Барто часто можно было встретить среди ребят. Она посещала школы, присутствовала на уроках, встречалась со своими читателями в детских библиотеках. Часто приезжая на выступления Агния Барто предлагала: «Уважаемые дети, - я прочту лишь первую строчку, а вы сами продолжайте остальное». Не было случая, чтобы ребята не вспомнили стихотворение.

- А знаете ли вы творчество А. Барто? Назовите:

1) Имя мальчика, у которого добрая душа? (Вовка)

2) Как звали девочку, у которой синенькая юбочка, ленточка в косе? (Любочка)

3) Подруга Тамары, с которой она ходила парой? ( Таня)

4) Стихотворение, которое начинается словами:

Весна, весна на улице

Весенние деньки: (Веревочка)

5) Продолжите:

«Три очка за:» (старичка)

«Ленточка с:» (букетом)

«Мы не заметили жука:» (и рамы зимние закрыли)

«Леша, Лешенька, сделай одолжение:» ( выучи, пожалуйста, таблицу умножения).

- Агния Барто говорила, что к детям надо постоянно присматриваться, нужно знать их интересы, увлечения. Чувствовать, о чем они думают. Есть у Барто одна необычная книга «Переводы с детского». Агния Барто много путешествовала, была в Болгарии, Исландии, Америке и отовсюду привозила стихи «невеликих поэтов» - так она в шутку их называла. «Переводы с детского» - это стихи Агнии Барто, написанные от имени детей, встреченных ею во время этих поездок. Этот сборник оформлен рисунками учеников художественных школ. Всю жизнь посвятила А. Барто детской поэзии и оставила нам много замечательных стихотворений. В рабочем кабинете писательницы на стене в рамке висел небольшой листок бумаги. На нем крупным, четким почерком написано:

Уронили мишку

на пол:

Ю. Гагарин

Этот автограф дал Агнии Барто первый космонавт Земли на встрече с писателями.

-Агния Львовна Барто писала не только стихи. У нее есть несколько сценариев для кинофильмов: «Подкидыш», «Слон и веревочка», «Черный котенок» и др. Многие стихотворение А. Барто стали песнями: «Любитель- рыболов», «Любаша», «Лешенька, Лешенька».

Агния Барто была не только детским писателем. В годы Великой Отечественной Войны она написала много стихов героических. Выступала по радио в Москве, Свердловске, печатала военные стихи и статьи в центральных газетах. В 1942 году побывала на Западном фронте, как корреспондент «Комсомольской правды».

С 1964 по 1973 год негромкий, спокойный голос Агнии Барто можно было услышать на радио. Она вела передачу «Найти человека».ей удалось соеденить 927 семей разлученных войной. Из полученных писем была составлена в 1969 первая книга прозы «Найти человека»

5. Работа над стихотворениями А.Барто «Докладчик» и «Требуется друг».

- Давайте предположим, каков может быть характер стихотворении «Докладчик» и «Требуется друг».

- Прочитаем эти стихотворения.

-Какой общий заголовок вы бы дали к этим стихотворениям «Юмористические портреты» или «Сатирические портреты»? почему?

-Давайте вспомним понятия «сатира» и «юмор».

Сатира- художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.

Юмор- понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно насмешливое отношение к чему-нибудь; насмешливая, шутливая речь.

-Прочитаем выразительно стихотворение «Докладчик».

-Какое настроение автора нужно передать в стихотворении?

-С какой интонацией будем читать?

-Над чем смеется поэтесса в стихотворении?

-В стихотворении «докладчик» Барто смеется над такими докладчиками, которые красиво и бодро говорят с трибуны о труде и самостоятельности: «Нужен труд всегда, везде», но как только дело коснется их самих и самим нужно совершать самое небольшое усилие, ну вот хотя бы поднять с пола бумажку, -

«тут докладчик морщится:

-На это есть уборщица!»

-Прочитаем выразительно стихотворение «Требуется друг».

-Какое настроение автора нужно передать при чтении?

-С какой интонацией будем читать?

-Над чем смеется поэтесса в стихотворении?

-В стихотворении «Требуется друг» А. Барто поднимает серьезную тему. Она ведет откровенный разговор об отношениях между ребятами, о дружбе настоящей и мнимой. О девочке, с которой никто не хочет дружить, потому что ее дружба никогда не бывает бескорыстной.

- А теперь выразительно на оценку будем читать стихотворения.

Сатирическое

6.Самостоятельная работа в группах с сатирическими портретами.

-Давайте проанализируем другие стихотворения Агнии Львовны Барто, которые имеют сатирическую направленность.

-Сейчас вы будете работать в группах, каждая из групп будет работать со стихотворением по плану работы.

1 группа: «Квартет»

2 группа: «Шефы»

3 группа: «Копейкин»

4 группа: «Три очка за старичка»

План работы

1.Прочитай стихотворение

2.Каков главный герой?(Найди точные слова)

3.Решите вместе, о каких ребятах этот стих?

4.Над чем смеется автор?

5.Прочитайте это стихотворение так, чтобы это поняли и слушатели.

7. Итог урока

-Согласны ли вы что стихи Агнии Барто – это «незаметное воспитание»? Объясните вашу точку зрения.

- Сатира А.Барто острая, но не злая, автор знает, что у ребенка все впереди и он может избавиться от своих слабостей и временных недостатков, знает, что дети способны многое понять и почувствовать, доверяет уму ребенка.

Прошло уже более 100 лет со дня рождения А. Барто и сколько бы лет не прошло, стихи Барто будут читать, и они будут жить рядом с детьми, будут всегда полезны. А стихи ее до сих пор помнят и знают все. Они сохраняют свою актуальность, направлены против всего того, что существует и в современной жизни, с чем и сейчас ведется работа.

-Поэтические сокровища Барто будут принадлежать во все времена и всем поколениям (портрет).

8. Рефлексия

-Ребята, интересно ли вам было на уроке?

-С каким настроением вы уходите с урока? (покажите мимикой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Тема: Закрепление изученного по теме «Скорость. Время. Расстояние».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольной работе; закреплять умения решать задачи на движение, совершенствовать вычислительн...

Конспект урока. Тема: А.Барто "Разлука", "В театре" 3 класс.

Тема урока: А. Барто «Разлука», «В театре»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Б...

Конспект урока Тема: «В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция» 3 класс

Тема: «В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция»...