Конспект урока.Тема: Стихи А.Л. Барто. Сатира или юмор?
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Стихи А.Л. Барто. Сатира или юмор?
Цель: познакомить учащихся с творчеством Агнии Барто; закрепить понятия «юмор» и «сатира».
Планируемые результаты:
- совершенствовать навык грамотного и выразительного чтения (Р);
- формировать умение работать с поэтическим текстом (Р);
- воспитание нравственных качеств (В)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент | - Дети, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. | |
2. Речевая разминка | -Подготовим наш речевой аппарат к работе. Прочитаем строчки из стихотворения медленно: -Идет бычок качается, Вздыхает на ходу. Ой, досточка качается, Сейчас я упаду. -Прочитаем шепотом, чуть громче, громко. Прочитаем медленно, быстрее, быстро. -Ребята, кто автор этого стихотворения? | -Агния Барто |
3.Сообщение темы и цели урока | - Сегодня на уроке мы будем работать над стихотворениями Агнии Львовны Барто. Как вы думаете, почему стихи А. Барто включены в «Путешествие 13»? (сл.1) - Эпиграфом к нашему уроку будут слова Агнии Львовны Барто: « Улыбнись на счастье!» | - Мы продолжаем искать разгадку тайны сатиры и юмора. |
4.Подготовительная работа | - Когда-то давным-давно, еще до войны сочинила А. Барто шутливую песенку «Вежливый вальс» (сл. 2) Пусть грубость исчезнет навеки, Пускай по рецептам врачей Появится в каждой аптеке Лекарство для грубых людей Ребенок вертелся на стуле, Шумел и ко всем приставал, Ему прописали пилюли, Он принял и вежливым стал. - Что и говорить хорошо бы иметь лекарство от подобных болезней, проглотил лежебока пилюлю, и его, как магнитом, потянуло к работе, заносчивый хвастун в один день превратился в скромнейшего человека. Но нет таких пилюль. Никто не изобрел. Надо, видимо искать другое средство. А оно оказывается, уже найдено. Но хранится это средство не в аптеке, а дома на столе, в библиотеке на полке, в книжном магазине на прилавке. Это веселая книга, воюющая со злом и грубостью. Именно такие книги писала А.Барто – любимый поэт всех детей. - Агния Львовна Барто родилась в Москве 17 февраля 1906 года. Здесь училась и выросла. Стихи А.Барто начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии. Самым строгим ценителем ее стихов был ее отец Лев Николаевич Волохов, ветеринарный врач. С помощью серьезных книг, без букваря, отец обучил Агнию азбуке, и она самостоятельно стала читать. Отец требовательно следил за ней, учил, как надо правильно писать стихи. Но Агнию Львовну в то время манило другое – музыка, балет. Она мечтала стать танцовщицей. Поэтому и поступила учиться в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи. Прошло несколько лет, и Агния Львовна поняла, что поэзия для нее важнее. И в 1925 г. ( ей тогда было всего 19 лет) вышла в свет ее первая книжка «Китайчонок Ван Ли и мишка воришка». Стихи очень понравились читателям. А. Барто часто можно было встретить среди ребят. Она посещала школы, присутствовала на уроках, встречалась со своими читателями в детских библиотеках. Часто приезжая на выступления Агния Барто предлагала: «Уважаемые дети, - я прочту лишь первую строчку, а вы сами продолжайте остальное». Не было случая, чтобы ребята не вспомнили стихотворение. - А знаете ли вы творчество А. Барто? Назовите: 1) Имя мальчика, у которого добрая душа? (Вовка) 2) Как звали девочку, у которой синенькая юбочка, ленточка в косе? (Любочка) 3) Подруга Тамары, с которой она ходила парой? ( Таня) 4) Стихотворение, которое начинается словами: Весна, весна на улице Весенние деньки: (Веревочка) 5) Продолжите: «Три очка за:» (старичка) «Ленточка с:» (букетом) «Мы не заметили жука:» (и рамы зимние закрыли) «Леша, Лешенька, сделай одолжение:» ( выучи, пожалуйста, таблицу умножения). - Агния Барто говорила, что к детям надо постоянно присматриваться, нужно знать их интересы, увлечения. Чувствовать, о чем они думают. Есть у Барто одна необычная книга «Переводы с детского». Агния Барто много путешествовала, была в Болгарии, Исландии, Америке и отовсюду привозила стихи «невеликих поэтов» - так она в шутку их называла. «Переводы с детского» - это стихи Агнии Барто, написанные от имени детей, встреченных ею во время этих поездок. Этот сборник оформлен рисунками учеников художественных школ. Всю жизнь посвятила А. Барто детской поэзии и оставила нам много замечательных стихотворений. В рабочем кабинете писательницы на стене в рамке висел небольшой листок бумаги. На нем крупным, четким почерком написано: Уронили мишку на пол: Ю. Гагарин Этот автограф дал Агнии Барто первый космонавт Земли на встрече с писателями. -Агния Львовна Барто писала не только стихи. У нее есть несколько сценариев для кинофильмов: «Подкидыш», «Слон и веревочка», «Черный котенок» и др. Многие стихотворение А. Барто стали песнями: «Любитель- рыболов», «Любаша», «Лешенька, Лешенька». Агния Барто была не только детским писателем. В годы Великой Отечественной Войны она написала много стихов героических. Выступала по радио в Москве, Свердловске, печатала военные стихи и статьи в центральных газетах. В 1942 году побывала на Западном фронте, как корреспондент «Комсомольской правды». С 1964 по 1973 год негромкий, спокойный голос Агнии Барто можно было услышать на радио. Она вела передачу «Найти человека».ей удалось соеденить 927 семей разлученных войной. Из полученных писем была составлена в 1969 первая книга прозы «Найти человека» | |
5. Работа над стихотворениями А.Барто «Докладчик» и «Требуется друг». | - Давайте предположим, каков может быть характер стихотворении «Докладчик» и «Требуется друг». - Прочитаем эти стихотворения. -Какой общий заголовок вы бы дали к этим стихотворениям «Юмористические портреты» или «Сатирические портреты»? почему? -Давайте вспомним понятия «сатира» и «юмор». Сатира- художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Юмор- понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно насмешливое отношение к чему-нибудь; насмешливая, шутливая речь. -Прочитаем выразительно стихотворение «Докладчик». -Какое настроение автора нужно передать в стихотворении? -С какой интонацией будем читать? -Над чем смеется поэтесса в стихотворении? -В стихотворении «докладчик» Барто смеется над такими докладчиками, которые красиво и бодро говорят с трибуны о труде и самостоятельности: «Нужен труд всегда, везде», но как только дело коснется их самих и самим нужно совершать самое небольшое усилие, ну вот хотя бы поднять с пола бумажку, - «тут докладчик морщится: -На это есть уборщица!» -Прочитаем выразительно стихотворение «Требуется друг». -Какое настроение автора нужно передать при чтении? -С какой интонацией будем читать? -Над чем смеется поэтесса в стихотворении? -В стихотворении «Требуется друг» А. Барто поднимает серьезную тему. Она ведет откровенный разговор об отношениях между ребятами, о дружбе настоящей и мнимой. О девочке, с которой никто не хочет дружить, потому что ее дружба никогда не бывает бескорыстной. - А теперь выразительно на оценку будем читать стихотворения. | Сатирическое |
6.Самостоятельная работа в группах с сатирическими портретами. | -Давайте проанализируем другие стихотворения Агнии Львовны Барто, которые имеют сатирическую направленность. -Сейчас вы будете работать в группах, каждая из групп будет работать со стихотворением по плану работы. 1 группа: «Квартет» 2 группа: «Шефы» 3 группа: «Копейкин» 4 группа: «Три очка за старичка» План работы 1.Прочитай стихотворение 2.Каков главный герой?(Найди точные слова) 3.Решите вместе, о каких ребятах этот стих? 4.Над чем смеется автор? 5.Прочитайте это стихотворение так, чтобы это поняли и слушатели. | |
7. Итог урока | -Согласны ли вы что стихи Агнии Барто – это «незаметное воспитание»? Объясните вашу точку зрения. - Сатира А.Барто острая, но не злая, автор знает, что у ребенка все впереди и он может избавиться от своих слабостей и временных недостатков, знает, что дети способны многое понять и почувствовать, доверяет уму ребенка. Прошло уже более 100 лет со дня рождения А. Барто и сколько бы лет не прошло, стихи Барто будут читать, и они будут жить рядом с детьми, будут всегда полезны. А стихи ее до сих пор помнят и знают все. Они сохраняют свою актуальность, направлены против всего того, что существует и в современной жизни, с чем и сейчас ведется работа. -Поэтические сокровища Барто будут принадлежать во все времена и всем поколениям (портрет). | |
8. Рефлексия | -Ребята, интересно ли вам было на уроке? -С каким настроением вы уходите с урока? (покажите мимикой) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Тема: «А. Барто В театре»
Для учащихся 3 класса...
Конспект урока. Тема: Закрепление изученного по теме «Скорость. Время. Расстояние».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольной работе; закреплять умения решать задачи на движение, совершенствовать вычислительн...
Конспект урока. Тема: Тема : Юмористические рассказы В. Драгунского , Ю. Сотникова и Н. Носова.
3 класс...
Конспект урока. Тема: А.Барто "Разлука", "В театре" 3 класс.
Тема урока: А. Барто «Разлука», «В театре»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Б...
Конспект урока Тема: «В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция» 3 класс
Тема: «В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция»...