программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Панкратовская Елена Александровна

Программа по литературному чтению составлена на основе программы "Школа России "в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  Управление  образования МР «Печора»

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

«Средняя  общеобразовательная  школа» п. Каджером

(наименование учредителя и образовательного учреждения)

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы __________Л.В. Годун

      «_31___»      августа   ____2017г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

(наименование учебного предмета)

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

(уровень образования)

________        1год_____________

(срок реализации программы)

Составлена на основе программы  для общеобразовательной школы:

Литературное чтение 3класс

(наименование программы)

Л.Ф. Климанова, М.В.Бойкина.

(автор программы)

                                                                п. Каджером  

                                 

                                                                  2017 г

                                                     

                                             1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, 2011г. М.: «Просвещение».

                                            Цели и задачи курса

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

      Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

3.  Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

                 

           2.  Общая характеристика учебного предмета

   Курс призван продолжить обучение чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. От качественного обучения в это период во многом зависит полноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

   Курс литературного чтения является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

   Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора - музыканта.

   Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогают избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание юного читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

   Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно - эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

  Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли преимущественно художественные тексты. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

  Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Этот принцип находит своё выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

 Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.

  Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения.  Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя. Развитие навыка чтения на втором году обучения предполагает постепенное введение чтения про себя. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

    При обучении детей чтению их знания пополняются элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

   Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

                               3. Место предмета в  учебном плане

         В Федеральном базисном образовательном плане на изучение литературного чтения в 3 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 136  часов.

.

                    4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

        Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

        Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

-действие смыслообразования (интерес, мотивация);

-действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

-формирование интереса и позитивного отношения к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);

-эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

-формирование желания выполнять учебные действия;

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является   формирование универсальных учебных действий (УУД).

- выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя;

-поиск и выделение необходимой информации;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками–определение цели,

функций участников, способов взаимодействия;

-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

-формирование вербальных способов коммуникаций (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

-формирование умения работать в парах и малых группах.

Предметные результаты:

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  Обучающиеся должны:

  • владеть навыками правильного, сознательного,  достаточно беглого и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения 80 – 90  слов в минуту, соотносить интонацию с содержанием читаемого текста;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять с помощью учителя тему и смысл всего произведения в целом.

      Обучающиеся должны уметь:

  • устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильные ответы на вопросы выборочным чтением;
  • самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
  • составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя, словесно рисовать картины к художественным текстам;
  • самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения  действующих лиц, природы и описания событий;
  • сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценивать их поступки (с помощью учителя);
  • подробно, выборочно пересказывать прочитанное с использованием приемов устного рисования и иллюстраций;
  • ориентироваться в учебной книге: самостоятельно находить произведение по его названию в содержании, отыскивать в учебной книге произведения, близкие по тематике;
  • различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.

       Обучающиеся должны знать:

  • наизусть стихотворения классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • названия, темы и сюжеты  произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
  • народные сказки (уметь их пересказать), знать пословицы.

 

                                            6. Содержание учебного предмета .

Самое великое чудо на свете

      Рукописные книги древней Руси.
      Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество  

      Русские народные песни.
      Докучные сказки.
      Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь  

      1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели

      1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». 

Поэтическая тетрадь  

      1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки   

      1. Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы

      1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь

      1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое

      1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь  

      1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке — наберешь кузовок

      1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов

      1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература

      «Храбрый Персей».
      Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».  


                                                                      7.Тематический план по литературному чтению  3 класс

Дата

план

Дата

 факт

урока

            

             Раздел

.

                     Тема

    Характеристика деятельности учащихся

                           

Кол-во

часов

1

Водный урок по курсу литературного чтения. (1ч)

Введение. Знакомство с учебником.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.

1

2

Самое великое чудо на свете(4ч)

Знакомство с названием раздела «Самое великое чудо на свете»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при  повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книге. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Работать в паре: читать текст друг другу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

1

3

НРК

Рукописные книги Древней Руси.

Письмена народов коми.

1

4

Первопечатник Иван Фёдоров

1

5

Урок - путешествие в прошлое. Оценка достижений

Проверочная работа №1по разделу «Самое великое чудо на свете»

1

6

«Устное народное творчество»  (14ч.)

Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения,  с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану;  находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

1

7

НРК

Коми народные песни.

 Русские народные песни

1

8

Р\РДокучные сказки. Сочинение докучных сказок

1

9

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

1

10

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1

11

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1

12

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»

1

13

 «Иван – царевич и Серый Волк». Выборочный пересказ.

1

14

«Иван – царевич и Серый Волк». Составление картинного плана.

1

15

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

1

16

Русская народная сказка «Сивка-бурка».Деление текста на части.

1

17

Художники иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. Проверка техники чтения.

1

18

НРК

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество») Проверочная работа№2

Коми народная сказка Медведь и мужик.

1

19

Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений

1

20

« Поэтическая тетрадь 1» (11ч.) НРК

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 1».

 Г.А. Юшков «Осень»; С. А. Попов «В ясном небе гусей караван…»

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения. Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

1

21

Проект « Как научиться читать стихи» на основе научно – популярной статьи Я.Смоленского

1

22

Ф. Тютчев «Весенняя гроза»

1

23

Р\РФ.Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра «О чём рассказывают осенние листья»

1

24

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

1

25

И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

1

26

И. Никитин «Встреча зимы»

1

27

И. Суриков «Детство»

1

28

И. Суриков «Зима». Сравнение ,как средство создания картины природы в лирическом стихотворении

1

29

НРК

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь» 

С.А. Попов «Вновь журавли улетают…»

1

30

Оценка достижений (тест)

Юшков Г.А. Лиса

1

31

«Великие русские писатели» (24ч.)

Знакомство с названием раздела «Великие русские писатели»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения.

Называть отличительные особенности стихотворного текста.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Знать особенности литературной сказки.

 Определять нравственный смысл литературной сказки.

Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.

Давать характеристику героев литературной сказки.

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.  Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.  Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков.

Инсценировать басню.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл.

1

32

А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина»

1

33

А. Пушкин. Лирические стихотворения

1

34

А. Пушкин «Зимнее утро»

1

35

А. Пушкин « «Зимний вечер»

1

36

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

37

Особенности волшебной сказки А.С Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

1

38

Нравственный смысл сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

1

39

НРК

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.

1

40

НРК

И.В.Коданёв «Труслив ли заяц?;П.А.Образцов «Оса».

1

41

И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе  статьи учебника, книг о Крылове

1

42

И. Крылов «Мартышка и Очки»

1

43

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

1

44

И. Крылов «Ворона и Лисица»

1

45

М .Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи

1

46

М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

1

47

М. Лермонтов «Утёс», «Осень»

1

48

Детство Л.Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

1

49

Л. Толстой «Акула»

1

50

Л. Толстой «Прыжок»

1

51

Л. Толстой «Лев и собачка»

1

52

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.

1

53

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» .Проверочная работа №4

1

54

Оценка достижений. Проверка техники чтения.

1

55

«Поэтическая тетрадь 2»  (6ч.) НРК

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2» 

В. А. Попов «Печора»

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение,  выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

1

56

Н. Некрасов «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…»

1

57

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

58

К. Бальмонт «Золотое слово»

1

59

И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений

1

60

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь2» .Проверочная работа№5

Оценка достижений .

1

61

« Литературные сказки» (8 ч.) НРК

Знакомство с названием раздела «Литературные сказки» . П. А. Образцов «Жадный богач»

Прогнозирование содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому.

Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

1

62

Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка)

1

63

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

1

64

В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

65

Характеристика героев сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница»

1

66

В.Одоевский «Мороз Иванович»

1

67

Подробный и выборочный пересказ сказки В.Одоевского «Мороз Иванович»

1

68

Оценка достижений. Проверочная работа №6 по разделу «Литературные сказки»

1

69

« Были-небылицы» (10ч.)

Знакомство с названием раздела

« Были-небылицы»

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям.

1

70

М. Горький «Случай с Евсейкой»

1

71

М. Горький «Случай с Евсейкой» Сочинение продолжения сказки.

1

72

К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

73

Характеристика героев произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей»

1

74

К. Паустовский «Растрёпанный воробей» .Составление плана пересказа.

1

75

Знакомство с произведением А. Куприна «Слон»

76

 Основные события в произведении А. Куприна «Слон»

1

77

А. Куприн «Слон» Составление различных вариантов плана пересказа.

1

78

Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы».  Проверочная работа №7 Оценка достижений.

1

79

«Поэтическая тетрадь 1» ( 6ч.)

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 1». С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?...»

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст.  Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения.

1

80

НРК

С. Черный «Воробей», «Слон».

А. Е. Ванеев «Снегирь»

1

81

А. Блок «Ветхая избушка»

1

82

А. Блок «Сны», «Ворона»

1

83

С. Есенин «Черёмуха»

1

84

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Проверочная работа №8  Оценка достижений.

1

85

«Люби живое» (16ч) НРК

Знакомство с названием раздела «Люби живое». В. М. Ануфриев «Хозяйственный поползень»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведения на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

1

86

М.Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст.

1

87

М.Пришвин «Моя Родина» .Сочинение на основе художественного текста.

1

88

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

89

И.Соколов-Микитов «Листопадничек» Творческий пересказ с дополнением содержания текста.

1

90

В.Белов « Малька провинилась»

1

91

В .Белов «Ещё раз про Мальку»

1

92

В.Бианки «Мышонок Пик»

1

93

В .Бианки «Мышонок Пик» Составление плана произведения.

1

94

Б.Житков «Про обезьяну» Знакомство с произведением.

1

95

Б.Житков «Про обезьяну» .Герои произведения. 

1

96

НРК

Б.Житков «Про обезьяну». Краткий пересказ Л.Н.Палкин «танцующие рыбы»

1

97

В.Астафьев «Капалуха»

1

98

В.Драгунский «Он живой и светится…»

1

99

Обобщающий урок по разделу «Люби живое»

1

100

Оценка достижений по разделу «Люби живое» Проверочная работа №9

1

101

« Поэтическая тетрадь 2» (8ч.)

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения.

1

102

С.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»

1

103

А.Барто «Разлука»

1

104

А.Барто «В театре»

1

105

С.Михалков «Если», «Рисунок»

1

106

Е «Благина «Кукушка», «Котёнок»

1

107

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»Проверочная работа №10

1

   

108

 НРК

Оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь 2»

Т.С. Ханина «Как-то раз». Проект №3«Праздник поэзии»

1

109

«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» (12ч.) НРК

Знакомство с названием раздела «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».  Е. В. Габова «Чей, ты, Барсик?»

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

1

110

Б. Шергин «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок»

1

111

А.Платонов « Цветок на земле»

1

112

А.Платонов « Цветок на земле» Герои рассказа.

1

113

А. Платонов «Ещё мама» Знакомство с произведением.

1

114

А. Платонов «Ещё мама» Чтение по ролям.

1

115

М.Зощенко «Золотые слова»

1

116

М.Зощенко «Великие путешественники»

1

117

Н. Носов «Федина задача»

1

118

Н.Носов «Телефон»

1

119

В.Драгунский «Друг детства»

1

120

Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».  Проверочная работа №11 Оценка достижений.

1

121

« По страницам детских журналов»- 8ч.

Знакомство с названием раздела «По страницам детских журналов»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных  текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

1

122

По страницам журналов для детей «Мурзилка»  и «Весёлые картинки»

1

123

Ю.Ермолаев «Проговорился»

1

124

Ю.Ермолаев «Воспитатели»

1

125

Г.Остер «Вредные советы»

1

126

Г.Остер «Как получаются легенды»

1

127

Р.Сеф «Весёлые стихи»

1

128

Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов» Проверочная работа №12 Оценка достижений.

1

129

«Зарубежная литература» (8ч.)

Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Мифы Древней Греции

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

1

130

Мифы Древней Греции

1

131

Мифы Древней Греции. Мифологические герои и их подвиги.

1

132

Г.Х .Андерсен «Гадкий утёнок» .Нравственный смысл сказки.

1

133

Создание рисунков к сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок»

1

134

Г .Х. Андерсен  «Гадкий утёнок». Подготовка сообщения о великом сказочнике.

1

135

Обобщающий урок  по теме «Зарубежная литература» Проверочная работа №13

1

136

Оценка достижений. Проверка техники чтения .

1


8. Описание  материально – технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

                                   Книгопечатная продукция.

1

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М, В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.

2

3

                                                       Учебники

 Литературное чтение.  Учебник. 3 класс. Часть 1, 2. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л. А. Виноградская.

                                                 Методические пособия

Кл  Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3кла     3  класс.

       Рабочие тетради.

       

        Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочая тетрадь : 3 класс.

       

1

2

3

4

                                  Технические средства обучения.

Магнитная доска
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер с принтером, сканером.
Мультимедийный проектор.

                                   Экранно-звуковые пособия.

Мультимедийные (образовательные) ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

1

2

3

                                            Оборудование класса

Ученические столы  двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.

                                 

  9.  Критерии и нормы оценки знаний и умений  обучающихся  .

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.


9. Перечень обязательных контрольных, лабораторных, практических  и других видов работ.

Тема раздела

Проверочные работы

Проекты

Проверка

техники чтения

Самое великое чудо на свете

Устное народное творчество

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

 УНТ

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

1

« Поэтическая тетрадь 1»

Проверим себя и оценим свои достижения  по разделу

« Поэтическая тетрадь 1»

Проект « Как научиться читать стихи» на основе научно – популярной статьи Я.Смоленского

«Великие русские писатели»

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

«Великие русские писатели»

Проект «Праздник поэзии»

1

«Поэтическая тетрадь 2»  

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

«Поэтическая тетрадь 2»  

« Литературные сказки»

 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

« Литературные сказки»

« Были-небылицы»

 Проверим себя и оценим свои достижения  по разделу « Были-небылицы»

«Поэтическая тетрадь 1»

Проверим себя и оценим свои достижения  по разделу

«Поэтическая тетрадь 1»

«Люби живое»

Проверим себя и оценим свои достижения  по разделу

«Люби живое»

« Поэтическая тетрадь 2»

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

« Поэтическая тетрадь 2»

«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Проверим себя и оценим свои достижения  по разделу

«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

« По страницам детских журналов»

Проверим себя и оценим свои достижения  по разделу

« По страницам детских журналов»-

«Зарубежная литература»

Проверим себя и оценим свои достижения  по разделу

«Зарубежная литература»

1

итого

13

2

3

        

        

урока

Развитие речи

1

8

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок

2

23

Ф.Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра «О чём рассказывают осенние листья»

3

71

М. Горький «Случай с Евсейкой»Сочинить продолжение сказки.

4

86

М.Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...