Литературное чтение 1 класс Пришвин Деревья в лесу
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему
Литературное чтение 1 класс Пришвин Деревья в лесу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._chtenie_prishvin_derevya_v_lesu.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«М. Пришвин «Деревья в лесу»
(урок литературного чтения, 1 класс)
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала (первый урок по теме).
Деятельностная цель: создание условий для осознанного восприятия содержания текста, оценки его характера; ориентирование в нравственном содержании прочитанного; участие в обсуждении произведения.
Содержательная цель: овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения; расширение представлений о произведениях М.Пришвина для детей.
Задачи урока:
образовательные: познакомить учащихся с произведением М.Пришвина «Деревья в лесу»; формировать умение работать с текстом, выделять заголовок произведения; обогащать словарь детей словами по теме чтения; наблюдать за выразительными средствами языка;
развивающие: способствовать развитию связной речи, осознанного, правильного и выразительного чтения, умения анализировать прочитанный текст; создать условия для развития элементов творческой деятельности как качеств мышления и развития эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
воспитательные: развивать умение видеть суть окружающих предметов, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к родному краю.
Личностные УУД: развивать эмоциональную отзывчивость на жизненные события, выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; понимать цель и смысл выполняемых заданий; выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; осуществлять первоначальный контроль своих действий.
познавательные УУД: читать текст, понимать фактическое его содержание, находить в тексте ответ на заданный вопрос, формулировать несложные выводы.
коммуникативные УУД: проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Оборудование: проектор, презентация к уроку, экологическое панно «Сказки зимнего леса», слова для зрительных меток, опорные слова, кружки разного цвета.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Доброе утро, ребята! Мне очень приятно снова с вами встретиться. Давайте пожелаем друг другу доброго дня, улыбнемся друг другу и начнем наш урок.
- С какой целью мы приходим на урок литературного чтения (учиться бегло и выразительно читать, пересказывать, составлять рассказы, выразительно читать стихотворения).
II. Динамическая разминка (чтение с убыстрением темпа).
- Для чего нужна разминка?
(Запись текста на доске, чтение по слогам, словами, предложениями с убыстрением)
- Многие любуются природой. Но не многие её принимают к сердцу. Даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается почувствовать в ней свою собственную душу.
- Кто автор этих строк?
Работа в парах: «Найди лишнее» (Приложение 1) (Пришвин).
- Что значит «не многие принимают её к сердцу»?
III. Работа с произведениями и книгами по теме.
- Ребята, с какой большой темой мы сегодня работаем? (Снежок порхает, кружится)
- Какие произведения о зимней природе вы уже читали? (К. Ушинский «Мороз не страшен», И. Соколов-Микитов «Зима в лесу», С, Иванов «Каким бывает снег»)
- Что объединяет эти произведения? (Тема - о природе)
IV. Проверка домашнего задания.
- Для чего мы выполняли домашнее задание?
- Дома вы читали произведение о зиме. Как оно называется? (Дети Деда Мороза)
- Кто его написал?
- Вокруг вы видите модели к разным произведениям. Вам необходимо подобрать модель, которая соответствует произведению, прочитанному вами дома. (Приложение 2)
- Какая модель подходит? Почему?
Выразительное чтение сказки по ролям.
- Сумели ли ребята передать содержание рассказа? (Показали выразительное чтение, артистичность)
V. Определение задач урока. Подготовка к чтению рассказа и первичная ориентация в нем.
- Сегодня у вас новая встреча с писателем и его произведением.
(Приложение 3)
- С каким произведением этого писателя мы познакомились уже в этом году («Недосмотренные грибы»)
- Догадайтесь, какое название у произведения, которое мы будем сегодня читать. Посмотрите на буквы разного цвета и попробуйте составить слова.
- Прочитайте название произведения. (М. Пришвин «Деревья в лесу»)
- Сформулируйте задачи, которые мы можем поставить перед собой на уроке.
- Как вы думаете, о чем это рассказ?
- Видели ли вы зимний лес? Красив ли он? Что вы там заметили интересного?
- Писатель М. Пришвин по-своему увидел зимний лес, и его тоже поразили картины природы!
Смена динамических поз.
VI. Первичное чтение рассказа М. Пришвина «Деревья в лесу».
- С какой целью мы будем знакомиться с новым произведением? (Узнать новое, интересное)
- Послушайте, ребята, рассказ М. Пришвина «Деревья в лесу» и постарайтесь ответить на вопрос «Что же поразило писателя в зимнем лесу? На что он обратил внимание?»
(Чтение хорошо читающими детьми, учителем или мастером слова)
VII. Эмоционально-оценочная беседа.
- Так что же поразило автора в лесу?
- На что он обратил особое внимание?
- Понравилось ли вам это произведение?
VIII. Повторное чтение произведения, работа над содержанием, языком рассказа.
- Сейчас мы вместе будем читать рассказ о зимнем лесе.
В процессе чтения нам необходимо быть наблюдательными. Итак, представьте: мы входим в зимний лес. Читаем первые два предложения. (Чтение по вызову)
- Что мы заметили в лесу?
(Немного летит снег. Тихо и совсем тепло)
- Как вы понимаете значение слова «пороша»? (Метка на стене)
- Идем дальше. Читаем абзац до конца.
- Среди каких же деревьев мы оказались вместе с писателем?
- Ребята, ели какие?
- Посмотрите, как описывает их автор.
(Они «повесили громадные, тяжелые лапы»)
- Посмотрите в тексте, как они стоят?
(Они совсем прямые. Вот стоят они огромные, прямые, темно-зеленые, а лапы повисли вниз от тяжести снега)
- Давайте остановимся у березок. Какие они?
(Березы совсем согнулись. Макушки внизу. Получились кружевные арки)
- Что такое арка? (Метка на стене)
(Дуговое покрытие проема в стене или пространства между двумя столбами, колоннами)
- Посмотрите, вот арка.
- Ребята, как вы думаете, почему писатель, говоря о березах под шапками снега, сравнивает их с кружевными арками? (Сравнение - метка на стене)
- Прочитайте, что пишет автор о березах и елях и обратите внимание на то, как они «ведут себя». (Ель, как царица, стоит такая гордая, а береза вся согнулась и как будто плачет)
- Очень хорошо. Молодцы!
- Вот такими разными и красивыми увидел их писатель, и мы вместе с ним среди снежной тишины.
- А теперь продолжение рассказа прочитаю вам я.
- А для чего я это буду делать? (Приложение 4)
Словарная работа (мутовка - группа листьев, ветвей, расположенная на стебле на одной высоте) (метка на стене).
- Что мы сразу не заметили? Ведь ели и березы отвлекли нас. (Разные фигуры из снега)
- Что про них сказал автор? (Они как живые, хотят говорить, но стесняются)
- Но вот в тишине леса что-то зашептало. Что же это? (Это снежинки полетели, снег пошел. Кажется, что фигурки зашептали).
- Стоим мы вместе с писателем среди снежного царства, и не хочется нам уходить из сказочного леса. Так там хорошо и красиво.
(чтение отрывка произведения в парах)
- Давайте пройдем на полянку и отдохнем.
IX.Физкультминутка.
Офтальмологический тренажер Базарного В.Ф.
Все ребята должны знать
Жанр произведения,
Чтоб уметь их различать
Точно, без сомнения.
Басни, повести, рассказы,
Пословицы и сказки
Различить мы можем сразу
Даже без подсказки.
Как ритмичны, музыкальны
Все стихотворения!
Всем ребятам важно знать
Жанр произведения!
- Определите, какая модель обложки подходит этому произведению? (Метки на доске)
Смена динамических поз.
X.Экспресс-исследование (работа в группах) (Приложение 5).
- С какой целью провели экспресс-исследование?
XI. Подготовка к словесному рисованию.
- Теперь снова посмотрим на сказочный зимний лес М. Пришвина. Все, что мы увидели, ребята, в волшебном лесу, надо ясно себе представить и запомнить, потому что мы будем рисовать словесную картину.
- Чтение текста учебника всеми учениками.
XII. Словесное рисование «Зима в лесу».
Работа в творческих группах (3 группы) (Приложение 6, 7).
- С какой целью мы будем заниматься рисованием словесной картины?
(Готовимся к пересказу, заучиванию наизусть, к написанию сочинений)
- Подумайте, к какой картине могут относиться эти тексты (репродукции картин на доске).
- Обратимся снова к учебнику.
- Найдите в тексте учебника слова, в которых есть буквосочетания –еж-, -их-, -ья-, -ру-, -жё-, -ар-.
- Эта работа вам поможет в заучивании текста дома.
XIII. Итог урока.
- Сегодня мы работали над произведением великого мастера описания природы М.М.Пришвина.
- С какой целью мы сегодня выполняли все задания?
Сундук Знаний.
- Чем занимались на уроке?
- Что вы сможете рассказать своим родителям и друзьям, когда придете домой.
XIV. Домашнее задание.
Задание по группам:
I группа: составить рассказ «Краски зимнего леса».
II группа: выучить наизусть рассказ М. Пришвина «Деревья в лесу».
III группа: прочитать любой рассказ М Пришвина о природе.
XV. Рефлексия.
- Мне очень приятно, ребята, было с вами работать. Вы умные, наблюдательные дети. А наблюдательность - ценное качество человека, который желает познать тайны природы.
- Чем больше снега на полях и в лесу, тем легче переживет природа зиму, поэтому мы своими снежками ей поможем.
- Каждый из вас может разместить на экологическом панно снежок того цвета, который соответствует уровню его работе на уроке.
Белый снежок: «Я все понял и могу помочь однокласснику».
Голубой снежок: «Я все понял. Но помочь однокласснику не могу».
Зеленый снежок: «Мне нужна помощь одноклассников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Пришвин «Деревья в лесу». Доп.чтение «Бабушка Метелица» немецкая сказка
Урок литературного чтения...
Урок литературного чтения по произведению М. Пришвина «Деревья в лесу»
Урок литературного чтения по произведению М. Пришвина «Деревья в лесу»Авторы: Четверикова Ирина Витальевна, Демченко Ирина Григорьевна...
Тема: М.М. Пришвин "Деревья в лесу".
Цели и задачи: познакомить учащихся с рассказом М. М. Пришвина “Деревья в лесу”;учить передавать настроение, характер героев произведений громкостью, тембром голоса...
Тема: Сергей Есенин «Береза». Михаил Пришвин «Деревья в лесу».
Тема: Сергей Есенин «Береза». Михаил Пришвин «Деревья в лесу». ...
М. Пришвин «Деревья в лесу»
План – конспект урока литературного чтения по программе « Начальная школа 21 века» (Ефросинина Л. А., Оморокова М. И.).Тема урока: М. Пришвин «Деревья в лесу».Тип ур...
Конспект урока по литературному чтению "Михаил Пришвин "Разговор деревьев""
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Пришвина, с произведением «Разговор деревьев»; формирование навыка осознанного и выразительного чте...
Конспект урока по литературному чтению Михаил Пришвин "Разговор деревьев"
Конспект урока по литературному чтению Тема: Михаил Пришвин «Разговор деревьев» Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Пришвина, с произведением...