Этапы урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Этап самоопределения к деятельности
Словесный: слово учителя | 1-2 мин | - Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. - Скажите, вы ведь готовы сегодня работать и выполнять все задания? - Замечательно. Тогда руки сели ровно. А сейчас закрыли глазки, и повторяем за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сообразителен и уверен в себе, я желаю себе успеха!» Открыли глазки. Приготовились работать. | Приветствуют учителя.
- Да. Эмоционально настраиваются на работу. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Р.: умение настроиться на работу Л.: самоопределение к учебной деятельности |
II. Актуализация знаний и мотивация
Практический: речевая разминка
Наглядный: демонстрация слайдов
Словесный: учебный диалог
Практический: создание проблемной ситуации | 5-6 мин | - Наш урок мы начнем с речевой разминки. Как вы думаете, для чего она нужна? - Совершенно верно. - Ребята, посмотрите на слайд. Прочитайте про себя эти строки. Теперь прочтем хором, выговаривая все звуки и слова: Ка-ка-ка - вот широкая река. Ко-ко-ко - там рыбак недалеко. Ка-ка-ка - есть улов у рыбака. Ко-ко-ко - рыба ловится легко. - Хорошо. А теперь давайте прочтем еще быстрее. Молодцы!
- Сейчас, ребята, у вас на столах лежат карточки, ваша задача зачеркнуть гласную А. Какое слово у вас получилось? ААПАААРАИАШААААВААИАН - Вы знакомы с этим автором? Может кто-нибудь знает его произведения? |
- Чтобы говорить ясно, громко и красиво.
Смотрят на слайд. Читают про себя. Читают хором.
- Пришвин.
Высказывают предположения. | К.: учёт разных мнений
К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
П.: анализ
П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
III. Постановка учебной задачи
Словесный: учебный диалог | 4 мин | - Ребята, сегодня мы будем говорить о творчестве Михаила Пришвина и познакомимся с одним из его произведений. - Чтобы разгадать название произведения, вам нужно будет разгадать загадку. Слушайте внимательно.
Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. - Что же у нас получилось? - Верно, молодцы! - Ребята, какую главу учебника мы с вами изучаем? - Чему учат нас произведения этой главы?
- И какая же будет тема нашего сегодняшнего урока? Прочитайте. - Верно. Какие цели мы поставим сегодня перед собой? Что мы должны сегодня на уроке сделать? - Молодцы! |
Смотрят на слайд. Воспринимают информацию.
- Дерево.
- «Природа для поэта – любимая и живая» -Они учат нас любить природу, быть наблюдательными, внимательными, бережно к ней относиться. - М. Пришвин «Разговор деревьев». - Познакомиться с биографией М. Пришвина, познакомиться с произведением «Разговор деревьев», научиться выразительно его читать. |
П.: анализ, подведение под понятие
П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Р.: целеполагание |
IV. Открытие нового знания
Наглядный: демонстрация слайдов
Словесный: слово учителя
Практический: слушание текста
Практический: работа с карточками, словарная работа
Словесный: учебный диалог | 7-8 мин | - Теперь давайте познакомимся с автором. Внимание на слайд. - Родился Михаил 23 января (4 февраля) 1873 года в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он перевелся в первый класс Елецкой гимназии, несколько раз оставался там на второй год. А через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем, хотя знаниями Михаил тоже не сильно выделялся. Лишь через 10 лет продолжил образование в Рижском политехническом институте. В студенческие годы Михаилу стали близки идеи марксизма, за что он поплатился арестом и заключением на год в тюрьму. После выхода из тюрьмы поехал за границу. С 1900 по 1902 год Пришвин учился в университете Лейпцига. Там он получал специальность агронома. Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. А в 1906 году оставил свою профессию, стал работать корреспондентом в газетах и начал писать. Он бродил по лесам, много путешествовал, собирал фольклор. Все впечатления от путешествий, записанные им тогда, легли в основу его книг. В 1906 году впервые был опубликован его рассказ – «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя.В 1930-х годах писатель совершил путешествие на Дальний Восток. Следующими книгами Пришвина были: «Дорогие звери» и написанная на ее основе повесть «Жень-шень»(1933), «Календарь природы» (1935), роман «Кащеева цепь» и многие другие. Также высоко ценятся его «Дневники» (1905—1954).«Певец русской природы», – так кратко охарактеризовал Пришвина писатель К. Паустовский. Действительно, все произведения Михаила Пришвина пропитаны особым отношением писателя к окружающей его природе, и изложены они в очень красивой языковой форме. С одним из его произведений мы с вами сегодня познакомимся. Это произведение «Разговор осени». Как вы думаете, о чём это произведение? Предположите. - Давайте узнаем, верны ли ваши предположения. Сейчас вам необходимо внимательно послушать аудиозапись. Также вам нужно внимательно слушать, следить пальчиком и подумать о каком времени года нам говорит писатель. - Итак, выразите своё мнение о произведении одним словом. - От чьего лица ведётся рассказ? - О каком времени года рассказывает писатель? - Разговор деревьев, с точки зрения писателя, – это шелест их листьев или что-то другое?
|
Смотрят на слайд. Воспринимают информацию.
Высказывают предположения.
Слушают образец чтения, подчёркивают непонятные слова. Выражают своё мнение. - Автора. - Писатель рассказывает о ранней весне, когда только начинают распускаться почки. -С точки зрения писателя, деревья разговаривают, перекликаются своим ароматом: они подают друг другу веточки с раскрывшимися ароматными почками, машут ими друг другу. |
П.: извлечение необходимой информации из текста, восприятие текста
К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
П.: анализ, восприятие текста
К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
|
Динамическая пауза | 1-2 мин | - Сейчас давайте немного отдохнём. Дождик, дождик, пуще лей. (Смотрят вверх.) Капель, капель не жалей. (Смотрят вниз.) Только нас не замочи. (Делают круговые движения глазами.) Зря в окошко не стучи. | Выполняют физминутку. |
|
V. Первичное закрепление во внешней речи
Практический: языковой анализ стихотворения
Словесный: учебный диалог
Практический: чтение текста, работа с учебником
| 6-7 мин | - Ребята, мы с вами немного отдохнули, продолжаем работать. - Теперь нам нужно будет прочитать стихотворение и понять чувства и настроение автора. Сейчас прочитайте про себя. - Закончили? Хорошо, сейчас будем читать по 1 предложению, начиная с первой парты первого ряда. - А как читать эти строчки нужно медленно или быстро? - Ребята, посмотрите на картинку, подходит она к этим строчкам? - Теперь, когда мы многое поняли и разобрали, давайте прочитаем это произведение: неторопливо, спокойно. - Кто желает прочитать? - Ребята, а у кого удачнее получилось передать настроение? - Какие слова и выражения, найденные Михаилом Пришвиным, помогают тебе представить, как выглядят почки, ягодки и сами деревья? Найдите в тексте описание почек. - Как писатель описывает «блестящие черно-лаковые» ягоды черемухи? - «Кот спросил: «А вы помните запахи весенней природы? Запахи лета и осени?»
-Как вы ответите Коту?
|
Читают про себя.
Читают по 1 предложению.
- Медленно.
- Да.
Читают 2-3 человека.
- «Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля». - О деревьях Михаил Пришвин пишет так: «...береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками» - -Весной может пахнуть почками, цветущей черемухой, сиренью. Летом цветут различные травы и цветы, а также может пахнуть речкой или морем, дождем, хвойным лесом. Осенью можно почувствовать запах хризантем, прелой листвы. А зимой природа замирает, жизнь приостанавливается, все запахи на зимнем морозе исчезают. |
П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
П.: анализ
П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
П.: анализ
П.: анализ П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания П.: анализ, смысловое чтение П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, доказательство |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: чтение текста, работа с учебником
Наглядный: демонстрация слайдов | 4-5 мин | - Теперь вам нужно будет в парах прочитать друг другу произведение. - Кто хочет выйти к доске и прочитать это произведение выразительно? - Ребята, оцените чтение ваших одноклассников. Посмотрите на слайд и оцените их чтение по критериям. - Спасибо. |
Выразительно читают е в парах.
Выразительно читают у доски. Оценивают чтение одноклассников. |
П.: смысловое чтение
Р.: контроль, коррекция, оценка |
VII. Включение в систему знаний, повторение
Практический: работа с учебником
| 7-8 мин | - Ребята, как М. М. Пришвин оживил деревья в своём рассказе? Найдите и прочитайте отрывки из рассказа, из которых видно, что деревья, как живые.
- Ребята, кто-нибудь знает, как называется приём, когда предметы наделяются человеческими качествами? - Женя, прочитай нам пожалуйста, определение. Олицетворение- изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать. - Сейчас на доске у нас с вами представлена таблица и несколько деревьев, наша с вами задача соотнести. Признаки человека | Дерево | Плакучая | Ива | Могучий | Дуб | Стройная | Берёза |
- Молодцы! В рассказе Пришвина тоже есть сравнение. Давайте его найдем. Найдите в тексте предложение и прочитайте его. - Ребята, посмотрите внимательно на текст и скажите, при помощи чего разговаривают между собой деревья? А мы люди при помощи чего? - Молодцы! | - -«Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля». «И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой белой берёзой перекликаютcя; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками».
-Олицетворение.
Читают определение.
- «Осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же свечку-осинку, помахивая веточкой». - При помощи аромата. - При помощи речи, слов. |
П.: анализ, сравнение
П.: доказательство
П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
VIII. Рефлексия по продукту деятельности
Словесный: учебный диалог
| 2-3 мин | - Ребята, давайте вспомним, как называлась тема нашего урока? - Какие цели мы ставили перед собой?
- Достигли ли мы их? - Что вы запомнили об авторе? - А теперь продолжите, пожалуйста, фразы на слайде: На уроке я узнал… Мне на уроке удалось… Мне было трудно… Мне было интересно… - Молодцы. Посмотрите на слайд, дома вам необходимо выразительно прочитать произведение М.М. Пришвина и поработать в печатной тетради на стр. 21. Спасибо за урок! | - М.М. Пришвин «Разговор деревьев». - Познакомиться с биографией М.Пришвина, познакомиться с произведением «Разговор деревьев», научиться выразительно его читать. - Да. Отвечают на вопросы.
Оценивают работу на уроке.
|
П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Л.: самооценка |