Конспект урока по литературному чтению "Михаил Пришвин "Разговор деревьев""
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Денисова Анастасия Константиновна

Цели деятельности учителя:  ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Пришвина, с произведением «Разговор деревьев»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, умения анализировать художественный текст.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: основные факты из биографии М. Пришвина; содержание произведения М. Пришвина «Разговор дереьев».

уметь: выразительно читать произведение «Разговор деревьев»; находить строки из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; формулировать простые выводы.

Личностные:

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- проводить самооценку своих действий, поступков;

- развивать эстетическое восприятие и творческое воображение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                                  ФИО учителя: Симинихина Ю.А.

Школа: 148                                                                                                                             ФИ студента: Денисова Анастасия

Класс: 2 г                                                                                                                                        ФИО методиста:  Солопова Т.В.

                                                       

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Михаил Пришвин «Разговор деревьев»

Цели деятельности учителя:  ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Пришвина, с произведением «Разговор деревьев»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, умения анализировать художественный текст.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: основные факты из биографии М. Пришвина; содержание произведения М. Пришвина «Разговор дереьев».

уметь: выразительно читать произведение «Разговор деревьев»; находить строки из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; формулировать простые выводы.

Личностные: 

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- проводить самооценку своих действий, поступков;

- развивать эстетическое восприятие и творческое воображение.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Учебник «Литературное чтение». 2 класс. Учебник: В 2 ч. / Н.А. Чуракова. 3-е изд. – М.: Академкнига / Учебник, 2013. – Ч.2.: 176 с., 16 репрод.: цв.ил. (ПНШ); презентация; раздаточный материал.

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1-2 мин

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.  

- Скажите, вы ведь готовы сегодня работать и выполнять все задания?

- Замечательно. Тогда руки сели ровно. А сейчас закрыли глазки, и повторяем за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, я  сообразителен и уверен в себе, я желаю себе успеха!» Открыли глазки. Приготовились работать.

Приветствуют учителя.

- Да.

Эмоционально настраиваются на работу.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р.: умение настроиться на работу

Л.: самоопределение к учебной деятельности

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: речевая разминка

Наглядный:

демонстрация слайдов

Словесный:

учебный диалог

Практический:

создание проблемной ситуации

5-6 мин

- Наш урок мы начнем с речевой разминки. Как вы думаете, для чего она нужна?

- Совершенно верно.

- Ребята, посмотрите на слайд. Прочитайте про себя эти строки. Теперь прочтем хором, выговаривая все звуки и слова:

Ка-ка-ка - вот широкая река.

Ко-ко-ко - там рыбак недалеко.

Ка-ка-ка - есть улов у рыбака.

Ко-ко-ко - рыба ловится легко.

- Хорошо. А теперь давайте прочтем еще быстрее. Молодцы!

- Сейчас, ребята, у вас на столах лежат карточки,  ваша задача зачеркнуть гласную А. Какое слово у вас получилось?

ААПАААРАИАШААААВААИАН

- Вы знакомы с этим автором? Может кто-нибудь знает его произведения?

- Чтобы говорить ясно, громко и красиво.

 

Смотрят на слайд.

Читают про себя.

Читают хором.

- Пришвин.

Высказывают предположения.

К.: учёт разных мнений

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П.: анализ

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

учебный диалог

4 мин

- Ребята, сегодня мы будем говорить о творчестве Михаила Пришвина и познакомимся с одним из его произведений.

- Чтобы разгадать название произведения, вам нужно будет разгадать загадку. Слушайте внимательно.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

- Что же у нас получилось?

- Верно, молодцы!

- Ребята, какую главу учебника мы с вами изучаем?

-  Чему учат нас произведения этой главы?

- И какая же будет тема нашего сегодняшнего урока? Прочитайте.

- Верно. Какие цели мы поставим сегодня перед собой? Что мы должны сегодня на уроке сделать?

- Молодцы!

Смотрят на слайд.

Воспринимают информацию.

- Дерево.

- «Природа для поэта – любимая и живая»

-Они учат нас любить природу, быть наблюдательными, внимательными, бережно к ней относиться.

- М. Пришвин «Разговор деревьев».

- Познакомиться с биографией М. Пришвина, познакомиться с произведением «Разговор деревьев», научиться выразительно его читать.

П.: анализ, подведение под понятие

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р.: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Наглядный:

демонстрация слайдов

Словесный:

слово учителя

Практический:

слушание текста

Практический:

работа с карточками, словарная работа

Словесный:

учебный диалог

7-8 мин

-  Теперь давайте познакомимся  с автором. Внимание на слайд.

- Родился Михаил 23 января (4 февраля) 1873 года в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье.
Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он перевелся в первый класс Елецкой гимназии, несколько раз оставался там на второй год. А через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем, хотя знаниями Михаил тоже не сильно выделялся. Лишь через 10 лет продолжил образование в Рижском политехническом институте. В студенческие годы Михаилу стали близки идеи марксизма, за что он поплатился арестом и заключением на год в тюрьму. После выхода из тюрьмы поехал за границу. С 1900 по 1902 год Пришвин учился в университете Лейпцига. Там он получал специальность агронома.
 Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. А в 1906 году оставил свою профессию, стал работать корреспондентом в газетах и начал писать. Он бродил по лесам, много путешествовал, собирал фольклор. Все впечатления от путешествий, записанные им тогда, легли в основу его книг. В 1906 году впервые был опубликован его рассказ – «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя.В 1930-х годах писатель совершил путешествие на Дальний Восток. Следующими книгами Пришвина были: «Дорогие звери» и написанная на ее основе повесть «Жень-шень»(1933), «Календарь природы» (1935), роман «Кащеева цепь» и многие другие. Также высоко ценятся его «Дневники» (1905—1954).«Певец русской природы», – так кратко охарактеризовал Пришвина писатель К. Паустовский. Действительно, все произведения Михаила Пришвина пропитаны особым отношением писателя к окружающей его природе, и изложены они в очень красивой языковой форме.

С одним из его произведений мы с вами сегодня познакомимся. Это произведение «Разговор осени». Как вы думаете, о чём это произведение? Предположите.

- Давайте узнаем, верны ли ваши предположения. Сейчас вам необходимо внимательно послушать аудиозапись. Также вам нужно внимательно слушать, следить пальчиком и подумать о каком времени года нам говорит писатель.

- Итак, выразите своё мнение о произведении одним словом.

-  От чьего лица ведётся рассказ?

-  О каком времени года рассказывает писатель?

- Разговор деревьев, с точки зрения писателя, – это шелест их листьев или что-то другое?

Смотрят на слайд.

Воспринимают информацию.

Высказывают предположения.

Слушают образец чтения, подчёркивают непонятные слова.

Выражают своё мнение.

- Автора.

- Писатель рассказывает о ранней весне, когда только начинают распускаться почки.

-С точки зрения писателя, деревья разговаривают, перекликаются своим ароматом: они подают друг другу веточки с раскрывшимися ароматными почками, машут ими друг другу.

П.: извлечение необходимой информации из текста, восприятие текста

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П.: анализ, восприятие текста

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Динамическая пауза

1-2 мин

- Сейчас давайте немного отдохнём.

Дождик, дождик, пуще лей. (Смотрят вверх.)
Капель, капель не жалей. (Смотрят вниз.)
Только нас не замочи.
(Делают круговые движения глазами.)
Зря в окошко не стучи.

Выполняют физминутку.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический:

языковой анализ стихотворения

Словесный:

учебный диалог

Практический:

чтение текста, работа с учебником

6-7 мин

- Ребята, мы с вами немного отдохнули, продолжаем работать.

- Теперь нам нужно будет прочитать  стихотворение и понять чувства и настроение автора. Сейчас прочитайте про себя.

- Закончили? Хорошо, сейчас будем читать по 1 предложению, начиная с первой парты первого ряда.

- А как читать эти строчки нужно медленно или быстро?

- Ребята, посмотрите на картинку,  подходит она к этим строчкам?

- Теперь, когда мы многое поняли и разобрали, давайте прочитаем это произведение: неторопливо, спокойно.

- Кто желает прочитать?

- Ребята, а у кого удачнее получилось передать настроение?

- Какие слова и выражения, найденные Михаилом Пришвиным, помогают тебе представить, как выглядят почки, ягодки и сами деревья? Найдите в тексте описание почек. 

- Как писатель описывает «блестящие черно-лаковые» ягоды черемухи?

-  «Кот спросил: «А вы помните запахи весенней природы? Запахи лета и осени?»

-Как вы ответите Коту?

Читают про себя.

Читают по 1 предложению.

- Медленно.

- Да.

Читают 2-3 человека.

- «Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля».

- О деревьях Михаил Пришвин пишет так: «...береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками»

- -Весной может пахнуть почками, цветущей черемухой, сиренью. Летом цветут различные травы и цветы, а также может пахнуть речкой или морем, дождем, хвойным лесом. Осенью можно почувствовать запах хризантем, прелой листвы. А зимой природа замирает, жизнь приостанавливается, все запахи на зимнем морозе исчезают.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П.: анализ

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П.: анализ

П.: анализ

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П.: анализ, смысловое чтение

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, доказательство

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

чтение текста, работа с учебником

Наглядный: демонстрация слайдов

4-5 мин

- Теперь вам нужно будет в парах прочитать друг другу произведение.

- Кто хочет выйти к доске и прочитать это произведение выразительно?

- Ребята, оцените чтение ваших одноклассников. Посмотрите на слайд и оцените их чтение по критериям.

- Спасибо.

Выразительно читают е в парах.

Выразительно читают у доски.

Оценивают чтение одноклассников.

 

П.: смысловое чтение

Р.: контроль, коррекция, оценка

VII. Включение в систему знаний, повторение

Практический:

работа с учебником

7-8 мин

- Ребята, как М. М. Пришвин оживил деревья в своём рассказе? Найдите и прочитайте отрывки из рассказа, из которых видно, что деревья, как живые.

- Ребята, кто-нибудь знает, как называется приём, когда предметы наделяются человеческими качествами?

- Женя, прочитай нам пожалуйста, определение.

Олицетворение-   изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

- Сейчас на доске у нас с вами представлена таблица и несколько деревьев, наша с вами задача соотнести.

Признаки человека

Дерево

Плакучая

Ива

Могучий

Дуб

Стройная

Берёза

- Молодцы!  В рассказе Пришвина тоже есть сравнение. Давайте его найдем. Найдите в тексте предложение и прочитайте его.

- Ребята, посмотрите внимательно на текст и скажите, при помощи чего разговаривают между собой деревья? А мы люди при помощи чего?

- Молодцы!

- -«Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля». «И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой белой берёзой перекликаютcя; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками».

-Олицетворение.

Читают определение.

- «Осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же свечку-осинку, помахивая веточкой».

- При помощи аромата.

- При помощи речи, слов.

П.: анализ, сравнение

П.: доказательство

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

VIII. Рефлексия по продукту деятельности

Словесный:

учебный диалог

2-3 мин

- Ребята, давайте вспомним, как называлась тема нашего урока?

- Какие цели мы ставили перед собой?

- Достигли ли мы их?

- Что вы запомнили об авторе?

- А теперь продолжите, пожалуйста, фразы на слайде:

На уроке я узнал…

Мне на уроке удалось…

Мне было трудно…

Мне было интересно…

- Молодцы. Посмотрите на слайд, дома вам необходимо выразительно прочитать произведение М.М. Пришвина и поработать в печатной тетради на стр. 21. Спасибо за урок!

- М.М. Пришвин «Разговор деревьев».

- Познакомиться с биографией М.Пришвина, познакомиться с произведением «Разговор деревьев», научиться выразительно его читать.

- Да.

Отвечают на вопросы.

Оценивают работу на уроке.

П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л.: самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока технологии в 3 классе "Дерево здоровья"

Урок технологии в 3 классе с применением здоровьесберегающих технологий....

Конспект урока технологии в 3 классе "Дерево здоровья"

Конспект урока технологии в 3 классе "Дерево здоровья"...

Конспект урока «Хранители жизни – растения. Посадка деревьев. Спилы деревьев»,3 класс.

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова...

Конспект урока по окружающему миру «Хвойные деревья: ель и сосна»

Цель урока: Познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; Учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам; Развивать внимание, наблюдательность; Воспитывать бе...

Конспект урока по трудовому обучению "Зимнее дерево из фольги"

Логически выержанное сожержание урока направлено на создание положительной мотивации  и активизацию деятельности обучающихся. Структура урока соответствует ходу урока практической направленности....

Конспект урока по литературному чтению Михаил Пришвин "Разговор деревьев"

Конспект урока по литературному чтению Тема: Михаил Пришвин «Разговор деревьев» Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Пришвина, с произведением...