Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Чуркина Вера Николаевна

Конспект урока по теме "Сила мечты и любви. (по рассказу А.Куприна Слон.)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slon_fgos_konspekt_uroka.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: СИЛА МЕЧТЫ И ЛЮБВИ (По рассказу А. Куприна «Слон») 4 класс.

Цель урока: развитие читательских навыков, воспитание любви и уважения к животным, к родным людям.

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: осуществлять смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели, свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, поиск и выделение необходимой информации; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, использовать речь для регуляции своего действия; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Личностные УУД: уважительное отношение к иному мнению, ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, ценностное отношение к природному миру, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, развитие этических чувств.

Предметные результаты: воспринимать на слух текст; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации; находить в тексте материал для характеристики героя.

Ресурсы: учебник литературного чтения автор Свиридова , мультимедийный проектор.

                                               Ход урока

Этапы урока

                        Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

Мотивация

Постановка учебной деятельности

Самоанализ ,рефлексия.

Д/З

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей!

Сегодня нам предстоит большая работа, в ходе которой нам необходимо будет высказывать свое мнение, вам предстоит через слова выражать свои  мысли.

А чтобы вы были готовы правильно высказывать свое мнение и вас понимали окружающие, мы должны подготовиться к работе на уроке литературного чтения.

Начнем работу с речевой разминки.

.

Прочитайте загадку

Набирает воду носом,

Будто шлангом и насосом,

Ставьте зонтиков заслон:

Всех сейчас окатит …

Разные виды чтения.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- С удивлением.

- Прочитайте весело.

- О ком была разминка?

- Кто-нибудь из вас видел живого слона?

- Что вы можете сказать о слоне? Какой он?

-Откуда вы узнали эти сведения о слоне?

- Но характеристики слона можно услышать в адрес людей, для которых неповоротливость стала характерной чертой. Об этом гласят крылатые выражения. Проверяем домашнее задание.

-Объясните, что означают эти выражения.

(слайд с крылатыми выражениями)

Слона и не приметил.

Как слон в посудной лавке.

Делать из мухи слона.

Как слон.

-В каких известных произведениях встречается слон?

Выход на тему:

Над каким произведением мы сегодня продолжим работать?

-Кто написал это произведение?

В этом году Александру Ивановичу Куприну исполняется 147 лет.

-Вам известен этот писатель?

-Какие произведения читали?

-Чему учат его произведения? Что общего в его рассказах?

В каждом произведении есть несколько тем. Куприн написал рассказ «Слон» более 100 лет назад, но тему, которую он поднял в данном рассказу актуальна и сегодня. На какую тему рассказа Куприна «Слон»  мы сегодня будем говорить,  вы скажите мне, собрав пословицу.

Так какая же тема нашего сегодняшнего урока   

Семьей дорожить — счастливым быть. (На доске тема урока)

Сегодня мы будем  рассуждать, что значит дорожить семьей. В чем заключается счастье семьи. И поможет нам в этом уже знакомое произведение.

А помогут нам в работе «шесть шляп» разного цвета.

Каждой группе даётся определённое задание:

Белая шляпа: Расскажите, как развиваются события рассказа, обсудив цепочку развития действий. 

Жёлтая шляпа:

- Что заставило отца так поступить?

_Какие у него были варианты?

_-Какие преимущества и трудности выбора отца.

Смогли бы вы совершить подобный поступок?


-Девочка угасает с каждым днём от одиночества, чувства незащищённости.

Эта болезнь называется апатия.

-Как мама переживает  из–за болезни дочери?

-О ком эти строки? Почему папа так себя ведет?

Чёрная шляпа:

-В чём вы видите недостаток поведения девочки?

-Был ли риск при выполнении просьбы Нади?

Зелёная шляпа:

Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

-Как бы по-другому можно было решить эту проблему: вылечить девочку?

-Как можно по-другому закончить этот рассказ?

Красная шляпа:

Какие у вас возникают чувства, прочитав данное произведение?

-Какой эпизод по-вашему, самый яркий, эмоциональный?

- Какие чувства у вас вызвал поступок отца?

Какие эмоции по отношению к девочке?

Синяя шляпа

-Какую проблему поднял автор?

-Какие события или явления автор заставил нас осмыслить?

Какие уроки вы для себя вынесли?

- В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому?

-Почему отец привёл самого крупного слона?

Зачем Куприн придумал такую историю?

 - Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Родительская любовь способна творить настоящие чудеса.

 - Что же дороже всего на свете?

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле?

 - Как вы должны отвечать на чувства родителей, на их любовь к вам?

 - Наш урок подошёл к концу. Оцените свою работу.

Составьте «синквейн» на тему: « Семья»

1.-ая строка- Кто? Что?-1 сущ.

2-ая строка- Какой? 2 прилаг.

3—Что делает? 3 глагола

4-Как помог Наде? Фраза из 4 слов

5-Кто? Что? Новое звучание темы-1 сущ.

Семья!

Дружная, любящая

Заботится, оберегает, поддерживает

Помогает преодолевать любые трудности!

КРЕПОСТЬ!

Я знаю, что вы все очень дорожите и цените свою семью. И в каждой семье есть свои правила, традиции, обычаи. Поэтому д/з сегодня разное,  на выбор:

  1. Составить проект по теме: «Моя семья»
  2. Составить родословное древо
  3. Составить рассказ на тему: «Моя семья»
  4. Составить презентацию на тему: «Моя семья»

 На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские.

Индийский слон легче африканского. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко двигаться по горным тропам, превосходно плавать.

Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот.  Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. Хобот ещё и очень страшное оружие.

Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район

У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. Нанесённые обиды помнят всю жизнь и могут отомстить спустя десятилетия. Покровителей, завоевавших слоновью любовь и доверие, не забывают никогда.

Слон —  воплощение мудрости, силы и доброты. Особенно почитают слона в Индии.

Индийцы кормят и берегут слонов.

-Из книг, видел в зоопарке, видел фильмы о слоне.

-Не заметить самого главного, важного.

  1. О большом, нескладном человеке, оказавшемся в тесноте, среди крупных вещей.

  1. Придать чему-либо незначительному большое значение.
  2. Неуклюжий, громоздкий, неповоротливый.

(Крылов «Слон и Моська», К. Чуковский «У меня зазвонил телефон»)

А.Куприн

преданность,верность,

дружба- это самое главное в жизни человека. куприн учит читателей быть человечными,добрыми,

благородными по отношению к друг к другу и к животным,осуждает черствость и бездушие людей.

В произведении Куприна “ Слон” рассказывается о девочке и её новом друге слоне .Девочка очень долго болела, ничего ей не помогало выздороветь . Однажды в её жизни появился слон ,который принёс ей веру в себя . Девочка выздоровела .

(Ей было скучно, она страдала от одиночества).

-Тоже любить, беречь, заботиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...