Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
В данной разработке представлена групповая форма работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_po_razdelu_russkie_pisateli.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщение по разделу "Русские писатели».
Задачи:
- формирование активной читательской позиции;
- развитие коммуникативных навыков школьников.
- воспитание гражданственности и патриотизма учащихся посредством русской классической литературы
Планируемые результаты:
Предметные:
- читать целыми словами, выразительно;
- знать произведения русских писателей;
- уметь выражать своё отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные:
- определять учебную задачу урока;
- развивать познавательные способности учащихся.
Личностные:
- развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
- понимать смысл пословицы, соотносить их с жизненными ситуациями.
Оборудование: презентация;
иллюстрации с изображением персонажей произведений;
карточки с отрывками из произведений писателей;
рисунки учащихся к изученным произведениям.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Будем грамотно читать,
Чтобы много, много знать!
- Ребята, а что мы будем читать? (Книги)
- Кто для нас пишет книги? (Писатели)
II. Самоопределение к деятельности.
Учитель. Мы называем писателей великими, потому что все они написали много замечательных произведений, которые известны не только в нашей стране, но и во многих странах мира.
Мы называем писателей русскими, потому что все они любили все русское: русский язык, русскую природу, русское искусство, а самое главное - они горячо любили свой русский народ.
А сейчас послушайте и скажите, о каком великом русском писателе идёт речь.
Учитель. Родился этот поэт очень давно. С малых лет умел отлично читать и в совершенстве знал французский язык. Была у поэта няня. Звали её Арина Родионовна. Она первая познакомила внука с русской народной поэзией.
Её песни, стихи и сказки будущий поэт запомнил на всю свою жизнь, именно из них отбирал сюжеты для своих сказок. Написал пять замечательных сказок, которые знают и любят взрослые и дети. Кто этот писатель?
Дети. Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель. Молодцы, ребята!
Учитель. Имя следующего поэта - баснописца хорошо знают и взрослые, и дети. С ранних лет мы знакомимся с его баснями. Басни этого поэта никогда не стареют, они переведены на 50 языков мира, поэтому их знают читатели разных стран.
Учитель. О каком поэте - баснописце идёт речь?
Дети. Иван Андреевич Крылов.
Учитель. Молодцы, ребята!
Учитель. Имя следующего великого русского писателя знает весь мир. Написал очень много произведений и для детей и для взрослых. Всего 90 томов.
Учитель. Кто этот писатель?
Дети. Лев Николаевич Толстой.
Учитель. Верно, ребята!
- А теперь соотнесите портрет писателя с его Ф.И.О.
На экране (презентация) портреты писателей. (Слайд 2)
- Мы уже изучили эти произведения. Как вы думаете, почему мы опять с ними сегодня встречаемся?
- Правильно вы сказали, сегодня на уроке мы ещё раз вспомним произведения, изученные в разделе “Русские писатели”, обобщим и систематизируем свои знания.
- Может быть, кто-то из вас назовёт тему сегодняшнего урока?
- Верно, тема нашего урока “Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Русские писатели”.
- Урок сегодня будет не совсем обычным. Вы будете работать по группам ( командам), соревноваться в знании произведений, их авторов, в выразительном чтении, чтении по ролям, в инсценировке, знании пословиц, устаревших слов. Ваша задача – быстро и правильно выполнить все задания, а для этого вы должны работать дружно, помогая друг другу.
- У нас три команды: «Знатоки», «Эрудиты», « Знайки». За выполнение заданий вы получаете баллы — золотых рыбок. Какая команда набирает рыбок больше остальных, та и побеждает. Ей присуждается звание «Знатоки русской литературы»
III. Работа по теме урока.
- Задание «Знаешь ли ты авторов произведений?» (Слайд 3,4,5)
- Задание «Доскажи словечко»
- Сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете сказку А.С.Пушкина “О рыбаке и рыбке”.
- Отвечать вы будите одновременно всей командой, поэтому вам надо будет работать дружно и слажено.
- Каждой команде предлагается по три отрывка из сказки, в которых надо досказать последнее слово. Если команда затрудняется, ей помогают две другие.
Задание команде «Знатоки» (Слайд 6)
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою … (пряжу).
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три … (года).
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба … (говорила).
Задание команде «Эрудиты» (Слайд 7)
Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам … (выкуп).
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, … (старче)”.
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое … (корыто).
Задание команде «Знайки» (Слайд 8)
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садись не в свои … (сани).
Не посмел я взять с неё выкуп;
Так и отпустил её в синее … (море).
Не хочу быть чёрной крестьянкой,
Хочу быть столбовою … (дворянкой).
- Как вы понимаете выражение “остаться у разбитого корыта”?
- Случалось ли вам оставаться у разбитого корыта?
3. Задание «Отгадай произведение». (Слайд 9)
- Ребята, вы, наверное, узнали учёного кота и дуб у Лукоморья.
- Кто знает, из какого произведения эти персонажи?
- Они не случайно появились у нас на уроке. Учёный кот придумал для вас задания, которые записал на дубовых листочках.
- Участники команд срывают их и выполняют задание: выразительно прочитать отрывок из произведения, сказать название и автора.
Задание команде «Знатоки»
1. Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали,
зубов не было. Иногда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали
его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
(Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»).
2. Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку
И хотел тоже идти. Но мать сказала ему: «Куда ты собрался?» – «В школу». – «Ты еще
Мал, не ходи», - и мать оставила его дома.
( Л.Н.Толстой «Филипок».)
Задание команде «Эрудиты»
3. Были брат и сестра – Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети
искали ее везде, но не могли найти.
Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой что-то мяучит тонкими
голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара.
(Л.Н.Толстой «Котёнок».)
4. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука. (И.А.Крылов «Лебедь, Рак и Щука».)
Задание команде «Знайки»
5. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу. ( А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».)
6. У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит. (А.С.Пушкин «Руслан и Людмила».)
Физкультминутка
4. Задание «Мы актёры» (инсценировка эпизода из произведения ).
- Это задание вы готовили дома. У каждой команды есть три таблички с названиями инсценируемых произведений.
1-я команда «Знатоки» - А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает:
"Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой.
А хочу быть вольною царицей".
Испугался старик, взмолился:
"Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь.
Насмешишь ты целое царство".
2- я команда «Эрудиты» - И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.
До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
3- я команда «Знайки» - Л.Н.Толстой «Филипок»
Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уже знал и немножко читать умел.
— Ну-ка, сложи свое имя.
Филипок сказал;
— Хве-и — хви, ле-и — ли, пе-ок — пок.
Все засмеялись.
— Молодец, — сказал учитель. — Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелился и сказал:
-Костюшка. Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!
- Молодцы, ребята. Вы проявили актёрский талант, выполняя это задание.
5. Задание «Какому произведению соответствуют пословицы ?»
- Ребята, к нам на урок приплыла Золотая рыбка. Она приготовила вам задания, которые спрятала в своих чешуйках. Каждая команда вынимает у Золотой рыбки по две чешуйки и выполняет задание: назвать произведение из раздела «Русские писатели», которому соответствуют пословицы. Свою точку зрения надо доказать.
Задание команде «Знатоки»
Много хочешь – последнее потеряешь.
Делу время – потехе час.
Задание команде «Эрудиты»
Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Задание команде «Знайки»
Один за всех, а все за одного.
Кто родителей почитает, тот во век не погибает.
6. Задание «Знаешь ли ты, что обозначают выражения...?» (Слайд 10)
- Ребята, читая произведения в разделе «Русские писатели», мы встречали слова и выражения, которые сейчас не употребляются в речи?
- Кто из вас помнит, как они называются?
- Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный. Это задание для вас приготовила сказочная птица. Каждая команда вынимает по два пёрышка из хвоста птицы, читает выражения записанные на нём, совещается 1-2 минуты и объясняет значение данных выражений.
Задание команде «Знатоки»
Пленяет грозного царя.
Злой тоской удручена.
Задание команде «Эрудиты»
Заедает она пряником печатным.
В сенцах снял шапку и отворил дверь.
Задание команде «Знайки»
Они играли подле амбара.
Старик ловил неводом рыбу.
- Ребята, вы молодцы,хорошо запомнили значение устаревших слов.
- Скажите, а если вы забудете значение устаревших слов или захотите узнать, что обозначают другие архаизмы, где можно об этом прочитать?
IV. Рефлексия. (Слайд 11)
Выберите и продолжите любое предложение.
- На сегоднешнем уроке я узнал...
- На этом уроке я похвалил бы себя за...
- Сегодня я сумел...
V. Подведение итогов урока.
Выставка рисунков учащихся.
- Ребята, вы нарисовали рисунки к понравившимся вам произведениям из раздела “Русские писатели”. У нас получилась такая замечательная выставка.
- Какое произведение особенно запомнилось? Чем?
- Какие главные мысли из прочитанного вы запомнили?
- Если вы захотите прочитать другие произведения этих авторов, то их вы найдёте в книгах, представленных на классной книжной выставке, а также в библиотеке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...