Формирование навыков осознанного чтения в начальной школе
презентация к уроку по чтению на тему

Рыжих Наталья Николаевна

Сообщение посвящено проблеме формирования навыков  осознанного  чтения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pedsovet.ppt424.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Над презентацией работали: Л.А. Субботина, Н.Н. Рыжих Формирование смыслового чтения в условиях реализации ФГОС НОО 2017-2018 учебный год

Слайд 2

Актуальность проблемы: Формирование навыков чтения Работа с информацией Выполнение условий ФГОС

Слайд 3

Необходимо формировать читательскую компетентность в условиях организации системно-деятельностного подхода. Тем самым создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные).

Слайд 4

Этапы работы выявление и проектирование оптимальных психолого-педагогических условий, способствующих формированию навыков чтения младших школьников, способствующих развитию мышление обучающихся в работе с информацией, формирующие навык осознанного чтения: технологии обучения, методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных развивающих упражнений развитие потребности в регулярном чтении посредством использования разнообразных форм урочной, внеурочной, внеклассной деятельности создание читательского взаимодействия: ученик-учитель - родитель- библиотекарь- логопед

Слайд 5

Перед нами стоит проблема : как повысить качество чтения и уровень понимания прочитанного

Слайд 6

Пути решения установить причину низкой читаемости детей изучить специальные упражнения, влияющие на качество чтения и применять их в работе информировать родителей о их большой роли в этом процессе вести мониторинг по предмету применение современных инновационных технологий создание системы упражнений

Слайд 7

1 этап изучение букв 2этап совершенствование смыслового чтения 3 этап формирование умений сознательного чтения Система упражнений «Чтение с увлечением»

Слайд 8

вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям. проводится на всех этапах работы Разминка (дыхательная гимнастика)

Слайд 9

« Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв», «Какой буквы не стало», «Переделать букву» , «Дописать букву», «Волшебный мешочек» На этапе изучения букв используются задания:

Слайд 10

упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст Упражнения по совершенствованию навыков смыслового чтения:

Слайд 11

чтение шепотом и медленно ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у нас в руках шары, ру-ру-ру – бью рукою по шару. чтение тихо и умерено арка арца арта арда арла арча арса аржа чтение громко и быстро гарь – парь – жарь дверь – зверь – червь чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок Упражнения для развития четкости произношения:

Слайд 12

«Слоговые дорожки» - могут быть разнообразно и оригинально оформлены, в игровой форме («Горы», «Парашютист», «Жук», «Шар сдувается», «Костёр», «Звезда» и др.) Слоги с «окошками», с движущимися полосками и т.д. «Узнай буквы и составь слог» . «Цветы» (чтение слогов на лепестках). «Слова рассыпались на слоги» . «Соедини слоги в слова» . «Забей мяч в ворота» . РАБОТА СО СЛОГАМИ.

Слайд 13

чтение наложенных друг на друга слов чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН ФЩМЖДШХЧМКПБРВС ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ Упражнения для развития правильности чтения

Слайд 14

чтение по таблице – треугольнику. Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма; мо; му; мы; ми (или смотрят на цифру 1 и читают все слоги) ролевое чтение чтение“игра в прятки” и “мнимое слово”. “ Игра в прятки”: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. “ Мнимое слово”: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. “ Чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения. хоровое чтение Чтение строчек наоборот по словам. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов.

Слайд 15

« Заколдованное слово». Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые – и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку. Чтение только второй половины слов. Данное упражнение ведёт к резкому уменьшению ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.

Слайд 16

чтение текста, закрыв последние три буквы всех строчек текста листом чтение текста с добавлением недостающего слога, слова поиск в тексте смысловых несуразностей поиск отрывков из разных текстов поиск окончания предложения неправильно произносится слово, дети прерывают чтение, произносят и читают слово правильно. Считывание слов с доски по одному. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли представлено такое-то слово. При этом названное слово могло и отсутствовать. Ставится задача читать текст до нахождения ответа на определенный вопрос, описание, мысли (сформулируйте теми же словами, что и в тексте или другими. Упражнения направленные на формирование сознательного чтения

Слайд 17

Мониторинг чтения для самоконтроля __Ф.И.учащегося________ Маркировочные таблицы Знаю Хочу узнать Узнал (а) Дата Кол-во слов в минуту Осознанность Правильность - цвет отлично справился - справился при помощи учителя одноклассников - не справился

Слайд 18

1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой. 2. Посмотри, кто автор произведения. 3. Внимательно прочитай весь текст. 4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен. 5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых. 6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста. 7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста. 8. Составь план пересказа текста. 9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица). 10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя. 11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение. 12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно. Памятка «Домашнее чтение»

Слайд 19

Слушайте , то что читает ребенок Беседуйте о прочитанном материале с ребенком , разъясняйте непонятные слова и смысл текста Запишите его в библиотеку Просматривайте выбор книг ребенка для чтения Расскажите о своих любимых книгах и авторах Читайте сами книги Памятка для родителей «Как помочь ребенку полюбить чтение»

Слайд 20

1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день. 2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения. 3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен. 4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста. 5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы. 6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы. 7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам. 8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной. 9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге. 10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам. Правила чтения

Слайд 21

Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни – это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования. Ш. А. Амонашвили

Слайд 22

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не ...

Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования УУД в начальной школе

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Формирование УУД в начальной школе

Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позвол...

Описание логики и отдельных приемов формирования ИУ в начальной школе.

Описание  работ  по формированию информационных умений на примере формирования умения выделять главное в информационном источнике и умение составлять план информационного сообщения....

ПРОЕКТ + ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Образовательная технология «Портфолио» как отражение и способ формирования потенциала учащегося начальной школы»

  В условиях перехода школ Российской Федерации на ФГОС НОО возникает необходимость организации деятельности младших школьников с их личными Портфолио. Форма представления опыта – инновационный проект...

Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".

Программа формирования  здоровья  учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...

Формирование УУД в начальной школе при внедрении ФГОС НОО

Универсальные учебные действия. Функции. Виды. Условия обеспечивающие развитие УУД. Связь УУД с содержанием учебных предметов. Преемственность при формировании УУД....