Детство Л. Н.Толстого
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ДЕТСТВО Л. Н. ТОЛСТОГО (ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПИСАТЕЛЯ)
Тип урока: постановка учебной задачи | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с краткой биографией писателя, его детскими годами; способствовать развитию навыков правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умений воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; составлять выставку из книг на заданную тему с краткой аннотацией к каждой книге, анализировать прочитанный текст и в результате анализа определять, какие средства выразительности использует автор для выражения своих чувств | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии), самостоятельного чтения книг | Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения; регулятивные: определяют границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно («Что мы уже знаем по данной теме?» «Что мы уже умеем?»), связывают с целевой установкой урока; коммуникативные: оформляют 3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; используют в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.); осознают цель своего высказывания; пользуются элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией; находят нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей | Личностные: посещают по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения |
Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
I. Организация начала урока | Проговаривает стихотворение, настраивая учеников на урок. Долгожданный дан урок – Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи | Проговаривают стихотво-рение, психологически на-страиваясь на урок. Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя | Владеют навыками психологической подготовки к уроку | |
II. Проверка домашнего задания | Предлагает прочитать наизусть стихотворение «Осень» М. Ю. Лермонтова | Читают стихотворение наизусть | Владеют навыками выразительного чтения | |
III. Введение в тему | На доске – портрет Л. Н. Толстого. Представлена выставка книг писателя. Эпиграф: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» Л. Н. Толстой. – Как вы понимаете эти слова? – Знаете ли вы, кто из писателей родился и провел своё детство в Ясной Поляне под Тулой? – Правильно, это был Лев Николаевич Толстой. Сегодня мы познакомимся с некоторыми фактами из биографии Л. Н. Толстого, а также с его занимательными рассказами для детей, обменяемся мнениями о значении этих рассказов для каждого из вас. – Вспомните, что мы знаем об этом писателе? (Граф. Родился в 1828 году в Ясной Поляне и похоронен там в 1910 году. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений – 90 томов. Лев Николаевич очень любил детей, открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их.) – Посмотрите на разворот в учебнике. Вглядитесь в фотографию писателя. Ведь лицо человека, его глаза могут рассказать о многом. Послушайте рассказ о писателе (см. ресурсный материал). | Высказывают свое мнение. Внимательно слушают. | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | |
| – В каком году родился Лев Николаевич Толстой? (В 1828 г.) – В каком имении родился, вырос и прожил большую часть жизни? (Ясная Поля- на.) – Какую книгу для детского чтения написал Толстой? («Азбука».) | Отвечают на вопросы. | ||
Физкультминутка Мы сидели, мы сидели, Наши спинки занемели, А теперь мы постоим И в окошко поглядим | Сопровождают слова учителя соответствующими действиями | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | ||
IV. Изучение темы. 1. Чтение текста «Детство Л. Н. Толстого». 2. Беседа по содержанию прочитанного | – Что интересного узнали о детстве Толстого? | Слушают учителя и хоро-шо читающих учеников. – Мы узнали, что детство будущий писатель провёл в Ясной Поляне. Мать его умерла рано, когда Лёвушке было полтора года. Детей в семье было пятеро. Николай, Сергей, Дмитрий, Лёвушка и младшая сестра Машенька. Самый старший был Николенька. Воображение у него было такое, что он мог рассказывать сказки, истории с привидениями и юмористические истории. Он говорил с такой уверенностью, что забывалось, что это выдумка. | Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. Владеют навыками выразительного чтения. | |
| – Какую тайну поведал Николенька своим братьям? – Где была записана эта тайна? – Сохранил ли Л. Н. Толстой веру в существование зелёной палочки? Прочитайте. – Есть ли у вас какие-то яркие моменты из вашего детства? Расскажите о них. | – Когда тайна откроется, все люди станут счастливыми: не будет болезней, неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями... – Эта тайна была написана на зелёной палочке, Зачитывают последний абзац. | ||
– Л. Н. Толстой – гениальный художник слова, интерес к творчеству которого с годами не только не ослабевает, а наоборот – растет. Находясь всю жизнь в поиске истины, в своих произведениях он делится своими открытиями и переживаниями. Произведения Толстого можно перечитывать неоднократно, всякий раз находя в них все новые и новые мысли. Закончить урок помогут мне слова писателя А. Франса: «Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным… Именно потому, что он был полон силы, он всегда был правдив!» | Внимательно слушают, задают вопросы | Адекватно воспринимают информацию | ||
V. Домашнее задание. | Прочитать текст «Детство Л. Н. Толстого»; | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимают и сохраняют учебную задачу | |
VI. Итог урока. Рефлексия | – Что нового вы узнали для себя на уроке, чему научились? – Какую задачу мы ставили в начале урока? (Сделать открытия.) – Удалось ли решить поставленную задачу? Докажите, какие открытия вы сделали? – Закончите предложения: • Сегодня я узнал… • Было интересно… • Урок дал мне для жизни… | Делают выводы и обобщения. Осуществляют самоанализ учебной деятельности | Формулируют ответы на вопросы |
Ресурсный материал к уроку
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828–1910 гг.)
И начать мне хотелось бы со слов А. А. Блока, которые вынесены в эпиграф к нашему занятию: «Толстой – величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святыни…»
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором он родился. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А. С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.
Отца звали – Николай Ильич, маму – Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П. И. Юшкова.
Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но в то же время застенчив и рассеян. Хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.
Л. Н. Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.
Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Он был великим тружеником. Им было написано много коротеньких рассказов – для самых маленьких, рассказов – для детей постарше, рассказов, повестей, романов и для взрослых читателей. Толстой писал о животных, людях, явлениях природы, истории. Нам всем известны такие его детские произведения, как «Филипок», «Акула», «Прыжок», «Детство», «Косточка», «Котенок» и другие.
Книги писателя переведены на многие языки, их читают во всём мире.
20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Л.Н.Толстой "Детство"
Л.Н. Толстой «Детство»....
ДЕТСТВО Л.Н. ТОЛСТОГО
ДЕТСТВО Л.Н. ТОЛСТОГО...
ДЕТСТВО Л.Н. ТОЛСТОГО
ДЕТСТВО Л.Н. ТОЛСТОГО...
Технологическая карта + план конспект к уроку чтения на тему "Детство Л.Н.Толстого"
План конспект к уроку литературного чтения в начальныхклассах...
Технологическая карта урока Детство Л Н Толстой 3 класс
Урок литературного чтения организован в соответствии с требованиями образовательного стандарта. На уроке использую метод активного обучения - метод исследования, который позволяет в полном объеме испо...
Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя)
Урок применения новых знаний, умений и навыков....
Л.Н. Толстой. Детство Л.Н. Толстого конспект урока
Тема: Л.Н. Толстой. Детство Л.Н. ТолстогоЦель: формирование умения составлять план статьи «Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)»Тип: открытие новых знанийКласс: 3Задачи:Обеспеч...