Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок применения новых знаний, умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок применения новых знаний, умений и навыков. | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 1.12
Класс: 3б
Тема урока: Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя).
Тип урока: урок применения новых знаний, умений и навыков.
Форма проведения: урок-размышление.
Цель урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого.
Задачи: развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умение анализировать прочитанный текст; научить выражать собственное отношение к событиям и героям и их поступкам; пробуждать чувства любви и доброты.
Оборудование: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Родная речь». 3 класс. Москва «Просвещение» 2008;
выставка книг Л.Н. Толстого, памятки по литературному чтению; презентация Microsoft Power Point; цветы, 3 вазы, раздаточный дидактический материал, стихотворение «Тайна», аудиозаписи.
Методы и формы учебной деятельности: метод проблемного обучения, устного изложения материала, организация самостоятельной работы, работа с книгой. Формы организации обучения: коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Речевая разминка
3. Проверка домашнего задания. Работа в группах.
4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
5. Актуализация знаний.
6. Изучение нового материала.
7. Закрепление.
8.Итог.
9. Домашнее задание.
10.Рефлексия.
Ход урока.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организацион-ный момент II. Речевая разминка. III.Проверка домашнего задания. Работа в группах. IV.Актуализация знаний. V.Целеполагание . VI. Изучение нового материала. Физкультминутка Продолжение работы по теме урока VII. Домашнее задание. VIII. Итог урока. Рефлексия. Цель: подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников; способность к самооценки на основе критерий успешной УД. | Встали ровненько, красиво. Посмотрю-ка, я на вас! Молодцы, все встали прямо. Ах, какой хороший класс! Пожелаю вам удачи За работу, в добрый час! Присаживайтесь. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. - Есть ли у вас особые пожелания друг для друга? - Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас всё получится! - Ребята, скажите, что нужно уметь делать на уроках литературного чтения? Давайте разговаривать… (и будем выговаривать) Всё правильно и внятно,…(чтоб было всем понятно) Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните. А сейчас прочитайте стихотворение про себя: Я тебе открою тайну, Никому не говори! Если рано ты проснёшься, Если встанешь до зари, Если тихо выпьешь чаю, Если выйдешь из дверей, Если ты пойдёшь направо, А потом чуть-чуть левей, Обогнёшь большой колодец, Обойдёшь засохший пруд... Там, у старой водокачки, Под забором две собачки Громко косточку грызут! И. Пивоварова - Прочитать про себя стихотворение «Тайна». -Прочитайте «птичьим базаром». -Прочитайте быстро, скороговоркой. -Прочитайте выразительно. -Ребята, скажите, что такое тайна? - О какой тайне говорит автор? -Сегодня мы с вами «откроем» ещё одну тайну. Но это будет чуть позже. -Ребята, скажите пожалуйста, какое задание вы выполняли к сегодняшнему уроку? Я предлагаю вам объединится в группы. После того, как вы объединитесь в группы прослушайте каждого товарища, дайте ему свою оценку и обоснуйте её. Объединитесь в группы. -Кто из 1 группы желает выступить перед всем классом? Пожалуйста. И т.д. Закончили обсуждать. Послушаем 1 группу, и т.д. Спасибо за проделанную работу. Добро, доброта… -Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эти слова? - Перед вами цепочка слов, связанных с главным словом – ДОБРО. Посмотрите на эти слова, выберите любое, которое больше других притягивает ваше внимание – подарите его себе. А сколько хороших слов подарили нам писатели: мудрейшие высказывания. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. -А что вы можете рассказать про слово ДОБРЕНЬКИЙ? -Прочитайте высказывание. ЧТОБ ПОВЕРИТЬ В ДОБРО, НАДО НАЧАТЬ ДЕЛАТЬ ЕГО Л.Н. ТОЛСТОЙ - Как мы понимаем эти слова? Люди видят добро, стремятся к нему и ненавидят зло. Надо учиться быть добрым. Добрые чувства проявляются уже в детстве: они рождаются уже в труде, заботе о людях, о животных, восхищении красотой окружающего мира. - Обратите внимание, кто автор этих слов. -Итак, сегодня и следующие несколько уроков мы посвятим Льву Николаевичу Толстому. -Вспомните, что мы знаем об этом писателе? Сегодня мы пролистаем ещё некоторые страницы альбома жизни Л.Н.Толстого и узнаем много нового и интересного. 1) Биография. -Посмотрите на разворот в учебнике. Вглядитесь в фотографии писателя. Ведь лицо человека, его глаза могут рассказать о многом. Послушайте о нём рассказ. 1 ученик. Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. В Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. “ Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней”. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами. Отца звали– Николай Ильич, мать- Мария Николаевна. 2 ученик. В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. Лёвушка был предпоследним ребёнком. К сожалению, дети рано осиротели. Воспитательницей детей была их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Она сохранила детские сочинения Л.Н. Толстого. 3 ученик. В 1851 году Толстой с братом Николаем отправился на Кавказ, чтобы поступить на военную службу. На Кавказе Л.Н. Толстой написал свою первую повесть «Детство». Под названием «История моего детства». В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Толстой сам обучал ребят грамоте. В 1870-х годах он создал «Азбуку» и книги для чтения. Эти короткие рассказы и басни знают все с раннего детства. Эти рассказы хорошо запоминаемы потому, что рассказы Л.Н. Толстого учат только добру и справедливости. 28 октября 1910 году Толстой навсегда покинул Ясную Поляну. Он направлялся на юг России. В дороге он заболел воспалением лёгких и вынужден был сойти с поезда на станции Астапово. В доме начальника станции прошли последние семь дней жизни писателя. 7 ноября в 6 часов утра Л.Н. Толстого не стало. Лев Николаевич прожил долгую жизнь. Он умер, когда ему было 82 года. Похоронили его, как он завещал, в Ясной Поляне, среди деревьев, на краю оврага. В своём рассказе о творчестве Толстого ребята упоминала о повести «Детство». Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни - он стал писателем. На Кавказе написана первая часть задуманного романа – «Детство». 2) Чтение текста «Детство Л.Н.Толстого» (с.150-151) А сейчас я вам предлагаю познакомиться с отрывком из этой повести. -Как вы думаете, от чьего имени излагается это произведение? Я начну читать, а вы мне поможете. - Что нового узнали о детстве писателя из воспоминаний? - Мы дружно трудились, Немного устали, А теперь все тихонечко встали. - Проводится с помощью электронного приложения. Ребята, я предлагаю ещё раз обратиться к тексту, прочитаем его цепочкой, отметьте карандашом непонятные для вас слова. А)Чтение цепочкой. -Вам встретились непонятные для вас слова? На партах лежат листочки, на которых написаны слова. Каждому слову даётся несколько объяснений. Выберите одно правильное. -Объясните, что значит…? умерла скончалась - ушла исчезла испытывал нежное чувство к чему-то трогательному испытывал чувство умиления - чувство неуверенности чувство злобы
прижиматься, прикасаться любовно льнущих - убирать лён подарить дорогой подарок делать добро дать великое благо- дать им совет правдивое утверждение, проверенное опытом, временем истина - закон клад Б) Обмен мнениями. Выборочное чтение. -Сколько лет было Толстому, когда он потерял маму? Прочитайте отрывок “воспоминания о маме” -Сколько детей было в семье Толстого? Назовите их. -О ком говорит Лев Николаевич Толстой “Он был удивительный мальчик и потом удивительный человек.” Прочитайте этот отрывок. -Какую тайну поведал Николенька своим братьям? -В чём была главная тайна этого братства? Найдите в тексте и прочитайте. -Где была записана эта тайна? -Сохранил ли Л.Н.Толстой веру в существование зелёной палочки? Прочитайте. - Важны ли для писателя его детские воспоминания? Почему? -Какое у него было детство? В) Рассказы учащихся. -Ребята, а есть ли у вас какие-то яркие моменты из жизни вашего детства? Расскажите о них. Ребята, скажите, с каким высказыванием Толстого мы знакомились в начале урока? Толстой написал много романов, повестей, рассказов для нас. Как вы думаете можно это назвать добром? Ребята, а давайте мы с вами создадим свою книгу, книгу о доброте. Каждый оформит страничку для будущей книги, выберите себе область заданий.
Работу можно украсить рисунками, аппликациями. Подумайте, как мы назовём книгу. А сейчас я хочу вам предложить продолжить предложения Сегодня на уроке Я узнал…. Я заинтересовался… Я удивился… Я задумался… Я благодарна вам за работу на уроке, вы были замечательные слушатели, мыслители, помощники, вас было интересно слушать Цветы, как люди, на добро щедры, И щедро нежность людям отдавая. Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие тёплые костры. Оцените смайликами свою работу Вот с таким хорошим настроением мы и завершаем урок. Спасибо за работу. | Проверяют готовность к уроку. Хорошее настроение, чтобы у каждого всё получилось, чтобы все были внимательны, желаю, чтобы все достигли цели урока и смогли решить поставленные задачи. Слушать (внимательно) Говорить (красиво) Думать (хорошо) Читать (выразительно) Отвечать на вопросы. -Нечто скрываемое от других, известное не всем. -Под забором две собачки громко косточку грызут! Чтение наизусть стих. М.Ю.Лермонтова «Осень». Слушают товарищей в группе, анализируют и оценивают друг друга. Красота, душевность, ласка, тепло, счастье, жизнь, любовь, радость, семья и т.д. Доброта приносит радость окружающим, она как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. -Рассказ детей о творчестве Л.Н.Толстого. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Лев Толстой очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей. -Работают с текстом 1,5 года 5 человек, Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, Машенька. Старший брат Николай. Тайна о муравьином братстве. Когда тайна откроется, все люди сделаются счастливыми: не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравьиными братьями… На зелёной палочке, а палочка была зарыта у дороги на краю оврага. -Да. Счастливое. Рассказы уч-ся. -Выписать из толкового словаря значение слова “ДОБРО”. -Выписать пословицы и поговорки о доброте -Выписать стихотворения о доброте. -Выписать высказывания великих людей о доброте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Л. Н. Толстой в воспоминаниях С. Толстого.
Конспект урока и презентация к уроку литературного чтения 4 класс "Л. Н. Толстой в воспоминаниях С. Толстого. "...
ДЕТСТВО Л.Н. ТОЛСТОГО
ДЕТСТВО Л.Н. ТОЛСТОГО...
ДЕТСТВО Л.Н. ТОЛСТОГО
ДЕТСТВО Л.Н. ТОЛСТОГО...
Детство Л. Н.Толстого
Конспект урока по литературному чтению...
Литературно-музыкальная гостиная "Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель"
Задачи:закрепить сведения о жизни и творчестве писателя;познакомиться с мировоззрением Л.Н. Толстого, его духовными исканиями;прививать интерес к искусству слова, музыке, живописи;формировать умения о...
Технологическая карта + план конспект к уроку чтения на тему "Детство Л.Н.Толстого"
План конспект к уроку литературного чтения в начальныхклассах...
Конспект урока литературного чтения 3 класс Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя).
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством JI.H. Толстого;развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопрос...