Слушание аудио «У Лукоморья дуб зелёный». О чём мы с вами поговорим на уроке? Сегодня мы начнём знакомиться с таким литературным жанром как сказка. Какие вы сказки знаете? Что вы знаете о сказке? (Варианты детей). На этом уроке мы обобщим наши знания о сказке. Какие 3 вида литературы вы помните? (лирика, эпос, драма). Учитель рисует на доске, дети в тетради. Литература
Род: лирика эпос драма
Скажите, к какому роду литературы можно отнести сказку: лирике или эпосу? (Эпосу). Правильно, одним из жанров эпоса является сказка. Учитель дорисовывает. Литература
Род: лирика эпос драма
Жанр: сказка
Другие жанры эпоса – рассказ, повесть, басня, роман. Сейчас мы поговори о сказке.
Объединитесь в группы по 4 человека, выберите себе капитана. Посмотрите себе в тетрадь, где мы сравнивали лирику и эпос, уточним жанр сказки по приведённым линиям сравнения.
Линии сравнения | Лирика | Эпос | Цель | Идея, основная мысль | Что это? | Изображение чувств, душевного состояния | Повествование, рассказ, история | Основа выражения | Картина | Сюжет | Действующее лицо | Автор, лирический герой | Образ-персонаж (главный герой, второстепенный герой) | Место действия | Внутренний мир действующего лица | Согласно сюжету |
Подумайте в группах, от какого слова произошло слова «сказка»? (2 мин.). От слова «казать» - перечень, список, точное описание. Слово сказка появилось в литературе не раньше 17 века, но современное значение приобрело с 18-19 века. Подумайте в группах, как бы вы определили, что такое сказка. Представьте, что перед вами иностранец и вам необходимо объяснить ему смысл этого слова. (Сказка – описание вымышленных событий, иногда фантастических событий, происходящими с животными и человеком). Что же является основой сказки картина или сюжет, благодаря чему мы познаём смысл рассказанной сказки? (сюжет, т.е. история, поэтому сказка – эпос, а не лирика). Где происходят действия сказки? (ответы детей). Действия происходят в волшебном или реальном мире. Каких героев сказок вы знаете? (ответы детей). Давайте прочитаем стихотворение Г. Сапгира «Леса-чудеса» и определим, кто же является героем сказки.
Дети читают по желанию и по очереди стиховорение Г. Сапгира «Леса-чудеса».
Кто же является героем сказки? (Человек, животные, растения). А предметы-диковинки могут стать героями сказок? (Да. Вспомним сказку, про Федорино-горе или про Алису в стране чудес, или сказка про саломинку, лапоть и пузырь.). Скажите, а кто придумал сказки? Авторы многих сказок не известны, они родились из народных мифов и передавались из уст в уста – это так называемые фольклорные сказки. Приведите примеры (репка, колобок, теремок, царевна-Лягушка и пр.). Но есть сказки, которых создали писатели – это литературные сказки. Приведите примеры (Пинокио, страна Оз, Гарри Поттер и пр.).
Таким образом, сказки можно разделить на фольклорные и литературные (сделать запись в виде схемы на доске).
Сказки можно разделить и по-другому (также запись в виде схемы со стрелочками на доске). Как бы вы назвали сказки, герои которых животные, птицы, рыбы, предметы, растения и явления природы? Сказки о животных. Приведите примеры. Маша и медведь, волк и семеро козлят, теремок и пр. Вам очень известны и так называемые волшебные сказки. В основе их - рассказ о преодолении потери чего-либо при помощи чудесных средств или волшебных помощников. Сказка начинается с того, что главный герой обнаруживает потерю или нарушает запрет, за которым следует беда. Далее герой отправляется из дома на поиск потерянного, сражается с противником и побеждает, т.о. преодолевая потерю. Приведите примеры. Сивка-бурка, царевна-Лягушка, Василиса Прекрасная, о богатырях, властелин колец, Гарри Потер, Алиса в стране чудес и пр. Бытовые сказки отличаются от волшебной тем, что события происходят в реальном мире, передаются особенности быта той эпохи, а главный персонаж – обычный человек из народа, борющийся за справедливость и добивающийся своего при помощи смекалки, ловкости и хитрости. Приведите примеры. Сказки Салтыкова-Щедрина (будете знакомиться в старших классах), Сказка о попе и его работнике Балде, вечера на хуторе близ Диканьки. Есть ещё анекдотические сказки – развёрнутое повествование анекдота, а также небылицы – сказки, построенные на небылице, небольшие по объёмы, часто в идее прозы.
Скажите, а вам известно имя Шарля Перро? (да, нет). Вспомните, автора сказки про Золушку – Шарль Перро. Именно французский поэт и литературный критик Шарль Перро первым начал собирать сказки, в 1697 г. им был издан сборник «Сказки матушки Гусыни». Сказкой интересовались и короли. В 1704-1717 г.г. в Париже вышло издание сказок «Тысячи о одной ночи», подготовленное для короля Франции Людовика 14. Как звали авторов сказки про бременских музыкантов? Братья Гримм. Это немецкие писатели, которые также издали сборник «Домашние и семейные сказки» в 1812-1814 г.г. В России также собирались сказки, первым собирателем был Александр Николаевич Афанасьев, а также Авдеев, Даль, Шейн, Малкович.
Много ли вы нового узнали о сказке? (ответы детей). Скажите, а вы любите сказки? А почему? Прочтём стихотворение Валентина Берестова «Сказка».
Чтение детьми по желанию. |