Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (Рассказ К.Г. Паустовского «Жильцы старого дома»)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
План-конспект урока по теме "Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (Рассказ К.Г. Паустовского «Жильцы старого дома»)" для 3 класса, УМК "Школа-2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_16-17_zhiltsy_starogo_doma.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 16-17. К. Паустовский «Жильцы старого дома».
Цель. Научить анализировать эпическое произведение, используя рассказ К. Паустовского «Кот Ворюга».
Задачи.
- Составление образов персонажей по описанию и поступкам. Выявление мотивов поступков.
- Составление структурной схемы, для выявления всех образов, их взаимоотношений и понимания главной мысли произведения.
- Работа над названием произведения, как проверка основной идеи произведения.
Урок 16.
№ | Часть | Ход урока | |
1 | Подготовка к восприятию. | Проверка домашнего задания, выслушивание пересказов к эпизодам с просмотром иллюстраций пересказчиков, составление диафильма и перссказ от имени кота по желанию. Кто написал рассказ «Кот ворюга»? Говорят, что человека можно узнать по его делам. Скажите, прочитав рассказ «Кот Ворюга», каким вы себе можете представить автора Константина Георгиевича Паустовского? К. Г. Паустовский родился 31.5.1892г. Ещё юношей будущий писатель решил что, «чтобы иметь право писать, нужно хорошо знать жизнь», и отправился в путешествие по стране, жадно вбирая впечатления. Особое место в жизни писателя занимает Мещёрский край, где подолгу жил один или с друзьями-писателями. Кстати, вы о них уже читали: это Р. Фраерман, Вася Зотов – маленький приятель писателя, прототип Лёньки. По характеру К. Г. был очень эмоциональный, но волевой, обладал прекрасной памятью, живым интересом к людям, к искусству, к природе, с годами – и широкой эрудицией, культурой, богатым жизненным опытом. Вы заметили, что рассказ «Кот ворюга» наполнен атмосферой доброты, юмора – этими качествами К.Г. Паустовского наполняет все рассказы и сказки о животных. Писатель считал, что общение людей с животными должно строится на основе любви и уважения. А животные в ответ на доброе отношение к ним, помогают людям. К. Г. Паустовский ценил в людях такое качество как «искусство видеть мир» (хорошо бы выписать на доску, т.к. это главная идея произведения). А мы с вами умеем видеть мир? Сегодня нам с вами предстоит познакомиться ещё с одним произведением К.Г. Паустовского «Жильцы старого дома». Скажите, а что это за дом? Можем ли мы предположить, что автор описывает свой дом? | |
2 | Целевая установка на слушание | Как вы думаете, о каких жильцах дома автор нам поведает? | |
3 | Первичное восприятие | Чтение текста учителем. | |
4 | Выявление специфики восприятия | О каких жильцах дома шла речь? | |
5 | Постановка учебной задачи на анализ | Давайте составим схему произведения, в которой отразим всех действующих лиц, чтобы никого не забыть. | |
6 | Перечитывание и анализ | На доске и в тетрадях с одной стороны будет описание дома далее фигурная скобка, далее в столбик выписаны обитатели дома. В окончательном варианте: | |
Дом: Старый Деревенский Двор поросший травой Маленький В заброшенном саду Тесовая крыша Бревенчатые чёрные стены Жёлтый мох Запах тмина и древесной трухи Курятник Сгнившее крыльцо Одуванчики на ступеньках С печной трубой Протекала крыша | Обитатели: Кот Степан Такса Фунтик Куры Петух Горлач Чёрная курица Лягушка Весёлые ходики Старые вещи Мыши Музыкальная шкатулка Невидимый мастер Гальвестон Скворец Синицы Дикая утка Ёж Колокольчик Барометр | ||
Найдите в тексте, как автор описывает Фунтика / кота Степана. Что произошло между ними? Зачитайте. Посмотрите как автор точно описывает жизнь животных. Узнаём ли мы повадки своих домашних животных? Что заставило Фунтика подойти к Степану? Найдите в тексте. Какое это любопытство? Почему кот ударил пса? (испугался неизвестного, смены привычного, «кто это тут без моего разрешения, я тут главный, кто посмел хозяйничать на моей территории», «Ах, вот как!») Какие привычки были у Степана до «войны»? Как изменилась жизнь кота после случая с таксой? Как теперь приходилось Степану следовать своим привычкам? Из-за чего же кот нажил себе врага? Как повёл себя кот, при первом знакомстве с таксой? (враждебно), (как обычный кот, который не терпит конкурентов на своей территории. Коты вообще сами по себе. Степан жил в своём спокойном мирке, где всё подчинялось его законам, привычкам, но вот появился некто, который мог претендовать на его роль в этом месте). Какие ещё неприятности происходили с котом? Как вы думаете, из-за чего Степан проглотил крючок? (жадность). Как автор описывает чувства кота к собаке? («но никогда ему не приходилось унижаться из-за кривоногой собаки»). Как пёс стал относится к коту? (гонял при любой возможности). Есть ли описание чувств собаки у автора? (нет). Попробуйте догадаться? Есть ли описание дома в этой части? | |||
7 | Целевая установка на слушание | Давайте, читая 2 часть текста и знакомясь с другими обитателями дома, попробуем себя в роли детективов, и разберёмся, о каком доме идёт речь. Может быть, даже найдём ещё описание этого дома! | |
8 | Первичное восприятие | Чтение 2 части учителем. | |
9 | Выявление специфики восприятия | С каким ещё обитателем дома познакомил нас К. Паустовский? (петух Горлач). | |
10 | Постановка учебной задачи на анализ | Опишем обитателя дома и включим его в схему. | |
11 | Перечитывание и анализ | Опишите по тексту Горлача? Что произошло? Почему петух налетел на собаку? (зачитывают как пёс пытался стащить корку). Почему? (защищал свою территорию, кур; у каждого в доме оказывается своя территория, и даже кот не залазил во владения петуха «он знал, что это значит»). Как вы думаете зачем пёс достал корку из старой миски? (простодушие, хотел есть, увидел, достал). Как автор описывает чувства петуха в этой ситуации? Чему же усмехнулся кот? (кот наверняка был в этой ситуации, знал, чем это грозит, а также простодушию и любопытству собаки). Встречались ли мы раньше с петухом Горлачом? (да, в рассказе «Кот-Ворюга»). Давайте зачитаем описание дома из рассказа «Кот-Ворюга». | |
Д/з | Прочитать Часть 3, 4, выписать обитателей дома, составить подробное словесное описание любого героя. |
Урок 17.
№ | Часть | Ход урока |
1 | Подготовка к восприятию. | Проверка домашнего задания. С какими обитателями дома вы познакомились, читая 3 и 4 части? Дописывают на доске и в тетрадях (чёрная курица, лягушка, ходики, старые вещи). Опишите подробно каждого из них. |
2 | Целевая установка на слушание | Сегодня мы продолжим чтение рассказа К.Г. Паустовского «Жильцы старого дома». Как вы думаете, могут ли в старом доме жить невидимые обитатели? (дети: да, приведения). Давайте прочтём 5 часть и узнаем были ли в этом старом доме невидимые обитатели, … и кто они? |
3 | Первичное восприятие | Чтение учителем. |
4 | Выявление специфики восприятия | В одной маленькой деревне, в одном маленьком старом, чёрном домике… жило приведение… Скажите действительно ли в старом доме жило приведение? |
5 | Постановка учебной задачи на анализ | Скажите, кто же ещё из обитателей дома встретил нас в этой главе? (шкатулка, мастер Гальвестон). |
6 | Перечитывание и анализ | Где нашли шкатулку (чтение)? Что с ней сделали (чтение)? Опишите шкатулку словами из текста. Откуда появилась шкатулка? Кто такой мастер Гальвестон и как он стал невидимым обитателем дома? Был ли он настоящим приведением? Скорее всего он жил в воображении писателя и его друзей. |
7 | Подготовка к восприятию. | Навсегда ли замолчала шкатулка или писатель со своими друзьями смогли её починить? А может, пришёл невидимый мастер Гальвестон и починил шкатулку? |
8 | Целевая установка на слушание | Давайте, читая следующую главу. попробуем ответить себе на вопрос, что же случилось со шкатулкой? |
9 | Первичное восприятие | Читает учитель. |
10 | Выявление специфики восприятия | Какое же интересное событие случилось в доме однажды поздней осенью? |
11 | Постановка учебной задачи на анализ | Разберёмся, кого и чему же научила шкатулка? |
12 | Перечитывание и анализ | Опишите игру шкатулки. Какие чувства вызвала шкатулка у обитателей дома? Зачитайте. Кто же починил шкатулку? Может невидимый мастер Гальвестон? Какого ещё обитателя дома мы встретили? (скворца). Где он жил? Чему он научился? У шкатулки? (у людей, насвистывающих мелодии шкатулки). Какие песни пожилой скворец пел раньше? Как автор объясняет их происхождение? Значит скворец – перелётная птица? |
13 | Подготовка к восприятию. | Кого же автор пригласил в свой дом в качестве гостя? |
14 | Целевая установка на слушание | Прочитаем заключительную часть рассказа и найдём этого гостя. |
15 | Первичное восприятие | Чтение учителем. |
16 | Выявление специфики восприятия | Всех ли мы обитателей дома мы нашли? |
17 | Постановка учебной задачи на анализ | О каких ещё обитателей дома не успел рассказать нам автор? (прирученная дикая утка, ёж, страдавший бессонницей, колокольчик, барометр). |
18 | Перечитывание и анализ | Почему автор говорит, что ёж страдал бессонницей? (ёж – ночное животное, охотится на мышей, жучков, топает «как слон» ночью, но автор говорит страдал бессонницей, не раздражаясь на маленькое существо, а по доброму к нему относясь). Барометр – прибор для измерения давления воздуха. Давления воздуха изменяется в зависимости от погоды, поэтому можно по барометру предсказать, какая будет погода. А так как барометр был сломан, то ипоказывал одно и тоже давление, характерное для жаркой сухой погоды. О каком живом музыкальном ящике рассказал нам автор в этой части? Кто же является гостем? (дети: синицы). Давайте рассмотрим, откуда прилетели синицы, как часто? (синицы жили рядышком, каждое утро слетались на стол, когда им сыпали зерно, мож(синицы жили рядышком, каждое утро слетались на стол, когда им сыпали зерно, можо сказать и они являются обитателями дома). Так кто же на самом деле является гостем? Кого автор во сне приглашает посетить обитателей его старого домика в деревне? (нас с вами). Как об этом говорит автор? (автор подчркивает своё желание словами «значит рассказал ам это не напрасно»). |
19 | Обобщение (найти причинно-следственную связь, осмыслить название) | Кого мы забыли включить в обитателей дома? Почему автор всё время говорит «мы»? (друзей-писателей). Посмотрите, сколько обитателей вмещалось в такой маленький домик! Целый огромный мир! Как вы думаете, почему в таком малюсеньком доме вместился огромный мир его обитателей? (автор смог их заметить). Действительно ли «искусство видеть мир», которое так ценил автор в людях, делает мир вокруг нас богаче и разнообразнее? А вы так умеете? |
Д/з | Составить рассказ «Обитатели моего дома», нарисовать рисунок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме "Видеть необычное в обычном."
Данный урок по произведению Виктора Лунина "Я видела чудо" был проведен в рамках "Фестиваля открытых уроков" на 1 классе по системе Л.В.Занкова....
Необычное в обычном
С этим уроком я участвовала в конкурсе "Учитель года -2011"...
"Найди необычное в обычном"
Эти упражнения помогут ребенку тренировать все основные функции воображения, отрабатывать приемы и навыки развития фантазии, осваивать способы конструктивного преобразования действительности....
урока литературного чтения 2 классе по теме «Необычное в обычном мире»
Урок (дана технологическая карта) отражает опыт применения проблемно-диалогической технологии, технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технологии продуктивного чтения)...
Необычные превращения обычного квадрата.
Занятие спецкурса "Математический калейдоскоп" для 1 класса. "Необычные превращения обычного квадрата". Занятие проводилось в рамках областного семинара для слушателей ИПК ПР по теме"Формирование навы...
Презентация к уроку "Необычное в обычном"
Презентация подготовлена к уроку литературного чтения в 3 классе по системе Л.В. Занкова (УМК Свиридовой). Тема урока: Знакомтсово с японской поэзией. Хоккуу....
Интегрированный урок литературы и музыки Тема: «Рассказ К.Г.Паустовского «Старый повар» и Фантазия В.Моцарта «ре- минор»
Тежнологическая карта урока...