Интегрированный урок литературы и музыки Тема: «Рассказ К.Г.Паустовского «Старый повар» и Фантазия В.Моцарта «ре- минор»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Тежнологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_k_uroku_paustovskiyi_motsart.docx | 26.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературы и музыки | |||
Тема: «Рассказ К.Г.Паустовского «Старый повар» и Фантазия В.Моцарта «ре- минор» | |||
Цель: Формирование у учащихся представление о нравственных, эстетических ценностях на основе изучения произведений литературы и музыки. | |||
Задачи: 1. Познакомить учащихся с творчеством Вольфганга Моцарта и Константина Паустовского. 2. Развить способности к выработке самостоятельных суждений и обобщений на основе анализа литературных и музыкальных произведений. 3. Раскрыть детям великое значение музыки в жизни человека, обучить школьников находить связи между литературой и музыкой, умению слушать музыку в рассказах. | |||
Оборудованиеи материалы: пианино,компьютер, мультимедийный проектор (с экраном), видеопрезентация, видеофильм. | |||
Планируемые результаты: | Предметные: уметь работать с текстом, определять тему, находить в тексте описание героев и времени года, ключевые слова, создающие образ, видеть использование средств литературно-художественной выразительности), правильно с литерат. точки зрения высказывать свои мысли | Метапредметные: -ставить, принимать и сохранять цель и задачу урока, оценивать себя и других,уметь найти нужную информацию в тексте и др. источнике информации -готовность слушать, уважать чужую точку зрения, аргументировать свою работу, | Личностные: Замечать, понимать природу окружающего мира , развивать этические и эстетические чувства и качества, уважать культуру, традиции др. народов. |
Этап урока и его цели | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационный Цель: Создание условий для положительного психологического, эмоционального настроя учащихся на предстоящую работу на уроке | Учитель-1 Организует и настраивает детей на совместную работу. (сл 1) Учитель -1 1. Вы, наверное, уже прочитали эпиграф к уроку. Очень трепетное высказывание о музыке, ведь она не может оставить равнодушным человека. (сл-2 2. Мы с вами готовились к этому уроку: читали произведения К.Г. Паустовского, смотрели фильмы снятые по его произведениям. | Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний Цель: Создание условий для активизации знаний через беседу Подготовка к восприятию. | - Проверим выполнение домашнего задания. 1.Посмотрите внимательно на экран , что вы видите? (сл .3) 2. Как вы думаете, эти люди, изображённые на фотографиях , знакомы? 3. Как вы думаете, почему эти фотографии размещены на одном слайде? 4. Интересно получается: люди жили в разное время, даже в разные века, а их объединяет одно произведение. 5 Константин Георгиевич известный писатель. Кто может рассказать нам о нём? 6.Перу Паустовского принадлежат цикл рассказов для детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать, быть добрым, честным, способным признать и самому исправить свою вину. Эти важные человеческие качества так необходимы в жизни. Книги Паустовского переведены на многие иностранные языки. 7. Паустовский в своей жизни встречал много удивительных. Интересных и добрых людей. Все они оставляли след в его судьбе и творчестве. Удивительно. Что К.Г.Паустовского называют самым «музыкальным» писателем России. Как вы считаете почему? Учитель-2 1. Да, все эти рассказы о композиторах. Послушайте внимательно, о каком композиторе идет речь? Когда он был 5-им ребенком, слава его гремела по всей стране… Ему устраивали невероятные музыкальные испытания, но он легко справлялся с любыми трудностями. Знаменитая музыкальная академия в Болонье называла его академиком в 14 лет, хотя по уставу моложе 20 лет в члены академии не избирали. Маленький гений вырос в Большого гения, мир узнал и полюбил «солнечного маэстро». Он – сама музыка, имя австрийского маэстро – символ красоты и гармонии?» 2. О ком это высказывание? 3. Почему вы так решили? 4. Как вы догадались, что речь идёт именно о Моцарте? 5. Феноменальные способности этого композитора проявились очень рано, ярко и мощно (абсолютный слух и музыкальная память). Кто может рассказать нам о нём? Учитель-2 6. Спасибо, ребята. Да, музыка великого композитора действительно светлая, жизнерадостная, яркая. Его мелодии на протяжении нескольких веков радуют нас, они узнаваемы и любимы. | Ответы на вопросы учителя 1. (портреты и фотографии) 2. (нет , да, мы знаем о них) 3. ( мы знакомились с их творчеством, мы читали произведение «Старый повар», которое написал К.Паустовский, где говориться о Моцарте)
4. Рассказ или проект ученика (сл.3.4.5,6,7,8,9) 5. (некоторые произведения писателя посвящены музыкантам: «Корзина с еловыми шишками» об Эдварде Григе, «Скрипучие половицы» о Петре Чайковском. «Старый повар» о Моцарте) 6. Рассказ или проект ученика (сл-10,11.12,13.14,15)
| Умение ориентироваться в в окружающем мире используя жизненный опыт и имеющуюся информацию. (Познавательные УУД). Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения её результата, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Коммуникативные УУД: описывать объект, передавать его внешние характеристики используя выразительные средства языка, формирование умения общать ся. |
Целеполагание Знакомство с текстом Цели: познакомить с произведением | Учитель-1 1. Домашним заданием у вас было чтение рассказа «Старый повар». Сегодня мы заново его прослушаем. - | 7. (Класс слушает рассказ и смотрит видео или презентацию к рассказу) · | Умение понимать информацию. |
Обсуждение прочитанного | Учитель-1 - Какое настроение у вас вызвал этот рассказ? - Где происходят события? - Кто главный герой рассказа? - Опишите дом, в котором жил старик, найдите ответы в тексте. - Какой предмет в интерьере дома выделяет писателя - С каким чувством пишет о нем К. Паустовский - С какого момента настроение рассказа меняется резко - Для чего пришел незнакомец в дом старика? - Какие желания высказывает перед смертью герой рассказа? - Что ответил незнакомец? - Учитель-1 Представьте себе, что мы находимся в сторожке старого повара, давайте еще раз послушаем музыку и увидим те картины, которые увидел слепой повар. | 8. ( участвуют в обсуждении) - грустное. унылое, безнадёжное - в Вене - старый повар - клавесин 9. (Класс слушает фантазию В.Моцарта в исполнении учителя-2.) | Умение понимать информацию. |
Обсуждение прослушанного | Учитель-2 - Какой должна быть музыка, и каким должен быть музыкант, чтобы музыка могла приносить счастье? - Как вы думаете, Моцарт импровизировал (играл то, что ему подсказывает сердце в данный момент или играл одно из своих написанных произведений?) - Как вы думаете, почему старик не хотел умирать, не узнав имя музыканта? Что открыл для него Моцарт своей музыкой? - Считаете ли вы, что музыка В.А. Моцарта и рассказ К.Г. Паустовского близки по настроению? - Какой эпизод рассказа, по-твоему, особенно созвучен услышанной музыке - Какие чувства пробудила музыка в душе старого повара? - Помогает ли музыка быть счастливым? | 10.(участвуют в обсуждении0 душевной,искренней,оптимистичной импровизировал,сочинял сиюминутно то, что подсказывает ему сердце, ведь настоящему мастеру, таланту это под силу ? ) найти ответы в тексте да, она помогла старому повару. Хоть старик и умирает, но он умирает счастливым: с его души снят мучительный грех, он смог увидеть Марту. Он знает, что его дочери есть кому позаботиться | Умение понимать информацию. |
Работа с высказываниями | Учитель-2 - Посмотрите, как высказывались о композиторе известные люди. (сл-16) - Почему люди писали такие слова об этом человеке? Учитель-2: -Говорят, что для того, чтобы понимать классическую музыку, то для этого нужно дорасти. Значит ли это, что человек непременно должен иметь музыкальное образование или хотя бы какую-то музыкальную культуру? (ответы детей) Учитель-1: - Давайте посмотрим, как отвечает на этот вопрос Паустовский? Что важно для него? (высказывание Паустовского) (сл-17) Учитель-1: - Что отметил Паустовский? (особое состояние души, созвучное музыке) -К.Г. Паустовский понимал, что лучше людей может сделать не только литература, но и другие виды творчества. Особую роль в воспитании человека он отводил музыке, ведь она способна облагораживать душу человека. Любовь писателя к музыке скромна, сдержанна и глубока. Учитель-1: - Мы познакомились с Моцартом, Паустовским, знаем много других великих писателей, художников, актёров, музыкантов, имеющих мировую известность. Как сделать так, чтобы оставить свой след в истории, во времени? | Ответы детей ( творчество Моцарта никого не оставило равнодушным, его музыка делала людей счастливее, добрее) Отвечают на вопрос | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Цель: провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; | Учитель-2 - Посмотрите, с чего начался наш урок, теперь понятно, почему на слайде присутствует ваша фотография? (сл-1) Вы только в начале жизненного пути и вам необходимо задуматься над тем, как жить, что делать, чтобы вами гордились, о вас помнили, на вас хотели быть похожими другие люди. Несмотря на века, этому всех вас и нас, в том числе, учат произведения Паустовского, Моцарта и др. известных писателей и композиторов. - А для того, чтобы стать именно такими необходимо соблюдать какие-то жизненные правила. Мы предлагаем вам их назвать. Но сначала хорошо подумайте. Вы сейчас назовёте такие правила, которым вы будете следовать. Учитель-1: Правила, которые мы выбрали, будут нашим путеводителем. (детям вручаются напечатанные правила, чтобы они были всегда на виду – в классном уголке, и чтобы о них всегда помнили) Дополнительные вопросы (если останется время) - Так чем же должен жить человек? - Кто захотел после этого урока прочитать другие произведения К.Г.Паустовского, послушать другие музыкальные произведения Моцарта - За что могли бы себя похвалить после урока? - Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшей жизни? - Какие выводы сделали для себя? - Надеюсь, что теперь вы будете чаще любоваться природой и ценить каждую минуту жизни. А ответили мы сегодня на вопрос: «Почему К. Паустовский именно так назвал свой рассказ?» | оценивают собственную деятельность на уроке; (дети называют правила) Называют жизненные правила | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
XI. X.Домашнее задание | - Как вы думаете, изменится ли жизнь Марии после встречи с Моцартом? Как сложится дальше жизнь Марии? Дома на листках напишите небольшой рассказ об ее жизни. | . Обсуждают и записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комбинированный урок с использованием ИКТ по рассказу К.Г. Паустовского "Кот-ворюга"
Тема урока: К. Г. Паустовский « Кот-ворюга» (2 урок) Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.Цели и задачи урока:Обучающая: Дать характеристику главного героя, найти его положительн...
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ
В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...
Комплексная работа по произведению К. Паустовского "Старый повар" 3 класс
Комплексная работа создана для проверки знаний учащихся 3 класса по математике, окружающему миру, русскому языку и литературному чтению. Работала по ОС "Школа 2100"....
Интегрированный урок (чтение и музыка) по произведению К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками" 4 класс
Итоговый урок по произведению К. Паустовского. Слушание симфонической музыки.. Конспект урока для проведения в музыкальном кабинете учителем музыки и чтения....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ И ИЗО.«Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.
Тема: «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.Цели: 1Формировать умение анализировать и сравнивать выр...
Интегрированный урок "литература + ИЗО + музыка" по теме "Образ весны в искусстве"
Удивительно, но факт. Человек, чье творчество получило самую высокую оценку современников: Пушкина, Некрасова, Тургенева Фета, сам себя поэтом не считал. По его словам, он не писал, а записывал стихи,...
Конспект интегрированного урока (литература и математика) с использованием IT по теме: Обобщение материала по математике на основе сюжета сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города». 3 класс
На данном уроке проектировалось формировать у учащихся прочные вычислительные навыки, опираясь на предмет литературу. Предполагалось заинтересовать учащихся сочетанием двух разных учебных предме...