Интегрированный урок литературы и музыки Тема: «Рассказ К.Г.Паустовского «Старый повар» и Фантазия В.Моцарта «ре- минор»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Каурова Людмила Владимировна

Тежнологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_k_uroku_paustovskiyi_motsart.docx26.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и музыки

Тема: «Рассказ К.Г.Паустовского «Старый повар» и Фантазия В.Моцарта «ре- минор»

Цель: Формирование у учащихся представление о нравственных, эстетических ценностях на основе изучения произведений литературы и музыки.

Задачи:

1.   Познакомить учащихся с творчеством Вольфганга Моцарта и Константина Паустовского.

2.   Развить способности к выработке самостоятельных суждений и обобщений на основе анализа литературных и музыкальных произведений.

3.   Раскрыть детям великое значение музыки в жизни человека, обучить школьников находить связи между литературой и музыкой, умению  слушать музыку в рассказах.

Оборудованиеи материалы:

пианино,компьютер, мультимедийный проектор (с экраном), видеопрезентация, видеофильм.

Планируемые результаты:

Предметные:

уметь работать с текстом, определять тему, находить в тексте описание героев и времени года, ключевые слова, создающие образ, видеть использование средств литературно-художественной выразительности),

правильно с литерат. точки зрения высказывать свои мысли

Метапредметные:

-ставить, принимать и сохранять цель и задачу урока, оценивать себя и других,уметь найти нужную информацию в тексте и др. источнике информации

 -готовность слушать, уважать чужую точку зрения, аргументировать свою работу,

Личностные:

Замечать, понимать природу окружающего мира , развивать этические и эстетические чувства и качества, уважать культуру, традиции др. народов.

Этап урока и его цели

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые

результаты

Организационный 

Цель: Создание условий для положительного психологического, эмоционального настроя учащихся на предстоящую работу на уроке

Учитель-1

Организует и настраивает детей на совместную работу.                     (сл 1)

Учитель -1

1. Вы, наверное, уже прочитали эпиграф к уроку. Очень трепетное высказывание о музыке, ведь она не может оставить равнодушным человека.              

                                (сл-2

2. Мы с вами готовились к этому уроку: читали произведения К.Г. Паустовского, смотрели фильмы снятые по его произведениям.

Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу

Оформлять свои мысли в устной форме

 (Коммуникативные УУД)

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

Цель: Создание условий для активизации знаний через беседу

Подготовка к восприятию.

- Проверим выполнение домашнего задания.

1.Посмотрите внимательно на экран , что вы видите?

                          (сл .3)

2. Как вы думаете, эти люди, изображённые на фотографиях , знакомы?

3. Как вы думаете, почему эти фотографии размещены на одном слайде?

4. Интересно получается: люди жили в разное время, даже в разные века, а их объединяет одно произведение.

5 Константин Георгиевич известный писатель. Кто может рассказать нам о нём?

6.Перу Паустовского принадлежат цикл рассказов для детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать, быть добрым, честным, способным признать и самому исправить свою вину. Эти важные человеческие качества так необходимы в жизни.

Книги Паустовского переведены на многие иностранные языки. 
Награжден орденом Ленина, двумя другими орденами и медалью

7. Паустовский в своей жизни встречал много удивительных. Интересных и добрых людей. Все они оставляли след в его судьбе и творчестве. Удивительно. Что К.Г.Паустовского называют самым «музыкальным» писателем России.

  Как вы считаете почему?

Учитель-2

1. Да, все эти рассказы о композиторах. Послушайте внимательно, о каком композиторе идет речь?

Когда он был 5-им ребенком, слава его гремела по всей стране… Ему устраивали невероятные музыкальные испытания, но он легко справлялся с любыми трудностями. Знаменитая музыкальная академия в Болонье называла его академиком в 14 лет, хотя по  уставу моложе 20 лет в члены академии не избирали. Маленький гений вырос в Большого гения, мир узнал и полюбил «солнечного маэстро». Он – сама музыка, имя австрийского маэстро – символ красоты и гармонии?»

2. О ком это высказывание?

3. Почему вы так решили?

4. Как вы догадались, что речь идёт именно о Моцарте?

5. Феноменальные способности этого композитора  проявились очень рано, ярко и мощно (абсолютный слух и музыкальная память).

Кто может рассказать нам о нём?

Учитель-2

 6. Спасибо, ребята. Да, музыка великого композитора действительно светлая, жизнерадостная, яркая. Его мелодии на протяжении нескольких веков радуют нас, они узнаваемы и любимы.

       Ответы на вопросы учителя

      1. (портреты и фотографии)

      2.   (нет , да, мы знаем о них)

      3.  ( мы знакомились с их творчеством, мы читали произведение «Старый повар», которое написал К.Паустовский, где говориться о Моцарте)

     

  4. Рассказ или проект ученика

(сл.3.4.5,6,7,8,9)

5. (некоторые произведения писателя посвящены музыкантам: «Корзина с еловыми шишками» об Эдварде Григе, «Скрипучие половицы» о Петре Чайковском. «Старый повар» о Моцарте)

6.  Рассказ или проект ученика

(сл-10,11.12,13.14,15)

 

Умение ориентироваться в в окружающем мире используя жизненный опыт и  имеющуюся информацию.

(Познавательные УУД).

Регулятивные УУД:

удерживать цель деятельности до получения её результата,

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Коммуникативные УУД:

 описывать объект, передавать его внешние характеристики

используя выразительные средства языка, формирование умения общать

ся.

Целеполагание  

Знакомство с текстом

Цели:   познакомить с произведением

 Учитель-1

1. Домашним заданием у вас было чтение рассказа «Старый повар». Сегодня мы заново его прослушаем.

-

7. (Класс слушает рассказ и смотрит видео или презентацию к рассказу)

·      

Умение понимать информацию.

Обсуждение прочитанного

 Учитель-1

- Какое настроение у вас вызвал этот рассказ?

- Где происходят события?

- Кто главный герой рассказа?

- Опишите дом, в котором жил старик, найдите ответы в тексте.

 -  Какой предмет в интерьере дома выделяет писателя

-  С каким чувством пишет о нем К. Паустовский

-   С какого момента настроение рассказа меняется резко

- Для чего пришел незнакомец в дом старика?

-  Какие желания высказывает перед смертью герой рассказа?

- Что ответил незнакомец?     -

Учитель-1

 Представьте себе, что мы находимся в сторожке старого повара, давайте еще раз послушаем музыку и увидим те картины, которые увидел слепой повар.

8. ( участвуют в обсуждении)

- грустное. унылое, безнадёжное

- в Вене

- старый повар

- клавесин

9.  (Класс слушает  фантазию В.Моцарта в исполнении учителя-2.)

 Умение понимать информацию.

Обсуждение прослушанного

Учитель-2  

- Какой должна быть музыка, и каким должен быть музыкант, чтобы музыка могла приносить счастье?

- Как вы думаете,  Моцарт импровизировал (играл то, что ему подсказывает сердце в данный момент  или играл одно из своих написанных произведений?)

- Как вы думаете, почему старик не хотел умирать, не узнав имя музыканта? Что открыл для него Моцарт своей музыкой?

-  Считаете ли вы, что музыка В.А. Моцарта и рассказ К.Г. Паустовского близки по настроению?

- Какой эпизод рассказа, по-твоему, особенно созвучен услышанной музыке

- Какие чувства пробудила музыка в душе старого повара?

- Помогает ли музыка быть счастливым?

10.(участвуют в обсуждении0  

душевной,искренней,оптимистичной

импровизировал,сочинял сиюминутно то, что подсказывает ему сердце, ведь настоящему мастеру, таланту это под силу

? ) найти ответы в тексте

да, она помогла старому повару. Хоть старик и умирает, но он умирает счастливым: с его души снят мучительный грех, он смог увидеть Марту. Он знает, что его дочери есть кому позаботиться

 Умение понимать информацию.

Работа с высказываниями

Учитель-2

- Посмотрите, как высказывались о композиторе известные люди.

                                (сл-16)

- Почему люди писали такие слова об этом человеке?

Учитель-2:

-Говорят, что для того, чтобы понимать классическую музыку, то для этого нужно дорасти.  Значит ли это, что человек непременно должен иметь музыкальное образование или хотя бы какую-то  музыкальную культуру? (ответы детей) 

Учитель-1:

- Давайте посмотрим, как отвечает на этот вопрос Паустовский? Что важно для него? (высказывание Паустовского)

                     (сл-17)

Учитель-1:

- Что отметил Паустовский? (особое состояние души, созвучное музыке)

-К.Г. Паустовский  понимал, что лучше людей может сделать не только литература, но и другие виды творчества. Особую роль в воспитании человека он отводил музыке, ведь она способна облагораживать душу человека.

Любовь писателя к музыке скромна, сдержанна и глубока. 

Учитель-1:

- Мы познакомились с Моцартом, Паустовским, знаем много других великих писателей, художников, актёров, музыкантов, имеющих мировую известность. Как сделать так, чтобы оставить свой след в истории, во времени?

Ответы детей

( творчество Моцарта никого не оставило равнодушным, его музыка делала людей счастливее, добрее)

Отвечают на вопрос

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Цель:

провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

  Учитель-2

 - Посмотрите, с чего начался наш урок, теперь понятно, почему на слайде присутствует ваша фотография?

(сл-1)

Вы только в начале жизненного пути и вам необходимо задуматься над тем, как жить, что делать, чтобы вами гордились, о вас помнили, на вас хотели быть похожими другие люди. Несмотря на века, этому всех вас и нас, в том числе, учат произведения Паустовского, Моцарта и др. известных писателей и композиторов.  

- А для того, чтобы стать именно такими необходимо соблюдать какие-то жизненные правила.  Мы предлагаем вам их  назвать. Но сначала хорошо подумайте.  Вы сейчас назовёте такие правила, которым вы будете следовать.

Учитель-1:  

Правила, которые мы выбрали, будут нашим путеводителем.

(детям вручаются напечатанные правила, чтобы они были всегда на виду – в классном уголке, и чтобы о них всегда помнили)

Дополнительные вопросы (если останется время)

 - Так чем же должен жить человек?

  - Кто захотел после этого урока прочитать другие произведения К.Г.Паустовского, послушать другие музыкальные произведения  Моцарта

- За что могли бы себя похвалить после урока?

- Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшей жизни?

- Какие выводы сделали для себя?

- Надеюсь, что теперь вы будете чаще любоваться природой и ценить каждую минуту жизни.

А ответили мы сегодня на вопрос: «Почему К. Паустовский именно так назвал свой рассказ?»

оценивают собственную деятельность на уроке;

(дети называют правила)

Называют жизненные правила

Оформлять свои мысли в устной форме

 (Коммуникативные УУД)

XI. X.Домашнее задание

- Как вы думаете, изменится ли жизнь Марии после встречи с Моцартом? Как сложится дальше жизнь Марии? Дома на листках напишите небольшой рассказ об ее жизни.

. Обсуждают и записывают домашнее задание



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок с использованием ИКТ по рассказу К.Г. Паустовского "Кот-ворюга"

Тема урока: К. Г. Паустовский « Кот-ворюга» (2 урок) Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.Цели и задачи урока:Обучающая: Дать характеристику главного героя, найти  его положительн...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Комплексная работа по произведению К. Паустовского "Старый повар" 3 класс

Комплексная работа создана для проверки знаний учащихся 3 класса по математике, окружающему миру, русскому языку и литературному чтению. Работала по ОС "Школа 2100"....

Интегрированный урок (чтение и музыка) по произведению К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками" 4 класс

Итоговый урок по произведению К. Паустовского.  Слушание симфонической музыки.. Конспект урока для проведения в музыкальном кабинете учителем музыки и чтения....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ И ИЗО.«Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.

Тема: «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.Цели: 1Формировать умение   анализировать и сравнивать выр...

Интегрированный урок "литература + ИЗО + музыка" по теме "Образ весны в искусстве"

Удивительно, но факт. Человек, чье творчество получило самую высокую оценку современников: Пушкина, Некрасова, Тургенева Фета, сам себя поэтом не считал. По его словам, он не писал, а записывал стихи,...

Конспект интегрированного урока (литература и математика) с использованием IT по теме: Обобщение материала по математике на основе сюжета сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города». 3 класс

На данном уроке проектировалось формировать у учащихся прочные вычислительные  навыки, опираясь на предмет литературу. Предполагалось заинтересовать учащихся сочетанием двух разных учебных предме...