Конспект урока Ф.И. Тютчев "Стихи о весне"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Познакомить учащихся со стихотворениями Ф.И. Тютчева о весне, показать целостность поэтического образа, обратить внимание детей на специфику выражения языка поэзии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutchev._stihi_o_vesne.docx | 129.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов Щерба Екатерина Сергеевна
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 Б МБОУ «СОШ №1 г. Фокино»
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
Учебно-методический комплекс: «Школа России»
Тема | «Стихи Ф.И. Тютчева о весне» |
Цель | Познакомить учащихся со стихотворениями Ф.И. Тютчева о весне, показать целостность поэтического образа, обратить внимание детей на специфику выражения языка поэзии |
Задачи |
|
Формируемые УУД | Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при вычислениях черновик, находить рациональные пути решения. Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе. |
Планируемый результат | Предметные: учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку. Метапредметные: Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.. Коммуникативные УУД:Строить монологическое высказывание, используя математические термины, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные УУД:Определять взаимосвязь между действиями умножения и деления и обосновывать своё мнение; уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Средства обучения: | Учебник: «Литературное чтение» 2 класс (авторы Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А.), проектор, мультимедийная доска,презентация, листы с заданиями для учащихся |
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | ||
1. Самоопределение к деятельности Задача: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне за счёт мотивационного настроя (1 минуты) | - Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Начинаем наш урок. Эмоциональный настрой. -Ребята, давайте послушаем прекрасную музыку -Музыка Чайковский Времена года Весна и картинки о весне.(слайд 2-7) - Какие чувства появились у вас в душе? - Поделитесь своим мнением о весне. | Здороваются с гостями. Настраиваются на урок Предполагают. Отвечают. Биографии поэта Рассказ ученика Работа в парах. Выполняют задание на карточке. Предполагают. Отвечают. Работа в группах. Проверка. Повторяют движения под музыку Отвечают. Выразительное чтение Самостоятельная работа | Предметные: учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение. Формируемые УУД Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при вычислениях черновик, находить рациональные пути решения. Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе. | ||
2. Актуализация знаний Задача: Повторение изученного материала. (2 минут) 3. Постановка учебной задачи, определение темы и целей урока. Задача: формулирование учащимися темы и цели урока. (2 минут) 4. Знакомство с биографией писателя. (3 минут) Задача: знакомство с биографией писателя. 5. Работа со стихотворением. Задача: анализ лирического произведения (20 минуты) 6. Физминутка (1 мин) (5 мин) 7. Рефлексия осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности. ( 3 мин) 8. Запись домашнего задания (2 мин) | - Послушайте стихотворение: То мороз, то лужи голубые, То метель, то солнечные дни. На пригорках пятна снеговые Прячутся от солнышка в тени. Над землёй- гусиная цепочка, На земле — проснулся ручеёк, И зиме показывает почка Озорной, зелёный язычок. - Какому времени года посвящено стихотворение? - Почему урок начался с этого стихотворения? (Мы будем говорить о Весне) - Скажите, пожалуйста, произведения какого раздела мы начали изучать на прошлом уроке? («Люблю природу русскую. Весна!») - Какие именно произведения изучаются в этом разделе? - Скажите, а как стихотворения называются ещё? (поэзия) А как называются писатели, которые пишут стихотворения? (поэты) -Каких поэтов вы знаете? - Как вы думаете, какая тема урока? - Многие поэты посвятили весне свои произведения. Я хочу познакомить вас с произведением замечательного русского поэта Ф.И. Тютчева, который является нашим земляком. (Тема урока: Стихи Ф.И. Тютчева о родной природе.) СЛАЙД 2 - 8 (включить фото) Сначала музыка, потом фото. По 10 сек. считать - Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. ( Лера) - Ф.И. Тютчев начальное образование получал дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он учился в университете Москвы на отделении словесности. ( Артем) -Стихи Тютчев начал писать еще подростком. Поэт написал около 400 стихотворений. Самая любимая его тема - Тема природы. - Умер в Царском Селе, похоронен в Петербурге. В настоящее время в селении Овстуг расположен музей – усадьба его имени - Мы были с вам на экскурсии в усадьбе Ф,И, Тютчева , поделитесь своими воспоминаниями, что вам больше всего запомнилось? Работа с текстом - Сегодня работаем на стр. 110-111 учебника. Здесь представлены 2 стихотворения о весне. Давайте более подробно остановимся на первом поэтическом произведении. ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИОЗАПИСИ (слайд 14) - Ребята, понравилось ли вам это стихотворение? Чем? - А для того, чтобы нам лучше понять стихотворение, выясним значение трудных слов. Но вот беда значения слов поменялись местами. Ваша задача – соединить слово и его значение в паре. Карточка. СЛАЙД. 15 хлопочет звон церковных колоколов вособых торжественных случаях взбесилась вопреки против наперекор очень сильно разозлилась трезвон еще больше пуще заниматься чем-то очень усердно Проверим. СЛАЙД 16 -А теперь прочитайте стихотворение сами, в слух. (Милана, Софья, Даша, Карина, Полина) - Какие картины природы описаны автором?(встреча зимы и весны, пение жаворонков) - Какие образы создает поэт? (Зимы и весны) - Как названа зима? (Ведьма злая) - А весна? (Прекрасное дитя) - Кто помнит, как называется такой поэтический приём, когда предметы изображаются, как живые существа (олицетворение).СЛАЙД 17 прочитать Чтение учеников ( Лиза, Диана, Артем З., Артем П., Дима) - Сейчас при повторном чтении, попробуйте записать слова, которые обозначают действия Зимы и Весны. Весна Зима Хохочет хлопочет Шумит ворчит Умылася взбесилась Румяней стала пустила снежок - Слова какой части речи вы написали. - Автор использует глаголы, противоположные по настроению, по отношению к герою). - Как вы думаете, почему для описания весны автор использует ласковые, добрые слова, а для описания Зимы наоборот.Как Тютчев относится к Зиме, Весне? Такое яркое противопоставление - называется контрастом. Для чего Тютчев в этом стихотворении использовал данный прием – контраст для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, новизны и прошлого. Психофизиологическая разминка «СОЛНЫШКО» - Ребята, весна победит зиму? - Когда весна вступает в свои права? - Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним произведением нашего земляка стихотворением «Весенние воды»
- Читаем в слух по 4 строчки ( Алена, Костя, Ваня) - Понравилось ли вам это стихотворение? Чем? - О каком периоде весны в них говорится? (ранняя весна) - Что значит «гласят»? Ребята, а сейчас мы прочитаем это стихотворение хором по рядам. Начиная с 1 ряда и по 4 строчки. Итогом урока будет ваша самостоятельная работа - Заполните пропуски. СЛАЙД 17 ФИ_______________________ Я прочитал стихотворение ____________________ . В этом стихотворении автор показал ____________. Поэт сумел передать______________ настроение. Это стихотворение вызывает во мне ______чувство, потому что __________________________ . Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что___________________________. - Ребята, о каком поэте мы с вами сегодня разговаривали? - С какими стихотворениями познакомились? - В нашем классе есть выставка книг Ф.И. Тютчева, если кто –то захочет то на переменке можете подойти и посмотреть, а почитать такие книги можно в библиотеке. - Как поэт относится к своей Родине? - Как вы относитесь к Родине? Молодцы! Я с вами довольна. Вы сегодня все хорошо поработали. - Оцените свою работу. У вас на столах лежат солнышки с разными смайликами, кто доволен своей работой приклейте солнышки с улыбкой, кто не очень, солнышко без улыбки, а кто совсем недоволен огорченное солнышко. - Сегодня за урок вы получаете оценки… кому на что обратить внимание. - ДЗ На выбор – выучить или выразительно прочитать понравившееся стихотворение Ф.И. Тютчева. - Посмотрите за наше окошко |
хлопочет взбесилась наперекор трезвон пуще | звон церковных колоколов в особых торжественных случаях против очень сильно разозлилась еще больше занимается чем-то очень усердно | хлопочет взбесилась наперекор трезвон пуще | звон церковных колоколов в особых торжественных случаях против очень сильно разозлилась еще больше занимается чем-то очень усердно | хлопочет взбесилась наперекор трезвон пуще | звон церковных колоколов в особых торжественных случаях против очень сильно разозлилась еще больше занимается чем-то очень усердно |
хлопочет взбесилась наперекор трезвон пуще | звон церковных колоколов в особых торжественных случаях против очень сильно разозлилась еще больше занимается чем-то очень усердно | хлопочет взбесилась наперекор трезвон пуще | звон церковных колоколов в особых торжественных случаях против очень сильно разозлилась еще больше занимается чем-то очень усердно | хлопочет взбесилась наперекор трезвон пуще | звон церковных колоколов в особых торжественных случаях против очень сильно разозлилась еще больше занимается чем-то очень усердно |
Запишите слова, обозначающие действия Зимы и Весны | ||||
ЗИМА | ВЕСНА | ЗИМА | ВЕСНА | |
ЗИМА | ВЕСНА | ЗИМА | ВЕСНА |
ФИ______________________________________ Я прочитал стихотворение ________________________ . В этом стихотворении автор показал _________________. Поэт сумел передать___________________ настроение. Это стихотворение вызывает во мне ____________чувство, потому что __________________________ . Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что____________________________________________. | ФИ______________________________________ Я прочитал стихотворение ____________________ . В этом стихотворении автор показал _________________. Поэт сумел передать__________________ настроение. Это стихотворение вызывает во мне _____________чувство, потому что __________________________ . Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что____________________________________________. |
ФИ_____________________________________ Я прочитал стихотворение ____________________ . В этом стихотворении автор показал _________________. Поэт сумел передать__________________ настроение. Это стихотворение вызывает во мне _____________чувство, потому что __________________________ . Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что____________________________________________. | ФИ______________________________________ Я прочитал стихотворение ____________________ . В этом стихотворении автор показал _________________. Поэт сумел передать__________________ настроение. Это стихотворение вызывает во мне _____________чувство, потому что __________________________ . Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что____________________________________________. |
Стихи
Фёдора Ивановича Тютчева
о весне
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи "Признаки весны"
Конспект урока к презентации по развитию речи в 1 классе о первых признаках весны....
Конспект урока окружающего мира "Как животные весну встречают"
Урок открытия новых знаний . Конспект урока с презентацией по УМК "ПНШ" в 1 классе....
Конспект урока музыки «Проводы зимы, встреча весны».
Цели урока: Обучающая: знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица....
Конспект урока по окружающему миру "Встреча весны. Народный праздник "Сороки". 3 класс , УМК "Начальная школа 21 век"
Знакомство с традицией встречи весны на Руси, с народным праздником "Сороки"....
Конспект урока изобразительного искусства "Пейзаж ранней весны" 3 класс
Конспект урока изобразительного искусства "Пейзаж ранней весны" для 3 класса....
конспект урока по окружающему миру "Пришла весна"
способствовать формированию знаний учащихся о признаках весны в неживой и живой природе, о связях и отношениях этих признаков, создать условия для формирования УУД1) личностных: мотивация учения, нрав...