Рабочая программа по предмету "Лепка, рисование, конструирование" для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Пояснительная записка
Включение лепки, рисования и элементарного конструирования в программу начального обучения детей с умеренной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.
Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку такие дети обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об изобразительном творчестве, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем. Вместе с тем, имеющиеся возможности развивать необходимо, так как спонтанно или при несоответствующих педагогических условиях воспитания в предшествующий школе период дети с умеренной умственной отсталостью не овладевают навыками изобразительной деятельности. К 8 годам у них не сформирован интерес к изобразительной деятельности. Они не проявляют желание рисовать, лепить, недостаточно знают соответствующие предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисточки, пластилин, глина, краски) и не умеют ими пользоваться. Побужденные к деятельности взрослым, они хаотично, однообразно, без проявления эмоций, непродолжительное время действуют с карандашом (фломастером), не используют пространство листа бумаги для передачи изображения, не могут самостоятельно рисовать красками, пользоваться кисточкой. Действия детей лишены целенаправленности и игрового замысла. Выполненные рисунки не ассоциируются ими с предметами и явлениями окружающей действительности, часто они не могут узнать в изображении реальные предметы и явления.
Недоразвитие тех психических процессов и функций, которые составляют основу изобразительной деятельности (познавательной активности, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речи), предметной, игровой, конструктивной деятельности, а также ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности детей с умеренной умственной отсталостью в овладении предметным изображением.
Задачами обучения изобразительной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью являются:
- формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
- развитие интереса к деятельности и ее результатам;
- формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация);
- формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
- обучение приемам и средствам рисования, аппликации, лепки, конструирования;
- развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
- обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
- совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
- воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.
Основной формой обучения изобразительной деятельности в школе является урок. В процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью он должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму: независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать несколько видом деятельности, например лепку и аппликацию; игра и рисование; рисование и аппликация; рисование и конструирование; аппликация, конструирование и игру и т. п. Это особенно важно на первых этапах обучения ребенка, когда он не в состоянии сосредоточить внимание в течение всего урока на одном виде деятельности. Кроме того, такое построение работы позволит формировать у учащихся понимание того, что предмет может быть изображен с помощью разных средств, в плоскости и объеме, и, несмотря на различия, это будет один и тот же предмет.
Учитель продумывает содержание, объем и степень сложности каждого урока в соответствии с возможностями всех учащихся. В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Индивидуальный подход должен органично сочетаться с фронтальной работой.
Успешность обучения детей с умеренной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем. Их выбор зависит от содержания урока, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими изобразительной деятельностью.
В процессе обучения изобразительной деятельности школьников с умеренной умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приемы:
- совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
- действия школьников по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;
- действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
- выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;
- соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
- наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования;
- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования;
- использование рисунков и аппликаций в процессе других уроков (основы математических представлений, родная речь, музыкально-ритмических занятий и др.).
Работа по изобразительной деятельности включает: лепку, рисование, аппликацию, элементарное конструирование.
Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово — стихи, загадки и др.
Важным элементом урока изобразительной деятельности является музыка. Она создает особый эмоциональный настрой, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_izo_dlya_detey_s_uuo_1_klass.docx | 280.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УВР Директор МС(К)ОУ
_____________________________ «Специальная (коррекционная)
«_____»_______________20____г. общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
____________________________
«_____»______________20____г.
Рабочая программа
по обучению детей с умеренной
умственной отсталостью
образовательная область__________________________
предмет________________________________________
класс___________________________________________
на 2011-2012 учебный год
Учитель: Русанова Валентина Васильевна
Пояснительная записка
Включение лепки, рисования и элементарного конструирования в программу начального обучения детей с умеренной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.
Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку такие дети обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об изобразительном творчестве, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем. Вместе с тем, имеющиеся возможности развивать необходимо, так как спонтанно или при несоответствующих педагогических условиях воспитания в предшествующий школе период дети с умеренной умственной отсталостью не овладевают навыками изобразительной деятельности. К 8 годам у них не сформирован интерес к изобразительной деятельности. Они не проявляют желание рисовать, лепить, недостаточно знают соответствующие предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисточки, пластилин, глина, краски) и не умеют ими пользоваться. Побужденные к деятельности взрослым, они хаотично, однообразно, без проявления эмоций, непродолжительное время действуют с карандашом (фломастером), не используют пространство листа бумаги для передачи изображения, не могут самостоятельно рисовать красками, пользоваться кисточкой. Действия детей лишены целенаправленности и игрового замысла. Выполненные рисунки не ассоциируются ими с предметами и явлениями окружающей действительности, часто они не могут узнать в изображении реальные предметы и явления.
Недоразвитие тех психических процессов и функций, которые составляют основу изобразительной деятельности (познавательной активности, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речи), предметной, игровой, конструктивной деятельности, а также ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности детей с умеренной умственной отсталостью в овладении предметным изображением.
Задачами обучения изобразительной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью являются:
- формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
- развитие интереса к деятельности и ее результатам;
- формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация);
- формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
- обучение приемам и средствам рисования, аппликации, лепки, конструирования;
- развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
- обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
- совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
- воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.
Основной формой обучения изобразительной деятельности в школе является урок. В процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью он должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму: независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать несколько видом деятельности, например лепку и аппликацию; игра и рисование; рисование и аппликация; рисование и конструирование; аппликация, конструирование и игру и т. п. Это особенно важно на первых этапах обучения ребенка, когда он не в состоянии сосредоточить внимание в течение всего урока на одном виде деятельности. Кроме того, такое построение работы позволит формировать у учащихся понимание того, что предмет может быть изображен с помощью разных средств, в плоскости и объеме, и, несмотря на различия, это будет один и тот же предмет.
Учитель продумывает содержание, объем и степень сложности каждого урока в соответствии с возможностями всех учащихся. В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Индивидуальный подход должен органично сочетаться с фронтальной работой.
Успешность обучения детей с умеренной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем. Их выбор зависит от содержания урока, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими изобразительной деятельностью.
В процессе обучения изобразительной деятельности школьников с умеренной умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приемы:
- совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
- действия школьников по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;
- действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
- выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;
- соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
- наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования;
- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования;
- использование рисунков и аппликаций в процессе других уроков (основы математических представлений, родная речь, музыкально-ритмических занятий и др.).
Работа по изобразительной деятельности включает: лепку, рисование, аппликацию, элементарное конструирование.
Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово — стихи, загадки и др.
Важным элементом урока изобразительной деятельности является музыка. Она создает особый эмоциональный настрой, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.
№ п/п | Наименование разделов, темы | Кол-во часов/число | ЗУН | Вид работы | Оборудование |
I четверть | |||||
Формирование интереса к изобразительной деятельности | 1 | Рисуем для детей красками на листе бумаги большого формата знакомые предметы, явления природы и персонажей знакомых сказок (например: различные игрушки; Курочка Ряба; катится по дорожке колобок; светит солнце, идет из тучи дождь). Выполняем изображения различными изобразительными средствами (мелом, карандашами, красками), процесс рисования сопровождаем эмоциональными высказываниями; активизируем речь детей. Воспитываем интерес к процессу рисования, поощряем желание детей участвовать в деятельности. | Краски, мел, карандаши, бумага, ватман. | ||
Волшебный мир красок. | 1 | Иметь представления о материалах и средствах используемых в процессе изобразительной деятельности. | Познакомить с видами изобразительного искусства, материалами, инструментами для уроков ИЗО, последовательным расположением цветов в спектре; дать представление о живописи; формировать навыки и умения организации рабочего места. | Демонстрационный стенд с материалами и инструментами для уроков ИЗО, предметы декоративно-прикладного искусства. | |
Развитие умения правильно держать карандаш. | 1 | Уметь правильно держать карандаш, фломастер, и т.д. | Вырабатываем правильную позу при рисовании: сидеть свободно, не наклоняясь низко над листом бумаги, при рисовании держать руки на столе. Учим оптимальному способу владения фломастером, карандашом и кистью. Формируем предпосылки к самостоятельному рисованию. Учим детей рисовать без задания, подражая движениям руки, педагога; обращаем их внимание на возникновение сходства цветовых пятен, сочетаний линий с реальными объектами. | Карандаши, фломастеры, бумага | |
Рисование линий. | 1 | Уметь рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; создавать сочетания прямых и наклонных линий. | Учим рисовать линии карандашами, фломастером, мелом, связывая свои движения с жизненными явлениями и предметами («Дождик пошел», «Ручеек»). Учим проводить прямые, вертикальные, горизонтальные и наклонные линии на бумаге в клетку (лесенка, шарфик, узор) по опорным точкам. Учим проводить прямые линии различной толщины на гладкой бумаге (тропинка, шнурки, ветки). | Карандаши, фломастеры, мел, бумага (в клетку и гладкая). | |
Рисование округлых линий и изображений предметов округлой формы. | 1 | Уметь рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы. | Учим рисовать округлые, спиралевидные линии («Дорожка для зайки», «Цветные клубки ниток», «Веселые мячики», «Дождик капает по лужам»). Развиваем у детей стремление изображать реальные предметы. Учим обследовать предметы перед рисованием (целостное восприятие, обыгрывание, определение формы путем обведения по контуру, определение цвета). Знакомим с изображением предметов, имеющих округлую форму (овощи, фрукты, игрушки: мяч, шар, колечки и т. п.). Рисуем карандашами, фломастерами предметы округлой формы, используя прием наращивания объема — от центра («Мой веселый, звонкий мяч...», «Сладкие вишни», «Арбуз и орех», «Большое и маленькое яблоки»). | Мелки, карандаши, фломастеры, бумага. | |
Работа с глиной и пластилином. | |||||
Что надо знать о пластилине. Как работать с пластилином. | 1 | Знать, как правильно обращаться с пластилином. Знать и называть инструменты необходимые для работы с пластилином. Знать приемы работы с пластилином. | Размазывание пластилина по шаблону, не выходя за контуры. Аппликация «Осеннее дерево» | Пластилин, необходимые инструменты для работы с пластилином, бумага. | |
Формы предметов. | 1 | Уметь рисовать простые геометрические фигуры (круг, квадрат) по точкам и шаблонам. | Учим различать круг, квадрат, треугольник. Рисование их по трафарету, намеченным линиям, опорным точкам. Развитие навыка правильного раскрашивания с соблюдением контура. Обводка и последующее закрашивание изображений несложных предметов, используя знания геометрических фигур. | Карандаши, бумага, трафареты геометрических фигур. | |
Элементарное конструирование. | |||||
Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу. | 2 | Уметь складывать простейшие фигуры из счетных палочек по показу и по образцу. | Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу (большой и маленький домик, высокую и низкую елочку). | Счетные палочки, картинка-образец. | |
Цвет предметов. | 2 | Знать последовательное расположение цветов в спектре. Уметь обводить по шаблону фигуры и предметы и закрашивать их определенным цветом; различать предметы по цвету при предъявлении предметов разной окраски. Уметь группировать однородные предметы по цвету. | Продолжить формирование навыков организации рабочего места; дать первичные представления о цветовой гамме; развивать наблюдательность; воспитывать аккуратность. Игра «Цветы растут на полянке». Учить: последовательному расположению цветов в спектре; обводить по шаблону фигуры и предметы и закрашивать их определенным цветом; различать предметы по цвету при предъявлении предметов разной окраски. Закрепить у учащихся умение группировать однородные предметы по цвету. Упражнения в составлении комбинаций из полосок, расположение их в определенной последовательности и направлении (по образцу, по памяти, по словесной инструкции). Слуховой и геометрический диктанты, зрительный диктант. Рисование «Радуги». | Мелки, карандаши, фломастеры, бумага. Акварельные краски, простой карандаш, палитра, вода, кисти, загадки, стихи. Шаблоны, трафареты. Геометрические фигуры, цветные полоски. | |
Знакомство с понятиями «верх», «низ» (листа бумаги). Умение правильно располагать бумагу на парте. | 2 | Уметь ориентироваться в пространстве листа, правильно располагать лист на парте. Правильно держать кисть, набирать краску на кисть. | Знакомим детей с красками (гуашь) и правилами рисования. Учим правильно держать кисть, набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать излишек краски, прикасаясь ворсом к краю баночки, придерживать лист бумаги другой рукой. Учим рисовать всей поверхностью ворса, не отрывать кисть от бумаги. Знакомим с приемом рисования: примакивание. Формирование пространственных представлений: ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, середина. Упражнение «Графический диктант». | Цветные карандаши, бумага, акварельные краски, кисти, вода, палитра. | |
Элементарное конструирование. | |||||
Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х частей разрезанных по вертикали или горизонтали. | 2 | Уметь складывать разрезные картинки из 2-х и 3-х частей. Уметь объяснить и рассказать, что изображено на картинке. | Складывание разрезных картинок из 2-х и 3- х частей разрезанных по вертикали или горизонтали. Составление описательного рассказа. | Разрезные картинки. | |
Величина предмета. | 3 | Иметь представления о величине: большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий. | Формировать представления о величине Игра «Большой-маленький», «Высокий-низкий», «Толстый-тонкий», «Разноцветные флажки». Рисование различных по величине предметов по трафарету. Разукрасить большой листочек зелёным цветом, а маленький красным. Развитие навыка правильного раскрашивания с соблюдением контура. Обводка и последующее закрашивание изображений несложных предметов, используя знания геометрических фигур. Рисование домика (высокого, низкого) по трафаретам и опорным точкам. | Простой карандаш, трафареты различных по величине предметов, краски, палитра, вода, кисти, бумага, стихи. | |
ИТОГО за I четверть: | 18 | ||||
II четверть | |||||
«Какого цвета осень?» | 2 | Знать правила рисования красками. Уметь набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать излишек краски, прикасаясь ворсом к краю баночки, придерживать лист бумаги другой рукой. | Продолжать учить раскрашивать красками поверхность листа с помощью учителя и самостоятельно. | Простые карандаши, бумага, акварельные краски, кисти, вода, палитра. | |
Аппликация «Осень». | 2 | Знать приёмы выполнения аппликации. Уметь выбирать среди различных работ аппликационные, показывать и называть, что необходимо для выполнения аппликации. Уметь разрывать бумагу по линии сгиба. Уметь обрывать кусочки бумаги. Знать правила работы с клеем. Уметь наклеивать обрывные кусочки на основу. | Познакомить с одним из видов декоративно-прикладного искусства – аппликацией; учить приемам выполнения аппликации; обучать навыкам композиционного решения рисунка; воспитывать аккуратность. Учить выбирать среди различных работ аппликационные, показывать и называть, что необходимо для выполнения аппликации. Выполнение аппликации «Осенний листочек». | Картон, цветная бумага, ножницы, клей, образец аппликации «Осенний листочек», коллекция осенних листьев, образцы аппликаций из различных материалов, стихотворение «Осень» Федоровской. | |
Раскрашивание контурных изображений красками | 3 | Уметь раскрашивать контурные изображения красками, карандашами, фломастерами. | Раскрашивание контурных изображений красками. Знакомить с приемами использования в рисовании цветных карандашей и красок. | Бумага, акварельные краски, простой карандаш, палитра, вода, кисти, трафареты. | |
Элементарное конструирование. | |||||
Постройки из детских наборов строительного материала. | 3 | Уметь выполнять постройки из детского строительного материала. Уметь обыгрывать выполненные постройки. | Постройки из детских наборов строительного материала (по показу и одновременной словесной инструкции совместно с учителем): Башня из 4-х кубов одинакового размера; Дорожка из брусков одинакового размера; Башня из трех кубов разного размера (по убывающей величине). По окончании работы постройки обыгрываются. | Детский набор строительного материала. | |
Нетрадиционные техники изображения | 3 | Уметь проводить пальцем, кистью и специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие. | Формируем самостоятельные изобразительные умения детей с учетом их двигательных возможностей, для этого используем сочетание традиционных (рисование карандашом, кистью) и нетрадиционных техник и способов изображения (рисование помазком, пальцами, пробками, штампами и т. п.). | Карандаши, бумага, акварельные краски, простой карандаш, палитра, вода, кисти, штампы, пробки. | |
Работа с глиной и пластилином. | |||||
Как работать с пластилином. Приёмы работы с пластилином. | 1 | Знать основные правилами работы с пластилином, глиной (лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки). | Демонстрируем детям приемы изображения (овощи и фрукты, персонажей знакомых сказок: «Колобок»). Воспитываем интерес, эмоциональное и игровое отношение к поделкам и формируем у детей желание самим участвовать в процессе лепки. Знакомим детей с пластилином (глиной), с основными правилами работы: разминание пластической массы перед началом работы; лепка только на специальной дощечке, засучив рукава; складывание готовых изделий или заготовок на специальную дощечку или подставку; вытирание рук специальной ветошью; мытье рук после лепки. Лепим без задания — разминание пластической, массы двумя руками, разрывание куска глины (пластилина) на крупные куски, соединение их, ощипывание маленьких кусочков от крупного куска глины (пластилина) пальцами. | Пластилин, спец.дощечка. | |
ИТОГО за II четверть | 14 | ||||
III четверть | |||||
Работа с глиной и пластилином. | |||||
Как работать с пластилином. Приёмы работы с пластилином. | 1 | Знать основные правилами работы с пластилином, глиной (лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки). | Демонстрируем детям приемы изображения (овощи и фрукты, персонажей знакомых сказок: «Колобок»). Воспитываем интерес, эмоциональное и игровое отношение к поделкам и формируем у детей желание самим участвовать в процессе лепки. Знакомим детей с пластилином (глиной), с основными правилами работы: разминание пластической массы перед началом работы; лепка только на специальной дощечке, засучив рукава; складывание готовых изделий или заготовок на специальную дощечку или подставку; вытирание рук специальной ветошью; мытье рук после лепки. Лепим без задания — разминание пластической, массы двумя руками, разрывание куска глины (пластилина) на крупные куски, соединение их, ощипывание маленьких кусочков от крупного куска глины (пластилина) пальцами. Выполнение заданий по подражанию («Зернышки для цыплят», «Угощение для зверей», «Орешки для белочки», «Покормим птичек», «Шоколадные батончики»). | Пластилин, спец.дощечка. | |
Декоративное рисование | 4 | Знать приёмы декоративного рисования. Уметь проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Уметь закрашивать элементы орнамента, соблюдая контур рисунка. Уметь применять трафареты. Уметь различать и называть цвета: черный, белый, синий, красный, зеленый, желтый. | Учить приемам декоративного рисования, закрепляя в процессе выполнения работы названия простых геометрических форм: круг, квадрат; цветов, используя в процессе декоративного рисования яркие, колоритные, сочные цвета. Рисование по трафарету, намеченным линиям больших и маленьких квадратов, их раскрашивание. Рисование узора в квадрате (квадрат - по трафарету). Рисование геометрического орнамента по трафаретам. Рисование узора в полосе из треугольников. Рисование круга по трафарету. Рисование узора в полосе из кругов (круги – по трафарету). | Цветные карандаши, бумага, фломастеры, трафареты. | |
Аппликация по готовым шаблонам | 2 | Уметь составлять аппликацию путём наклеивания готовых форм. | Учить выполнять аппликацию путем накладывания на трафареты, вкладывания в прорези соответствующих деталей и т. п. Учить составлять изображение путем наклеивания готовых форм. | Клеенка, подставка для кисточки, салфетка, готовые шаблоны, клей ПВА, клеевая кисточка, бумага (фон). | |
Работа с глиной и пластилином. | |||||
Лепка предметов цилиндрической формы. | 3 | Знать приёмы работы с пластилином. Знать физические свойства пластилина. Уметь лепить предметы цилиндрической формы. | Создание цилиндрической формы Преобразование цилиндрической формы: Свернуть в кольцо (бублик, баранка, кольца, колёсики, обруч); Скрутить в спираль (клубочки, улитка, цветок, змейка); Сплющить в ленту (листок, шарфик); Раскатать в конус (морковка, колпачок); Свить или сплести 2-3 колбаски (коса, растение, колонна). | Пластилин, спец.дощечка. | |
Способы оформления и декорирования образа. | 2 | Иметь представление о способах оформления и декорирования образов. Уметь оформлять и декорировать образ. | Оформление и декорирование образов. Оформление шарфика с помощью расчески и т.д. | Пластилин, спец.дощечка, нитки, вилка, зубочистка, расческа и т.д. | |
Лепим овощи и фрукты | 4 | Уметь обследовать предмет перед лепкой. Лепить скульптурным способом. | Учить обследовать предмет перед лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы. Лепим предметы округлой формы, сравниваем их с формой шара («Мой веселый, красный мяч», «Шарики-фонарики»). Знакомим детей со способами обследования объемной формы: рассматривание и ощупывание предметов перед лепкой. После обследования муляжей или настоящих овощей и фруктов лепим овощи и фрукты скульптурным способом (из целого куска пластилина). Вырабатываем у детей умение узнавать предметы на ощупь (игра «Волшебный мешочек»; количество и сложность формы предметов зависит от возможностей каждого ребенка). | Пластилин, спец.дощечка, муляжи или настоящие овощи и фрукты. | |
Рисование с натуры | 4 | Различать несложные предметы по форме, величине, цвету и рисовать их по трафарету, намеченным линиям, по точкам, с помощью учителя раскрашивать рисунок, не выходя за контуры. | Учить выполнять изображения с натуры; продолжить формирование графических умений и навыков работы карандашом и красками; развивать наблюдательность. Примерные задания Рисование и раскрашивание осеннего листа (дорисовывание недостающих элементов, рисование по точкам). Рисование по точкам и раскрашивание моркови. Рисование домика (высокого, низкого) по трафаретам и опорным точкам. Рисование по шаблону с последующим раскрашиванием флажка, елки. Рисование по трафаретам пройденных букв и цифр. Рисование по трафарету цветов, раскрашивание их. | Краски, карандаш, палитра, кисти, коллекция осенних листьев, карточки с изображением различных осенних листьев, стихи о природе. | |
ИТОГО за III четверть | 20 | ||||
IV четверть | |||||
Элементарное конструирование. | |||||
Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу. | 1 | Уметь складывать простейшие фигуры из счетных палочек по показу и по образцу. | Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу (молоток, ворота, домик для собачки, окно). | Счетные палочки, картинка-образец. | |
Складывание разрезных картинок из 3-х и 4-х частей разрезанных по вертикали или горизонтали. | 1 | Уметь складывать разрезные картинки из 3-х и 4-х частей. Уметь объяснить и рассказать, что изображено на картинке. | Складывание разрезных картинок из 3-х и 4- х частей разрезанных по вертикали или горизонтали. Составление описательного рассказа. | Разрезные картинки. | |
Постройки из детских наборов строительного материала. | 3 | Уметь выполнять постройки из детского строительного материала. Уметь обыгрывать выполненные постройки. | Постройки из детских наборов строительного материала (по показу и одновременной словесной инструкции совместно с учителем): Башня из трех кубов разного размера (по убывающей величине); ворота; гараж; дом; стол, стул; забор. Выполнить эти постройки из одноцветных деталей, одновременно выбирая их из массы разноцветных; строить из разноцветных деталей по имеющемуся образцу или по словесной инструкции (например, стены дома зеленые, крыша красная). По окончании работы постройки обыгрываются. | Детский набор строительного материала. | |
Работа с глиной и пластилином. | |||||
Лепка «Ванька-встанька» | 5 | Уметь лепить предметы шарообразной формы. | Продолжаем упражнять детей в лепке предметов шарообразной формы, учим называть форму (круглый). После обыгрывания и обследования учим лепить предметы, состоящие из двух частей одинаковой формы (пирамида из шаров, «Неваляшка», «Ванька-встанька»). | Пластилин, спец.дощечка, картинка или настоящая игрушка «Ванька-встанька». | |
Нетрадиционные техники изображения. Рисование ватными палочками. | 2 | Уметь выполнять ватными палочками различные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие. | Формируем самостоятельные изобразительные умения детей с учетом их двигательных возможностей, для этого используем сочетание традиционных (рисование карандашом) и нетрадиционных техник и способов изображения (рисование ватными палочками). Рисование рыбки: Карандашом нанесите рисунок на бумагу. Каждую новую краску берите новой палочкой. Заполните точками сначала контур рисунка. Затем весь рисунок заполните точками. | Акварель или гуашь, палочки, вода, бумага, карандаш. | |
Рисование с натуры | 4 | Уметь рисовать пройденные буквы и цифры по трафарету, намеченным линиям, по точкам, с помощью учителя раскрашивать их, не выходя за контуры. | Учить выполнять изображения с натуры; продолжить формирование графических умений и навыков работы карандашом и красками; развивать наблюдательность. Рисование по трафаретам пройденных букв и цифр. | Краски, карандаш, палитра, кисти, трафареты пройденных букв и цифр. | |
ИТОГО за IV четверть | 16 | ||||
ИТОГО за учебный год | 68 |
Ватными палочками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по обучению грамоте для детей с умеренной умственной отсталостью
рабочая прграмма по обучению грамоте для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на дому (индивидуальное обучение) 33 часа по письму и развитию речи и чтению и развитию речи...
Рабочая программа по изобразительной деятельности для детей с умеренной умственной отсталостью
Эта программа разработана для детей с умеренной умственной отсталостью....
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок"
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок" для учителей-дефектологов коррекционных школ и реаб...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью 2 класс
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об об...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью за 2 класс
Адаптированная программа по новой структуре для детей с легкой умственной отсталостью за 2 класс...
Рабочая программа по коррекционному курсу для детей с умеренной умственной отсталостью
Рабочая программа для обучающихся 3 классов с умеренной умственной отсталостью...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:·...