Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов "Стрекоза и муравей"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strekoza_i_muravey_otkr.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения № 35
Дата 13.11.2017 Учитель Романова А.Н.
Тема: И.А. Крылов « Стрекоза и Муравей»
Цель: Ознакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения. Развивать творческие способности детей
Обогащать словарный запас и способствовать развитию речи.
Планируемые результаты: второклассники познакомятся с басней; научатся читать по ролям, определять мораль басни; будут учиться преобразовывать художественные тексты от лица героя.
Формирование универсальных учебных действий на уроке:
Личностные:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Регулятивные:
- Процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Познавательные:
- Процесс освоения способов решения заданий творческого и поискового характера;
- Процесс овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- Формирование умения использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Процесс овладения базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Коммуникативные:
- Формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- Формирование умения определять общую цель и пути её достижения: умения договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ресурсы: учебник, презентация, карточки для 3х групп.
Организация пространства: фронтальная работа, групповая.
Ход урока:
Этап урока | Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации. | ФУУД у учащихся | |
| Учитель настраивает детей на работу | Л2. Проверяют готовность к уроку | |
| Фронтальная работа Выразительное чтение басни «Лебедь, рак и щука» | Л1; П4, 3; К1, 2. Дети отвечают на вопросы о морали басни. | |
Физминутка | |||
| Фронтальная работа Организует работу по презентации совместно с учебником с. 106-107
| Р1; П1, 2, 3; К 2 Учащиеся, работая с презентацией и учебником, знакомятся с новой басней «Стрекоза и муравей», читают по ролям, определяют мораль басни. | |
| Групповая работа Организует работу по итоговым вопросам темы по учебнику с.107 Домашнее задание | К1. Отвечать на итоговые вопросы | |
| Фронтальная работа - Что интересного узнали сегодня на уроке. - Оцените свою работу на уроке. | Р3. Оценивать свои достижения на уроке. |
Ход уро
I.Организационный момент.
Слайд 1
Кому-то сказки надоели,
А кто-то сказками пленен.
И самый лучший наш урок
Начнем с знакомых нам имен.
II. Актуализация учебной деятельности
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение басни «Лебедь, рак и щука».
- Какая мораль была в этой басне?
- Что можно сказать о таких людях?
III. Изучение нового материала.
1. Постановка учебной задачи
– Сейчас вы сами определите тему нашего урока. Но для этого нужно будет выполнить ряд заданий.
Дети делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание.
1 группа. Здесь зашифрованы загадочные животные. Расшифруйте их названия:
А Р Т О К Е З С
В А Й Р У Е М
Дети отгадывают слова, получается «Стрекоза и муравей».
2 группа. - Дети соедините карточки попарно. Карточка, которая останется одна будет сегодняшней нашей темой урока.
Лев и медведь
Звери
Воробей и голубь
Рыбы
Птицы
Окунь и карась
Стрекоза и муравей
(Карточка «Стрекоза и муравей» останется одна).
3 группа. Карточка: Ребята, внимательно прочитайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.
Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
Крылья – бантиком. (Муравьи)
(Стрекоза)
Определяем тему урока И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и муравей» Слайд 2-3
– Что такое басня?
Ответы детей. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. Слайд 4
2. Работа над произведением. Слайд 5
– Басню «Стрекоза и муравей» написал писатель Иван Андреевич Крылов. Родился будущий знаменитый писатель в 1769 году в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования. Позже ему довелось учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя. Они учили детей русскому и французскому языкам, арифметике. И Ване разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Когда Ивану Крылову исполнилось 10 лет, умер его отец. Семья лишилась последних средств к существованию. Ване пришлось поступить на работу в тверской губернский суд. Что же он делал? Переписывал бумаги (ведь компьютеров в то время ещё не было), разносил пакеты с документами. Да ещё потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи. Среди них была книга «Басни Эзопа». (Эзоп жил много-много лет назад в Древней Греции.) Эта книга стала его любимой. Он читал и перечитывал басни. Всю жизнь Иван Андреевич работал и учился. Работать он начал в 11 лет, а греческий язык, например, начал изучать в 50 лет и за два года овладел им в совершенстве.
Физкультминутка. Слайд 6
Мы дружно трудились,
Немного устали.
Быстро все сразу
За партами встали.
Руки поднимем,
Потом разведем.
И очень глубоко
Всей грудью вздохнем.
IV. Продолжение работы по теме урока.
- Вы все видели муравьев. Что вы можете сказать о них? Слайд 6
- Жизнь муравьев очень сложна и богата различными интересными фактами. Основным органом чувств у муравьев является не зрение, а обоняние и осязание, функции которых выполняют усики. Наблюдая за муравейником, можно заметить, что от него идут во все стороны дорожки, по которым снуют муравьи. Одни бегут от гнезда в поисках корма, другие возвращаются в муравейник с добычей. Необходимо помнить, что муравейники всегда нуждаются в охране.
- Кто видел стрекозу? Каких цветов вы их видели? Почему ее называют стрекоза? (она стрекочет). Слайд 7
Стрекоза- хищник, она питается другими насекомыми, например, личинками комаров. Личинки стрекозы живут в воде, питаются личинками других водных насекомых, иногда нападают на головастиков и мальков рыб. Каждая клетка очень хорошо и далеко видит. Стрекозы, не поворачивая головы, могут видеть, что происходит сзади.
Слайд 9
3. Словарная работа:
- удручена – огорчена
- вешних – весенних
- оглянуться не успела – прошло всё очень быстро
- помертвело чисто поле – Урожай собран. Цветы и травы увяли.
- как под каждым ей листком был готов и стол, и дом – везде могла найти себе приют.
- и кому же в ум пойдёт – никто не подумает
Физкультминутка. Слайд 10
- Представили, что мы стрекозы. Покажите, как они прыгают с цветка на цветок и машут крыльями.
Дети прыгают и машут ручками.
4.Чтение басни по ролям.
- Сейчас мы будем читать по ролям. Напоминаю, что каждый участник диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того, что хочет этот персонаж. Поэтому необходимо слушать очень внимательно своих партнеров, вслушиваться не только в их слова, но и в интонации.
5. Вопросы. Слайд 11
- Кто из героев басни вам понравился и почему?
- Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.
- Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?
- К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью?
- Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.
- Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
- Что нам хотел сказать И.А. Крылов своей басней? (Нужно не только веселиться, но и работать. Кто не работает, тот не ест.)
- На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне? (На самом деле на примере насекомых автор хотел выразить суть поступков людей. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)
V. Закрепление изученного материала
- Ребята, а теперь посмотрите на экран, здесь спрятались слова из известных пословиц про труд. Ваше задание: составить пословицу из данных слов. Слайд 12
Поспешишь – людей насмешишь;
Кто веселится летом, тот плачет зимой;
Без труда не выловишь и рыбку из пруда;
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
(представители от группы зачитывают получившиеся пословицы)
Молодцы.
VI. Итог урока.
- Давайте подведем итог. С какой басней мы сегодня с вами работали? Кто автор? Какова мораль? Достигли ли цель?
Оценивание работы учащихся
Слайд 13. Домашнее задание. «Выучить понравившеюся часть басни «Стрекоза и Муравей» наизусть.
VII. Рефлексия
- Ребята, понравилась ли вам урок?
- Что вам больше всего понравилось?
Что вызвало затруднение?
- Закончите предложения: (на доске)
- На этом урок окончен. Спасибо всем. Слайд 14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературному чтению по теме: И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей", 2 класс УМК "Школа России",с применением ЭОР.
Урок разработан с применением ЭОР. Приложение включает в себя: план-конспект урока по теме И.А.Крылов. Басня "Стрекоза и Муравей", 2 класс по УМК "Школа России", перечень используемых ЭОР, гиперссылки...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе ( в соответствии с ФГОС) . Тема: И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей".
Целью урока: познакомить детей с новой басней И.А. Крылова, с жанровыми особенностями и структурой басни, литературоведческими понятиями "басня", "мораль", "баснописец",...
Конспект урока по литературному чтению, 2 класс. Басня И.Крылова "Стрекоза и Муравей"
Все задания данного урока учят детей читать и понимать содержание басни, умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, обосновывать свое мнение с помощью отрывков из текста. Развивают навыки вырази...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.Тема : "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей"
И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей".Данный конспект разработан для учащихся 2 класса по УМК "Школа России". Но может использоваться учителями, работающими и по другим программам....
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Басня Крылова И.А. «Стрекоза и Муравей» 2 класс, УМК Школа России
Конспект урока по литературному чтениюТема: Басня Крылова И.А. «Стрекоза и Муравей»...
Конспект урока по литературному чтению.Тема: И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей».2 класс.УМК "Школа России".
КОНСПЕКТ УРОКА по литературному чтениюТема: И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о басне как жанре художественной литературы....
Конспект урока по литературному чтению И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей"
Данный урок был разработан с целью познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней "Стрекоза и Муравей", уметь анализировать басню, научиться выделять главную мысль пр...