урок по чтению
методическая разработка по чтению на тему

Пурбожапова Дулмажап Пурбожаповна

урок с технологией Кушнира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aist_i_solovey_vo_2_klass1.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению во 2 классе

ТЕМА: ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ СЛОВА В. БЕРЕСТОВ «АИСТ И СОЛОВЕЙ»

ЦЕЛЬ: ЗНАКОМСТВО СО СКАЗКОЙ В. БЕРЕСТОВА «АИСТ И СОЛОВЕЙ»

ЗАДАЧИ: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ

  • ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ,
  • ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТ,
  • СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УМЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ГЕРОЕВ И ВЫСКАЗЫВАТЬ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К        

               ПЕРСОНАЖАМ,

  • РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ДРАМАТИЗАЦИЮ
  • ВОСПИТАНИЯ ВНИМАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЛОВУ,
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДОСТОЙНОГО ДИАЛОГА СО СТАРШИМИ.

Ход урока

I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Прозвенел долгожданный звонок.
         Он позвал всех на урок.
         И мы время не теряем
         И работу начинаем.

Что мы делаем на уроках литературного чтения и для чего?

ЧИТАЕМ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ДОБЫВАТЬ ЗНАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО, УЗНАВАТЬ НОВОЕ, ИНТЕРЕСНОЕ

УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ДУМАТЬ И РАССУЖДАТЬ.

ВЫСКАЗЫВАТЬ СВОИ МЫСЛИ, ОБОГАЩАТЬ СВОЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. 

Сегодня мы с вами будем думать, читать, рассуждать и доказывать свою точку зрения

II Дыхательная гимнастика

ЧТОБЫ ХОРОШО ЧИТАТЬ, НАДО ПРАВИЛЬНО ДЫШАТЬ.

Сделаем шумный вдох носом и выдох ртом. Быстро и глубоко вдохнули, выдохнем ртом постепенно рывками за 3 раза.

 Скороговорка – эта небольшой стих или фраза,  построены из слов которые достаточно трудно выговаривать. Произносить их надо вслух, четко и без запинок. Польза скороговорки в том, что она способствует развитию речевого аппарата ребенка, развивает в нем подвижность и совершенство. Если разучивать и повторять скороговорки регулярно речь вашего ребенка будет не только правильно поставленной, но и понятной и четкой.

Сopoк сорок ворoвали горох,
Сopoк ворон отoгнали сорок.

ЧИТАЕМ МЕДЛЕННО, ШЁПОТОМ.

ЧИТАЕМ ОЧЕНЬ ТИХО В ОБЫЧНОМ ТЕМПЕ.

ЧИТАЕМ БЫСТРО И ГРОМКО.

ПРОГОВОРИТЕ СКОРОГОВОРКУ ДРУГ ДРУГУ.

(ГЛУБОКИЙ ВДОХ, ЗАДЕРЖКА ДЫХАНИЯ И НА ВЫДОХЕ ПРОЧИТАТЬ.

  • У КОГО ПОЛУЧИЛОСЬ БЕЗ ОШИБОК И БЫСТРО?)

III  ПРОВЕРКА Д/З

ПРОВЕРКА ЧТЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ НАИЗУСТЬ ПО ПАРАМ.

- КТО ХОЧЕТ ПОХВАЛИТЬ СВОЕГО ДРУГА?

- ЧТО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ПОСОВЕТОВАТЬ СВОИМ ДРУЗЬЯМ, ЧТОБЫ ИХ ЧТЕНИЕ БЫЛО ЕЩЁ ЛУЧШЕ?

3 ЧЕЛОВЕКА ЧИТАЮТ У ДОСКИ

IV  ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ СКАЗКИ

- ОТГАДАЙ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ИСКЛЮЧИ ЛИШНИЕ СЛОВА, РАСШИФРОВАВ ЗАПИСЬ  (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ) 

АИСТ, ШИШКА, СОЛОВЕЙ, ЛИСА ЗАПИСЬ СПРАВА НАЛЕВО.

ТСИА, АКШИШ, ЙЕВОЛОС, АСИЛ

ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ ОБ ЭТИХ ПТИЦАХ? ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ?

КОГО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ УСЛЫШАТЬ? ПОЧЕМУ?

У аистов редуцированы мышцы нижней гортани, поэтому они почти немы - могут только щелкать клювом и издавать глухое шипение.  У аистов есть только трескучая трель, издаваемая клювом.

V  РАБОТА НАД ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ

( ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЗАПИСЬ)

АИСТ И СОЛОВЕЙ

  • КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, О ЧЁМ ИЛИ О КОМ ПОЙДЁТ РЕЧЬ В ЭТОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ? ПРОСЛУШАВ ТЕКСТ, ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.

VI  Самостоятельное чтение

- Какой жанр: рассказ или сказка?
-  КАКИЕ ИЗ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ ПОДТВЕРДИЛИСЬ И О ЧЁМ МЫ НЕ ДОГАДАЛИСЬ?

  • К КАКОМУ ЖАНРУ ОТНОСИТСЯ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ?

-  ПО КАКИМ ПРИЗНАКАМ ВЫ ОПРЕДЕЛИЛИ ЖАНР? КАКОЙ ЖЕ ВЫМЫСЕЛ ЕСТЬ В ЭТОЙ СКАЗКЕ?

  • ЧТО В ЭТОЙ СКАЗКЕ СООТВЕТСТВУЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ?
  • КТО ИЗ ГЕРОЕВ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ И ЧЕМ?

VII  Валентин  Дмитриевич Берестов  (1928-1998)

1 слайд  

Родился 1 апреля 1928 года
в с. Мещовск,
Калужской области.
По образованию —
археолог, окончил истфак МГУ и аспирантуру.
Поэт, прозаик, переводчик, автор мемуаров о многих выдающихся людях двадцатого века, исследователь фольклора, литературы, авторской песни.

2 слайд

...Стихи начал писать с детства.

 Во время войны, в 1942г., в Ташкенте познакомился с К.Чуковским и А.Ахматовой, которые отнеслись к нему и к началу его творчества с большим интересом и заботливостью. 

3 слайд

В 1967 году выходит первая книга для детей "Про машину". Затем последовали сборники стихов детям: "Веселое лето", "Как найти дорожку", "Улыбка", "Жаворонок", "Первый листопад». 

4 слайд

Увлекательны статьи В. Берестова о В. Дале, А. Блоке,

С. Есенине, о творчестве Высоцкого.

Он написал мемуары о детстве и о великих современниках:

 К. Чуковском, А. Ахматовой, А.Толстом, Б. Пастернаке, и многих других.

 Берестов  занимался пересказами библейских преданий. 

5 слайд

В 90 годы Валентин Дмитриевич много времени уделял передачам по радио и телевидению.

Он сочинял музыку для своих стихов, выступал с музыкальными                     группами.

VIII  ПОДГОТОВКА К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

АИСТ. КАКОЙ ТЕМП ЧТЕНИЯ НЕОБХОДИМО ВЫБРАТЬ: МЕДЛЕННЫЙ, НЕПОРОПЛИВЫЙ ИЛИ БЫСТРЫЙ? ВЫБЕРИТЕ МАСКУ?  СОЛОВЕЙ. ВЫБЕРИТЕ МАСКУ. КАКОЙ ТЕМП НЕОБХОДИМО ВЫБРАТЬ: МЕДЛЕННЫЙ, НЕПОРОПЛИВЫЙ ИЛИ БЫСТРЫЙ?                                                                                                                                                                                      КАК НАЗЫВАЕТ АВТОР АИСТА И СОЛОВЬЯ? (ЛУЧШИЙ В МИРЕ ПЕВЕЦ, ЧУДАК)                                                           

IX  ПРИЗНАКИ СРАВНЕНИЯ

ЕСЛИ СЛОВА ПОДХОДЯТ СОЛОВЬЮ, ПОДОЙДИТЕ К ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЮ, ЕСЛИ АИСТУ, ТО К ИЗОБРАЖЕНИЮ АИСТА (ЭТИ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ РАЗДАЮТСЯ КАЖДОМУ УЧЕНИКУ НА КАРТОЧКЕ)

(НА ДОСКЕ МАГНИТЫ)

ГРУБЫЙ

НЕТЕРПЕЛИВЫЙ  

ЩЁЛКАНИЕ КЛЮВОМ

ХВАСТЛИВЫЙ

НЕВЕЖЛИВЫЙ

ТОРОПЛИВЫЙ

СПРАВЕДЛИВЫЙ

МУДРЫЙ

УМНЫЙ

ОПЫТНЫЙ

ПРАВИЛЬНЫЙ

ТАКТИЧНЫЙ

СКРОМНЫЙ

ЛУЧШИЙ ПЕВЕЦ    

ПРИВЕТЛИВЫЙ

СТАРАТЕЛЬНЫЙ

ВЕЖЛИВЫЙ                          

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ

Физкультминутка  « Аист »

  • Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Аист отвечает:
  • Топай правою ногой, Топай левою ногой,

     Снова — правою ногой, Снова — левою ногой, После — правою ногой, После — левою ногой, Вот тогда            придешь домой  

X  ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

1 ГРУППА - ПРОЧИТАЙТЕ РАЗГОВОР МУДРЕЦА И АИСТА ПО РОЛЯМ. НАЙДИТЕ ПРИ ЧТЕНИИ НУЖНЫЕ ИНТОНАЦИИ: НЕТЕРПЕНИЕ АИСТА, ПРАВИЛЬНОСТЬ МУДРЕЦА.

2 ГРУППА – ИНСЦЕНИРУЙТЕ ПОЯВЛЕНИЕ СОЛОВЬЯ. ПОДБЕРИТЕ СЛОВА К ЭТОЙ РОЛИ.

3 ГРУППА – СОСТАВЬТЕ ПОСЛОВИЦЫ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ СЛОВ. КАКИЕ ИЗ НИХ ПОДХОДЯТ К СКАЗКЕ? ОБЪЯСНИТЕ СВОЙ ВЫБОР.

ВЕЖЛИВОСТЬ НЕОБХОДИМА КАЖДОМУ.

 ПОСПЕШИШЬ – ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ.

ЧТЕНИЕ – ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ.

XI  ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА , К КОТОРОМУ ПОДХОДИТ ПОСЛОВИЦА

XII НА КОГО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ БЫТЬ ПОХОЖИМИ?

Кого бы вы взяли в друзья?

А сейчас поиграем в игру “Подскажи словечко”, угадайте волшебные слова.

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого… (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече… (здравствуйте).

Дед про внучку говорил:
Экая досада! Я портфель ей подарил.
Вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать как рыба,
Ну, сказала бы … (спасибо).


Чем понравился Мудрецу Соловей?
Чем отличается поведение Аиста и Соловья.

Как нужно обращаться к старшим и вести с ними разговор?

- Ребята, встречались ли у вас такие ситуации, в которых нужно проявлять вежливость, терпение?
(ответы детей)
- Чему можно научиться, прочитав эту сказку?

- Для того, чтобы быть вежливыми вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют “волшебными”.

XII  РЕФЛЕКСИЯ. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Я МОГУ ПОХВАЛИТЬ СЕБЯ ЗА …

Я ДОВОЛЕН СОБОЙ,  ПОТОМУ ЧТО…

Я ХОЧУ ПОБЛАГОДАРИТЬ … ЗА …

Я надеюсь, что сегодняшний урок получился интересным и поучительным.
- Всем спасибо за урок.

Данный урок является 22 уроком литературного чтения раздела «Волшебные превращения слова». Эта тема  легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. В своей деятельности  я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников, в том числе и групповые. Учащиеся моего класса имеют средний уровень техники чтения, на каждом уроке я создаю условия для формирования выразительного чтения.

         Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению  для 2 класса начальной школы.

Цели урока следующие: 

ЗАДАЧИ: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ

  • ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ,
  • ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТ,
  • СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УМЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ГЕРОЕВ И ВЫСКАЗЫВАТЬ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К        

               ПЕРСОНАЖАМ,

  • РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ДРАМАТИЗАЦИЮ
  • ВОСПИТАНИЯ ВНИМАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЛОВУ,
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДОСТОЙНОГО ДИАЛОГА СО СТАРШИМИ.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и  первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,  индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, с карточками способствовали достижению образовательных целей урока,  стимулировали познавательные интересы учащихся.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы.

Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по сюжетной линии произведений на основе их субъективного опыта, создавала проблемные ситуации, домашнее задание ученики выполняли по группам, для восприятия материала работал активный визуальный ряд, активно использовался на уроке учебник.

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми  нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся  общеучебных навыков.

Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время.

Для эмоционального восприятия материала я использовала слайды, детские книжки, демонстрационный материал, аудиозаписи, межпредметные связи, что послужило опять же для формирования целостного представления о теме.

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. На уроке применены различные виды гимнастики для глаз по методике Базарного, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Возможности учебного кабинета использованы полностью. В кабинете имеется компьютер, доски, поэтому я активно использую аудиовизуальные средства обучения.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...