РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Чтение» для 3 класса
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Рабочая коррекционная программа предмета «Чтение и развитие речи » для 3 класса на 2017 – 2018 учебный год составлена на основе программы специальных (коррекционных) программ общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой (2011г).
Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся с различными вариантами сочетанных нарушений психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chtenie_3e.doc | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 2127»
Салтыковская ул., д. 13Б, Москва, 111672
Телефон: (495) 701-2200, факс: (495) 701-2211, e-mail: 2127@edu.mos.ru, http://www.2127.mskobr.ru
ОКПО 51296098, ОГРН 5157746151921, ИНН/КПП 7720325492, 772001001
Принято на заседании педагогического Утверждаю
совета ГБОУ Школа № 2127 Директор ГБОУ Школа № 2127
от «____»___________20___г. _______________Солодкий И.Ю.
Протокол № 1 «____» ________________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Чтение»
составлена на основе
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для обучающихся 0 – 4 класса под редакцией кандидата психологических наук, профессора Бгажноковой И.М. (2011г.)
(с учетом особенностей психофизического развития и возможностей
обучающихся с умственной отсталостью).
целевая аудитория для обучающихся 3 класса «Э»
2017- 2018 учебный год
Рязанова Екатерина Николаевна, учитель
Москва 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая коррекционная программа предмета «Чтение и развитие речи » для 3 класса на 2017 – 2018 учебный год составлена на основе программы специальных (коррекционных) программ общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой (2011г).
Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся с различными вариантами сочетанных нарушений психического развития. Рассчитана на обучающихся с нарушением интеллекта осложненным расстройствами аутистического спектра, детским церебральным параличом, синдромом Дауна, текущей формой эпилепсии и соматическими заболеваниями в возрасте от 8 до 11 лет.
Она учитывает особенности психофизического развития обучающихся, их индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Срок реализации программы 1 год (2017-2018 уч.год).
Количество часов - 136 час (4 часа в неделю).
Продолжительность урока – 40 минут.
Цель данной программы:
Развитие речи через совершенствование техники чтения и понимания, осмысление и пересказ содержания прочитанного.
Задачи:
- научить читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное;
- формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
- формировать умение отвечать на поставленные вопросы, читать по ролям, пересказывать прочитанное.
Формы работы:
рассказ, беседа, работа с сюжетной картинкой, просмотр мультфильмов, сказок.
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста: пересказ текста по предлагаемым вопросам; продолжение текста; выразительное чтение; чтение по ролям; чтение наизусть.
Методы и приемы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический.
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, ответов на вопросы, проверки техники чтения.
Организация обучения чтению
Основными задачами обучения чтению являются: научить читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов обучающихся, расширения их кругозора и общественно-политических представлений, воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе и труда в народном хозяйстве.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию правильного чтения, которым обучающиеся овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Постепенно, от класса к классу, возрастает уровень требований к самостоятельности в проведении анализа произведений.
В то же время на любом году обучения виды работ, требующие более сложных умственных действий, выполнятся с помощью учителя.
Большое внимание уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом на основе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, на обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Внеклассное чтение ставит задачу познакомить с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирует у них интерес к чтению, умение выбирать книгу по интересу, навыки самостоятельно чтения.
Содержание учебной программы
Содержание чтения: произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, игровые песни. Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.
Техника чтения. Правильное чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, их предварительное чтение (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов простых по значению и слоговой структуре. Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что /што/, чтобы /штобы/, кого /каво/, чего /чево/, вода /вада/, олень /алень/ и т.д. Чтение про себя для подготовки к более быстрому темпу чтения и др.
Выразительное чтение. Соблюдение знаков препинания: короткая пауза на запятой, длинная пауза на точке. Интонация законченности повествовательного предложения, вопросительная и восклицательная интонация. Передача тоном голоса эмоционального содержания читаемого (грустно, весело, восхищенно) и характера персонажа (ласковый, вежливый, злой, хитрый, трусливый). Выделение ремарок автора, чтение текста в соответствии с ними по образцу учителя или самостоятельно (сказал грубо, произнес медленно и др.) Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом. Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений после анализа содержания и образца чтения учителем.
Сознательное чтение. Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязи событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов учителя, с опорой на собственный опыт. Сравнение ситуаций, поступков персонажей двух произведений, сходных по сюжету. Создание условий для общения детей, для обмена мнениями в связи с оценкой действий персонажей и сравнением событий рассказов. Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию (как вы думаете, о чем или о ком будет идти речь в рассказе?), оценка правильности или ошибочности прогноза. Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора этого слова учителем. Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за разъяснением к товарищу или учителю. Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя. Деление текста на части с опорой на серию картин.
Развитие речи. Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей рассказа, использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение доступных детских книг. Правильное называние заглавия произведения и его автора. Повышение читательской мотивации: чтение учителем начала рассказа, выставка книг, наглядный учет прочитанных книг. Знакомство с книгой по иллюстрации на обложке и ее заглавию. Прогнозирование темы рассказа (о чем или о ком рассказ). Запись в школьную библиотеку. Знакомство с расстановкой книг по темам (о животных, о природе, о праздниках) и жанрам (сказки, рассказы, стихи).
Примерная тематика. Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей. Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Учебно-тематический план рабочей программы
(136часа за год, 4 часа в неделю)
№ | Наименование разделов/тем занятий | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
теории | практики | ||||
1 | «Школьный звонок» | 14 ч | 14 ч | Текущий | |
2 | «Вспомним лето» | 15 ч | 15 ч | Текущий | |
3 | «Осенняя пора» | 21 ч | 21 ч | Текущий | |
4 | «Зимушка-зима, как ты хороша» | 22 ч | 22 ч | Текущий | |
5 | «О хорошем и плохом» | 15 ч | 15 ч | Текущий | |
«Хитрость, мудрость и смекалка» | 12 ч | 12 ч | Текущий | ||
«Весна пришла» | 14 ч | 14 ч | Текущий | ||
«О тех, кто рядом с нами» | 12 ч | 12 ч | Текущий | ||
«Месяц май» | 11 ч | 11 ч | Текущий | ||
Итого: | 136 ч |
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
№ | Наименование разделов/тем занятий | Дата проведения |
Школьный звонок | ||
1 | Вводный урок. Обзор книг школьной библиотеки. | |
2 | Книга-лучший друг! | |
3 | Р.Сеф.Учись читать! | |
4 | В. Берестов. Где право, где лево. | |
5 | Г. Белова. Мы хотим учиться. | |
6 | В. Сухомлинский. Лисёнок-первоклассник. | |
7 | Внеклассн. чтение по теме «Здравствуй, школа!» | |
8 | Обобщающий урок по теме «Здравствуй, школа!» | |
9 | С. Баруздин. Стихи о человеке и его часах. | |
10 | С. Баруздин. Стихи о человеке и его часах(продолжение). | |
11 | В. Голявкин. Как я под партой сидел. | |
12 | В. Голявкин. Как я под партой сидел. | |
13 | Внеклассное чтение по теме «Рассказы о приметах осени» | |
14 | А. Фет. Ласточки пропали. | |
Вспомним лето! | ||
15 | Г. Демченко. Луг. | |
16 | Е. Серова. Одуванчик. | |
17 | Е. Серова. Одуванчик. | |
18 | По И. Соколову-Микитову. Незабудки. | |
19 | По И. Соколову-Микитову. Рассвет в лесу. | |
20 | По И. Соколову-Микитову. Рассвет в лесу (продолжение). | |
21 | С. Козлов. Ливень. | |
22 | С. Козлов. Ливень (продолжение). | |
23 | По Л. Воронковой. Жаркий день. | |
24 | По Л. Воронковой. Жаркий день (продолжение). | |
25 | Внеклассное чтение по теме «Рассказы о лете» | |
26 | Т. Днепровская. Летний дождь. | |
27 | Т. Днепровская. Летний дождь (продолжение). | |
28 | Внеклассное чтение. Рассказы о животных. | |
29 | Загадки. Рассказ по рисунку. | |
Осенняя пора | ||
30 | По В. Пескову. Листья опадают с клёнов. | |
31 | По В. Бианки. Осени щедрые дары. | |
32 | По Я. Тайцу. В поле. | |
33 | Сказка. Два лентяя. | |
34 | Н. Сладков. Осень на пороге. | |
35 | И. Мазнин. Посмотри, как день прекрасен! | |
36 | И. Мазнин. Посмотри, как день прекрасен! (продолжение) | |
37 | И. Бунин. Осыпаются астры в садах. | |
38 | Г. Снегирёв. Как птицы и звери к зиме готовятся. | |
39 | Г. Снегирёв. Как птицы и звери к зиме готовятся (продолжение). | |
40 | Внеклассное чтение по теме «Рассказы о птицах» | |
41 | По В. Сутееву. Яблоко. | |
42 | По В. Сутееву. Яблоко (продолжение). | |
43 | По В. Сутееву. Яблоко (продолжение). | |
44 | Г. Скребицкий. Осень. | |
45 | Г. Скребицкий. Осень (продолжение). | |
46 | Г. Скребицкий. Осень (продолжение). | |
47 | Внеклассное чтение. Рассказы детских писателей о природе. | |
48 | Е. Трутнева. Осень. | |
49 | И. Соколов-Микитов. Осень в лесу. | |
50 | И. Соколов-Микитов. Улетают журавли. | |
51 | В. Катаев. Грибы. | |
52 | В. Катаев. Грибы (продолжение). | |
53 | А. Прокофьева. В лес по грибы. | |
54 | Н. Сладков. Эхо. | |
55 | Н. Грибачёв. Рыжие листья. | |
56 | К. Бельмонт. Осень. | |
57 | А. Плещеев. Осень наступила… | |
58 | Внеклассное чтение. Русское народное творчество: загадки. | |
59 | Внеклассное чтение. Русское народное творчество: пословицы. | |
60 | Внеклассное чтение. Русское народное творчество: скороговорки. | |
Зимушка-зима, как ты хороша | ||
61 | Л. Яхнин. Зима. | |
62 | М. Пляцковский. Какая бывает зима. | |
63 | А. Пушкин. Зимнее утро. | |
64 | Сказка. Отчего у белого медведя нос чёрный? | |
65 | А. Шабаев. Загадка. | |
66 | Н. Сладков. Суд над декабрём. | |
67 | Е. Ровинская. Загадки на снегу. | |
68 | Сказка. Лиса и волк. | |
69 | Внеклассное чтение. Русские народные сказки о животных. | |
70 | А. Прокофьев. Как на горке, на горе. | |
71 | А. Фет. Чудная картина… | |
72 | По Г. Скребицкому. Редкая гостья. | |
73 | И Суриков. Зима. | |
74 | В. Орлов. Никто не обижается. | |
75 | Н. Носов. На горке. | |
76 | Сказка. Проказы старухи зимы. | |
77 | Внеклассное чтение. Статьи из детских журналов об изменениях в природе. | |
78 | Е. Пермяк. Знакомые следы. | |
79 | Сказка. Два Мороза. | |
80 | Сказка. В гостях у дедушки Мороза. | |
81 | А. Барков. Кот в сапогах. | |
О хорошем и плохом | ||
82 | М. Пляцковский. Урок дружбы. | |
83 | М. Пляцковский. Урок дружбы. | |
84 | По М. Бартеневу. Как трудно бить баклуши! | |
85 | По М. Бартеневу. Как трудно бить баклуши! | |
86 | В. Осеева. Просто старушка. | |
87 | М. Зощенко. Смелый, да не очень. | |
88 | По Б. Бушелевой. Ко мне пришёл гость. | |
89 | По Б. Бушелевой. Ко мне пришёл гость. | |
90 | Внеклассное чтение. Рассказы о дружбе и товариществе. | |
91 | В. Осеева. Три товарища. | |
92 | В. Осеева. Три товарища. | |
93 | Внеклассное чтение по теме «Рассказы о героях» | |
94 | Ю. Ермолаев. Два пирожных. | |
95 | Ю. Ермолаев. Два пирожных. | |
96 | Обобщающий урок по теме «Что такое хорошо…» | |
Хитрость, мудрость и смекалка | ||
97 | Сказка. Как мужик гусей делил. | |
98 | Сказка. Как мужик гусей делил. | |
99 | Сказка. Каша из топора. | |
100 | Сказка. Каша из топора. | |
101 | Сказка. Ворона и рак. | |
102 | Н. Сладков. Двое на одном бревне. | |
103 | Н. Сладков. Двое на одном бревне. | |
104 | По В. Сутееву. Палочка-выручалочка. | |
105 | По В. Сутееву. Палочка-выручалочка. | |
106 | Сказка. Мужик и медведь. | |
107 | Внеклассное чтение. Произведения об отношении людей к труду. | |
108 | Обобщающий урок по теме «Хитрость, мудрость и смекалка» | |
Весна пришла | ||
109 | Г. Ладонщиков. Весна. | |
110 | По Л. Толстому. Весна. | |
111 | Е. Серова. Подснежник. | |
112 | Х.К. Андерсен. Подснежник. | |
113 | Х.К. Андерсен. Подснежник. | |
114 | Внеклассное чтение. Творчество В. Осеевой. | |
115 | В. Бирюков. Весенняя песня. | |
116 | Н. Найдёнова. Поздравляем с женским днём! | |
117 | Е. Пермяк. Как Миша хотел маму перехитрить. | |
118 | И. Токмакова. К нам весна шагает… | |
119 | А. Усанова. Улетела злая вьюга. | |
О тех, кто рядом с нами | ||
120 | К. Россетти. Никого не обижай. | |
121 | По Л. Толстому. Лев и собачка. | |
122 | Б. Жидков. Как слон спас хозяина от тигра. | |
123 | Л. Толстой. Пожарные собаки. | |
124 | Е. Пермяк. Двойка. | |
125 | В. Орлов. Хрюшка обижается. | |
126 | И.Демьянов. Где сметана? | |
Месяц май | ||
127 | Е. Серова. Ландыш. | |
128 | И. Соколов-Микитов. Ландыши. | |
129 | Г. Виеру. Девятое мая. | |
130 | А. Митяев. Вечный цветок. | |
131 | И. Соколов-Микитов. Черёмуха. | |
132 | Внеклассное чтение «Весна» | |
133 | И. Яковлева. Драчуны. | |
134 | Г. Скребицкий. Лесной голосок. | |
135 | Внеклассное чтение. Чтение произведений о Родине. | |
136 | Подведение итогов за год. |
Ожидаемые образовательные результаты
Исходя из разного по своим возможностям состава обучающихся, в программе по чтению предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям (в зависимости от успешности овладения ими учебного материала). Первый уровень – базовый – предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала. Второй уровень скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.
1-ый уровень:
- слушать чтение рассказа учителем, отвечать на вопросы по содержанию;
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним с учителем;
- читать по слогам трудные по семантике и слоговой структуре слова;
- активно участвовать в анализе произведения;
- пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план;
- высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения;
- знать и выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений.
2-ой уровень:
- слушать чтение рассказа учителем, отвечать на вопросы информационного плана (как зовут героя рассказа, куда он пошел, что там делал?);
- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом двухсложных часто встречающихся слов;
- отвечать на вопросы по предметному плану прочитанного;
- соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста;
- пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или картинно-символическому плану к каждому предложению;
- знать наизусть 3 - 4 небольших стихотворения.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков.
Оценка «5»-ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно с соблюдением синтаксических и смысловых пауз; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словами, некоторые трудные слова по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении смысловых пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает в основном целыми словами, трудные слова по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает в основном по слогам даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл; не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.
Учебно-методическое обеспечение
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для обучающихся 0 – 4 класса под редакцией кандидата психологических наук, профессора Бгажноковой И.М. (2011г.)
Предлагаемая программа ориентирована на учебник
В.В. Воронковой, З.Д. Будаева, С.А. Казакова, Т.В. Лусс. «Чтение» - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005г. - 127с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс индвивидуальное обучение.УМК Школа России....
Рабочая программа чтение 1 класс ФГОС Школа России
Структура рабочей программы:– пояснительная записка;– содержание программы учебного курса;– учебно-тематический план;– календарно-тематическое планирование;– требования к уровню подготовки обучающихся...
Рабочая программа чтение 2 класс 8 вид
Программа составлена на основе программы под ред. И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 1 час в неделю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...
Рабочие программы Чтение 2 класс
Рабочая программа Чтение...
Рабочая программа чтение 3 класс 8 вид
Рабочая программа по чтению 8 вид надомное обучение...
Рабочая программа Чтение 2 класс
Рабочая программа...