Конспект урока по литературному чтению Л.Н.Толстой "Два брата".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Л. Н. Толстой «Два брата»
Цель:
1.Организовать учебную деятельность детей по ознакомлению с творчеством Л.Н.Толстого.
2.Создать условия для повторения знаний о сказке.
3.На основе материала урока учить детей работать с текстом, развивать речь учащихся.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки для моделирования обложки, смайлики для рефлексии, презентация.
УУД:
- Знать фамилию. Имя, отчество писателя;
-Воспринимать целостно художественное произведение, слушать чтение учителя, высказывать своё впечатление. Формулировать ответы на вопросы, выполнять задания в учебнике и тетради;
- Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заголовок, определять жанр и тему;
- Определять главную мысль и подбирать к ней пословицу;
- Самостоятельно работать с произведением (памятка 8).
Ход урока
1.Организационный этап.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Чтобы многое узнать
Книги надо нам читать.
2.Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
- Сегодня на уроке я приглашаю вас в литературную гостиную.
- Как вы понимаете, что такое гостиная? (место встречи гостей)
- А литературная? ( Знакомство с художественными произведениями.)
Эпиграф нашей встречи: Надо жить в дружбе и согласии, тогда нестрашны горести и печали. ( народная мудрость)
Эпиграф – это цитата к уроку, которая поможет нам определить тему урока.
-Сегодня мы проведём урок в литературной гостиной одного выдающегося русского писателя, которого хорошо знают люди нашей страны и за рубежом. А вот кто этот писатель, вы узнаете, если угадаете отрывки из его произведений.
Поиграем в игру: «Вспомни и назови».
- «Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море..» («Лебеди»)
- « …Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца.» («Зайцы»)
- «В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.» («Лев и собачка»)
- Ребята, я приглашаю вас в литературную гостиную Л.Н.Толстого. А что вы знаете о его жизни и творчестве?
-
Л.Н. Толстой родился в 1828 году , а умер в 1910г. Он прожил 82г. И всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений – 90 томов.
Семья писателя принадлежала к высшей знати в России и носила титул графа. Отец Толстого был военным, участвовал в войне 1812г. Маму свою не помнит, но о ней все говорили, как о добром, отзывчивом человеке.
В 17 лет Л.Н. поступил в Казанский университет на иностранные языки. После окончания, начал писать книги. Изучал историю, музыку, рисование, медицину. Много путешествовал.
К концу жизни вернулся в своё имение «Ясная Поляна», продолжал писать произведения.
Лев Николаевич Толстой был удивительным человеком. Когда Толстой был маленьким, он любил гулять в парке, в лесу и мечтать о том, чтобы все люди на земле были счастливы. Став взрослым, он не оставил своей мечты и организовал для бедных детей школу в своём имении «Ясная поляна». Там он обучал их всему, что знал сам. Обучая детей, он писал для них сказки, басни; составил «Азбуку». Посмотрите, сколько замечательных произведений для детей написал Лев Николаевич Толстой.
Сегодня мы познакомимся с произведение Л.Н. Толстого «Два брата». Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом произведении?
3. Первичное знакомство со сказкой.( читает ученик)
Беседа после чтения:
Вам в сказке встретились такие выражения:
- Любо было на них смотреть. (Приятно)
- Подивились.( удивились)
- Зерна не убыло.( оставалось в том же объеме, было как прежде)
Как вы понимаете их значение?
- Понравилось ли вам это произведение? Ваши впечатления.
- Как бы вы определили жанр этого произведения? Почему?
- Почему Лев Николаевич Толстой определил жанр своего произведения как «сказка»?
Прочитайте сказку самостоятельно и постарайтесь ответить на этот вопрос.
- ( есть зачин –жили два брата, в сказке добро побеждает зло.)
- Что это за сказка? (литературная, бытовая)
Сказка - устный рассказ о чём то необычном, о невероятном, фантастическом.
4. Вторичное чтение.
(Сказку Л.Н.Толстого читают дети «жужжащим чтением)
Беседа после чтения:
1.Почему Лев Николаевич Толстой определил жанр своего произведения как «сказка»?
Сказка - устный рассказ о чём то необычном, о невероятном, фантастическом.
( есть зачин –жили два брата, в сказке добро побеждает зло.)
- Что это за сказка? (литературная, бытовая)
5.Моделирование обложки произведения. ( в парах)
6. физминутка
3.Назовите главных героев сказки.
4.Найдите и прочитайте, чем занимались братья.
5.Как они поделили зерно?
6.О чём думал старший брат? Прочитайте.
7.О чём думал младший брат? Прочитайте.
8.Почему зерна не убыло?
9.Почему ещё крепче стала любовь между братьями?
- Какие братья? Опишите их, используя слова для справок:
Добрые, жадные, честные, трудолюбивые, отзывчивые, злые, верные, заботливые, грубые, щедрые.
10.Почему братья жили долго? (Братья жили долго потому, что дружили и помогали друг другу.)
11. Чему учит нас сказка?
(Надо жить в дружбе и согласии, тогда нестрашны горести и печали.)
Мы тоже должны жить с вами в дружбе, согласии, в классе, в семье, в обществе.
7. Физминутка для глаз.
Очень долго мы читали,
Даже глазки у нас устали,
Вправо, влево посмотрите,
И немножко отдохните.
- Зажмурили глазки, открыли (3 раза)
- Посмотрели на часы, на парту (3 раза)
- Широко открыли глаза, закрыли (3 раза)
- Рефлексия. Закрепление знаний.
Игра «Перевёртыши».
- Я читаю вам сказку, а вы, если слышите, что какие-то факты не соответствуют её содержанию, то хлопаете в ладоши и исправляете.
В одном селе жили два друга (брата). Землю пахали, траву (хлеб) сеяли. У старшего брата детей не было, а у младшего было семеро (пятеро) детей. Жили братья дружно, что любо было на них посмотреть. Одною осенью поспел у них картофель (хлеб). Они убрали и поделили поровну зёрна. Пришёл вечер (ночь). Лёг старший брат, не спится ему. Он думал: «Хорошо ли мы хлеб поделили? У брата семья большая, ему на детей хлеба много надо. Пойду и подложу ему своих яблок (зёрен)». Так и сделал.
Не спалось ночью и младшему брату. Он думал: «Хорошо ли мы с братом хлеб поделили? Мы-то с женой молодые; дети нам на помощь растут; А брат с женой одинокие, постарее нас. Надо ему хлеба от меня прибавить». Задумал и сделал.
Днём смотрят приятели (братья): зерна не убыло. Подивились, но друг другу ничего не сказали. И так несколько дней (ночей) братья друг другу хлеб перекладывали, пока один другого на месте не застал.
С тех пор ещё крепче стала любовь между братьями. И прожили они счастливо до глубокой молодости (старости).
Молодцы! Какие внимательные читатели.
- Работа в тетрадях по группам.
1 группа: №1 с.74
2 группа: №2 с. 75
3 .группа:№3 с.75, учебник с.11
- Проверка работы в группах.
- Поведение итогов.
- В литературной гостиной какого писателя мы сегодня побывали?
- Что интересного вы запомнили из его биографии?
- Какое произведение мы прочитали сегодня?
- Чему оно нас учит?
12. Этап рефлексии.
Мы побывали в гостиной у Л.Н. Толстого. Хотелось бы узнать о ваших впечатлениях.
Если вам было интересно, и вы работали в полную силу, то поднимите улыбающееся лицо человечка.
Если вам было интересно, но по какой-то причине у вас что-то не получалось, то поднимите серьёзное лицо.
Если вам было неинтересно, и у вас возникали трудности, то поднимите грустное лицо.
- Домашнее задание. (По группам)
- Группа. Рассказать эту сказку с присказкой.
- Группа. Прочитать в учебной хрестоматии сказку л.Толстого «Ореховая ветка»
- Группа . Прочитать сказку Л.Толстого « Работник Емельян и пустой
13. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Тема: Братья Гримм «Бременские музыканты».
Данный урок представлен в игровой форме, за основу которого взята игра "Большие буквы" , благодаря тому что урок представляет собой в некотором роде развлечение, восприятие детей существенно меняется,...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"
Конспект урока по литературному чтению на тему: " Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"...
конспект урока по литературному чтению. Обобщение к разделу «О братьях наших меньших».
Обобщить знания учащихся по разделу; развивать память, внимание, мышление, речь, учить связно, излагать свои мысли.Наши «братья меньшие» отзывчивы на ласку, на человеческую до...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1 КЛАССА НА ТЕМУ «О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [З], [З’], БУКВЫ З, з»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1 КЛАССА НА ТЕМУ«О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ.СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [З], [З’], БУКВЫ З, з»...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс Сказка братьев Гримм "Госпожа Метелица"
Автор конспекта урока:Громова Ирина Сергеевнаг. Санкт-Петербург, Московский р-он, ГБОУ школа № 663Тема урока: Сказка братьев Гримм "Госпожа Метелица"Цель: Формировать понятие о зарубежных пи...
Конспект урока по литературному чтению по теме: Братья Гримм «Храбрый портной» с элементами арт-терапии
Большие возможности для использования на уроках в начальной школе представляет сказкотерапия - это лечение сказками, т.е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в д...
Конспект урока по литературному чтению "Вводный урок в раздел - о братьях наших меньших" (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению "Вводный урок в раздел - о братьях наших меньших" (2 класс)...