Жизнь сюжетов старых басен во времени.
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Технологическая карта урока литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_zhizn_syuzhetov_staryh_basen._2.docx | 45.85 КБ |
prezentatsiya_zhizn_syuzhetov_staryh_basen.pptx | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 97 г. Ельца»
Тема урока:
«Жизнь сюжетов старых басен во времени».
Семянникова О.Ю.
Технологическая карта урока
Цель/ задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Стадия вызова интереса к теме
Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. | Подготовка класса к работе . Активизация каждого учащегося. Мы начинаем урок литературного чтения . А это значит мы будем думать, спорить, высказывать свои мысли, мнения, делать выводы и многое другое. Чтобы наш урок был интересным и познавательным . давайте создадим установку. | Включение в рабочий ритм. Надо хочу могу (Урок требует от нас внимания, сосредоточенности, активности, вежливости, умения слушать друг друга) |
Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого. Постановка проблемного вопроса Целеполагание. | Просит определить тему над которой будем работать на уроке . Организует беседу, выявляющую знания учащихся по теме . Контролирует правильность ответов обучающихся Чему мы посвятим наш урок вы узнаете , прочитав слова известного русского писателя Петра Вяземского. Какое слово вы бы вставили вместо пропуска? Какие слова доказывают что это басня? СЛАЙД 1 Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль: Он__________ себя прославил, И слава эта – наша быль. Какие слова вам помогли понять , что это басня ? Вы уже догадались мы посвятим наш урок …………….. Кому могли быть посвящены эти строки? Мы уже много уроков посвятили этой теме . Давайте попробуем определить тему этого урока? Прочтите вторую часть стихотворения Вяземского , в каких словах заключена основную мысль ? И не забудут этой были , Пока по – русски говорят. Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят. Верно. Басня не будет забыта и будет жить веками. Создаёт проблемную ситуацию. Уточняет тему урока О чем вас заставили задуматься эти строки. (почему басни живут веками) На этот вопрос мы сегодня постараемся ответить. СЛАЙД 2 «Жизнь сюжетов старых басен во времени». – так звучит тема нашего урока: | Выдвигают предположение и обосновывают его . Осуществляют актуализацию личного опыта. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Ставят цели, формулируют тему урока |
| Организует учащихся к построению плана выхода из проблемной ситуации. Предложите вопросы, которые мы должны обсудить , чтобы понять почему басни живут тысячи лет. Давайте вместе составим план урока. (выслушиваются ответы )( что такое басня, когда появились первые басни и кто их написал) А еще мы узнаем о басне , сюжет которой живет вот уже более 25 веков и попробуем выяснить почему. Слайд 3 Оценка деятельности. | Составляют план достижения цели . Что такое басня. История басенного жанра . Жизнь сюжета старой басни . |
Стадия осмысления Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. 1.Актуализация знаний. Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» . | Выявляет уровень знаний. А кто знает , сколько живет басня ? Как вы думаете это много или мало? Что же особенного в этом жанре , коль он живет 26 веков . Давайте вспомним об этом жанре . Чтобы ответить на этот вопрос, уберём лишние элементы из схемы на доске и составим рассказ , используя опорные слова . Организует работу в парах Приложение 1 Индивидуальная работа по карточкам Приложение 2 Ученик , работающий по карточке дополнит рассказ и напомнит нам что такое аллегория , мораль, диалог .
Мы успешно справились с 1 частью плана урока , вспомнили что такое басня . Подумайте , какие особенности древнего жанра привлекают современного читателя? Примерные ответы : занимательность , нравоучение . Нам пора переходить к следующему этапу , но сначала дадим возможность отдохнуть глазам. | СЛАЙД 4 Работа у доски с презентацией . Поиск и выделение необходимой информации, синтез – составление целого из частей. Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по образцу . |
Физкультминутка для глаз | ||
2. Открытие новых знаний 3. Оценка деятельности | Постановка проблемного вопроса . Организация поисковой деятельности . Прием «Инсерт» ( чтение с пометкой) Басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто был основателем басенного жанра? Сейчас вы будете работать с текстом и карандашом делать пометки . ( чтение 1 учеником , класс работает карандашом)
Какая информация в тексте для вас была новой? ( Эзопов язык) У вас есть предположения, что такое эзопов язык ? (Это особенность его речи ) Что вы узнали об особенности речи Эзопа ? Прочитайте, что об этом говорится в тексте? Найдите в тексте слово , которое поясняет , что такое эзопов язык ? (литературный прием) Как в литературе называется такой прием , который скрывает под именами животных характеры и взаимоотношения людей? ( аллегория ) Сделайте вывод . Что такое эзопов язык? ( язык аллегорий) Что такое аллегория ? Какие синонимы можете подобрать к приему « эзопов язык» (иносказание , скрытый смысл) Сравните свой вывод со сведениями из словаря Ожегова. СЛАЙД-5 Для чего мы познакомились с этим приемом? Как его можно связать с темой урока ? ( если басни живут более 25 веков ,то лит. прием использовали и другие баснописцы) | Работа в парах Чтение текста . Прием «Инсерт» + Знакомая информация Как известно первым автором басни называют древнегреческого хромого раба Эзопа. Жил он примерно в VI веке до нашей эры . Эзоп славился своим остроумием. Он был интересным собеседником и прекрасным рассказчиком. Благодаря своему остроумию Эзоп получил свободу. - Я думаю иначе. Басни Эзопа дошли до нас в стихотворном изложении. ? Новая информация Такой литературный приём назвали - эзоповым языком. В коротких историях Эзопа животные говорят, думают, действуют как люди. Они были узнаваемы. Среди них многие покажутся нам знакомыми. - Поскольку Эзоп был рабом и говорить о пороках окружающих не мог, он обращался к языку аллегорий, скрывавшему под именами животных характеры и взаимоотношения людей. Такой литературный приём назвали - эзоповым языком. Индивидуальная работа 1 ученик работает со словарем Ожегова. Сравнивают собственные выводы со словарем. |
4. Подведение к этапу формирования у учащихся собственного отношения к изучаемому. Физкультминутка | Кто является последователем и учеником Эзопа? Назовите его имя . Учеником Эзопа считал себя французский баснописец , кот. жил 17 веке. Почему Жан де Лафонтен спустя много веков стал последователем Эзопа? Жан де Лафонтен и И.А. Крылов заимствовали сюжеты басен у Эзопа . Для чего они это делали? Давайте попробуем это выяснить. Нам поможет активизировать мыслительную деятельность …. Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись. А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Голова устала тоже Так давайте ей поможем! Вправо – влево, раз и два. Думай, думай, голова. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. |
5. Структуирование полученного материала , формулирование вывода по теме урока. | Организует деятельность в группах Послушайте задание. Нам басню пора прочитать. Мораль ее надо понять , Чтоб с басней Эзопа сравнить, Их сходство, отличие вместе открыть . Деление на группы . Обсуждение правил групповой работы Распределение ролей : (капитан, оформитель, выступающий, чтец ) Работай дружно. Спокойно высказывай своё мнение. Уважай мнение другого. Терпеливо выслушивай мысли других. Вместе находи правильное решение. Задание для групп Приложения 3-8 ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cb90e845-daa7-4ce4-bcd2-acc056a6971a/view/ Капитан оценивает работу групп. СЛАЙД 6 (появление на экране сводной таблицы) Я для себя составила такую же таблицу на слайде . Обратите внимание , чем похожи и чем отличаются графы таблицы? (Все басни рассказывают об одном событии (один сюжет), менялись авторы и время , не менялась мораль) Почему Лафонтен и Крылов, прочитав басню Эзопа, решили переписать ее для своего народа. Почему они считали это важным? ( хотели донести мораль басни) Так давайте ответим на главный вопрос нашего урока. Почему незатейливый сюжет басни пережил века? Крылов и Лафонтен пересказали басню Эзопа по своему . Для чего они это сделали? Почему сюжет басни пережил века и живет в наши дни? ОЦЕНКА ( можно дать оценку работы группы капитану) | Формулируют вывод Крылова и Лафонтена волновали одни и те же проблемы, что и Эзопа , и они по-своему хотели о них рассказать. Они считали , что людям нужно напоминать об их пороках, чтобы от них избавляться. |
6. Обобщение и систематизация материала. 7 Домашнее задание . Развитие творческих способностей через презентацию мини- проектов учащихся | А знаете , что Крылов и Лафонтен пересказали многие басни Эзопа. Давайте вспомним эти басни. Ответим на вопросы теста . Работа с ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c2dc9f2a-9b99-4386-b5c5-eb0f0fa8c7d0/view/ О каких пороках напоминали баснописцы. Что они высмеивали и в каких баснях. ( работа группы Мотивация к выполнению . А знаете ли вы современных баснописцев . Послушайте басню С.Михалкова ЗАВИДНОЕ УПОРСТВО Хозяйка в кладовушке, на окне, Оставила сметану в кувшине. И надо ж было, Чтоб тот кувшин прикрыть она забыла! Два малых лягушонка в тот же час - Бултых в кувшин, не закрывая глаз, И ну барахтаться в сметане!.. Предлагаю посетить школьную библиотеку или интернет и прочитать эту басню. Действительно сюжеты басен живут веками. А где басни живут сейчас? Значит они нужны современным детям? Почему? Обращается к выставке книг . В нашей школьной библиотеке хранятся книги с баснями…… Оказалось , вы не только любите читать басни, но и умеете их сочинять. (чтение басен ) Как вы думаете , сколько еще будут жить басни? Давайте представим на миг , что все басни исчезли. Исчезли их сюжеты, герои, мораль, « эзопов язык» . Что случится ? Значит вопрос , который мы подняли в начале урока важен для всех поколений? Почему сюжеты басен живут? ( живут пороки и о них нужно напоминать) | Работа с тестом ЭОР Чтение басен , сочиненных учащимися Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. |
Стадия рефлексии Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | Организует рефлексию Вам понравился урок? Какова была его цель? Нам удалось ответить на главный вопрос урока ? А теперь дадим оценку своей работы на уроке . Обратите внимание на свой лист самооценки. С обратной его стороны лестница успеха . Оцените свою работу. СЛАЙД Я узнал …. Я понял , что….. Наш урок прошёл не зря Пожелаю вам, друзья, Нужно с баснями дружить И воспитанными быть! | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Чтение стихотворения собственного сочинения . |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль: Он ……… себя прославил, И слава эта – наша быль. БАСНЯМИ
И не забудут этой были , Пока по – русски говорят. Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят.
Тема урока: «Жизнь сюжетов старых басен во времени».
БАСНЯ Короткая сказочная история Смешное лирическое стихотворение Занимательный короткий рассказ Герои – животные, иногда люди Есть герои помощники Герои - богатыри Цель: помочь исправить недостатки, посмеявшись над ними Цель: прославить русский народ, Русь Цель: развлечь читателя, создать хорошее настроение диалог мораль волшебство Троекратные повторы
Физминутка
+ Знакомая информация - Я думаю иначе. ? Новая информация
С.И. Ожегов Эзоповский ( язык) . Изобилующий иносказаниями, недомолвками , приемами речи для сокрытия ее прямого смысла (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) .
Эзоп И. А. Крылов
Фамилия автора Эзоп Ж. Лафонтен И.А. Крылов Название Лис и виноград Лисица и виноград Лисица и виноград Время написания 6 век до.н.э . 17 век 18-19 век Форма изложения Прозаическая Стихотворная (нет рифм) Стихотворная Сюжет (Рассказ о чём?) Голодная лисица хотела съесть виноград . Лис – гасконец , умирая с голоду , пытался съесть виноград . Голодная кума лиса залезла в сад Мораль Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства. "Он зелен - Пусть им кормится всякий сброд!" Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать? "Ну что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен - ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь".
Современные издания басен Крылова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По страницам детских журналов. Вторая жизнь старого журнала.
Урок литературного чтения 2 класс "Школа России" (интегрированный урок литературное чтение, технология)....
Жизнь сюжетов древних басен во времени (поэтическая басня
Жизнь сюжетов древних басен во времени (поэтическая басняИ.А.Крылова «Ворона и лисица»)...
Урок литературного чтения в 3 классе ПНШ Эзоп "Ворон и лисица." Иван Крылов "Ворона и Лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.
Анализ басен разных времён и разных авторов. Работа с лентой времени - исторический материал. Знакомство с новым именем - Иван Крылов. Презентация о жизни и творчестве Крылова, Аудиозапись чтения басн...
Урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Иван Крылов "Ворона и лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.
Цели: - организовать деятельность учащихся по знакомству с творчеством И. Крылова; -способствовать формированию УУД: личностных - самоопределение; познавательных формирование ...
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: "Жизнь сюжетов древних басен во времени"
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Карта урока составлена в рамках системно-деятельностного подхода в обучении....
Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (Рассказ К.Г. Паустовского «Жильцы старого дома»)
План-конспект урока по теме "Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (Рассказ К.Г. Паустовского «Жильцы старого дома»)" для 3 класса, УМК "Школа-2100"...
Конспект урока литературного чтения 2 класс Знакомство с жизнью и творчеством И. А. Крылова.. Особенности басен. И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
Урок открытия нового знания.Цель: раскрыть понятие литературного жанра «басня»;познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».Образовательные задачи:познакомить...