Звуки [j’а], [’а]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я,я.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Зенина Инна Николаевна

Конспект урока литературного чтения для 1 класса составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 35.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 35 литературного чтения в 1 «а» классе

Дата 24.11.2017                  Учитель Зенина И.Н.

Тема

Звуки [j’а], [’а].  Буквы Я, я. Двойная роль букв Я,я. (с. 110—112)

Тип урока

Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности.

Планируемые результаты (предметные)

Научатся: производить слого-звуковой анализ слова (маяк): определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делать вывод о том, что в слове маяк два слога-слияния.

Называть особенность буквы я (обозначать целый слог- слияние — два звука). Узнавать, сравнивать и

различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы Я, я.

Личностные результаты

Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.

Оборудование

Проектор, экран, «Азбука», схемы слов, презентация к уроку, карточки, зрительные метки

                                                                                                                            Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

1 мин

Приветственное слово учителя:

-  Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения.

– Сначала сядет тот, у кого в фамилии имеется согласный звук к, н, р, м, л, и т. д.

Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места.

Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового.

Актуализация полученных знаний и умений.

3 мин.

Игра «Твёрдый – мягкий» по презентации

На доске – два рисунка: Тома (друга твёрдых согласных) и Тима (друга мягких согласных).

– Я буду читать слова. Если слышится мягкий звук в начале слова, то встают друзья Тима, если твёрдый  – встают друзья Тома.

Девочка, дудка, дом, Дима, тень, торф, тетрадь, торт.

– Какие звуки вы услышали в начале слов?

- Дайте характеристику звукам д,дь, т, ть

Играют, отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные- слушать одноклассника, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Целеполагание

5 мин

-Ребята, Тим и Том предлагают вам посмотреть картинки.

-Скажите, что изображено на картинках? (яблоко, якорь)

– Какой звук вы услышали в начале слов?

- Назовите тему урока.

-Поставим цели к уроку.

-Какие знания нам понадобятся для достижения цели урока?

-Это новый материал или закрепление изученного?

Формулируют тему урока.

Коммуникативные- слушать учителя, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: умение слушать учителя

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Усвоение новых знаний и способов действий

(11 мин)

1)   Знакомство с буквой и звуком.

-Произнесите звук я.

- Какой он: гласный или согласный? Почему?

2)Работа по презентации к уроку. Слого-звуковой анализ слов

На доске картинки с изображением яблок и маяка, цапли.

-Рассмотрите первую картинку и схему.

-Определите количество слогов в слове яблоки.

-Что вы видите необычного в 1 слоге? (в 1 слоге две буквы, а на схеме 3 звука)

-Почему? (в начале я обозначается двумя звуками ЙА)

- Рассмотрите вторую картинку и схему.

-Определите количество слогов в слове маяк.

-Что вы видите необычного во  2 слоге? (во 2 слоге две буквы, а на схеме 3 звука)

-Почему? (после гласного  я обозначается двумя звуками ЙА)

- Рассмотрите третью картинку и схему.

-Определите количество слогов в слове цапля.

-Видите ли вы что-то необычного в схеме? (нет, количество букв совпадает с количеством звуков)

-В данном случае  буква я смягчает согласный звук ль.

- Сделайте вывод: буква я обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.

3)Знакомство с буквой я.

– Это буква Я.

- На каком этаже она находится?

-Значит буква я служит для мягкости согласного звука.

-Оцените свою работу

2) Чтение слогов-слияний (учебник, с. 111)

– Прочитайте слоги хором.

– Мягкими или твердыми являются согласные перед буквой я?

3)  Чтение слов

– Прочитайте слова.

– Сколько звуков вы слышите, произнося букву я?

- Оцените свою работу

4)Работа со зрительными метками.

- Посмотрите на зрительные метки и найдите слова со звуком я. (ягоды, земляника)

-Составьте предложения с данными словами.

(В лесу растёт земляника.)

- Вспомним о правилах поведения в лесу. (Нельзя шуметь, ломать деревья, разводить костры)

- Почему нельзя разводить костры? (Могут возникнуть пожары)

- Чем пожары опасны для леса? (Уничтожают большие территории)

-  В нашей стране лес является национальным богатством. Почему?

(ценная древесина, заготовка дров, защищают от ветров и ураганов, укрепляют почву, грибы, ягоды, прекрасный отдых, чистый воздух и т.д.) Поэтому так важно беречь лес от пожаров. 

5)   Работа с текстом  (учебник, с. 111)

– Прочитайте текст.

- Прочитаем текст цепочкой.

– Как называется наша страна?

– Какие деревья посадят в саду авторы?

– Кто будет рад этому?

-Оцените свою работу.

6)  Работа с картой (учебник, с. 110)

- Как называется наша страна?

- Что мы называем своей малой родиной?

– Рассмотрите карту. Это изображение нашей страны. Что вы видите на карте?

-Расскажи о своей малой родине.

Оцените свою работу.

Рассматривают картинки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов.

Делают вывод

Находят букву я на «ленте букв».

Самооценка.

Хором читают слоги.

Читают слова.

Самооценка.

Работают со зрительными метками

Придумывают предложения.

Ведут беседу об охране леса.

Читают текст, отвечают на вопросы

Самооценка.

Работают по карте, рассказывают о себе.

Самооценка

Личностные: умение слушать учителя.

Регулятивные: организация работы на уроке.

Коммуникативные:   высказывать свою точку зрения.

Познавательные:  работать с разными видами информации: с частями учебной книги

Физкультминутка

(3 мин)

Музыкальная физминутка.

Выполняют движения

Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке

Закрепление новых знаний и способов действий

(10 мин)

1.   Работа с пословицами (учебник, с.110)

– Прочитайте пословицы.

– Объясните смысл пословиц.

1) Русский народ всегда был очень усердным и трудолюбивым.

2) Родина - место, где мы родились, страна в которой мы живем. Мы должны заботиться о красоте нашей родины и защищать её от врагов.

3) Прежде всего любой человек любит свою Родину, свой родной край, места в которых он родился и вырос. И что как бы нам не нравилось на чужбине, какие бы красивые места там не были и насколько интересной природа там не представлялась, для всех нас милее всего леса, речки и озера родного края. Даже воздух дома иной, привычный и родной.

– Найдите в пословицах букву Я 

- Оцените свою работу.

2. Работа со словом маяк.

– Объясните, почему в слове маяк 4 буквы, но 5 звуков.

- Оцените свою работу.

3)Работа со словами (с. 112)

– Прочитайте слова сначала с буквой я в начале слова, потом – после гласной.

- Оцените свою работу.

4)  Работа с текстом (учебник, с. 112)

– Прочитайте рассказ, рассмотрите картинку.

– В парах задайте друг другу вопросы по содержанию текста.

–  Почему на море стало темно?

– Куда торопятся суда?

– Что им встречается на пути?

– Что помогает судам смело идти в порт?

  - Оцените свою работу и работу товарища.

5)Работа в группах

- Соединить картинки и схемы, раскрасить схемы.

 - Оцените свою работу и работу товарища.

Читают, объясняют смысл пословиц, находят в предложениях букву я

Самооценка

Работают по схеме

Самооценка

Читают, находят слова.

Самооценка

Работают над текстом. В парах обсуждают текст.

Самооценка

Взаимооценка

Работают в группах, соединяют схемы и слова.

Самооценка

Взаимооценка

Коммуникативные :  развивать умения вступать в диалог с учителем и сверстниками, высказывать собственные мысли, участвовать в коллективном обсуждении.

 Итог урока

3 мин.

Беседа:

-Вспомните тему и цель урока.

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Где мы можем применить знания, полученные на уроке?

Отвечают на вопрос учителя

Коммуникативные УУД: умение полно и грамотно выражать свои мысли.

Личностные УУД:  содействие осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитание уважения к товарищам.

Рефлексия деятельности.

2 мин.

- Оцените свою работу на уроке по лесенке успеха.

-На какую ступеньку лесенки знаний вы бы себя поставили?

Дети оценивают свою деятельность

Регулятивные УУД:  определять степень успешности выполнения своей работы и работы всего класса, понимать причины своего неуспеха



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Конспект урока с презентацией "Двойная роль буквы Ю" 1 класс

Данная работа помогает познакомить учащихся с новой йотированной  буквой Ю ю, особенностями этой буквы: обозначает два звука [й][у], если находится в начале слова или после другой гласной и...

Урок русского языка в 1-м классе (ПНШ) на тему: "Двойная роль (работа) букв е, ё, ю, я"

Урок русского языка в 1-м классе (ПНШ) на тему: "Двойная роль (работа) букв е, ё, ю, я" разработан согласно ФГОС. В конспекте урока прописаны реализуемые на уроке УУД....

урок русского языка по теме: " двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я" по методу Караева. Две тетради. Одна рабочая для ученика без ответов и вторая для учителя с ответами.

Урок разработан по методу Караева. Для проведения урока нужна тетрадь 1 для ученика без ответа и тетрадь 2 для учителя с ответами.  Состоит материал в три уровня.Задача ученика самостоятельно или...

Конспект урока русского языка в 1 классе на тему "Буква Ё. Двойная роль йотированной буквы Ё в начале слова или после гласной"

Тема: «Заглавная буква Ё. Двойная роль йотированной буквы Ё в начале слова или после гласной»Цель: создать условия для знакомства с гласной буквой «ё» и звуками, которыми она о...

Конспект урока «Люби все живое. Звуки [й,о],[ ,о]. Буква Ё ё. Двойная роль буквы Ё»

Конспект урока обучения грамоте по учебнику В.Г. Горецкого «Азбука» 1 класс.Разработка содержит подробное описание каждого этапа урока с применением технологии продуктивного чтения....