Звуки [j’а], [’а]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я,я.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Конспект урока литературного чтения для 1 класса составлен в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
35.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 35 литературного чтения в 1 «а» классе
Дата 24.11.2017 Учитель Зенина И.Н.
Тема | Звуки [j’а], [’а]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я,я. (с. 110—112) |
Тип урока | Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности. |
Планируемые результаты (предметные) | Научатся: производить слого-звуковой анализ слова (маяк): определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делать вывод о том, что в слове маяк два слога-слияния. Называть особенность буквы я (обозначать целый слог- слияние — два звука). Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы Я, я. |
Личностные результаты | Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания. |
Оборудование | Проектор, экран, «Азбука», схемы слов, презентация к уроку, карточки, зрительные метки |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности 1 мин | Приветственное слово учителя: - Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. – Сначала сядет тот, у кого в фамилии имеется согласный звук к, н, р, м, л, и т. д. | Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места. | Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового. |
Актуализация полученных знаний и умений. 3 мин. | Игра «Твёрдый – мягкий» по презентации На доске – два рисунка: Тома (друга твёрдых согласных) и Тима (друга мягких согласных). – Я буду читать слова. Если слышится мягкий звук в начале слова, то встают друзья Тима, если твёрдый – встают друзья Тома. –Девочка, дудка, дом, Дима, тень, торф, тетрадь, торт. – Какие звуки вы услышали в начале слов? - Дайте характеристику звукам д,дь, т, ть | Играют, отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. | Коммуникативные- слушать одноклассника, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Целеполагание 5 мин | -Ребята, Тим и Том предлагают вам посмотреть картинки. -Скажите, что изображено на картинках? (яблоко, якорь) – Какой звук вы услышали в начале слов? - Назовите тему урока. -Поставим цели к уроку. -Какие знания нам понадобятся для достижения цели урока? -Это новый материал или закрепление изученного? | Формулируют тему урока. | Коммуникативные- слушать учителя, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: умение слушать учителя Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. |
Усвоение новых знаний и способов действий (11 мин) | 1) Знакомство с буквой и звуком. -Произнесите звук я. - Какой он: гласный или согласный? Почему? 2)Работа по презентации к уроку. Слого-звуковой анализ слов На доске картинки с изображением яблок и маяка, цапли. -Рассмотрите первую картинку и схему. -Определите количество слогов в слове яблоки. -Что вы видите необычного в 1 слоге? (в 1 слоге две буквы, а на схеме 3 звука) -Почему? (в начале я обозначается двумя звуками ЙА) - Рассмотрите вторую картинку и схему. -Определите количество слогов в слове маяк. -Что вы видите необычного во 2 слоге? (во 2 слоге две буквы, а на схеме 3 звука) -Почему? (после гласного я обозначается двумя звуками ЙА) - Рассмотрите третью картинку и схему. -Определите количество слогов в слове цапля. -Видите ли вы что-то необычного в схеме? (нет, количество букв совпадает с количеством звуков) -В данном случае буква я смягчает согласный звук ль. - Сделайте вывод: буква я обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного. 3)Знакомство с буквой я. – Это буква Я. - На каком этаже она находится? -Значит буква я служит для мягкости согласного звука. -Оцените свою работу 2) Чтение слогов-слияний (учебник, с. 111) – Прочитайте слоги хором. – Мягкими или твердыми являются согласные перед буквой я? 3) Чтение слов – Прочитайте слова. – Сколько звуков вы слышите, произнося букву я? - Оцените свою работу 4)Работа со зрительными метками. - Посмотрите на зрительные метки и найдите слова со звуком я. (ягоды, земляника) -Составьте предложения с данными словами. (В лесу растёт земляника.) - Вспомним о правилах поведения в лесу. (Нельзя шуметь, ломать деревья, разводить костры) - Почему нельзя разводить костры? (Могут возникнуть пожары) - Чем пожары опасны для леса? (Уничтожают большие территории) - В нашей стране лес является национальным богатством. Почему? (ценная древесина, заготовка дров, защищают от ветров и ураганов, укрепляют почву, грибы, ягоды, прекрасный отдых, чистый воздух и т.д.) Поэтому так важно беречь лес от пожаров. 5) Работа с текстом (учебник, с. 111) – Прочитайте текст. - Прочитаем текст цепочкой. – Как называется наша страна? – Какие деревья посадят в саду авторы? – Кто будет рад этому? -Оцените свою работу. 6) Работа с картой (учебник, с. 110) - Как называется наша страна? - Что мы называем своей малой родиной? – Рассмотрите карту. Это изображение нашей страны. Что вы видите на карте? -Расскажи о своей малой родине. Оцените свою работу. | Рассматривают картинки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов. Делают вывод Находят букву я на «ленте букв». Самооценка. Хором читают слоги. Читают слова. Самооценка. Работают со зрительными метками Придумывают предложения. Ведут беседу об охране леса. Читают текст, отвечают на вопросы Самооценка. Работают по карте, рассказывают о себе. Самооценка | Личностные: умение слушать учителя. Регулятивные: организация работы на уроке. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения. Познавательные: работать с разными видами информации: с частями учебной книги |
Физкультминутка (3 мин) | Музыкальная физминутка. | Выполняют движения | Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке |
Закрепление новых знаний и способов действий (10 мин) | 1. Работа с пословицами (учебник, с.110) – Прочитайте пословицы. – Объясните смысл пословиц. 1) Русский народ всегда был очень усердным и трудолюбивым. 2) Родина - место, где мы родились, страна в которой мы живем. Мы должны заботиться о красоте нашей родины и защищать её от врагов. 3) Прежде всего любой человек любит свою Родину, свой родной край, места в которых он родился и вырос. И что как бы нам не нравилось на чужбине, какие бы красивые места там не были и насколько интересной природа там не представлялась, для всех нас милее всего леса, речки и озера родного края. Даже воздух дома иной, привычный и родной. – Найдите в пословицах букву Я - Оцените свою работу. 2. Работа со словом маяк. – Объясните, почему в слове маяк 4 буквы, но 5 звуков. - Оцените свою работу. 3)Работа со словами (с. 112) – Прочитайте слова сначала с буквой я в начале слова, потом – после гласной. - Оцените свою работу. 4) Работа с текстом (учебник, с. 112) – Прочитайте рассказ, рассмотрите картинку. – В парах задайте друг другу вопросы по содержанию текста. – Почему на море стало темно? – Куда торопятся суда? – Что им встречается на пути? – Что помогает судам смело идти в порт? - Оцените свою работу и работу товарища. 5)Работа в группах - Соединить картинки и схемы, раскрасить схемы. - Оцените свою работу и работу товарища. | Читают, объясняют смысл пословиц, находят в предложениях букву я Самооценка Работают по схеме Самооценка Читают, находят слова. Самооценка Работают над текстом. В парах обсуждают текст. Самооценка Взаимооценка Работают в группах, соединяют схемы и слова. Самооценка Взаимооценка | Коммуникативные : развивать умения вступать в диалог с учителем и сверстниками, высказывать собственные мысли, участвовать в коллективном обсуждении. |
Итог урока 3 мин. | Беседа: -Вспомните тему и цель урока. – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Где мы можем применить знания, полученные на уроке? | Отвечают на вопрос учителя | Коммуникативные УУД: умение полно и грамотно выражать свои мысли. Личностные УУД: содействие осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитание уважения к товарищам. |
Рефлексия деятельности. 2 мин. | - Оцените свою работу на уроке по лесенке успеха. -На какую ступеньку лесенки знаний вы бы себя поставили? | Дети оценивают свою деятельность | Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения своей работы и работы всего класса, понимать причины своего неуспеха |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ
Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...
Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....
Конспект урока с презентацией "Двойная роль буквы Ю" 1 класс
Данная работа помогает познакомить учащихся с новой йотированной буквой Ю ю, особенностями этой буквы: обозначает два звука [й][у], если находится в начале слова или после другой гласной и...
Урок русского языка в 1-м классе (ПНШ) на тему: "Двойная роль (работа) букв е, ё, ю, я"
Урок русского языка в 1-м классе (ПНШ) на тему: "Двойная роль (работа) букв е, ё, ю, я" разработан согласно ФГОС. В конспекте урока прописаны реализуемые на уроке УУД....
урок русского языка по теме: " двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я" по методу Караева. Две тетради. Одна рабочая для ученика без ответов и вторая для учителя с ответами.
Урок разработан по методу Караева. Для проведения урока нужна тетрадь 1 для ученика без ответа и тетрадь 2 для учителя с ответами. Состоит материал в три уровня.Задача ученика самостоятельно или...
Конспект урока русского языка в 1 классе на тему "Буква Ё. Двойная роль йотированной буквы Ё в начале слова или после гласной"
Тема: «Заглавная буква Ё. Двойная роль йотированной буквы Ё в начале слова или после гласной»Цель: создать условия для знакомства с гласной буквой «ё» и звуками, которыми она о...
Конспект урока «Люби все живое. Звуки [й,о],[ ,о]. Буква Ё ё. Двойная роль буквы Ё»
Конспект урока обучения грамоте по учебнику В.Г. Горецкого «Азбука» 1 класс.Разработка содержит подробное описание каждого этапа урока с применением технологии продуктивного чтения....