СЕРИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ во 2 классе по разделу «О настоящем и ненастоящем богатстве»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Вся работа на уроках строится на индивидуальной, парной или групповой работе по материалам учебника и по тому аппарату (вопросам и заданиям), который предлагается авторами учебника, на обращении к словарям. На отдельных уроках в учебнике изложена интрига. Её читает сам учитель. Не надо огорчаться, что дети в это время не читают, что теряется зря время. Во-первых, интрига встречается редко, и при учительском чтении на это не уходит очень много времени. Во-вторых, интрига позволяет ребенку держать единое культурное пространство учебника, а это очень важное умение — удерживать содержание конкретного обсуждаемого текста внутри еще одного выдуманного плана. В-третьих, дети очень любят, когда учитель читает (но не надо заставлять их следить по учебнику), причем в этой любви нет ничего корыстного, они испытывают чистое наслаждение. В-четвертых, детям постоянно приходится читать самим — и все тексты по цепочке, и все вопросы к текстам.
На каждом уроке дети работают полностью по аппарату учебника, много рассуждают, спорят, представляют в своих высказываниях разные нравственные установки, рассматривают и наблюдают, сравнивают и сопоставляют, что требует от учителя контроля и руководства, но не довлеющего над детьми. Домашнее задание предлагается ребёнку выбрать самому, а на следующем уроке «защищают» свою домашнюю работу по желанию. Путевые листы помогут учителю диагностировать успешность ребёнка, его эмоциональное состояние на уроке и скорректировать работу на следующем этапе, поэтому листы следует собирать после каждого урока и изучать их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_urokov_lit.cht_._2kl.-o_bogatstve.doc | 477.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Марданова Е. У.
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей №2»
г. Альметьевска Республики Татарстан
СЕРИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
во 2 классе
по разделу «О настоящем и ненастоящем богатстве»
УМК «Перспективная начальная школа»
Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.
Представлена серия уроков литературного чтения по разделу, тема которого «О настоящем и ненастоящем богатстве» (2 класс, начало 2 четверти). Серия состоит из одного урока «открытия» новых знаний, восьми уроков рефлексии и одного урока развивающего контроля.
Метапредметная цель: формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
Решаются предметные задачи:
– духовно-нравственная – способствовать формированию умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого;
– духовно-эстетическая – способствовать формированию от умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
– литературоведческая – способствовать формированию умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях до развития понимания;
– библиографическая – способствовать формированию умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации.
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (освоение детьми разных видов и форм пересказа текста, формирование умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения, формирование навыков учебного чтения по цепочке и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).
Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Планируемые результаты освоения
по разделу «О настоящем и ненастоящем богатстве»
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
• читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос;
• слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
• пользоваться Толковым словарем и иллюстрированным словарём растений и животных для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель или ученик;
• устно выражать свое отношение к содержанию;
• пересказывать текст небольшого объема;
• привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
• уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
• обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
Элементы творческой деятельности учащихся
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
• рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД
при изучении раздела «О настоящем и ненастоящем богатстве»
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• инструментально освоить алфавит, свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и репродукцией; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Проявление формирования УУД
при изучении раздела «О настоящем и ненастоящем богатстве»
(конкретизация произведений из круга чтения или ознакомления в данном разделе)
Личностные УУД:
– самоопределение – система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.
- Задания типа «Помоги Маше (Мише) объяснить что-то, или подтвердить её/его точку зрения, или доказать что-то, или ответить на данный вопрос» – интрига «Секреты чайного домика», С. Козлов «Красота», хокку.
- А также задания типа «С кем ты соглашаешься? Чья точка зрения тебе ближе?" – Т.Маврина «Полумесяц».
- «Ты тоже так думаешь? Ты соглашаешься с Мишей?» – японские сказки «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке», Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка», хокку.
– смыслообразование и нравственно-этическая ориентация:
хокку, С.Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», японские сказки «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке», картины (Т. Маврина «Полумесяц», Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка», А.Дюрер «Травы», А. Венецианов «Жнецы», Винсент Ван Гог «Комната в Арле») – произведения, посвящённые
- формированию базовых нравственных ценностей (тексты о том, что быть наблюдательным, уметь смотреть на одно явление с разных точек зрения, уметь фантазировать, иметь возможность общаться с друзьями (ценить и понимать их точку зрения), любить и быть любимым это богатство и ценность);
- проблеме настоящего и ненастоящего богатства;
- проблеме понимания разницы между проказами-баловством и творческой фантазией;
- формированию базовых эстетических и экологических ценностей, в которых формируются: представление о том, что красота – это то, что вокруг, – необходимо лишь научиться её обнаруживать;
- теме особого зрения – способности видеть не глазами, а сердцем (обсуждение которой было начато в 1 классе),
– вопросы, цель которых – опереться на опыт ребёнка, побуждать школьника каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя, формировать опыт переживаний, опыт примерок:
- «А чем довелось любоваться тебе?» – хокку.
- «Приходилось ли тебе хоть раз испытывать похожее чувство?» – японская сказка «Барсук – любитель стихов».
- «Попробуй и ты по пути из школы приглядеться к знакомому деревцу…» – Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка».
Регулятивные УУД
(контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результатов учебной деятельности):
– Решение задачи создания условий и обстоятельств для формирования данных учебных действий связано с предъявлением школьнику разных оценочных суждений по поводу поведения персонажей литературных произведений. Эти разные точки зрения высказывают сквозные герои комплекта.
- Примеры таких суждений: "Оба эти стихотворения о красоте! – выпалил Миша". Ты разделяешь Мишино мнение?" – хокку, японские сказки «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке».
Познавательные УУД
(информационные, поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями):
– поиск и выделение необходимой информации в словарях:
секреты чайного домика, хокку, С.Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», японские сказки «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке», картины (Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка», А. Венецианов «Жнецы»);
– поход в Хрестоматию с целью поиска конкретного произведения и выполнения задания: хокку;
- поход в Музейный Дом с целью поиска и анализа живописного произведения: картины (Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка», А. Венецианов «Жнецы»)
– перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек: хокку, С.Козлов «Красота»;
– работа с маркированными в тексте словами и строчками
С. Козлов «Ёжик в тумане», японские сказки «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке»;
– работа с дидактическими иллюстрациями:
хокку, С.Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», японские сказки «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке», секреты свитка.
Познавательные УУД (логические):
– анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение литературного и живописного произведения с целью обнаружения сходства или различия темы или заключённого в них главного переживания автора: С.Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», картины (Т. Маврина «Полумесяц», Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка», А.Дюрер «Травы»).
– подведение под понятие:
формирование понятия «олицетворение» без использования термина через анализ поэтических и прозаических текстов и задания типа: «Найди все слова, которые рассказывают о растениях и насекомых как о людях»; «Прочитай строчки, из которых видно, что поэт изображает зиму как живое существо» – хокку, С.Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», японские сказки «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке», картины (Т. Маврина «Полумесяц», Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка»);
предъявление школьнику двух или более позиций относительно обсуждаемой нравственной проблемы и создание необходимости сделать выбор, присоединиться к одной из них, сделать её собственной точкой зрения – хокку, картина Винсента Ван Гога «Комната в Арле»;
– установление причинно-следственных связей: между способностью создавать красоту, ценить красоту, видеть красоту в простом и поэтическим взглядом на мир – хокку, С.Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», японские сказки «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке», картины (Т. Маврина «Полумесяц», Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка», А.Дюрер «Травы», А. Венецианов «Жнецы», Винсент Ван Гог «Комната в Арле»).
Коммуникативные УУД:
– управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества (чтение по цепочке или по ролям) – С.Козлов «Красота», японские сказки «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке»;
– взаимодействие: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения: «Оба барсука – поэты! – добавил Барсук» – хокку, японские сказки «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке».
Средства
для изучения раздела «О настоящем и ненастоящем богатстве»
- Для работы по данной теме следует приготовить уголок с дополнительной информацией по Японии (энциклопедии, изображения и фотографии, связанные с традициями, культурой страны, пейзажи Японии и так далее) и толковым словарём.
- У детей на уроках должны быть учебники по литературному чтению (1 часть, 2 класс, автор Чуракова Н.А.).
- Также необходимо иметь на столах учебник русского языка (2 часть, 2 класс, авторы Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А.), так как там находится толковый словарь, и хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный» (2 класс, автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.), где находится иллюстрированный словарик растений и животных. Для работы с картинами потребуются индивидуальные лупы.
- Дети будут открывать для себя, что является богатством для героев произведений – искать свой клад с сокровищами. Для фиксации такого поиска потребуются карта Путеводной звезды (общая большого формата или индивидуальная, можно в электронном варианте), индивидуальные путевые листы (здесь дети будут оценивать свою работу на уроке), карточка к уроку 10, «эталон» к уроку 10, таблица критериев оценки («эталон» и критерии можно в электронном варианте), сундук (макет или рисунок), куда будут фиксироваться (складываться) найденные «богатства». Фиксация «богатств» требуется для сравнения, сопоставления, как в процессе изучения этого раздела, так и при работе в следующем разделе.
Рекомендация
при изучении раздела «О настоящем и ненастоящем богатстве»
Вся работа на уроках строится на индивидуальной, парной или групповой работе по материалам учебника и по тому аппарату (вопросам и заданиям), который предлагается авторами учебника, на обращении к словарям. На отдельных уроках в учебнике изложена интрига. Её читает сам учитель. Не надо огорчаться, что дети в это время не читают, что теряется зря время. Во-первых, интрига встречается редко, и при учительском чтении на это не уходит очень много времени. Во-вторых, интрига позволяет ребенку держать единое культурное пространство учебника, а это очень важное умение — удерживать содержание конкретного обсуждаемого текста внутри еще одного выдуманного плана. В-третьих, дети очень любят, когда учитель читает (но не надо заставлять их следить по учебнику), причем в этой любви нет ничего корыстного, они испытывают чистое наслаждение. В-четвертых, детям постоянно приходится читать самим — и все тексты по цепочке, и все вопросы к текстам.
Оценивание работы
при изучении раздела «О настоящем и ненастоящем богатстве»
На каждом уроке дети работают полностью по аппарату учебника, много рассуждают, спорят, представляют в своих высказываниях разные нравственные установки, рассматривают и наблюдают, сравнивают и сопоставляют, что требует от учителя контроля и руководства, но не довлеющего над детьми. Домашнее задание предлагается ребёнку выбрать самому, а на следующем уроке «защищают» свою домашнюю работу по желанию. Путевые листы помогут учителю диагностировать успешность ребёнка, его эмоциональное состояние на уроке и скорректировать работу на следующем этапе, поэтому листы следует собирать после каждого урока и изучать их.
Детям предоставлены следующие критерии оценивания:
Оценивание работы на уроке или дома
Закрась картинку –
Звездочка – у меня всё получилось.
Звёздочка и тучка – у меня получилось почти всё,
но над некоторыми вопросами надо поработать ещё.
Тучка – мне не удалось выполнить задание.
Пометь знаком Х номер выбранного вывода –
- Было трудно работать и неинтересно.
- Было легко работать и интересно.
- Было легко работать и неинтересно.
- Было трудно работать и интересно.
Оценивание чтения
по уровням
Выше среднего – чтение полными словами, без ошибок, средний темп чтения, с выражением.
Средний – чтение полными словами, без ошибок,
быстрый или медленный темп чтения, без выражения.
Ниже среднего – чтение полными словами, допущены ошибки или повторы слов.
Оценивание работы на уроке развивающего контроля
На карточке –
Я выполнил(а) _____ заданий верно.
Я отметил(а) знаком Х те задания, в которых было затруднение.
Я оцениваю свою работу на __________ баллов.
Критерии –
«5» – выполнил все задания верно
«4» – выполнил четыре или три задания верно
«3» – выполнил два задания верно
Путевой лист ________________________________________ (фамилия, имя)
пункт | раскрась | отметь Х | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Тема раздела «О настоящем и ненастоящем богатстве»
Урок 1.
Тема урока: Секреты чайного домика
Вид урока: «открытие» новых знаний
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и применения нового понятия о настоящем богатстве, эстетических, нравственных, моральных ценностях.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – хокку (хайку), чайный домик, любование.
Дидактические материалы и оборудование: учебники по литературному чтению (1 часть, 2 класс, автор Чуракова Н.А.), хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный» (2 класс, автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.), карта Путеводной звезды (общая большого формата или индивидуальная), сундук (макет или рисунок).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ПОМЕТКИ | |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Мы переходим к новой главе «В гостях у Барсука» Кто такой барсук? | Высказывания детей. Сверяются с информацией в иллюстрированном словаре растений и животных. | |
этап актуализации и пробного учебного действия | Чтение темы новой главы – «О настоящем и настоящем богатстве» | ||
Как вы думаете, о чём будет эта глава? Что такое настоящее и ненастоящее богатство? | Высказывания детей, предположения. | ||
Предлагаю вам отправиться на поиски настоящего богатства. Вот карта Путеводной звезды, которая помогает всем путешественникам и защищает странников. | Рассматривают карту Путеводной звезды. Определяют первый пункт на карте – чайный домик. | ||
этап выявления места и причины затруднения | Чтение интриги. (с.93-96, до слов «Барсук закрыл глаза…») Какие вопросы у вас возникли? | Объяснение непонятных слов и выражений. Обсуждение | |
Чтение дальше «Барсук закрыл глаза…» и хокку Исса | |||
этап построения проекта выхода из затруднения | Чтение детьми про себя, шёпотом несколько раз. Обращение к заданиям в учебнике (с.96). Обсуждение в паре. Высказывание своего мнения. | ||
Чтение «А чем любуются в посёлке Мирном? – поинтересовался Барсук» Что ответил Миша? Что ответила Маша? | Возвращение к курсу «Окружающий мир» Высказывание своего мнения. | ||
этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи | Как относятся к природе в России? В Японии? | Возвращение к текстам. Высказывание своего мнения. | |
этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи | Так какое же богатство самое настоящее? | Возвращение к текстам. Высказывание своего мнения. | |
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Обращение к последнему блоку вопросов. Обсуждение в паре. Каждый получает возможность на любой из вопросов. | ||
этап включения нового знания в систему знаний и повторения | Какие открытия для себя вы сделали сегодня? Что считать настоящим богатством? А какое богатство описано в хокку Исса? | Высказывание своего мнения | |
Записывает ответы – объекты на карточках (луна, ночь, листик и так далее), которые складываются в сундук для сокровищ | |||
этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Дома просмотрите страницы 93-97, выберите или создайте себе домашнее задание сами. | Варианты домашнего задания:
Варианты 4-7 предполагают поиск дополнительной информации в других источниках (справочники, сборники, энциклопедии, интернет-ресурсы). |
Урок 2.
Тема урока: Ёжик в тумане (отрывок) С. Козлов
Вид урока: урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятия о настоящем богатстве, эстетических, нравственных, моральных ценностях.
Дидактические материалы и оборудование: учебники по литературному чтению (1 часть, 2 класс, автор Чуракова Н.А.), учебники русского языка (2 часть, 2 класс, авторы Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А.), хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный» (2 класс, автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.), карта Путеводной звезды (общая большого формата или индивидуальная), индивидуальные путевые листы, таблица критериев оценки, сундук (макет или рисунок).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ПОМЕТКИ | |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Какое задание вы выбрали или создали для себя по уроку «Секреты чайного домика»? | Выступление желающих защитить свою работу. | |
Какие затруднения вы испытали при выполнении домашнего задания? | Высказывания каждого. | ||
Как вы оцените свою работу в путевом листе? | Делают пометки в путевом листе | ||
Представлены критерии: Закрась картинку – Звездочка – у меня всё получилось. Звёздочка и тучка – у меня получилось почти всё, но над некоторыми вопросами надо поработать ещё. Тучка – мне не удалось выполнить задание. Пометь знаком Х номер выбранного вывода –
| |||
этап актуализации и пробного учебного действия | Обращение к карте Путеводной звезды. Нахождение следующего пункта – «Ёжик в тумане» Чтение про себя или шёпотом (с. 97-98) «Ёжик в тумане» (отрывок) С. Козлов | ||
этап выявления места и причины затруднения | Где вы испытали затруднения? | Обсуждение непонятных слов и выражений – возвращение к тексту. | |
Одновременное чтение вслух. | |||
этап построения проекта выхода из затруднения | Обращение к заданиям и вопросам (с.98). Возвращение к текстам. Высказывания. | ||
этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи | Чтение отдельными учениками (по 2 чел.) осознанно, выразительно. | ||
этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи | Как вы оцените своё чтение? | Каждый устно проговаривает оценку своего чтения. | |
Представлены критерии: по уровням Выше среднего – чтение полными словами, без ошибок, средний темп чтения, с выражением. Средний – чтение полными словами, без ошибок, быстрый или медленный темп чтения, без выражения. Ниже среднего – чтение полными словами, допущены ошибки или повторы слов. | |||
этап включения нового знания в систему знаний и повторения | Что связывает хокку Исса и отрывок С.Козлова «Ёжик в тумане»? | Высказывания детей. | |
О каком богатстве идёт речь? | Высказывания детей. | ||
Записывает ответы – объекты на карточках (луна, ночь, туман, река, белая лошадь, лунные зайцы, комарики и так далее), которые складываются в сундук для сокровищ. | |||
этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Какое домашнее задание можно предложить по сегодняшнему уроку? | Предложения детей. Выбор домашнего задания – каждый для себя. Варианты домашнего задания:
|
Урок 3.
Тема урока: Татьяна Маврина «Полумесяц»
Вид урока: урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятия о настоящем богатстве, эстетических, нравственных, моральных ценностях.
Дидактические материалы и оборудование: учебники по литературному чтению (1 часть, 2 класс, автор Чуракова Н.А.), учебники русского языка (2 часть, 2 класс, авторы Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А.), хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный» (2 класс, автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.), карта Путеводной звезды (общая большого формата или индивидуальная), индивидуальные путевые листы, таблица критериев оценки, сундук (макет или рисунок), индивидуальные лупы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ПОМЕТКИ | |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Какое задание вы выбрали или создали для себя по сказке «Ёжик в тумане»? | Выступление желающих защитить свою работу. | |
Какие затруднения вы испытали при выполнении домашнего задания? | Высказывания каждого. | ||
Как вы оцените свою работу в путевом листе? | Оценивание по критериям | ||
Обращение к карте Путеводной звезды. Нахождение следующего пункта – «Полумесяц» Находят в учебнике раздел «Музейный Дом». | |||
Работа по картине Татьяны Мавриной «Полумесяц» – обсуждение картины в паре (в четвёрке) по имеющемуся в учебнике блоку вопросов (с.99), используя лупы. Выступления групп. | |||
этап выявления места и причины затруднения | В чём вы испытали затруднения? | Проговаривание затруднений. | |
этап построения проекта выхода из затруднения | Вы бы хотели открыть в этой картине ещё что-то новое, найти больше богатства? | ||
этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи | Предлагается расширенный блок вопросов: «О чем могут разговаривать ночью дерево и гараж?» — дополнительные вопросы «Как вы думаете, кто из них старше? Кто больше видел? Кто слышал больше всяких разговоров? А это только разговоры людей между собой или чьи-нибудь еще (птиц, кошек, собак…)? Почему они, если общаются, то делают это ночью, а не днем? Мешает ли дереву то, что гараж построили прямо возле него, или, наоборот, ему это нравится?» «О чем могут говорить дома между собой?» — дополнительные вопросы «Говорят ли дома только о своих жильцах или у них есть и другие проблемы? Что может волновать дом, если он очень старый и начал разрушаться? О чем он может мечтать? О чем может думать недавно построенный дом? Что они наблюдают днем? Как меняются их наблюдения ночью?» «О чем могут беседовать луна и зажженные окна домов?» — дополнительные вопросы «Есть ли у них что-нибудь общее?». (Окна горят днем или ночью? А луна?). «Могут ли окна переживать, что они не такие яркие и красивые, как луна? Могут ли они хвастаться тем, что когда захотят — горят, а когда не захотят — не горят, в отличие от луны? Может ли луна гордиться тем, что видит огромное количество зажженных окон? Могут ли окна интересоваться у луны самочувствием своих родственников (других зажженных окон), которых они видеть не могут?» | ||
Обсуждение картины в паре (в четвёрке), используя лупы. Выступления групп. | |||
этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи | В чём вы испытали затруднения? | Проговаривание затруднений. | |
этап включения нового знания в систему знаний и повторения | О каком богатстве рассказывает эта картина? | Высказывания детей. | |
Записывает ответы – объекты на карточках (месяц, ночь, дерево, снег, дома, свет окон, и так далее), которые складываются в сундук для сокровищ. | |||
этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Как вы оцените свою работу на уроке в путевом листе? | Оценивание по критериям |
Урок 4.
Тема урока: Японская сказка «Барсук – любитель стихов»
Вид урока: урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятия о настоящем богатстве, эстетических, нравственных, моральных ценностях.
Дидактические материалы и оборудование: учебники по литературному чтению (1 часть, 2 класс, автор Чуракова Н.А.), учебники русского языка (2 часть, 2 класс, авторы Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А.), хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный» (2 класс, автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.), карта Путеводной звезды (общая большого формата или индивидуальная), индивидуальные путевые листы, таблица критериев оценки, сундук (макет или рисунок).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ПОМЕТКИ | |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Обращение к карте Путеводной звезды. Нахождение следующего пункта – «Барсук – любитель стихов». | ||
этап актуализации и пробного учебного действия | Из какой страны наш Гостеприимный Барсук? | Ответы детей (Он приехал из Японии). | |
Гостеприимный Барсук предлагает нам японскую сказку про своего предка. | Чтение японской сказки «Барсук – любитель стихов» (с.99-102) по цепочке (6 чел.) – текст маркирован для такого чтения | ||
этап выявления места и причины затруднения | Какие затруднения вы испытали во время чтения? | Объяснение непонятных слов и выражений. Обращение к толковому словарю и иллюстрированному словарю растений и животных – объяснение слов «орхидея, сверчок, цикада» | |
этап построения проекта выхода из затруднения | Повторное чтение по цепочке (6 чел.) | ||
Работа по вопросам (с.102-103). Возвращение к тексту. Выслушиваются все мнения детей. | |||
этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи | Какие затруднения вы встретили при работе со сказкой? | Высказывания детей. | |
Почему возникло это затруднение? | Высказывания детей. | ||
этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи | Повторное чтение по цепочке (6 чел.) | ||
А вы бы простили барсука? Почему? | Высказывания детей. | ||
Какое место в сказке вам особенно понравилось? | Возвращение к тексту. Прочтение фрагментов | ||
этап включения нового знания в систему знаний и повторения | О каком богатстве идёт речь? | Высказывания детей. | |
Записывает ответы – объекты на карточках (стихи, орхидея, луна, сверчки, цикады и так далее), которые складываются в сундук для сокровищ. | |||
этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Как вы оцените свою работу на уроке в путевом листе? | Оценивание по критериям | |
Какое домашнее задание может быть к этому уроку? | Высказывание детей. | ||
Предлагает разделить задания по уровню сложности выполнения: 1 уровень – чтение сказки, иллюстрация 2 уровень – выразительное чтение, работа по вопросам 3 уровень – пересказ близко к тексту двух-трёх частей сказки 4 уровень – составить сказку или рассказ о том, как животное ценит красоту. | Выбор каждым ребёнком домашнего задания для себя. |
Урок 5.
Тема урока: Японская сказка «Луна на ветке»
Вид урока: урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятия о настоящем богатстве, эстетических, нравственных, моральных ценностях.
Дидактические материалы и оборудование: учебники по литературному чтению (1 часть, 2 класс, автор Чуракова Н.А.), учебники русского языка (2 часть, 2 класс, авторы Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А.), хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный» (2 класс, автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.), карта Путеводной звезды (общая большого формата или индивидуальная), индивидуальные путевые листы, таблица критериев оценки, сундук (макет или рисунок).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ПОМЕТКИ | |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Какое задание вы выбрали для себя по сказке «Барсук – любитель стихов»? | Выступление желающих защитить свою работу. | |
Какие затруднения вы испытали при выполнении домашнего задания? | Высказывания каждого. | ||
Как вы оцените свою работу на уроке в путевом листе? | Оценивание по критериям | ||
Обращение к карте Путеводной звезды. Нахождение следующего пункта – «Луна на ветке». | |||
этап актуализации и пробного учебного действия | Гостеприимный Барсук предлагает нам ещё одну японскую сказку про своего предка. | Чтение японской сказки «Луна на ветке» (с.103-106) по цепочке (5 чел.) – текст маркирован для такого чтения | |
этап выявления места и причины затруднения | Какие затруднения вы испытали во время чтения? | Объяснение непонятных слов и выражений. Обращение к толковому словарю – объяснение слова «эноки» | |
этап построения проекта выхода из затруднения | Повторное чтение по цепочке (5 чел.) | ||
Работа по вопросам (с.106-107). Возвращение к тексту. Обсуждение в паре. Выслушиваются все мнения детей. | |||
Какие затруднения вы встретили при работе со сказкой? | Высказывания детей. | ||
этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи | Повторное чтение по цепочке (5 чел.) | ||
этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи | Гостеприимный Барсук сказал, что оба барсука – поэты. Ваше мнение? | Высказывание мнения детей. Сравнение с выводом на странице 107: «Тех, кто умеет создавать и ценить красоту, называют поэтами» | |
этап включения нового знания в систему знаний и повторения | Какой барсук вам больше понравился? Почему? | Высказывания детей. | |
О каком богатстве идёт речь? | Высказывания детей. | ||
Записывает ответы – объекты на карточках (стихи, орхидея, луна, сверчки, цикады и так далее), которые складываются в сундук для сокровищ. | |||
этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Как вы оцените свою работу на уроке в путевом листе? | Оценивание по критериям | |
Какое домашнее задание может быть к этому уроку? | Высказывание детей. | ||
Предлагает разделить задания по уровню сложности выполнения: 1 уровень – чтение сказки, иллюстрация 2 уровень – выразительное чтение, работа по вопросам 3 уровень – чтение сказок «Барсук – любитель стихов» и «Луна на ветке», сравнение двух барсуков. | Выбор каждым ребёнком домашнего задания для себя. |
Урок 6.
Тема урока: Секреты свитка
Вид урока: урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятия о настоящем богатстве, эстетических, нравственных, моральных ценностях.
Дидактические материалы и оборудование: учебники по литературному чтению (1 часть, 2 класс, автор Чуракова Н.А.), учебники русского языка (2 часть, 2 класс, авторы Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А.), хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный» (2 класс, автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.), карта Путеводной звезды (общая большого формата или индивидуальная), индивидуальные путевые листы, таблица критериев оценки, сундук (макет или рисунок), индивидуальные лупы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ПОМЕТКИ | |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Два урока мы провели с предками Гостеприимного Барсука. | Выступления с защитой домашней работы по желанию. | |
этап актуализации и пробного учебного действия | Вы готовы двигаться дальше в поисках настоящего богатства? | Обращение к карте Путеводной звезды. Нахождение следующего пункта – «Секреты свитка». Обращение к толковому словарю – объяснение слова «свиток». | |
Учитель читает короткую интригу. | |||
Работа по свитку. Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка» по вопросам (с.109), с обращением к иллюстрированному словарю растений и животных – объяснение слова «тростник», с применением лупы. | |||
Обсуждение в паре (в четвёрке) Высказывания по вопросам. | |||
этап выявления места и причины затруднения | В чём вы испытали затруднения? | Проговаривание затруднений | |
этап построения проекта выхода из затруднения | Работа по вопросам (с.110) | ||
этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи | Учитель читает короткую интригу. | ||
этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи | Так какой секрет есть в этом свитке? | Дети рассуждают или используют фрагмент текста — «Счастливый человек тот, кто умеет подмечать красоту в самом простом» | |
этап включения нового знания в систему знаний и повторения | О каком богатстве идёт речь? | Высказывания детей. | |
Записывает ответы – объекты на карточках (красота в простом, утка, тростник, снег и так далее), которые складываются в сундук для сокровищ. | |||
этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Как вы оцените свою работу на уроке в путевом листе? | Оценивание по критериям | |
Предлагает «Автор учебника советует нам, чтобы по пути из школы каждый из нас постарался быть очень наблюдательным, чтобы обнаружить в привычном окружении что-то необычное, — то, о чем можно, например, завтра в классе всем рассказать. Это непросто! Поэтому я не могу дать это в качестве обязательного задания. Но вы все-таки постарайтесь: вдруг у кого-то это уже сегодня получится? Следующий урок по литературному чтению мы как раз с этого и начнем: сначала выясним, удалось ли кому-нибудь из наших ребят обнаружить красоту — в простом. Не возражаете?» | Выбор детей. |
Урок 7.
Тема урока: «Красота» С.Козлов. «Травы» А.Дюрер
Вид урока: урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятия о настоящем богатстве, эстетических, нравственных, моральных ценностях.
Дидактические материалы и оборудование: учебники по литературному чтению (1 часть, 2 класс, автор Чуракова Н.А.), учебники русского языка (2 часть, 2 класс, авторы Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А.), хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный» (2 класс, автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.), карта Путеводной звезды (общая большого формата или индивидуальная), индивидуальные путевые листы, таблица критериев оценки, сундук (макет или рисунок), индивидуальные лупы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ПОМЕТКИ | |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Какой секрет открыл вам свиток Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка»? | Дети рассуждают или используют фрагмент текста — «Счастливый человек тот, кто умеет подмечать красоту в самом простом» | |
Получилось ли у кого-то приглядеться к чему-нибудь простому и увидеть красоту? | Высказывания детей. | ||
Вы счастливые люди. Вы смогли увидеть красоту в самом простом. | Высказывания детей. | ||
Обращение к карте Путеводной звезды. Нахождение следующего пункта – «Красота. Травы». | |||
этап актуализации и пробного учебного действия | Чтение учителем сказки «Красота» С. Козлова (с.111-114) | ||
этап выявления места и причины затруднения | Работа с толковым словарём («шалеют»), объяснение непонятных слов и выражений. | ||
Чтение по цепочке (4 чел.) – текст маркирован для такого чтения | |||
Работа по вопросам (с.114) | |||
этап построения проекта выхода из затруднения | Какие затруднения вы испытали в работе? | Проговаривание затруднений. | |
О каком богатстве идёт речь? | Высказывания детей. | ||
Записывает ответы – объекты на карточках (веточки, листики и так далее), которые складываются в сундук для сокровищ. | |||
этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи | Прочитайте фрагменты текста в голубой рамке. Чей это взгляд на мир? | Возращение к тексту. Предположения детей | |
Прочитайте фрагменты текста в розовой рамке. А это чей это взгляд на мир? | Возращение к тексту. Предположения детей | ||
В чём было затруднение? | Высказывания детей, но особое затруднение в том, что среди фрагментов в розовых рамках есть слова Зайца. Цветовые выделения в этом тексте нужны для того, чтобы обозначить контраст между поэтическим взглядом на жизнь (Медвежонок, Ёжик) и трезвым, обыденным взглядом, лишенным фантазии и поэзии (Заяц). Слова Зайца «Лучше рябину» помечены розовым цветом, чтобы подчеркнуть, что и Зайцу совсем не чуждо чувство прекрасного — он видит красивое, когда это очевидно красивое; просто у зайца чувство прекрасного не настолько развито, чтобы увидеть красивое в голых прутиках. | ||
Разрешение этого затруднения. | |||
этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи | Кто же такие поэты? Как вы понимаете «Красота в простом»? | Высказывания детей. | |
этап включения нового знания в систему знаний и повторения | Вас приглашают в «Музейный Дом» познакомиться с картиной Альбрехта Дюрера «Травы». | Работа по картине. Альбрехт Дюрер «Травы» по вопросам (с.114-115), с применением лупы. | |
Что вызвало у вас затруднения? | Проговаривание затруднения. | ||
О каком богатстве идёт речь? | Высказывания детей. | ||
Записывает ответы – объекты на карточках (травы и так далее), которые складываются в сундук для сокровищ. | |||
этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Как вы оцените свою работу на уроке в путевом листе? | Оценивание по критериям | |
Предлагает домашнее задание на выбор – чтение сказки «Красота» С. Козлова и работа по вопросам или составление рассказа по картине А. Дюрера «Травы». | Выбор детей |
Урок 8.
Тема урока: Секрет коротких стихотворений
Вид урока: урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятия о настоящем богатстве, эстетических, нравственных, моральных ценностях.
Дидактические материалы и оборудование: учебники по литературному чтению (1 часть, 2 класс, автор Чуракова Н.А.), учебники русского языка (2 часть, 2 класс, авторы Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А.), хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный» (2 класс, автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.), карта Путеводной звезды (общая большого формата или индивидуальная), индивидуальные путевые листы, таблица критериев оценки, сундук (макет или рисунок), индивидуальные лупы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ПОМЕТКИ | |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Выступления с защитой домашней работы по желанию. | ||
Вы готовы двигаться дальше в поисках настоящего богатства? | Обращение к карте Путеводной звезды. Нахождение следующего пункта – «Секреты коротких стихотворений». | ||
этап актуализации и пробного учебного действия | Учитель читает интригу (с. 115-116) и хокку Хиросиге об утке. | Возвращение к свитку. Рассмотрение иероглифов с использованием лупы. | |
этап выявления места и причины затруднения | Работают по учебнику – по текстам хокку Иссё, Бусон, по вопросам (с.115-119), обращение к иллюстрированному словарю растений и животных – объяснение слова «хризантема». | ||
этап построения проекта выхода из затруднения | Что вызвало у вас затруднения? | Проговаривание затруднения. Сравнивают свои выводы с мнением авторов учебника | |
этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи | Нас приглашают в «Музейный Дом». | Знакомство с картиной «Жнецы» Алексея Венецианова. Работа по картине по вопросам (с.119) с использованием лупы. Обращение к толковому словарю – объяснение слова «жнецы» | |
Что вызвало у вас затруднения? | Проговаривание затруднения. | ||
этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи | Работают по учебнику – по текстам хокку Тиё, Оницура, по вопросам (с.119-121) Обращение к толковому словарю – объяснение слова «бадья» | ||
этап включения нового знания в систему знаний и повторения | Что вызвало у вас затруднения? | Проговаривание затруднения. | |
О каком богатстве идёт речь? | Высказывания детей. | ||
Записывает ответы – объекты на карточках (утка, хризантемы, пион, вьюнок, цикады и так далее), которые складываются в сундук для сокровищ. | |||
этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Как вы оцените свою работу на уроке в путевом листе? | Оценивание по критериям | |
Какое домашнее задание может быть к этому уроку? | Высказывания детей. | ||
Предлагает разделить задания по уровню сложности выполнения: 1 уровень – чтение хокку, иллюстрация 2 уровень – выразительное чтение, работа по вопросам 3 уровень – рассказ по картине А. Венецианова «Жнецы» 4 уровень – сочинить своё хокку | Выбор каждым ребёнком домашнего задания для себя. |
Урок 9.
Тема урока: Винсент Ван Гог «Комната в Арле»
Вид урока: урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятия о настоящем богатстве, эстетических, нравственных, моральных ценностях.
Дидактические материалы и оборудование: учебники по литературному чтению (1 часть, 2 класс, автор Чуракова Н.А.), учебники русского языка (2 часть, 2 класс, авторы Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А.), хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный» (2 класс, автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.), карта Путеводной звезды (общая большого формата или индивидуальная), индивидуальные путевые листы, таблица критериев оценки, сундук (макет или рисунок), индивидуальные лупы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ПОМЕТКИ | |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Выступления с защитой домашней работы по желанию. | ||
Вы готовы двигаться дальше в поисках настоящего богатства? | Обращение к карте Путеводной звезды. Нахождение следующего пункта – «Комната в Арле». | ||
этап актуализации и пробного учебного действия | Работа по картине Винсента Ван Гога «Комната в Арле» по вопросам (с.121), с применением лупы. | ||
этап выявления места и причины затруднения | Обсуждение в паре (в четвёрке) | ||
Высказывания по вопросам. | |||
этап построения проекта выхода из затруднения | В чём вы испытали затруднения? | Проговаривание затруднений | |
этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи | О каком богатстве идёт речь? | Высказывания детей. | |
Записывает ответы – объекты на карточках (красота в простом и так далее), которые складываются в сундук для сокровищ. | |||
этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи | А теперь рассмотрим, какие богатства мы нашли во время нашего поиска. | Прочитывают те «богатства», которые были зафиксированы, сравнивают их, сопоставляют. | |
этап включения нового знания в систему знаний и повторения | Какой вывод можно сделать? Что является настоящим богатством? Привела ли вас Путеводная звезда к настоящим сокровищам? | Высказывания детей. | |
этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Как вы оцените свою работу на уроке в путевом листе? | Оценивание по критериям | |
Какое домашнее задание может быть к этому уроку? | Высказывания детей. | ||
Предлагает продумать ответ, что же такое настоящее богатство |
Урок 10.
Тема урока: О настоящем и ненастоящем богатстве
Вид урока: урок развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий, умения работать с источником информации.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ПОМЕТКИ | |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | С какими произведениями мы познакомились в разделе «О настоящем и ненастоящем богатстве»? | Высказывания детей. | |
этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи | Какие богатства вы нашли за время этих уроков? | Высказывания детей. | |
Это настоящее богатство? | Высказывания детей. | ||
Какие секреты и тайны вы открыли в этом разделе? | Высказывания детей. | ||
этап включения нового знания в систему знаний и повторения | Предлагаю вам выполнить задания на карточках, а затем оценить свою работу (карточка к уроку 10) | Выполнение работы | |
КАРТОЧКА к уроку 10 1. Как называются в Японии стихотворения из трёх строчек? ___________________________________________________________ 2. Перечисли авторов хокку, представленных в разделе «О настоящем и ненастоящем богатстве»: ___________________________________________________________ 3. Напиши, из какой японской сказки эти барсуки: барсук, который создаёт красоту – _____________________________ барсук, который ценит красоту – ______________________________ 4. Напиши авторов этих картин: «Тростник под снегом и дикая утка» – __________________________ «Травы» – _________________________________________________ «Полумесяц» – ______________________________________________ «Комната в Арле» – __________________________________________ «Жнецы» – ________________________________________________ 5. Вспомни сказки С.Козлова про Ёжика и медвежонка, японские сказки про барсуков, хокку и картины. Что ты можешь назвать настоящим богатством? _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ Оценивание работы: Я выполнил(а) _____ заданий верно. Я отметил(а) знаком Х те задания, в которых было затруднение. Я оцениваю свою работу на __________ баллов. | |||
этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Предоставление «эталона» | Сравнение своей работы с «эталоном» | |
1. Как называются в Японии стихотворения из трёх строчек? хокку 2. Перечисли авторов хокку, представленных в разделе «О настоящем и ненастоящем богатстве»: Исса, Хиросиге, Иссё, Бусон, Тиё, Оницура 3. Напиши, из какой японской сказки эти барсуки: барсук, который создаёт красоту – «Луна на ветке» барсук, который ценит красоту – «Барсук – любитель стихов» 4. Напиши авторов этих картин: «Тростник под снегом и дикая утка» – Хиросиге «Травы» – Альбрехт Дюрер «Полумесяц» – Татьяна Маврина «Комната в Арле» – Винсент Ван Гог «Жнецы» – Алексей Венецианов 5. Вспомни сказки С.Козлова про Ёжика и медвежонка, японские сказки про барсуков, хокку и картины. Что ты можешь назвать настоящим богатством? В этих произведениях показаны настоящее богатство – природа (ночь, туман, луна, цветы, травы, веточки, насекомые, птицы и так далее) стихи, музыка, произведения искусства. Красота в самом простом. | |||
В чём вы испытали затруднение? | Проговаривание своего затруднения. | ||
Почему возникло затруднение? | Проговаривание причин затруднения. | ||
Предоставление критериев оценки: «5» – выполнил все задания верно «4» – выполнил четыре или три задания верно «3» – выполнил два задания верно | Оценивание своей работы | ||
Проговаривание своего оценивания работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения. Обобщение по разделу "Я и мои друзья". (2 класс)
Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс....
Разработка урока по литературному чтению "О настоящем и ненастоящем богатстве. В. Драгунский «Гусиное горло».
Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа"...
Урок литературного чтения. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». 4 класс.
Урок для детей с ЗПР, обобщения и систематизации знаний...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу «Писатели – детям»" и разработанная контрольная работа по теме урока) 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Обобщение по разделу «Писатели – детям»» Цели деятельности учителя: повторить и обобщить пройденный материал по разделу «Писатели – детям»; разви...
Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...
Технологическая карта урока литературного чтения Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с прозой Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: познакомиться с пр...