Проведение нетрадиционных уроков литературного чтения по обобщению разделов. Уроки - игры.
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Доклад по организации уроков обобщения по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netrad_uroki.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА « Проведение нетрадиционных уроков литературного чтения».
Учитель СОШ №46 Битиева Е.В.
Основной целью уроков литературного чтения в начальной школе является помощь ребенку в его стремлении стать читателем. Учитель должен подвести ученика к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить его читательский опыт.
Каждый читатель должен уметь: воспринимать текст, понимать читаемое, воссоздавать в своем воображении прочитанное и воспроизводить текст в разных вариантах (подробно, выборочно, сжато и т.д.). Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для читательской деятельности. Он должен овладеть элементарными литературными представлениями и знаниями. Все это поможет ребенку разобраться в мире детской литературы, научиться осознано читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения, т.е. будет развиваться потребность в чтении.
Курс литературного чтения обеспечивает развитие личности ребенка, формирует его интеллект и общую культуру, компоненты учебной деятельности.
Учебники литературного чтения Л.А. Ефросининой отражают многообразие жанров литературы: стихи, басни, былины_- песни, былины- сказы, сказки (народные и литературные), художественные и научно-художественные рассказы, воспоминания, очерки.
В учебниках выделено несколько рубрик: «Проверь себя», «Книжная полка», «Обрати внимание», которые позволяют, в доступной форме раскрыть литературоведческие представления, знакомят с авторам и готовят к восприятию его творчества.
Авторы учебника «Литературное чтение» по программе Виноградовой предлагают учителю несколько вариантов построения уроков.
- Работа с новым произведением.
а) повторение или проверка домашнего задания.
б) слушание или чтение нового произведения (первичное восприятие)
в) беседа-выявление первичного восприятия.
г) работа с текстом произведения
д) обобщение
е) рекомендации для работы дома
2. Работа с самостоятельно прочитанным произведением.
а) работа с заранее прочитанным произведением.
б) работа с текстом произведения, выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради.
в) обобщение.
г) варианты домашнего задания.
3. Работа с дополнительно прочитанными произведениями.
а) работа с прочитанными произведениями (определение круга чтения, краткий пересказ с указанием жанра, темы,сравнение книг).
б) выбор одного из прочитанных произведений.
в) упражнение в чтении.
г) беседа (обобщение).
д) варианты домашнего задания.
4. Библиотечный урок.
а) работа с прочитанными книгами (выставка книг, рассказы учащихся о прочитанных книгах).
б) обсуждение прочитанных произведений или их эпизодов.
в) работа по страничке «Книжная полка» под руководством учителя.
г) литературные игры «По страницам прочитанных книг».
д) рекомендации для самостоятельной работы.
5. Итоговый урок «Проверь себя».
а) работа по учебнику по страничке «Проверь себя».
б) работа в тетради.
в) проверка выполненной работы.
г) варианты домашнего задания.
Именно к пятому варианту проведения уроков мною были разработаны уроки в форме литературных игр, которые относятся к нетрадиционным формам проведения уроков.
К традиционным формам относятся уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета, приобретенных ЗУН, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации пройденного материала, повторение темы или раздела.
Наряду с этими формами обучения широко используются и нетрадиционные. Это уроки-семинары, зачеты, путешествия, интегрированные уроки, диспуты, уроки-сказки и т.д.. Благодаря им ученики быстрее и лучше усваивают программный материал, повышается интерес к предмету.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, с их познавательной активностью, со способностью самостоятельно решать нестандартные задачи или использовать знания в нестандартных ситуациях.
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих заданий, направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является одной из важнейших задач процесса обучения.
Значение вышеуказанных видов деятельности обусловлено тем, что сама по себе учебная деятельность, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна привести к некоторому торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом, от прилежания и старательности, не учитывая проявления ряда индивидуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени для детей с разными способностями.
Занятия, направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы. Причина тому - психофизиологические особенности младших школьников. Шести девятилетний возраст характеризуется повышенной сензитивностью. В это время завершается физиологическое созревание основных структур мозга. Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.
Еще одна важная причина, побуждающая активнее внедрять специфические развивающие упражнения в учебный процесс-возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей, являющейся основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы с ними. Возможность такого непрерывного мониторинга обусловлено тем, что развивающие игры и упражнения базируются на различных психодиагностических методиках, показателей выполнения учащимися тех или иных заданий предоставляют учителям непосредственную информацию о текущем уровне развития детей. Игровой, увлекательный характер заданий снижает стрессогенный фактор проверки развития, позволяет детям в полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.
Введение в школьную программу начальных классов нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развивать личностные качества ребенка. Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней.
На уроках обобщения материала по литературному чтению предусмотрена работа по страничкам в учебнике и в рабочей тетради с рубрикой «Проверь себя», Именно на этих уроках я предлагаю детям работать в группах.
Обычно, наибольший интерес для детей представляют уроки, на которых знакомятся с новым произведением. Но если обобщение проводить в игровой форме, то учащиеся с огромным удовольствием выполняют задания к ранее пройденным произведениям.
Такие уроки я провожу в форме соревнований, где класс делится на три группы (по рядам). Для урока могут предлагаться различные задания-конкурсы. Некоторые из них, в зависимости от сложности, могут использоваться только в первых-вторых классах, иные-лишь в четвертом. Но большинство из них –универсальны.
Конкурс рисунков.
Задания для него могут даваться заранее на дом, а можно раздавать шаблоны на уроке, которые дети закрашивают и на листах ватмана каждая команда составляет коллективную композицию.
Конкурс загадок.
В зависимости от темы, дети сами готовят загадки заранее или отгадывают предлагаемые учителем задания.
Конкурс инсценировок.
Конкурс инсценировок наиболее любим детьми, так как они очень любят перевоплощения в сказочных героев, с большой охотой и любовью готовят костюмы и учат слова. Но на плечи учителя ложится большая работа по его подготовке.
Конкурс кроссвордов.
Конкурс кроссвордов также очень нравится детям. При составлении кроссвордов учителю следует использовать произведения всей темы или раздела, что заставляет детей работать с учебником, развивать память и мышление.
Так как на уроках чтения очень важно большую часть времени уделять различным видам чтения, то я предлагаю такие виды конкурсов:
Чтение по ролям.
Каждой команде раздаются листы с отрывками из произведений. Дети читают просебя, потом совместно решают, чьи слова есть в данном отрывке, кто из ребят будет выступать от имени команды. Эти дети читают отрывок у доски по ролям.
Чтение цепочкой.
Также после первичного чтения просебя, команда читает предлагаемый отрывок вслух цепочкой.
Конкурс чтецов.
Он проводится при изучении произведений стихотворных жанров. Члены команды самостоятельно находят стихи данных авторов, распределяют, кто какое произведение будет учить наизусть. На уроке оценивается выразительность, участие в конкурсе как можно большего числа членов команды.
Конкурс «Отгадай-ка»
Этот конкурс очень интересен для детей. Учитель зачитывает отрывки из изученных произведений, а дети определяют автора и название.
При таких формах работы учитель легко формирует детский коллектив, так как ученики учатся ставить цели команды выше своих собственных, учатся работать вместе. Дети в течение подготовки с большим удовольствием работают над дополнительным материалом, что приводит к развитию поисковой деятельности, повышает уровень заинтересованности, помогает ребенку быстрее стать настоящим читателем.
Несколько конспектов таких уроков я и предлагаю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3б классе Тема. Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийЦель: обобщить знания детей по пройденному разделу, привести их в систему.Задачи.Образовательная: формировать навыки качества чтения, учить вдумчивому ...
Конспект урока литературного чтения. Тема: Обобщение по разделу «Люби живое». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое»Цели урока: Обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»; вспомнить, повторить и закрепить произведения, помещенные в раз...
Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»
Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...
Презентация к уроку. Литературное чтение 4 класс Раздел: «О Родине, о подвигах, о славе» Тема: «Обобщение по разделу»УМК «Перспектива» 4 класс
Презентация к уроку. Литературное чтение 4 класс Раздел: «О Родине, о подвигах, о славе» Тема: «Обобщение по разделу»УМК «Перспектива» 4 класс...
Конспект урока литературного чтения. Тема: Обобщение по разделу «Люби живое». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое»Цели урока: Обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»; вспомнить, повторить и закрепить произведения, помещенные в раз...
Конспект урока литературного чтения. Тема"Обобщение по разделу «Страна фантазия»" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Обобщение по разделу «Страна фантазия»»Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела &l...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Обобщение знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна." (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение знания учащихся по разделу. Задачи урокаДидактические:ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов;проверить знания, полученные при изуч...