Литературное чтение Послебукварный период. Введение в литературное чтение Программа Е. И. Матвеевой 1 класс (ФГОС)
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме
Программа по литературному чтению в первом классе призвана решать задачи, связанные с формированием читательской деятельности, расширением литературного кругозора, развитием чувства художественного слова, литературного вкуса. УМК " Система Эльконина - Давыдова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Послебукварный период. Введение в литературное чтение
Программа Е. И. Матвеевой
Программа по литературному чтению в первом классе призвана решать задачи, связанные с формированием читательской деятельности, расширением литературного кругозора, развитием чувства художественного слова, литературного вкуса.
Программа построена с учётом исследований о диалогической «встроенности» сознания современного читателя в культурное пространство мира, создаваемой особым подбором изучаемых произведений. Автор программы учитывает тот факт, что литература рассматривает образ, которому свойственна не логическая, а конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность. В связи с этим литературное чтение обращено, в первую очередь, к образной природе произведений, обладающих эстетическим достоинством, эстетической ценностью, являющейся важной составляющей формирующейся культуры читателя.
Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения.
Цель данного курса чтения – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста, открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребёнка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребёнка в творческом чтении
К концу первого класса дети должны знать:
- особенности «взрослого» чтения: чтения по синтагмам (речевым звеньям) с выделением ключевых слов и расстановкой пауз;
- особенности интонации конца и середины высказывания;
- признаки поэтического и прозаического текстов;
- что такое орфограмма;
- некоторые творческие секреты автора, определяющие особенности его настроения при передаче чувств;
- прямое и переносное значения слова;
- критерии выразительного чтения дидактического текста;
- некоторые законы русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности;
- некоторые этикетные нормы общения.
уметь:
- грамотно читать дидактический литературный текст и использовать все возможные приёмы понимания этого текста;
- самостоятельно делить незнакомый текст на синтагмы, выделять в нём ключевые слова, расставлять паузы;
- воспринимать художественный текст на слух;
- выразительно читать небольшие по объёму художественные тексты после комментирования с целью выражения своего мнения по поводу прочитанного;
- интонировать наизусть поэтические и прозаические тексты разного содержания;
- отличать поэтические и прозаические тексты;
- оперировать терминами «диалог», «многоточие», «образ», «пауза», «речевое звено», «темп», «тон», в работе над содержанием, исполнением и построением текста;
- обращаться к словарю и книжным сноскам в случае разъяснения непонятных слов, терминов;
- осмысливать художественное произведение, понимая предметное содержание текста, раскрывая творческие секреты автора, определяя особенности его настроения при передаче чувств;
- находить некоторые способы передачи настроения героев и автора произведения;
- исполнять роль какого-нибудь героя; принимать участие в разыгрывании сюжетной картинки по произведению, изученному на уроке;
- отличать прямое и переносное значения слова;
- фиксировать в разговоре о произведении различные переживания, выражать личное мнение о нём;
- отвечать на вопросы к текстам, выполнять творческие задания;
- высказывая гипотезы при исследовании «смыслов» текста;
- участвовать в диалоге по поводу произведения;
- формулировать критерии выразительного чтения;
- оценивать чтение других и собственное чтение в соответствии с критериями выразительного чтения;
- создавать небольшое письменное высказывание (ответ на вопрос) согласно творческому заданию и «исполнять» его выразительно перед классом для дальнейшего обсуждения;
- читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения на конец 1 класса – 30-40 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.
Календарное планирование
по введение в литературное чтение. Послебукварный период.
Раздел 1. Чудеса природы. 13 часов
Раздел 2. От дождя до радуги. 12 часов
Раздел 3. Кто придумал чудеса? 9 уроков
Раздел 4. Сквозь волшебное стекло. 6 уроков.
По программе – 40 часов.
Наизусть - 4
Тематическое планирование
Введение в литературное чтение. Послебукварный период.
Программа Е. И. Матвеевой
4 ч на 10 уч. нед. = 40 ч
№ урока | Дата | Тема | примечание |
Чудеса природы. 13 часов Урок знакомства. Оттенки смысла слов. Определение оттенков слова, настроений автора в поэтическом и прозаическом текстах о природе М. Бородицкой « Веснасбежала за ворота». | УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, ориен-тация на моральные нормы и их выполне-ние нравственно-эти-ческая ориентация поиск и выделение необходимой информации | ||
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 1.13 | |||
Вн.чт. | Знакомство с техникой понимания стихотворений Я. Акима Я.Л.Аким «Апрель». (наизусть) | ||
«Чтение островками». Выбор заголовка к тексту сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце». | |||
Тема наступления весны, пробуждения природы в сказке Э. Шима «Весна». Описание героя-животного. Разговор героев. Способы передачи их речи.( Выделение из текста непонятных слов, определение способов работы с ними.) | УУД: адекватная мотивация учебной деятельности,учеб-ные и познавательные мотивы ориентация на моральные нормы и их выполнение смысловое чтение построение логии-ческой цепи рас-суждений | ||
Знакомство с разными способами изображения природы разными авторами. Чтение учебного текста, стихотворений В. Орлова, З. Александровой, Р. Ругина. | |||
Р.Р. | Подготовка к письму изложения. | ||
Определение оттенков настроения автора прозаических текстов о весне. Выделение слов признаков для описания весны. Выбор заголовка к тексту. Чтение рассказа В. В. Бианки «…Прилетела красавица-весна…», отрывка из сказки К. Г. Паустовского «Стальное колечко»(отрывок) | УУД: способность принимать и сохра-нять учебную цель и задачу, поиск и выде-ление необходимой информации,при-менение методов информационного поиска, умение структурировать знания, владение монологической речью | ||
Вн.чт. | Определение темы рассказов Э.Ю.Шима. Выделение слов-признаков для описания цветка в рассказе. | ||
Разговор героев. Способы передачи их речи и настроения. Постановка тактового ударение в тексте. Чтение учебного текста, сказки Э. Ю. Шима «Ландыш», рассказа И. Соколова-Микитова «Ландыши» | |||
Определение понятия тон в поэтическом тексте. Способы изображения «живого» цветка в стихотво-рениях разных авторов. | УУД: поиск и выде-ление необходимой информации приме-нение методов инфор-мационного поиска Умение структури-ровать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказыва-ние в устной форме смысловое чтение построение логичес-кой цепи рассужде-ний, владение моно-логической и диало-гической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | ||
Выделение слов-признаков и слов-действий для описания героя. Работа со словариком понятий. | |||
Вн.чт. | Знакомство с произведениями М.М.Пришвина и Г.А.Скребицкого. Определение оттенков настроения учителя во время чтения отрывков из сказки Г.А.Скребицкого «Четыре художника» | ||
Р.Р. | Подготовка к письму изложения. | ||
Вн.чт. | От дождя до радуги. 12 часов Юмористические персонажи в произведении Г.М.Кружкова «Пес Прогноз».Определение способов передачи настроения героев в юмористическом стихотворении. | УУД: адекватная мо-тивация учебной дея-тельности, учебные и познавательные моти-вы, ориентация на моральные нормы и их выполнение,спосо-бность к моральной децентрации нравст-венно-этическая ори-ентация, способность принимать и сохра-нять учебную цель и задачу,поиск и выде-ление необходимой информации, приме-нение методов инфор-мационного поиска, умение структуриро-вать знания, умение осознанно и произво-льно строить речевое высказывание в уст-ной и письменной форме,смысловое чтение , построение логической цепи рассуждений, учёт позиции собеседника (партнера) организация и осуществление сотрудничества | |
2.1
2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 | |||
Определение темы стихотворения и рассказа. Рассуждение о мечте. Выделение главного смысла рассказа. | |||
Определение понятия темп в поэтическом тексте со звукописью (понятие звукописи не вводится). Способы изображения «живого» дождя в шутливых стихотворениях разных авторов. | |||
Выделение слов-признаков и слов-действий для описания необычного героя. Работа со словариком понятий. | |||
Вн.чт. | Определение роли похожих по звучанию слов (омофонов) для создания образов дождя, радуги, ветра, капели в произведениях писателей и поэтов. (наизусть) | ||
Прогнозирование событий по рассказу. Определение темы и основной мысли текстов. | |||
Определение грустного, печального настроения истории как основного настроения текста. Способы изменения настроения. | |||
Выбор заголовка к тексту. Определение темы и основной мысли текста. Выделение в рассказе слов-сравнений для создания образа радуги. | |||
Вн.чт. | Способы использования сравнений разными авторами. Определение роли сравнения в тексте и в стихотворениях А.А.Фета, А.К.Дитриха, Ю.И.Коваль. | ||
Знакомство с одинаковыми образами явлений природы в сказке и стихотворении. Использование разных способов изображения «героев». | УУД: умение осоз-нанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме смысловое чтение построение логической цепи рассуждения | ||
Способы передачи настроения авторов в сказке и стихотворении. Объяснение смысла заголовка стихотворения. (наизусть) | |||
Р.Р. | Работа с текстом. Составление высказывания (текста), содержащего описание. | ||
Кто придумал чудеса? 9 уроков Чудесные превращения в природе и в жизни. ( Н.А.Заболоцкий, И.П.Токмакова) | УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учеб-ные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к мора-льной децентрации нравственно-этичес-кая ориентация, способность прини-мать и сохранять уче-бную цель и задачу, поиск и выделение необходимой инфор-мации, применение методов информации-онного поиска,уме-ние структурировать знания, умение осо-знанно и произвольно строить речевое вы-сказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение | ||
3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 | Вн.чт. | ||
Сравнение текстов-описаний, определение их основного настроения. Способы передачи этого настроения. Выделение оттенков слова в описании одного явления разными авторами. | |||
Определение способов создания чудес в природе, в жизни разными авторами поэтического жанра. Интонирование юмористического стихотворения с предварительным выделением слов-признаков, слов-действий для создания картины чуда. | |||
Р.Р. | Описание чуда в поэтическом тексте. Способы интонирования стихотворного текста вслух. | ||
Вн.чт. | Игра слов как способ создания образа чуда с помощью намеренного соединения таких корней. Стихотворения: Н. Кончаловской «Про овощи» и О. Григорьева «Человек с зонтом». | ||
Способ прочтения и осмысления текста шуточного характера со словами, имеющими корни от названий разных овощей. | УУД: смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества, адекватная передача информации | ||
Осмысление понятия диалог героев. Способы передачи речи героев истории, выбор тона и темпа чтения. Сказка В. Берестова «Честное гусеничное». | |||
Сопоставление разных образов – бабочки и солнечного зайчика – с целью выявления особенностей интонации автора и читателя, особенностей речи героев и слов-признаков. | |||
Вн.чт. | Рассказ героя о себе от первого лица. Способы создания автором «живого» существа. Чтение стихотворений А. Фета «Бабочка» и Н. Матвеевой «Солнечный зайчик» (наизусть) | ||
Сквозь волшебное стекло. 6 уроков. Способ интонирования песни, в которой создаётся образ добра и света. | УУД: адекватная мо-тивация учебной дея-тельности, учебные и познавательные мо-тивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, спо-собность к моральной децентрации нравст-венно-этическая ори-ентация, способность принимать и сохра-нять учебную цель и задачу, поиск и выде-ление необходимой информации, приме-нение методов инфор-мационного поиска, умение структуриро-вать знания, умение осознанно и произво-льно строить речевое высказывание в уст-ной и письменной форме. Смысловое чтение, построение логической цепи рас-суждений, учёт пози-ции собеседника (партнера), организа-ция и осуществление сотрудничества, аде-кватная передача ин-формации,постановка вопросов , умение с достаточно полнотой и точностью выра-жать свои мысли в соответствии с зада-чами и условиями коммуникации;владе-ние монологической и диалогической фор-мами речи в соответ-ствии с грамматичес-кими и синтаксичес-кими нормами родного языка. | ||
4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 | |||
Выбор средств для передачи радостного настроения. Стихотворение С. Чёрного «Песня солнечного луча». | |||
Р.Р. | Подготовка к письму изложения. | ||
Вн.чт. | Знакомство с историей о чуде, содержащей в повествовании С. Чёрного «Песня солнечного луча». Проникновение в замысел автора. Способ передачи и перемены настроения героев с помощью средств языка. | ||
Определение личного отношения читателя к событию, описанному автором. Н. Абрамцева «Котёнок и стёклышко». Ю. Коваль «Фиолетовая птица». | |||
Заключительный урок. Чтение искусственного и художественного текста с попыткой переноса способа синтагматического чтения на незнакомое произведение. По программе – 40 часов Внеклассное чтение - 10 Наизусть - 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 2 класса (ФГОС)
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования по литературному чтению, про...
Рабочая программа по литературному чтению для 2-го класса ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению для 2-го класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС для УМК "Школа 2100". В программу входят: пояснительная записка, таблица тематического распредел...
Программа курса адаптационного периода «Введение в школьную жизнь»
Программа курса адаптационного периода «Введение в школьную жизнь»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Введение в историю" 3-4 класс ФГОС
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....
Развивающий курс для младших школьников «Юным умникам и умницам». В рамках внеурочной деятельности в период введения новых ФГОС.
Курс «Юным умникам и умницам» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.Курс направлен на развитие познавательной активности младших школ...
Развивающий курс для младших школьников «Юным умникам и умницам». В рамках внеурочной деятельности в период введения новых ФГОС.
Курс «Юным умникам и умницам» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.Курс направлен на развитие познавательной активности младших школ...