Литературное чтение 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Э. Успенский "Крокодил Гена и его друзья" (отрывок)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya._e.uspenskiy_krokodil_gena.docx | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Необычная Красная Шапочка ( Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок).
Класс: 1 класс.
Урок: литературное чтение, УМК «Школа 2100».
Тип урока: работа с новым произведением.
Цель урока:
показать детям, как писатель передаёт свои мысли и чувства через поступки и переживания героев и через главную мысль сказки: «Важно не подвести друга».
Задачи урока:
1) формировать приёмы понимания текста и обучать работе над образом литературного героя;
2) развивать читательское воображение детей и умение слушать;
3) способствовать эмоциональному восприятию произведения, воспитывать желание прийти другу на помощь в трудную минуту, ответственность за порученное дело.
Проект урока
Методы и приёмы работы | Этап урока |
1. Психологический настрой на урок. 2. Работа с девизом. 3. Фронтальная беседа. 4. Чтение-рассматривание художественной книги. | 1. Самоопределение к учебной деятельности. Цель: включить обучающихся в учебную деятельность посредством девиза; определить содержательные рамки урока. - Знаю, что вы умные, добрые и очень активные ребята. - Давайте прочитаем, какие слова станут девизом нашего урока. «ЧЕРЕЗ ИГРУ - К ЗНАНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ!» - Значит, что нас ждёт на уроке? ( Мы узнаем что-то новое, может быть сделаем для себя открытие .) - Итак, 1) ВКЛЮЧАЕМСЯ В РАБОТУ. - Нас ожидает знакомство с книгой Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья». - Кто из вас уже знает эту книгу или смотрел мультфильм? Поднимите руку. - Тогда назовите главных героев. - На примере главных героев мы можем узнать, как нужно поступать, как избежать ошибок, какие качества воспитывать в своём характере. - А вы хотите узнать про приключение, случившееся с крокодилом Геной? |
1. Работа над структурой текста. 2. Работа с опорными словами. 3. Сжатый пересказ сказки «Красная Шапочка». | 2. Актуализация знаний. Цель: актуализировать знания детей в работе с текстом до чтения, обратить внимание на структуру текста. - Итак, 2) ПОВТОРЯЕМ ИЗВЕСТНОЕ. - Давайте откроем учебник на с. 30. - Будем ли мы читать всю книгу на уроке? (Нет, только отрывок.) - Перелистайте страницы, посмотрите, какой большой отрывок. Чтобы нам было удобно читать, этот отрывок разделили на части. Сколько таких частей? ( Две.) - В тексте вам встретятся слова . Хором прочитайте их. КРАСНАЯ ШАПОЧКА - Что вы можете предположить ещё до чтения? - А вы хорошо помните эту сказку? Кто может пересказать? |
1. Чтение-слушание сказки. 2. Фронтальная беседа. 3. Формулирование проблемы и цели урока. 4. Составление характеристики главного героя. | 3. Первичное чтение 1 части с комментариями. Выявление причины затруднения. Цель: установить связь между читаемым произведением и собственным жизненным опытом детей. Чтение отрывка учителем на с. 30. - Кто такая Галя? - Отчего она плачет? - Какая проблема у неё возникла? - А вы, ребята, переживаете за Галю? Почему? - Можем мы оказаться в подобной ситуации? - Что вы тогда будете делать? ( Попрошу друга заменить меня.) - А если друг не знает слов? А если друг стесняется выступать на сцене? А если вы этот друг? Как тогда быть? 3) ВЫЯВЛЯЕМ ЗАТРУДНЕНИЕ. - В чём возникло затруднение? (Мы не знаем, как поступить, когда друг заболел перед важным мероприятием, перед спектаклем.) - Итак, перед нами стоит цель. Что мы должны узнать на примере литературных героев? ( Узнать на примере литературных героев, как поступить, когда друг заболел и нуждается в помощи.) - Давайте послушаем, что сказал Крокодил Гена. Чтение отрывка учеником на с.31. - Как вы оцениваете предложение Гены? Какой он друг? ( Приходит на помощь другу; добрый и отзывчивый; сочувствует подруге; переживает вместе с ней.) |
1. Работа с рисунками-схемами. 2. Составление плана выхода из затруднения. | 4. Составление плана выхода из затруднения. Цель: в коммуникативной форме организовать построение обучающимися плана будущих действий, спрогнозировать авторский ответ. - Теперь мы 4) СТРОИМ ПЛАН ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ. - А если вы захотите прийти на помощь заболевшему перед спектаклем другу? Какие шаги предпримите? ( 1. Нужно прочитать произведение. 2. Представить мысленно героя, роль которого предстоит сыграть. 3. Выучить наизусть слова. 4. Репетировать на сцене.) - Обязательно это или нет? - А если вы захотите на ходу придумать слова? Стоит это делать во время спектакля? ( Нет, слова будут не из текста , и другие актёры запутаются, не будут знать, что отвечать.) - К чему это может привести? (Артисты растеряются; может сорваться спектакль.) - Докажите, что Крокодил Гена уверен в своих силах. ( Он не стесняется; считает, что помнит сказку; занимался в театральном кружке.) - А Галя уверена в этом? Какие слова из текста служат подтверждением? |
1. Слушание сказки. 2. Упражнение на внимание «загибаем пальчики». 3. Словарная работа. 4. Придумывание своего названия сказки. 5. «Мысленный экран»(прогнозирование эмоционального состояния героев). 6. Физкультминутка. 7. Рефлексия со смайликами. | 5. Первичное чтение 2 части с комментариями. Цель: сопоставить предполагаемые действия с действиями героя; формировать приёмы понимания текста. - Ребята, хотите узнать, как Гена выручил Галю? - Давайте мысленно отправимся в театр на этот спектакль. Я уже раздала вам билеты на него. - Только вы загибайте пальчики, если заметите в спектакле что-то странное и необычное. Чтение сказки учителем с. 31-32. - Перечислите, сколько странностей вы уже заметили? ( 1) песенка; 2) реплика Гены; 3) слова про Африку и Нил; 4) слова про двоюродную бабушку.) - Вы обратили внимание на реакцию мальчика, играющего Волка? Что значит ОСТОЛБЕНЕЛ ? ( Замер, застыл, стал неподвижным, как столб.) -Ещё бы: вместо девочки увидел взрослого крокодила. - Помнит ли Гена сказку? Что значит СПОХВАТИЛСЯ ? (Вспомнил.) - К чему привела импровизация, когда Гена «на ходу» стал придумывать слова героини? ( Актёру Волку пришлось тоже придумывать ответы.) Чтение абзаца учителем на с. 32. - Выходит Гена подвёл Галю? ( Гена совестливый, не хочет подвести Галю, поэтому перечитал сказку.) Чтение сказки на с. 32-33 - А хорошая ли память у Гены? Что опять пошло не так в спектакле? (Волк не выдержал и тоже вышел из роли.) - Как вы считаете, съест он Красную Шапочку? - Интересно, что в этот момент происходило в зрительном зале? (Дети смеялись, хохотали.) - Как вы думаете, вышли на сцену охотники? Почему? - Какое своё заглавие можно придумать для этого спектакля? (НЕОБЫЧНАЯ КРАСНАЯ ШАПОЧКА) - Подумайте, какие чувства во время спектакля испытывали зрители? (Восторг, изумление, удивление, радость.) - Покажите, как хлопали зрители. ( Физкультминутка) - Каким был Крокодил Гена? ( Спокойным, уверенным, невозмутимым.) - Что испытывал мальчик, играющий Волка? (Недоумение, удивление, неуверенность, обиду, злость, страх.) - Почему Гена, несмотря на свой опыт, не смог точно сыграть роль? 5) РЕАЛИЗУЕМ ПЛАН. - Пусть наш план служит подсказкой при ответе. ( 1. Гена не прочитал сказку перед спектаклем. 2. Не представил характер, образ Красной Шапочки. 3. Не знает слов наизусть. 4. Не репетировал.) - Каждый из вас получил билетик на спектакль. Напишите, какой совет хотите дать Крокодилу Гене. - Прочитайте свои советы. - Интересно, на чьей стороне ваши симпатии? Зрителей, которые увидели не то, что ожидали? Гены в новой роли? Или мальчика, который изо всех сил спасал спектакль, не давая ему сорваться. - Прикрепите, пожалуйста, «улыбки» возле карточек. |
1. Работа с деформированным картинным планом. 2. Составление плана сказки. 3. Формулирование главной мысли. 4. Работа с карточками в парах. | 6. Закрепление нового материала. Цель: усилить эмоциональное воздействие текста в работе с иллюстрациями; формировать умение работать с картинным планом, соотносить иллюстрации с текстом; развивать умение формулировать главную мысль произведения. - Итак, 6) ЗАКРЕПЛЯЕМ НОВОЕ. - Я вам предлагаю составить мультфильм из рисунков. Помогите их разложить так, чтобы получился картинный план. - А теперь придумайте название к каждому пункту плана. ( 1. Галя заболела. 2. Идея Гены. 3. Странная Красная Шапочка. 4. Наспех перечитал сказку. 5. Необыкновенное завершение сказки.) - Вспомните девиз урока. ( «ЧЕРЕЗ ИГРУ – К ЗНАНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ!») - Ребята, какой урок вы для себя извлекли, слушая историю про Крокодила Гену? ( Важно не подвести друга. Если пообещал, то сделай дело хорошо. - Почему писатель Э.Успенский придумал для вас эту историю? ( На примере сказочных героев можно узнать, как поступить в похожей ситуации, как избежать ошибок. Чтобы мы были дружными, выручали друга из беды, не подводили в трудную минуту.) - А Гена осознал это? - Как вы считаете, он повторит свою звёздную роль? - По вашим смайликам вижу, что этот герой вам очень нравится. Опишите, какой он. Возьмите листок, посоветуйтесь в парах и проведите линии. - Кто хочет озвучить свою работу? |
1. Фронтальная беседа. 2. Рефлексия. | 7. Рефлексия учебной деятельности. Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; обучать оценивать детьми собственную работу на уроке. - 7) ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ, - Почему же «Крокодил Гена и его друзья» любимая сказка у детей? (Смешная, добрая, забавная, с юмором, учит дружить и совершать добрые поступки.) - Оцените свою работу и работу товарищей на уроке. Кто нам больше всего помогал? Кого особенно можно похвалить? - Оцените себя. На каком этапе работы вы проявили себя или чувствовали наиболее уверенными? СЛУШАТЬ И ЧИТАТЬ СКАЗКУ - Прикрепите, пожалуйста, «улыбки» возле карточек. - Закончился необычный спектакль в книге, и наш урок подошёл к концу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....