А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок 29
Тема: А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Образовательная цель: познакомить с биографией Плещеева А.Н. и его стихотворением «Дети и птичка».
Формирование УУД:
Предметные: познакомить учащихся с произведением А.Н. Плещеева, добиться понимания смысла стихотворения; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения; помочь вспомнить определение и найти в тексте образные языковые средства: эпитеты, олицетворения.
Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.n._pleshcheev_deti_i_ptichka._ritm_stihotvoreniya.docx | 48.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение Класс: 4
Учитель: Дата:
Урок 29
Тема: А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Образовательная цель: познакомить с биографией Плещеева А.Н. и его стихотворением «Дети и птичка».
Формирование УУД:
Предметные: познакомить учащихся с произведением А.Н. Плещеева, добиться понимания смысла стихотворения; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения; помочь вспомнить определение и найти в тексте образные языковые средства: эпитеты, олицетворения.
Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. Выразительное чтение стихотворения заданного на дом.
- Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
— Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку. МАПМАЛМАЕМАЩМАЕМАЕМАВ
-Зачеркните только одинаковые слоги. Какую фамилию вы прочитали? (Плещеев)
-А теперь внимательно послушайте загадки и отгадайте их.
Непоседы маленькие,
Прыгают, как заиньки,
Конфеты сладкие едят,
Смеются громко и кричат! (Дети)
Есть два крыла и голова,
Две лапки, клюв и перья.
Это что за невеличка?
Отгадали? Это … (птичка)
-Назовите тему урока. (А.Н.Плещеев «Дети и птичка»)
Сформулируйте цели урока: познакомиться … учиться читать…
- Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
1. Знакомство с биографией А.Н.Плещеева.
- Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит…
- Это очень красивое стихотворение придумал один знаменитый русский поэт, с жизнью и творчеством которого мы сегодня познакомимся.
- 4 декабря 1825 года в Костроме родился мальчик – будущий известный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев. Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его семья была небогатая. Отец умер, когда Плещеев был ещё ребёнком. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование. В 13 лет по желанию матери Алексей Плещеев переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков. Военная карьера Плещеева не привлекла, и он покинул училище. Осенью 1843 года поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко-филологического университета. В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А. Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник», когда ему было 19 лет.
- Многие стихотворения Плещеева настолько хорошо знакомы, что, кажется, мы их знали всегда. С особой любовью Плещеев писал о красоте русской природы. Вот какая у него весна.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою…
- А после весны наступает лето красное с яркими цветами и тёплым солнышком.
Весёлое лето! Всем дорого ты!
В лучах ароматных пестреют цветы,
А в рощице пташек звенят голоса,
Их песни хвалою летят в небеса.
- Не все стихи Плещеева проникнуты радостным настроением. Некоторые особенно грустные. Это стихи об осени.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
- Хотя Алексей Николаевич Плещеев жил и писал много лет назад, его стихи читают сегодня, и они всегда будут жить в душе народа.
2. Работа над стихотворением «Дети и птичка». Чтение стихотворение учителем.
3. Проверка первичного восприятия
-Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Чем оно необычно? (Написано в форме диалога.)
-Назовите собеседников. (Дети и птичка.)
-Какой вы представили себе птичку? А детей? (Маленькие, учатся в 1 классе, т.к. птичка называет их малютками и говорит, что вернётся, когда они научатся читать.)
Физкультминутка.
4. Словарная работа
- Прежде, чем вы самостоятельно прочитаете стихотворение, выясним смысл непонятных слов.
ПРОЧЬ – подальше от кого-либо
ПОНЕСЁМСЯ - следовать очень быстро, стремительно одно за другим
СТУЖА - сильный холод, мороз
ВЕШНЕЕ – весеннее
-Ребята, зачем вы выясняли значение непонятных слов? (Чтобы был понятен смысл прочитанного.)
5.Вторичное восприятие стихотворения. А теперь прочитайте это стихотворение вполголоса. Ваша задача – научиться читать без ошибок целыми словами. А теперь читаем вслух «по цепочке».
6.Анализ стихотворения
-В какое время года происходит разговор детей с птичкой? (Осенью)
-О чём просят дети птичку? (Не улетать от них.)
-Почему дети просят птичку не улетать? (Нам жаль твоих песенок звонких.)
-Что она им отвечает? (Гонят меня холода и дожди.)
-Какой глагол указывает на стремительность действий птиц? (Понесёмся.)
-Почему автор использовал именно этот глагол?
-Прочитайте описание юга. (Нет там ни стужи теперь, ни дождей и т.д.)
-Какой ещё вопрос задают дети птичке? (Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?)
-Как она им объяснила время прилёта назад? (Я вернусь, когда с полей сойдёт снег, зажурчит ручей, когда вся природа начнёт оживать.)
-Какое это будет время года? (Весна.)
- Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении? (Олицетворения, эпитеты.)
-Что такое олицетворение? (Олицетворение-это литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами.)
-Что такое эпитет? (Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.)
-Давайте найдём в стихотворении олицетворения и эпитеты.
-Ребята 1 варианта ищут олицетворения, ребята 2 варианта – эпитеты.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ
ветер не срывает
солнышко не прячется
ЭПИТЕТЫ
песенки звонкие
милые крошки
новые песни
вешнее солнце
- С какой целью использует поэт эти приёмы? (Они лучше помогают представить картину, которую рисует поэт. Чтобы мы ярко представили себе осень, образы детей и птички.)
-Скажите, как автор относится к птичке? Докажите.
7.Работа над выразительным чтением стихотворения
-А теперь будем учиться читать стихотворение выразительно. С каким настроением будете читать 1 часть? (С грустным настроением, с болью и печалью.) Какой будет темп? (Быстрый)
-Прочитайте 1 часть. Меняется ли настроение во 2 части стихотворения? С каким чувством вы будете её читать? ( Вторую часть будем читать с чувством лёгкой грусти.)
-Какой темп? (Темп плавный, неспешный.)
-Прочитайте 2 часть. Почему меняется ритм стихотворения? (Чтобы показать, что время пролетит быстро, и птичка скоро вернётся.)
8. Чтение по ролям. А теперь вы будете читать стихотворение по ролям.
-Сначала отметьте слова детей и птички, потом расставьте паузы, подчеркните слова, которые нужно выделить голосом.
- Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
- Домашнее задание. стр.145 (прочитать стихотворение выразительно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок «Биография Алексея Николаевича Плещеева и его стихотворение «Дети и птичка»
Знакомство с биографией и творчеством Алексея Плещеева....
А.Н. Плещеев "Дети и птичка"
Материалы для организации самостоятельной работы учащихся на уроке....
Литературное чтение 4 класс А. Н. Плещеев "Дети и птичка" Школа России
Конспект урока с презентацией. Литературное чтение. 4 класс. А.Н. Плещеев "Дети и птичка" Школа России...
Технологическая карта + презентация по литературному чтению в 4 классе "А.Н. Плещеев "Дети и птичка"
Данные материалы отлично подойдут для создания видеоурока...
Конспект урока по литературному чтению Плещеев А.Н. «Дети и птичка» 4 класс
Конспект урока по литературному чтению Плещеев А.Н. «Дети и птичка» 4 класс...
Конспект урока по литературному чтению " Ритм стихотворения. Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха»."
Конспект урока + презентация по литературному чтению " Ритм стихотворения. Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха»."...
Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс по теме И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. "Школа России"
Тема: И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения.Тип урока: актуализация новых знаний.Цель: создать условия для ознакомления со стихотворением «Русь&r...