А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Кравчук Виктория Александровна

Урок 29

Тема: А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательная цель: познакомить с биографией Плещеева А.Н. и его стихотворением «Дети и птичка».

 Формирование УУД:

Предметные: познакомить учащихся с произведением А.Н. Плещеева, добиться понимания смысла стихотворения; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения; помочь вспомнить определение и найти в тексте образные языковые средства: эпитеты, олицетворения.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.n._pleshcheev_deti_i_ptichka._ritm_stihotvoreniya.docx48.72 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение                                        Класс: 4

Учитель:                                                                 Дата:

Урок 29

Тема: А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательная цель: познакомить с биографией Плещеева А.Н. и его стихотворением «Дети и птичка».

 Формирование УУД:

Предметные: познакомить учащихся с произведением А.Н. Плещеева, добиться понимания смысла стихотворения; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения; помочь вспомнить определение и найти в тексте образные языковые средства: эпитеты, олицетворения.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.  Выразительное чтение стихотворения заданного на дом.
  3. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

—  Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку. МАПМАЛМАЕМАЩМАЕМАЕМАВ

-Зачеркните только одинаковые слоги. Какую фамилию вы прочитали? (Плещеев)

-А теперь внимательно послушайте загадки и отгадайте их.

Непоседы маленькие,

Прыгают, как заиньки,

Конфеты сладкие едят,

Смеются громко и кричат! (Дети)

Есть два крыла и голова,

Две лапки, клюв и перья.

Это что за невеличка?

Отгадали? Это … (птичка)

-Назовите тему урока. (А.Н.Плещеев «Дети и птичка»)

Сформулируйте цели урока: познакомиться …                        учиться читать…

  1. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

1.  Знакомство с биографией А.Н.Плещеева.

- Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит…

- Это очень красивое стихотворение придумал один знаменитый русский поэт, с жизнью и творчеством которого мы сегодня познакомимся.

 4 декабря 1825 года в Костроме родился мальчик – будущий известный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев. Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его семья была небогатая. Отец умер, когда Плещеев был ещё ребёнком. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование.  В 13 лет по желанию матери Алексей Плещеев переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков. Военная карьера Плещеева не привлекла, и он покинул училище. Осенью 1843 года поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко-филологического университета. В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А. Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник», когда ему было 19 лет.

- Многие стихотворения Плещеева настолько хорошо знакомы, что, кажется, мы их знали всегда. С особой любовью Плещеев писал о красоте русской природы. Вот какая у него весна.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою…

- А после весны наступает лето красное с яркими цветами и тёплым солнышком.

Весёлое лето! Всем дорого ты!

В лучах ароматных пестреют цветы,

А в рощице пташек звенят голоса,

Их песни хвалою летят в небеса.

- Не все стихи Плещеева проникнуты радостным настроением. Некоторые особенно грустные. Это стихи об осени.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

- Хотя Алексей Николаевич Плещеев жил и писал много лет назад, его стихи читают сегодня, и они всегда будут жить в душе народа.

2. Работа над стихотворением «Дети и птичка». Чтение стихотворение учителем.

3. Проверка первичного восприятия

-Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Чем оно необычно? (Написано в форме диалога.)

-Назовите собеседников. (Дети и птичка.)

-Какой вы представили себе птичку? А детей? (Маленькие, учатся в 1 классе, т.к. птичка называет их малютками и говорит, что вернётся, когда они научатся читать.)

Физкультминутка.

4. Словарная работа

- Прежде, чем вы самостоятельно прочитаете стихотворение, выясним смысл непонятных слов.

ПРОЧЬ – подальше от кого-либо

ПОНЕСЁМСЯ - следовать очень быстро, стремительно одно за другим

СТУЖА - сильный холод, мороз

ВЕШНЕЕ – весеннее

-Ребята, зачем вы выясняли значение непонятных слов? (Чтобы был понятен смысл прочитанного.)

5.Вторичное восприятие стихотворения. А теперь прочитайте это стихотворение вполголоса. Ваша задача – научиться читать без ошибок целыми словами. А теперь читаем вслух «по цепочке».

6.Анализ стихотворения

-В какое время года происходит разговор детей с птичкой? (Осенью)

-О чём просят дети птичку? (Не улетать от них.)

-Почему дети просят птичку не улетать? (Нам жаль твоих песенок звонких.)

-Что она им отвечает? (Гонят меня холода и дожди.)

-Какой глагол указывает на стремительность действий птиц? (Понесёмся.)

-Почему автор использовал именно этот глагол?

-Прочитайте описание юга. (Нет там ни стужи теперь, ни дождей и т.д.)

-Какой ещё вопрос задают дети птичке? (Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?)

-Как она им объяснила время прилёта назад? (Я вернусь, когда с полей сойдёт снег, зажурчит ручей, когда вся природа начнёт оживать.)

-Какое это будет время года? (Весна.)

- Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении? (Олицетворения, эпитеты.)

-Что такое олицетворение? (Олицетворение-это литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами.)

-Что такое эпитет? (Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.)

-Давайте найдём в стихотворении олицетворения и эпитеты.

-Ребята 1 варианта ищут олицетворения, ребята 2 варианта – эпитеты.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ

ветер не срывает

солнышко не прячется

ЭПИТЕТЫ

песенки звонкие

милые крошки

новые песни

вешнее солнце

- С какой целью использует поэт эти приёмы? (Они лучше помогают представить картину, которую рисует поэт. Чтобы мы ярко представили себе осень, образы детей и птички.)

-Скажите, как автор относится к птичке? Докажите.

7.Работа над выразительным чтением стихотворения

-А теперь будем учиться читать стихотворение выразительно. С каким настроением будете читать 1 часть? (С грустным настроением, с болью и печалью.) Какой будет темп? (Быстрый)

-Прочитайте 1 часть. Меняется ли настроение во 2 части стихотворения? С каким чувством вы будете её читать? ( Вторую часть будем читать с чувством лёгкой грусти.)

-Какой темп? (Темп плавный, неспешный.)

-Прочитайте 2 часть. Почему меняется ритм стихотворения? (Чтобы показать, что время пролетит быстро, и птичка скоро вернётся.)

8. Чтение по ролям. А теперь вы будете читать стихотворение по ролям.

-Сначала отметьте слова детей и птички, потом расставьте паузы, подчеркните слова, которые нужно выделить голосом.

  1. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
  2. Домашнее задание. стр.145 (прочитать стихотворение выразительно)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.Н. Плещеев "Дети и птичка"

Материалы для организации самостоятельной работы учащихся на уроке....

Литературное чтение 4 класс А. Н. Плещеев "Дети и птичка" Школа России

Конспект урока с презентацией.  Литературное чтение. 4 класс. А.Н. Плещеев "Дети и птичка" Школа России...

Конспект урока по литературному чтению Плещеев А.Н. «Дети и птичка» 4 класс

Конспект урока по литературному чтению Плещеев А.Н. «Дети и птичка» 4 класс...

Конспект урока по литературному чтению " Ритм стихотворения. Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха»."

Конспект урока + презентация по литературному чтению " Ритм стихотворения. Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха»."...

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс по теме И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. "Школа России"

Тема: И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения.Тип урока: актуализация новых знаний.Цель: создать условия для ознакомления со стихотворением «Русь&r...