Литературное чтение 4 класс А. Н. Плещеев "Дети и птичка" Школа России
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока с презентацией. Литературное чтение. 4 класс. А.Н. Плещеев "Дети и птичка" Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
А.Н.Плещеев Дети и птичка | 2.4 МБ |
А.Н.Плещеев"Дети и птичка" | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока Плещеев Алексей Николаевич «Дети и птичка»
Алексей Николаевич Плещеев родился в городе Костроме в старинной обедневшей дворянской семье . Особенно трудным материальное положение семьи стало после смерти отца. Но все же мать сумела дать сыну отличное домашнее образование. В 18 лет Алексей поступил в Петербургский университет на восточный факультет. Алексей Николаевич Плещеев 1825-1893
В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А.Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник », когда ему было 19 лет.
Талант молодого Плещеева был замечен, его стихи получили одобрительный отзыв, и вскоре «Современник» публикует уже тринадцать стихотворений А.Н . Плещеева .
Через два года (1846 г.) выходит в свет первая книга стихов поэта. Стихи Плещеева этого времени очень близки по духу поэзии К.Ф Рылеева и М.Ю.Лермонтова . В эти годы Плещеев пишет не только стихи, но и прозу: очерки, рассказы, фельетоны.
Любимый поэт русской молодёжи 1840 –х годов, после ссылки превращается в отличного детского поэта. Детские стихи будут собраны поэтом в Москве в его сборник «Подснежник».
А.Н. Плещеев «Дети и птичка» Прочь – подальше от кого-либо Понесёмся – последуем очень быстро Стужа – сильный холод, мороз Вешнее - весеннее Словарная работа
Литературные приёмы олицетворение приём , при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами эпитет образное определение, которое даёт художественную характеристику предмету или явлению
Источники: ru.wikipedia.org/ wiki / Плещеев,_ Алексей_Николаевич
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. | Бусаргина Наталья Владимировна |
Место работы | ГБОУ ООШ с.Покровка муниципального района Нефтегорский Самарской области |
Должность | Учитель начальных классов |
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 4 |
Тема | А.Н. Плещеев "Дети и птичка" |
Дата проведения урока | 12 ноября 2015г. |
Место проведения | ГБОУ ООШ с.Покровка |
Уровень | Школьный единый методический день |
Конспект открытого урока литературного чтения в 4 классе
А.Н. Плещеев «Дети и птичка»
Тема урока: А.Н. Плещеев «Дети и птичка»
Тип урока: освоение новых знаний
Задачи: продолжать знакомить учащихся с творчеством А.Н. Плещеева; добиваться понимания смысла стихотворения; развивать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, навыка выразительного чтения; помочь вспомнить определения понятий и найти в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения); прививать любовь к природе, работать над развитием выразительной речи, мышления.
Цели по содержанию:
Предметные: знать биографию поэта Плещеева и содержание стихотворения «Дети и птичка», воспринимать на слух поэтическое произведение, передавать настроение и чувства в стихотворении, находить в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения)
Метапредметные
познавательные: анализировать литературный текст, выделять основную мысль произведения.
регулятивные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно).
коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознавать цель своего высказывания.
личностные: воспитание любви к природе, формирование интереса к чтению и изучению творчества А.Н. Плещеева, развитие умения чувствовать прекрасное.
УМК: учебник, презентация
Ход урока:
Организационный момент (1 мин.)
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой осень в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
- Ребята! У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Не волнуйтесь. У нас всё получится.
- Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки нашим гостям.
Проверка домашнего задания (5 мин.)
-Начнём урок с проверки домашнего задания.
-Что я вам задавала? (Прочитать выразительно стихотворения Е.А.Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!... и «Где сладкий шёпот моих лесов?...»
-Что значит прочитать выразительно? (Это значит целыми словами, без ошибок, соблюдая паузы, выделяя голосом нужные слова, передать интонацией чувства и настроение).
Сообщение темы и постановка целей урока (2 мин.)
-Ребята! Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку.
-У вас на партах лежат листочки.
-Зачеркните только одинаковые слоги.
-Какую фамилию вы прочитали? (Плещеев)
-Молодцы!
-А теперь внимательно послушайте загадки и отгадайте их.
Непоседы маленькие,
Прыгают, как заиньки,
Конфеты сладкие едят,
Смеются громко и кричат! (Дети)
Есть два крыла и голова,
Две лапки, клюв и перья.
Это что за невеличка?
Отгадали? Это … (птичка)
-Назовите тему урока. (А.Н. Плещеев «Дети и птичка»)
-Каких целей должны достигнуть?
Работа по теме урока
1.Знакомство с биографией А.Н.Плещеева
Рассказывает о творчестве поэта. Показ презентации
Слайд 1. Урок литературного чтения.
Слайд 2. Алексей Николаевич Плещеев Алексей Николаевич «Дети и птичка»
Слайд 3. Алексей Николаевич Плещеев родился в городе Костроме в старинной обедневшей дворянской семье. В 18 лет поступил в Петербургский университет на восточный факультет.
Слайд 4. В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А.Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник», когда ему было 19 лет.
Слайд 5. Талант молодого Плещеева был замечен, его стихи получили одобрительный отзыв, и вскоре «Современник» публикует уже тринадцать стихотворений А.Н.Плещеева.
Слайд 6. Через два года (1846 г.) выходит в свет первая книга стихов поэта. Стихи Плещеева этого времени очень близки по духу поэзии К.Ф Рылеева и М.Ю.Лермонтова. В эти годы Плещеев пишет не только стихи, но и прозу: очерки, рассказы, фельетоны.
Слайд 7. Любимый русской молодёжи 1840 –х годов, после ссылки превращается в отличного детского поэта. Детские стихи будут собраны поэтом в Москве в его сборник «Подснежник».
Слайд 8. Через 12 лет (1858 г.) выходит второй сборник стихов Плещеева, а вскоре (1861г., 1863 г.) – новые сборники стихотворений, а также собрание прозы в двух томах (1860 г.) Плещеев не только пишет сам, но и много переводит с разных языков.
2.Первичное восприятие стихотворения (Аудиозапись)
-А теперь сядьте красиво и послушайте стихотворение А.Н.Плещеева «Дети и птичка».
3.Проверка первичного восприятия
-Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
-Чем оно необычно? (Написано в форме диалога.)
-Назовите собеседников. (Дети и птичка.)
-Какой вы представили себе птичку?
-А детей? (Маленькие, учатся в 1 классе, т.к. птичка называет их малютками и говорит, что вернётся, когда они научатся читать.)
Итог: Молодцы! Внимательно слушали.
-А теперь немного отдохнём.
Физ.минутка (видеоролик)
4.Словарная работа
- Прежде, чем вы самостоятельно прочитаете стихотворение, выясним смысл непонятных слов. (Дети объединяются в 4 группы, работают со словарями и ищут значение слов, написанных на слайде.)
ПРОЧЬ – подальше от кого-либо
ПОНЕСЁМСЯ - следовать очень быстро, стремительно одно за другим
СТУЖА - сильный холод, мороз
ВЕШНЕЕ – весеннее
-Ребята, зачем вы выясняли значение непонятных слов? (Чтобы был понятен смысл прочитанного.)
5.Вторичное восприятие стихотворения
-А теперь прочитайте это стихотворение вполголоса. Ваша задача – научиться читать без ошибок целыми словами. (Дети читают стихотворение.)
-А теперь читаем вслух «по цепочке».
6.Анализ стихотворения
-В какое время года происходит разговор детей с птичкой? (Осенью)
-Докажите свой ответ.
-О чём просят дети птичку? (Не улетать от них.)
-Почему дети просят птичку не улетать? (Нам жаль твоих песенок звонких.)
-Что она им отвечает? (Гонят меня холода и дожди.)
-Какой глагол указывает на стремительность действий птиц? (Понесёмся.)
-Почему автор использовал именно этот глагол?
-Прочитайте описание юга. (Нет там ни стужи теперь, ни дождей и т.д.)
-Какой ещё вопрос задают дети птичке? (Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?)
-Как она им объяснила время прилёта назад? (Я вернусь, когда с полей сойдёт снег, зажурчит ручей, когда вся природа начнёт оживать.)
-Какое это будет время года? (Весна.)
Итог: -Молодцы! Правильно ответили на все вопросы.
-Ребята! Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении? (Олицетворения, эпитеты.)
-Что такое олицетворение? (Олицетворение-это литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами.)
-Что такое эпитет? (Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.)
-Давайте найдём в стихотворении олицетворения и эпитеты.
-Ребята 1 варианта ищут олицетворения, ребята 2 варианта – эпитеты.
- С какой целью использует поэт эти приёмы? (Они лучше помогают представить картину, которую рисует поэт. Чтобы мы ярко представили себе осень, образы детей и птички.)
-Скажите, как автор относится к птичке? Докажите.
Физминутка
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)
7.Работа над выразительным чтением стихотворения
-А теперь будем учиться читать стихотворение выразительно.
-С каким настроением будете читать 1 часть? (С грустным настроением, с болью и печалью.)
-Какой будет темп? (Быстрый)
-Прочитайте 1 часть.
-Меняется ли настроение во 2 части стихотворения? С каким чувством вы будете её читать?
( Вторую часть будем читать с чувством лёгкой грусти.)
-Какой темп? (Темп плавный, неспешный.)
-Прочитайте 2 часть.
-Почему меняется ритм стихотворения? (Чтобы показать, что время пролетит быстро, и птичка скоро вернётся.)
-А теперь вы будете читать стихотворение по ролям.
-Сначала отметьте слова детей и птички, потом расставьте паузы, подчеркните слова, которые нужно выделить голосом.(Дети работают в парах на листочках с текстом стихотворения.)
-Проверьте, правильно ли вы выполнили задание по слайду.
Итог: -Кто выполнил задание правильно?
-А теперь послушаем вас. (Дети слушают и анализируют, как читают одноклассники.)
Рефлексия
-Что особенно заинтересовало вас во время урока?
-Что нового узнали на уроке? Что нового узнали о поэте?
-Какое настроение у вас после сегодняшнего урока?
-Что понравилось? Что бы вам хотелось сделать по- другому?
Домашнее задание
- Подготовить выразительное чтение стихотворения А.Н. Плещеева «Дети и птичка».
- Научиться читать стихотворение по ролям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению К.И. Чуковский "Телефон" УМК "Школа России", 1 класс
Знакомство с творчеством К.И. Чуковского, креативные задания для работы в парах....
Конспект урока по литературному чтению. М. М. Пришвин "Выскочка" УМК "Школа России" 4 класс.
Цель урока: Формирование УУД через технологию РКМЧП (учебная стратегия «Пирамида критика» ) у учащихся 4 класс в предметной области литературное чтение по теме: М.М.Пришвин «Выскочка»...
Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему мире, технологии «УМК Школа России» 1 класс,
Рабочие программы по основным предметам "УМК Школа России" в соответствии с ФГОС 1 класс...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Ещё про Мальку" Школа России
Технологическая карта урокаЦель урока: создать условия для обучения определению отношения автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения; развивать воображение, связную речь, навыки вы...
Тест по литературному чтению к разделу "Поэтическая тетрадь" (УМК "Школа России) 4 класс
Тест к уроку обобщения по разделу "Поэтическая тетрадь" для 4 класса....