Литературное чтение 4 класс А. Н. Плещеев "Дети и птичка" Школа России
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Конспект урока с презентацией.  Литературное чтение. 4 класс. А.Н. Плещеев "Дети и птичка" Школа России 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения Работу выполнила Бусаргина Наталья Владимировна

Слайд 2

Тема урока Плещеев Алексей Николаевич «Дети и птичка»

Слайд 3

Алексей Николаевич Плещеев родился в городе Костроме в старинной обедневшей дворянской семье . Особенно трудным материальное положение семьи стало после смерти отца. Но все же мать сумела дать сыну отличное домашнее образование. В 18 лет Алексей поступил в Петербургский университет на восточный факультет. Алексей Николаевич Плещеев 1825-1893

Слайд 4

В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А.Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник », когда ему было 19 лет.

Слайд 5

Талант молодого Плещеева был замечен, его стихи получили одобрительный отзыв, и вскоре «Современник» публикует уже тринадцать стихотворений А.Н . Плещеева .

Слайд 6

Через два года (1846 г.) выходит в свет первая книга стихов поэта. Стихи Плещеева этого времени очень близки по духу поэзии К.Ф Рылеева и М.Ю.Лермонтова . В эти годы Плещеев пишет не только стихи, но и прозу: очерки, рассказы, фельетоны.

Слайд 7

Любимый поэт русской молодёжи 1840 –х годов, после ссылки превращается в отличного детского поэта. Детские стихи будут собраны поэтом в Москве в его сборник «Подснежник».

Слайд 8

А.Н. Плещеев «Дети и птичка» Прочь – подальше от кого-либо Понесёмся – последуем очень быстро Стужа – сильный холод, мороз Вешнее - весеннее Словарная работа

Слайд 9

Литературные приёмы олицетворение приём , при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами эпитет образное определение, которое даёт художественную характеристику предмету или явлению

Слайд 10

Источники: ru.wikipedia.org/ wiki / Плещеев,_ Алексей_Николаевич



Предварительный просмотр:

Ф.И.О.

Бусаргина Наталья Владимировна

Место работы

ГБОУ ООШ с.Покровка муниципального района Нефтегорский Самарской области

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Литературное чтение

Класс

4

Тема

А.Н. Плещеев "Дети и птичка"

Дата проведения урока

12 ноября 2015г.

Место проведения

ГБОУ ООШ с.Покровка

Уровень

Школьный единый методический день

Конспект открытого урока литературного чтения в 4 классе

  А.Н. Плещеев  «Дети и птичка»

Тема урока:  А.Н. Плещеев  «Дети и птичка»

Тип урока: освоение новых знаний

Задачи: продолжать знакомить учащихся с творчеством А.Н. Плещеева; добиваться понимания смысла стихотворения; развивать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, навыка выразительного чтения; помочь вспомнить определения понятий и найти в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения); прививать любовь к природе, работать над развитием выразительной речи, мышления. 

Цели по содержанию:

Предметные: знать биографию поэта Плещеева и содержание стихотворения «Дети и птичка», воспринимать на слух поэтическое произведение, передавать настроение и чувства в стихотворении, находить в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения)

Метапредметные

познавательные: анализировать литературный текст, выделять  основную мысль произведения.

регулятивные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно).

коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознавать цель своего высказывания.

личностные:  воспитание  любви  к природе, формирование интереса к чтению и изучению творчества А.Н. Плещеева, развитие умения чувствовать прекрасное.

УМК: учебник, презентация

Ход урока:

Организационный момент (1 мин.)

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой осень в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Ребята! У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Не волнуйтесь. У нас всё получится.

- Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки нашим гостям.

Проверка домашнего задания (5 мин.)

-Начнём урок с проверки домашнего задания.

-Что я вам задавала? (Прочитать выразительно стихотворения Е.А.Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!... и «Где сладкий шёпот моих лесов?...»

-Что значит прочитать выразительно? (Это значит целыми словами, без ошибок, соблюдая паузы, выделяя голосом нужные слова, передать интонацией чувства и настроение).

Сообщение темы и постановка целей урока (2 мин.)

-Ребята! Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку.

-У вас на партах лежат листочки.

 -Зачеркните только одинаковые слоги.

-Какую фамилию вы прочитали? (Плещеев)

-Молодцы!

-А теперь внимательно послушайте загадки и отгадайте их.

Непоседы маленькие,

Прыгают, как заиньки,

Конфеты сладкие едят,

Смеются громко и кричат! (Дети)

Есть два крыла и голова,
Две лапки, клюв и перья.

Это что за невеличка?

Отгадали? Это … (птичка)

-Назовите тему урока. (А.Н. Плещеев «Дети и птичка»)

-Каких целей должны достигнуть?

Работа по теме урока

1.Знакомство с биографией А.Н.Плещеева

Рассказывает о творчестве поэта. Показ презентации

Слайд 1. Урок литературного чтения.

Слайд 2. Алексей Николаевич Плещеев Алексей Николаевич «Дети и птичка»

Слайд 3. Алексей Николаевич Плещеев родился в городе Костроме в старинной обедневшей дворянской семье. В 18 лет поступил в Петербургский университет на восточный факультет.

Слайд 4. В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А.Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник», когда ему было 19 лет.

Слайд 5. Талант молодого Плещеева был замечен, его стихи получили одобрительный отзыв, и вскоре «Современник» публикует уже тринадцать стихотворений А.Н.Плещеева.

Слайд 6. Через два года (1846 г.) выходит в свет первая книга стихов поэта. Стихи Плещеева этого времени очень близки по духу поэзии К.Ф Рылеева и М.Ю.Лермонтова. В эти годы Плещеев пишет не только стихи, но и прозу: очерки, рассказы,  фельетоны.

Слайд 7. Любимый русской молодёжи 1840 –х годов, после ссылки превращается в отличного детского поэта. Детские стихи будут собраны поэтом в Москве  в его сборник «Подснежник».

Слайд 8. Через 12 лет (1858 г.) выходит второй сборник стихов Плещеева, а вскоре (1861г., 1863 г.) – новые сборники стихотворений, а также собрание прозы в двух томах (1860 г.) Плещеев не только пишет сам, но и много переводит с разных языков.

2.Первичное восприятие стихотворения (Аудиозапись)

-А теперь сядьте красиво и послушайте стихотворение А.Н.Плещеева «Дети и птичка».

3.Проверка первичного восприятия

-Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

-Чем оно необычно? (Написано в форме диалога.)

-Назовите собеседников. (Дети и птичка.)

-Какой вы представили себе птичку?

-А детей? (Маленькие, учатся в 1 классе, т.к. птичка называет их малютками и говорит, что вернётся, когда они научатся читать.)

Итог: Молодцы! Внимательно слушали.

-А теперь немного отдохнём.

Физ.минутка (видеоролик)

4.Словарная работа

- Прежде, чем вы самостоятельно прочитаете стихотворение, выясним смысл непонятных слов. (Дети объединяются в 4 группы,  работают со словарями и ищут значение слов, написанных на слайде.)

ПРОЧЬ – подальше от кого-либо

ПОНЕСЁМСЯ - следовать очень быстро, стремительно одно за другим

СТУЖА - сильный холод, мороз

ВЕШНЕЕ – весеннее

-Ребята, зачем вы выясняли значение непонятных слов? (Чтобы был понятен смысл прочитанного.)

5.Вторичное восприятие стихотворения

-А теперь прочитайте это стихотворение вполголоса. Ваша задача – научиться читать без ошибок целыми словами. (Дети читают стихотворение.)

-А теперь читаем вслух «по цепочке».

6.Анализ стихотворения

-В какое время года происходит разговор детей с птичкой? (Осенью)

-Докажите свой ответ.

-О чём просят дети птичку? (Не улетать от них.)

-Почему дети просят птичку не улетать? (Нам жаль твоих песенок звонких.)

-Что она им отвечает? (Гонят меня холода и дожди.)

-Какой глагол указывает на стремительность действий птиц? (Понесёмся.)

-Почему автор использовал именно этот глагол?

-Прочитайте описание юга. (Нет там ни стужи теперь, ни дождей и т.д.)

-Какой ещё вопрос задают дети птичке? (Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?)

-Как она им объяснила время прилёта назад? (Я вернусь, когда с полей сойдёт снег, зажурчит ручей, когда вся природа начнёт оживать.)

-Какое это будет время года? (Весна.)

Итог: -Молодцы! Правильно ответили на все вопросы.

-Ребята! Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении? (Олицетворения, эпитеты.)

-Что такое олицетворение? (Олицетворение-это литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами.)

-Что такое эпитет? (Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.)

-Давайте найдём в стихотворении олицетворения и эпитеты.

-Ребята 1 варианта ищут олицетворения, ребята 2 варианта – эпитеты.

- С какой целью использует поэт эти приёмы? (Они лучше помогают представить картину, которую рисует поэт. Чтобы мы ярко представили себе осень, образы детей и птички.)

-Скажите, как автор относится к птичке? Докажите.

Физминутка

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

7.Работа над выразительным чтением стихотворения

-А теперь будем учиться читать стихотворение выразительно.

         -С каким настроением будете читать 1 часть? (С грустным настроением, с болью и печалью.)

         -Какой будет темп? (Быстрый)

-Прочитайте 1 часть.

-Меняется ли настроение во 2 части стихотворения?  С каким чувством вы будете её читать?

( Вторую часть будем читать с чувством лёгкой грусти.)

-Какой темп? (Темп плавный, неспешный.)

-Прочитайте 2 часть.

-Почему меняется ритм стихотворения? (Чтобы показать, что время пролетит быстро, и птичка скоро вернётся.)

-А теперь вы будете читать стихотворение по ролям.

-Сначала отметьте слова детей и птички, потом расставьте паузы, подчеркните слова, которые нужно выделить голосом.(Дети работают в парах на листочках с текстом стихотворения.)

-Проверьте, правильно ли вы выполнили задание по слайду.

Итог: -Кто выполнил задание правильно?

-А теперь послушаем вас. (Дети слушают и анализируют, как читают одноклассники.)

Рефлексия

-Что особенно заинтересовало вас во время урока?

-Что нового узнали на уроке? Что нового узнали о поэте?

-Какое настроение у вас после сегодняшнего урока?

-Что понравилось? Что бы вам хотелось сделать по- другому?

Домашнее задание

  1. Подготовить выразительное чтение стихотворения А.Н. Плещеева «Дети и птичка».
  2. Научиться читать стихотворение по ролям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению К.И. Чуковский "Телефон" УМК "Школа России", 1 класс

Знакомство с творчеством К.И. Чуковского, креативные  задания для работы в парах....

Конспект урока по литературному чтению. М. М. Пришвин "Выскочка" УМК "Школа России" 4 класс.

Цель урока: Формирование УУД через технологию РКМЧП (учебная стратегия «Пирамида критика» ) у учащихся 4 класс в предметной области литературное чтение по теме: М.М.Пришвин «Выскочка»...

Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему мире, технологии «УМК Школа России» 1 класс,

Рабочие программы по основным предметам "УМК Школа России" в соответствии с ФГОС 1 класс...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Ещё про Мальку" Школа России

Технологическая карта урокаЦель урока: создать условия для обучения определению отношения автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения; развивать воображение, связную речь, навыки вы...

Тест по литературному чтению к разделу "Поэтическая тетрадь" (УМК "Школа России) 4 класс

Тест к уроку обобщения по  разделу "Поэтическая тетрадь"  для 4 класса....