Открытый урок по чтению в 1 классе На тему: С.А.Есенин «Черемуха».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2
с. Обшаровка муниципального района Приволжский
Самарской области
Открытый урок по чтению в 1 классе
На тему: С.А.Есенин «Черемуха».
Разработала и провела:
учитель – Абдрашитова Д.В.
Тема урока: С.А.Есенин «Черемуха».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
- Учить правильному, выразительному чтению.
- Развивать воображение, память, мышление.
- Прививать любовь к русскому языку, любовь к поэзии, к природе.
Оборудование: портрет С.А.Есенин, фрагмент музыкального произведения Э.Грига, разноуровневые задания, картон для рисования, мелки.
План урока.
- Организационный момент (1 мин.).
- Проверка домашнего задания (5 мин.).
- Изучение нового материала (18 мин.).
- Физминутка (2 мин.).
- Обобщение (2 мин.).
- Закрепление (10 мин.).
- Итоги урока, домашнее задание (2 мин.).
Ход урока.
1.Организационный момент
- Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать знакомство с творчеством С.А.Есенина, учиться выразительно читать, развивать воображение, память, мышление.
2.Проверка домашнего задания.
- Со стихотворением какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?
- Что вы знаете об этом поэте?
- Какое стихотворение С.А.Есенина вы готовили к сегодняшнему уроку?
Итак, наш класс превращается в театр, есть артисты, которые хотят донести до нас красоту есенинского слова и есть зрители – ценители искусства.
- По каким критериям мы будем оценивать чтение стихотворений наших товарищей? (У ребят листочки с критериями оценивания. Приложение №1 к уроку).
Ответы ребят.
Чтение стихотворений у доски, анализ и оценка.
_ Спасибо всем нашим артистам, спасибо вам всем за работу.
3.Изучение нового материала.
3.1.Подготовительная работа.
- В начале урока я сказала, что мы будем учиться читать стихотворения выразительно.
- А что значит читать выразительно?
(Читать выразительно – значит выбрать правильный тон, темп, тембр; правильно расставить логические ударения, паузы: но особенно важно представить в своем воображении то, о чем читаешь, выразить свое отношение к воображаемому).
- А для этого надо подготовиться и натренировать свое воображение и голос. На доске:
Идет – идет зеленый шум
Зеленый шум, весенний шум.
Н.А.Некрасов.
- Попробуйте, управляя своим голосом, прочитать эти строчки по-разному. (Дети читают, потом повторяют хором).
Варианты чтения: медленно, напевно, быстро. Ритмично, с восклицанием.
- Читайте стихотворение и помечайте карандашом буквой «ч» - там, где говорится о черемухе и буквой «р» - там, где говорится о ручейке.
- Прочитайте строки. В которых говорится о черемухе:
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завела.
Черемуха душистая
Развесившись стоит
И зелень золотистая
На солнышке горит.
- Что вы представили, читая эти строки? (черемуха? – большая, белая, вся в цвету; день? – ясный, солнечный; аромат? – хочется вдыхать полной грудью; цветы? – белые, собраны в кисть).
- Что значит «душистая» (ароматная, пахучая).
- Что значит «ветки золотистые» (от солнца).
- А теперь посмотрим, как выглядит ручей:
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
- Где протекает ручей?
- Что такое проталинка? (место, где оттаял снег и открылась земля).
- Какой он? (маленький, серебряный, звонкий).
- Что значит «гремучая волна»? (ручей гремит, шумит).
- А сейчас мы с вами прочитаем очень интересные строчки. В этих строчках Есенин нам показал не только время года, но и время суток.
- Голос и воображение натренировали, давайте попробуем догадаться, о каком времени года мы будем читать сегодня стихотворение С.А.Есенина?
3.2.Слушание музыки.
- Сейчас мы послушаем отрывок музыкального произведения норвежского композитора Эдварда Грига. Музыка своим языком нот поможет нам догадаться. Давайте еще раз обратимся к своим ощущениям. Время года и наши чувства. Например: зима – покой, печаль.
Ответы детей (осень – грусть, увядание; лето – радость, насыщенность цветов; весна – обновление, радость, восторг).
- Слушать музыку надо внимательно, сели удобно, если у вас появилась догадка поднимите руку.
Слушание музыки.
- Что вы услышали и увидели в музыке? (признаки весны).
- С приходом весны происходят чудесные перемены, особенно чудесны перемены в жизни деревьев, зимой они казались мертвыми и вдруг проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, цвести, набирать силу. Эти перемены издавна подмечались людьми, удивляли и радовали их. Людям казалось, что деревья, как и они имеют живую душу. Недаром в народной поэзии так много песен, где человек обращается к дереву, как к живому, близкому, родному существу:
Береза моя белая
Береза кудрявая.
- А вот еще одно дерево, растущее в овраге, но расскажет о нем не народная песня, а стихотворение С.А.Есенина.
3.3. Работа над стихотворением.
а) Чтение учителем.
б) Чтение шепотом учащимися.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
- Какое же это время суток? (утро).
4.Физминутка. ТСО (под музыку).
Представим весенний цветок, который появляется из-под земли (дети присели). Солнышко светит, идет приятный весенний дождик и этот цветок – растет, расцветает, тянется к солнцу (дети это изображают). Кругом яркое солнце. Чистое небо, летают бабочки (показать руками).
5.Обобщение.
- Ребята давайте вспомним, какие есенинские стихи мы с вами прочитали (дети называют).
6.Закрепление.
6.1.Чтение детьми.
- А теперь давайте призовем свои чувства и прочитаем стихотворение «Черемуха» 3 человека.
6.2.Рисование.
- А теперь, ребята, давайте за 2 минуты изобразим мелками ту картину весенней природы, которую вы представили, читая стихотворение (на партах у учеников картон голубого цвета и мелки).
- Просмотр рисунков.
6.3.Работа с разноуровневыми заданиями.
Дети выполняют разноуровневые задания и проверяют их по ключу (приложение №2 к уроку). Определения зачитываются в классе.
7.Итог урока.
- Чему мы учились на сегодняшнем уроке чтения?
- читать выразительно стихотворения;
- управлять своим голосом и воображением;
- развивали память, заучивая стихи и выполняя задания на бланках;
- развивали мышление, анализируя стихотворение.
И делали это с вами хорошо.
Домашнее задание: выучить стихотворение «Черемуха» наизусть.
Приложение к уроку №1.
Критерии оценивания чтения стихотворения.
1.Название, автор.
2.Правильность (как выучено).
3.Выразительность.
4.манеры (внешняя форма поведения).
Приложение к уроку №2.
Разноуровневые задания.
Уровень С (сильный уровень)
Ученик _______________________________________ класс _______________
Задание 1. Вспомни стихотворения С.А.Есенина «Пороша», «Береза», «Нивы сжаты, рощи голы…».
Задание 2. Допиши к данным понятиям есенинские художественные определения.
№ | понятие | есенинское определение | + |
1 | Береза | ||
2 | Ветки | ||
3 | Бахрома | ||
4 | Вороны | ||
5 | Дорога | ||
6 | Солнце | ||
7 | Дорога | ||
8 | Зима | ||
9 | Чаща | ||
10 | Месяц |
Проверь себя по ключу:
- если у тебя 10 плюсов, то поставь себе в итоговый балл – 5;
- если у тебя 9 плюсов, то поставь себе в итоговый балл – 4;
- если у тебя менее 8 плюсов, то повтори стихотворение.
Итоговый балл __________.
Уровень А (низкий уровень)
Ученик _____________________________________ класс _________________
Задание 1. Соедини стрелочками понятия с есенинскими художественными определениями.
береза пушистые
ветки серые
бахрома рыжий
вороны белая
дорога звонкая
солнце бесконечная
дорога взрытая
зима белая
чаща седая
месяц тихое
Проверь себя по ключу:
- если у тебя нет ошибок, то поставь себе в итоговый балл – 5
- если у тебя 1 ошибка, то поставь себе в итоговый балл – 4
- если у тебя более 1 ошибки, то повтори стихотворение.
Ключ
№ | понятие | есенинское определение | «+» |
1 | береза | белая | |
2 | ветки | пушистые | |
3 | бахрома | белая | |
4 | вороны | серые | |
5 | дорога | бесконечная | |
6 | солнце | тихое | |
7 | дорога | взрытая | |
8 | зима | седая | |
9 | чаща | звонкая | |
10 | месяц | рыжий |
Ключ
Уровень В
№ | понятие | есенинское определение | «+» |
1 | береза | белая | |
2 | ветки | пушистые | |
3 | бахрома | белая | |
4 | вороны | серые | |
5 | дорога | бесконечная | |
6 | солнце | тихое | |
7 | дорога | взрытая | |
8 | зима | седая | |
9 | чаща | звонкая | |
10 | месяц | рыжий |
Ключ
Уровень А
береза пушистые
ветки серые
бахрома рыжий
вороны белая
дорога звонкая
солнце бесконечная
дорога взрытая
зима белая
чаща седая
месяц тихое
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по чтению: А.К. Толстой "Колокольчики мои …" С.Есенин "Черемуха"
А.К. Толстой "Колокольчики мои …" С.Есенин "Черемуха"...
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...
Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .
данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: С. А. Есенин «Черемуха»
Урок литературного чтения в 3 классе, по теме С.А.Есенин "Черёмуха", составлен в соответствии ФГОС второго поколения. К уроку предлагается презентация о С.А. Есенине. Ход урока разделен на виды деяте...
План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»".
План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»"....
План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»".
План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»"....