Литературное чтение, 2 класс
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Евстигнеева Юлия Николаевна

Урок литературного чтения, В. Бианки "Музыкант", 2 класс, конспект с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v._bianki_muzykant.docx9.44 КБ
Microsoft Office document icon staryy_medvezhatnik_hotel_nauchitsya_igrat.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

 2 класс

Автор: Евстигнеева Юлия Николаевна

Название ОУ: ГБОУ Лицей  387 Санкт - Петербург

Должность автора: учитель начальных классов

 УМК «Школа России»

Учебник: Л.Ф. Климанова.«Литературное чтение» в 2-х ч. М.,«Просвещение», 2012

Тема: В.Бианки «Музыкант».

Цели: познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант»; развивать речь, мышление, интерес к изучению природы; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Задачи: продолжить обучение пересказу текста по опорным словам; совершенствовать умение  составлять план произведения, работать в парах; отрабатывать грамотное выразительное чтение.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично – поисковые.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, книги Виталия Бианки для выставки, дидактический раздаточный материал для парной работы.

Ход  урока:

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

 Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Ответы полные давать,

Чтоб потом вам получать

Только лишь оценку «5»!

2. Речевая разминка

Прочитать и отгадать загадку

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Задание: прочитать с вопросительной интонацией, выделяя голосом слова, которые подчёркнуты;

прочитать пропуская слова, что они обозначают.

3. Постановка целей урока.

Назовите имена. По первым буквам прочитайте фамилию писателя, с которым мы сегодня познакомимся.

Заходер                Борис

Крылов                 Иван

Пушкин                 Александр

Носов                   Николай

Чуковский             Корней

Токмакова            Ирина

4. Сообщение темы урока.

Сегодня мы познакомимся с писателем  Виталием Валентиновичем Бианки    

- Ребята, знакома вам фамилия писателя? Кто из вас читал его книги? Назовите, какие?

 - Многие названия его произведений содержат любопытный  вопрос. Например, «Чей нос лучше?», «Кто чем поёт?», «Где раки зимуют?», «Чьи это ноги?».

Учитель показывает детям названные книги.

Он один из самых любимых детских писателей нашей страны. Родился он в Петербурге 12 февраля 1894 года  в семье биолога. Певучая фамилия досталась ему от предков итальянцев. Писатель закончил Петербургский  университет, где  с большим интересом  изучал жизнь растений и животных. Виталий Валентинович жил в разных районах нашей страны и  много путешествовал, свои впечатления от путешествий он воплощал в детских произведениях.

Писать для детей он начал в 28 лет. За 30 лет написал для детей более 120 книг, в которые вошло более 200 рассказов, сказок, повестей.

В своих произведениях Виталий Бианки  не устаёт удивляться окружающему миру, его красоте и многообразию, с большой любовью пишет о животных, птицах. Эту любовь мы видим уже в самих названиях произведений. Например, «Снегирушка – милушка», «Пёрышко» и другие.

б) чтение учителем произведения (делаю смысловые паузы после каждой части, дети отвечают на вопросы).

г) словарная работа ( выполняется в ходе чтения)

Медвежатник – охотник на медведя;

Завалинка – невысокая земляная   насыпь возле избы;

Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;

Щепка  -  тонкая пластинка, отколотая от дерева.

в) проверка первичного восприятия  рассказа по вопросам.

  • На чём играл старый медвежатник?
  • Что сказал ему колхозник?
  • Зачем медвежатник пошёл в лес?
  • Что он услышал, когда отдыхал в лесу?
  • Какую картину увидел старик в лесу?
  • Почему он не убил медведя?

6. Чтение рассказа учащимися (про себя).

 - Ребята, прочтите самостоятельно рассказ и найдите в рассказе описание иллюстрации  в учебнике.

7. Составление плана рассказа.

-Дети, давайте составим план рассказа «Музыкант». На слайде выберите подходящие названия для каждой части рассказа.

План рассказа «Музыкант».

1 часть. Старый медвежатник любил музыку.

2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя.

3 часть. Медведь – музыкант.

4 часть. Охотник пожалел медведя.

8.Физминутка.

Идёт медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг,

На двух руках, на двух ногах,

Мы тоже можем так.

В  лесу пастух трубит в рожок,

Пугается русак,

Сейчас он сделает прыжок,

Мы тоже можем так.

9.  Чтение рассказа учащимися вслух  по частям и пересказ по опорным словам.

1 часть: медвежатник, завалинка, скрипка, плохо, колхозник, ружьё, лес, медведь.

2 часть: лес,  не нашёл, отдохнуть, тихо-тихо, струна, «Дзенн!», удивился, пошёл, опушка.

3 часть: подкрался, дерево, щепка, лапой, задрожала, оттянул, слушает.

4 часть: вечером,  мимо, опять, одну струну, не убил,  музыкант, рассказал.

10. Дополнительное задание  к рассказу «Музыкант».

а) работа в парах

- Перед вами листочки с заданием. Вы должны в краткий пересказ рассказа «Музыкант» вставить подходящие предлоги.

Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше … лес охотиться … медведя.

Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл … лес. Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть … пенёк. Вдруг слышит -  … глубины леса доносится красивый звук.  Старик пошёл туда и видит: … опушке … разбитого грозой дерева сидит медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки. Щепка задрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже заслушался, как поёт щепка, как будто струна. Послушал, послушал старик и пошёл … леса домой.  Разве можно … такого музыканта стрелять!

б) проверка  выполнения задания.

11. Сообщение учителя:

О наших соседях - бурых медведях

Бурые медведи живут в лесной полосе, в горах, там где есть глухие леса с буреломом, болотами, водоёмами. Бурый медведь один из крупных представителей хищников. Вес медведя достигает 300 кг, длина тела более 2 метров. Они отличные охотники, но часто питаются лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят рыбу. Медведь - большой любитель мёда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться.

Самые глухие горные места, заросшие скалистые балки, побережья рек – любимые места обитания медведей. Ходит по лесу не торопясь, лишь иногда останавливается и начинает принюхиваться,  прислушиваться. Но в момент охоты или опасности медведь преображается. Всё его огромное тело напрягается, зверь становится ловок и быстр в движениях.

Длинные и очень твёрдые когти  позволяют ему прекрасно лазать по деревьям.

Следы бурых медведей можно спутать с человеческими. За развалистую походку прозвали медведя косолапым. Только зря: медведь проворен и может догнать лошадь.

- В какой книге я прочитала этот текст в художественной или научной?

- Чем отличается художественный рассказ от научно-познавательного текста?

 12. Выставка книг В. Бианки.

- В нашей школьной библиотеке много книг В. Бианки. Я советую вам их прочитать.

13. Рефлексия.

- Выберите и продолжите любое предложение:

  • На сегодняшнем уроке я узнал.............
  • На этом уроке я похвалил бы себя за............
  • После урока мне захотелось....................

14. Домашнее задание: чтение и пересказ рассказа «Музыкант» по плану и  опорным словам.

Источники:

1. Климанова Л.Ф. Учебник для 2 класса «Литературное чтение».1 часть. М., «Просвещение», 2012

2. Кутявина С.В. Поурочные  разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой. 2 класс. М., «ВАКО», 2012.

3. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., Азбуковник, 1999

5. www.kirovregion.ru/cgi-bin/news/index.cgi?id=5473

6.  www.animal-forum.ru/viewtopic.php?p=2320

7. www.baby-scool.narod.ru/media/book/img/foto/index.html.

Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше … лес охотиться … медведя. Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл … лес.

Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть … пенёк. Вдруг слышит -  … глубины леса доносится красивый звук.  Старик пошёл туда и видит: … опушке … разбитого грозой дерева сидит медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки.

Щепка задрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже заслушался, как поёт щепка, как будто струна. Послушал, послушал старик и пошёл … леса домой.  Разве можно … такого музыканта стрелять!

Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше … лес охотиться … медведя. Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл … лес.

Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть … пенёк. Вдруг слышит -  … глубины леса доносится красивый звук.  Старик пошёл туда и видит: … опушке … разбитого грозой дерева сидит медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки.

Щепка задрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже заслушался, как поёт щепка, как будто струна. Послушал, послушал старик и пошёл … леса домой.  Разве можно … такого музыканта стрелять!



Предварительный просмотр:

Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше … лес охотиться … медведя.

Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл … лес. Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть … пенёк. Вдруг слышит -  … глубины леса доносится красивый звук.  

Старик пошёл туда и видит: … опушке … разбитого грозой дерева сидит медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки. Щепка задрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже заслушался, как поёт щепка, как будто струна. Послушал, послушал старик и пошёл … леса домой.  

Разве можно … такого музыканта стрелять!

 

Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше … лес охотиться … медведя.

Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл … лес. Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть … пенёк. Вдруг слышит -  … глубины леса доносится красивый звук.  

Старик пошёл туда и видит: … опушке … разбитого грозой дерева сидит медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки. Щепка задрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже заслушался, как поёт щепка, как будто струна. Послушал, послушал старик и пошёл … леса домой.  

Разве можно … такого музыканта стрелять!

Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше … лес охотиться … медведя.

Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл … лес. Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть … пенёк. Вдруг слышит -  … глубины леса доносится красивый звук.  

Старик пошёл туда и видит: … опушке … разбитого грозой дерева сидит медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки. Щепка задрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже заслушался, как поёт щепка, как будто струна. Послушал, послушал старик и пошёл … леса домой.  

Разве можно … такого музыканта стрелять!

Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше … лес охотиться … медведя.

Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл … лес. Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть … пенёк. Вдруг слышит -  … глубины леса доносится красивый звук.  

Старик пошёл туда и видит: … опушке … разбитого грозой дерева сидит медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки. Щепка задрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже заслушался, как поёт щепка, как будто струна. Послушал, послушал старик и пошёл … леса домой.   Разве можно … такого музыканта стрелять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...