литературное чтение 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
В этом разделе вы сможете найти разработки уроков литературного чтения в 4 класе в соответствии требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_kl.docx | 41.58 КБ |
letopisi_4_klass.pptx | 2.69 МБ |
tema1.docx | 21.89 КБ |
847511.ppt | 984 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные результаты: знать и толковать значение слов «летопись», «монах-летописец», «келья», «Царьград», «гривна», «паволоки», «узорочье»;
называть некоторые отличительные особенности летописи, понимать содержание летописи, называть основные события, описываемые в ней.
Метапредметные результаты:
– регулятивные УУД: формулировать учебную задачу, исходя из целей, отражённых на шмуцтитуле; предлагать способы решения учебной задачи урока; осуществлять рефлексию своей деятельности, оценивать свои достижения;
– познавательные УУД: воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока, интерпретировать её, передавать своими словами; извлекать информацию из текста летописи, необходимую для ответов на вопросы учителя; находить отличительные особенности летописи;
– коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников о выборе темы проекта, распределении ролей и заданий между участниками группы;
Личностные результаты: проявлять заинтересованность к истории своего Отечества, высказывать желание побольше узнать о времени княжения Олега (вещего).
Ресурсы и оборудование: учебник «Литературное чтение» (4 класс) авторов Л. Ф. Климановой и др., компьютер, мульти-медиа-презентация со слайд-шоу, оценочные листы.
Ход урока
1.Орг.момент
2.Работа по теме.
1)Самоопределение к деятельности.
- Ребята, на прошлом уроке мы говорили, что учебник четвёртого класса включает в себя очень серьёзные произведения. Мы с вами готовимся стать настоящими читателями, поэтому с каждым произведением нам будет всё сложнее и сложнее его разгадывать, но в то же время интереснее и увлекательнее.
- Прочитайте тему первого раздела учебника.
- -Какие новые понятия встретились вам в заголовке темы? (Летописи, былины, жития)
- Прочитайте цели, обозначенные на шмуцтитуле.
- -Расскажите о той цели, которая вас заинтересовала и как вы её понимаете?
- -Задайте мне вопросы, если что-то непонятно.
- Откройте с. 6 учебника, прочитайте первый вопрос статьи. -Сформулируйте учебную задачу урока на основе данного вопроса. (Узнаем, что такое летописи, откуда появилось это название, в чём их особенности).
2)Работа с научно-познавательной статьёй.
*Школьники читают статью о летописях самостоятельно (тихое чтение) или цепочкой вслух.
*Беседа по содержанию статьи:
- Как появились летописи?
- Почему летописи стали называться летописями?
- Кто записывал летописи?
- Как вы думаете, является ли летопись художественным произведением? (Это проблемный вопрос, на который учащиеся однозначно ответить сразу не смогут, поэтому мы его задаём для того, чтобы пробудить интерес к читаемому произведению.Ответ на него мы дадим в конце урока).
- Нам пока трудно ответить на данный вопрос, ответить на него нам поможет внимательное чтение и наблюдение над деталями текста.
3)Рассказ учителя о летописях и летописцах с опорой на презентацию.
- Ребята, вы правильно поняли ту информацию, которая сообщается в статье, но я хочу вам рассказать и показать ещё кое-что интересное о летописях и летописцах.
- Когда-то давным-давно, когда люди ещё не умели писать, они сочиняли сказки, загадки, прибаутки, песенки, небылицы. Чтобы сохранить их в памяти народной, люди стали передавать свои сочинения из поколения в поколение, от родителей детям из уст в уста. Так появились произведения устного народного творчества. Но когда появилась письменность (алфавит, буквы), люди стали записывать свои произведения на различных материалах – деревянных дощечках, глиняных табличках, папирусе, пергаменте, бересте, в Китае на шёлке.
С развитием письменности на Руси (так раньше называлась Россия) стали записываться и летописи, которые так же, как и сказки, сначала в виде сказаний передавались из уст в уста. В летописях записывались самые важные для русского народа исторические события. Записи вели монахи-летописцы, которые были самыми образованными людьми в древности. Они умели читать и писать. Монахи вели записи важных событий из года в год, то есть из лета в лето. Отсюда и название этих записей – летописи. Каждая запись начиналась со слов «В лето такое-то…» и дальше сообщалось, что произошло. Описывая события, летописец не был просто наблюдателем, он по ходу записи выражал свои чувства радости и восхищения победой кого-либо из великих князей, а также чувства горести и негодования в связи споражением княжеского войска. Свои чувства монахи фиксировали в различных знаках на полях (например, в виде знака восклицания или в виде наших современных смайликов).
Над летописями трудились и простые писцы. Труд писца требовал большого напряжения и внимания. За день переписывалось всего 1,5 – 2 страницы. На полях от усталости делались приписки «Ох, голова моя болит!». Всё, что описывалось, иллюстрировалось картинками. Так в исторические тексты вносились элементы художественности. Таким образом, летописи являются прообразом, или точнее сказать прародителем художественной литературы. Когда мы будем читать летописи, мы постараемся разглядеть в них элементы художественности).
- Что ещё нового вы узнали о летописях и их создателях? Постарайтесь построить небольшой рассказ.
4)Первичное восприятие летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
Словарная работа.
Учитель сообщает учащимся о том, что в тексте встречаются незнакомые им слова и предлагает познакомиться с их значением (слова записаны на доске).
Варяги – обитатели Скандинавского полуострова.
Словене, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты – славянские племена.
Царьград – столица Византии.
Дань – налог, который брал победитель с побеждённого народа.
Гривна – денежная единица в Древней Руси.
Паволоки – шёлковые ткани, покрывала.
Узорочье – драгоценности, наряды.
Перун – Бог молнии, грозы, войны и оружия, главное божество восточных славян.
- Прочитайте название летописи.
- -Как вы понимаете слова «щит», «врата», «Царьград»? (В этот момент нужно с помощью иллюстраций (слайдов) разъяснить школьникам, что значат эти слова, показать на карте, где находится Стамбул, бывший Царьград).
- Я начну читать летопись, а вы продолжите (учитель читает первый абзац, а хорошо читающие дети продолжают чтение).
5)Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию летописи.
- Кто главный герой летописи? (князь Олег)
- Как вы понимаете слово «князь»? Кого называли на Руси князьями? (Если школьники не знают ответа на эти вопросы, нужно показать иллюстрации с изображением князя Олега и дать толкование слова «князь» из словаря).
- Какие события описываются в летописи? Кратко назовите их.
- Что вас особенно удивило (поразило) в описываемых событиях?
- Что означал щит, повешенный на вратах Царьграда?
6)Перечитывание текста летописи с предварительным заданием.
- Сейчас мы перечитаем летопись ещё раз. При этом вы должны быть очень внимательными. Обратите внимание на глаголы, которые очень часто встречаются в летописи, отметьте их аккуратно карандашом по ходу чтения. Также постарайтесь запомнить всё, что говорится о князе Олеге.
7)Выявление элементов художественности в тексте летописи.
- Что интересного заметили при перечитывании летописи?
- Вспомните характерные черты научно-познавательного текста. Найдите их в летописи (школьники должны обратить внимание на простое перечисление исторических фактов, а учитель обратит их внимание на короткие, как бы «рубленые» фразы, которые лаконично сообщают о свершившихся исторических фактах).
- Вспомните вопрос, на который вы не смогли ответить в начале урока? (Можно считать его с доски, если учитель его записал: можно ли назвать летопись художественным произведением).
- Назовите глаголы в том порядке, в котором они употребляются в тексте летописи. Выпишем их в столбик (один ученик записывает на доске, остальные в тетради). Как вы думаете, зачем в тексте летописи так много глаголов? Что летописец стремится передать с помощью потока глаголов? (Дети высказывают предположения).
- Правильно, ребята. Такое большое количество называемых глаголов передаёт стремительное движение русского войска. У нас уже возникает образ многочисленного мощного войска, готового потеснить противника и победить. Это первый элемент художественности, который мы обнаруживаем в тексте летописи.
- Можете ли вы сказать, прочитав летопись о том, каким полководцем был князь Олег? Что помогло вам составить о нём такое мнение? (Опять же глаголы, характеризующие действия Олега по отношению к своему войску: повелел, приказал, остановил).
- Действительно, в тексте нет ни слова о характере Олега, но мы живо представляем полководца по его поступкам: «повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на них корабли» (проявление гибкости, смекалки, военной хитрости), «приказал Олег … дать дани для русских городов» (забота о русских городах, князьях и людях). С одной стороны летописец описывает реальные действия воина, а с другой стороны наделяет его фантастической (вымышленной) мощью и силой, что также является чертой художественности летописного отрывка.
- Вот мы и нашли ещё один элемент художественности в летописном отрывка. Не имея перед глазами подробного описания князя Олега, мы живо представляем его действия, а следовательно, и сильный характер замечательного полководца.
- Но достаточно ли этих фактов, чтобы отнести летопись к художественным произведениям? (Конечно, нет, это только элементы художественности, а не художественное произведение).
- Правильно, ребята, летопись – это историческое произведение, в нём только появляются элементы художественного произведения.
- Подведём итоги: составьте рассказ о том, что такое летопись, кто создавал и записывал летописи, как это происходило, какие особенности летописи вы знаете.
Итоги урока. Рефлексия.
- Вспомните учебную задачу урока. Оцените ее достижение по шкале оценивания («+», « - », «?»).
Знаю, что такое летопись ___.
Знаю, кто создавал летописи ___.
Могу назвать три отличительных особенности летописи ____.
Домашнее задание.
- Перечитать летопись, научиться безошибочно читать незнакомые слова.
- Разработать индивидуальный план работы над проектом.
- задание по желанию и возможностям учащихся: найти в Интернет ссылку на просмотр мультфильма «Детство Ратибора».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ
Ле́топись Запись важнейших событий из года в год, из лета в лето.
Монах Киево - Печерского монастыря Нестор
Берёста, или береста́ — верхний слой (наружная часть) коры берёзы . Береста была одним из главных писчих материалов, до появления бумаги.
Перга́мент материал для письма из недублёной кожи животных (до изобретения бумаги) для письма.
Свиток свёрнутая трубкой рукопись из пергамента.
яства гривна (устар.)еда, кушанье Денежная единица в Древней Руси –серебряный или золотой слиток весом около 400 г
паволоки Шелковые ткани, покрывала уророчье драгоценности, наряды
Царьград Древнерусское название города Константинополя. Сейчас это город Стамбул
ВОЛХВЫ кудесник слыть у древних славян: чародеи, колдуны волхв, чародей быть известным в качестве кого-нибудь
Предварительный просмотр:
Тема: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» . Особенности данного литературного жанра.(2 урок)
Цель: 1.продолжить изучение литературной сказки «Городок в Табакерке»; пополнять словарный запас учащихся; при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки; формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план; учить передавать содержание прочитанного от имени героя.
2.развивать внимание ,память, речь, мышление, навыки чтения;
3.воспитыватьлюбознательность.
Планируемые результаты.
Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных , научно- популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских и зарубежных писателей, знание и умение оперировать понятиями «система нравственных ценностей», «добро побеждает зло», «в чём смысл добра», «почему сказка всегда заканчивается хорошо», «литературная сказка», «авторская сказка» (предисловие, зачин, особая структура сказки, характеристика героев сказки), «тексты повествовательного характера» (определение основной мысли , деление текста на части, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа, создание собственного текста по аналогии с прочитанными произведениями);
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.
Личностные: проявление бережного отношения к художественной книге , аккуратность в её использовании, проявление интереса к литературной сказке.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Гусли- самогуды : сами
заводятся, сами играют,
сами пляшут, сами песни поют.
— Прочитайте «птичьим базаром». Слайд 1
- Прочитайте (медленно, с ускорением, с вопросительной интонацией, с утвердительной, с веселой, скороговоркой).
- О чем эта присказка?
- Как понимаете «гусли-самогуды»?
- Как образовалось слово «самогуды»? (При помощи двух корней: -сам- и -гуд-.)
III. Самоопределение к деятельности..
– Оправдались ли наши предположения о содержании сказки?
– Что такое табакерка?
– Как сказать коротко: о чем эта сказка?
– Похожа ли эта сказка на другие, известные нам литературные сказки.
– Так может это не сказка? Докажите.
– Но она же отличается от других литературных сказок? Чем же?
- На этот вопрос мы ответим в конце урока.
– А зачем мы читаем сказки? Ведь они нравятся и взрослым и детям.
– А чему нас учит сказка В.Ф. Одоевского?
– Что еще мы узнали, читая эту сказку?
– Итак, сформулируйте цели нашего урока.
Слайд 2
1. Определить, чем сказка В.Ф. Одоевского отличается от других литературных сказок;
2. Разобраться вместе с Мишей в устройстве музыкальной табакерке;
3.Дать характеристику Мише;
4.Сделать выводы, чему нас учит сказка В.Ф. Одоевского.
IV.Работа по теме.
1.Знакомство с разнообразием музыкальных шкатулок.
* В классе раздаются звуки музыкальной шкатулки.
– Что за звуки мы слышим? (Красивая мелодия, но с неживым оттенком)
– А почему мы чувствуем этот оттенок. (Играет не человек, а механизм)
– Да, это играет музыкальная шкатулка.
- Посмотрите какие они разные по внешнему виду. Слайды 3-8
– Отличаются ли они от старинных?
2.Устройство табакерки.
- Откройте и прочитайте, как выглядела табакерка в сказке.
-Что удивило Мишу, когда папенька открыл табакерку
- Как повел себя Миша?
-А что папа ответил Мише? Прочитайте.
-Как вы думаете, почему папа так ответил Мише и не объяснил, как работает шкатулка?
-Итак, Миша задумался и уснул. Давайте вместе с вами пройдем этот путь чтобы узнать устройство табакерки.
*На доске надпись: «устройство табакерки»
3. Игра «Кто сказал?»
*Один ученик читает отрывок. Все угадывают, кому принадлежат эти слова.
А) «Динь-динь-динь, – я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь». (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «колокольчик»)
– Чему удивился Миша, когда они с колокольчиком стали проходить под сводами?
– Как Колокольчик это объяснил?
– А какую историю вспомнил Миша?
– Что показалось смешным Колокольчику?
– Как Миша на это отреагировал? Прочитайте.
– Правильно ли Миша сказал, что нехорошо привыкать к поговоркам?
– Мог ли Колокольчик не произносить эти слова?
– Прочитайте описания улицы. В чем ошибался Миша посмотрев на колокольчики. (Что они все одинаковые)
– Как Колокольчик это объяснил?
– Как понимаете выражение «Закусил язычек».
– Чему Миша позавидовал? Прочитайте.
– Что ответил Колокольчик?
– Как вы думаете, плохо или хорошо всю жизнь ничего не делать, только заниматься игрой, напрмер, на компьютере.
*Высказывания детей.
– А кто сказал эти слова:
Б) «Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!» *Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «молоточки».
– А кто сказал эти слова:
В) «А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «валик»)
– Какой вывод сделал Миша из разговора с Валиком. (Когда присматривают за тобой – это хорошо)
– А за вами детьми нужно присматривать?
– Чьи это слова:
Г) «Зиц-зиц-зиц, – глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц». (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «пружина»)
– Поверил ли Миша Пружине? Докажи.
– Из каких же частей состоит табакерка?
-Как же получается музыка?
- Прочитайте еще раз слова Пружинки?
*Перед каждым учеником лежит карточка с текстом слов Пружинки.
– Прочитайте текст и зачеркните карандашом частицы не, бы, кабы.
– Прочитайте текст, который получился.
– Какие части речи чаще всего употребляются в этом отрывке? (Глаголы)
– Назовите их.
– На доске выписаны все глаголы из этого отрывка. Прочитайте их хором.
– Что делала? Толкала, вертелся, цеплялся, стучали, звенели, была.
– Что общего у всех этих глаголов? (Суффикс -л-)
– На что он указывает? (Прошедшее время глагола)
– На какой вопрос отвечают глаголы прошедшего времени?
– Заменим глаголы прошедщего времени на глаголы настоящего времени.
– На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?
*Дети поочередно заменяют глаголы : толкает, вертится, цепляется, стучат, звенят, есть (играет, звучит).
– Прочитайте отрывок, заменив глаголы.
– Поняли ли вы, как устроена табакерка?
4.Характеристика Миши.
– Благодаря кому мы узнали о работе табакерки?
– Что можно сказать о Мише. Используя опорные слова на стр. 168 №4 расскажи о нем.
– Прочитайте, что сказал папа Миши, когда он проснулся.
– Чему научился мальчик во время путешествия. (1. Издали все кажется меньше. 2. У Колокольчика побольше – голос низкий, поменьше – высокий. 3. Мы все разные. 4. Без учебы жить неинтересно. 5. Береги чужой труд.)
_-Чему учит сказка?
-Ребята, когда вы первый раз читали сказку, не было ли у вас чувства досады от того, что табакерка сломалась, и музыки больше не будет?
-Чем закончилась история?
-Ребята, а какие поговорки у мальчиков-колокольчиков были еще, кроме «Динь-динь-динь»? Почему?
2.Работа над пословицами и поговорками.
- Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.
Всякое дело человеком {ставится), человеком и {славится)
Дело не комар: {от него не отмахнешься)
Доброе дело без... {награды не останется)
Суди о людях не по словам, ... {а по делам)
— Какие еще пословицы знаете о деле?
V. Рефлексия.
.
VI. Итог урока
— Поняли ли вы устройство музыкальной шкатулки?
— Захотелось ли вам иметь такую шкатулку?
Домашнее задание: перечитать сказку, поделив на части.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Определить, чем сказка В.Ф. Одоевского отличается от других литературных сказок; 2. Разобраться вместе с Мишей в устройстве музыкальной табакерке; 3.Дать характеристику Мише; 4.Сделать выводы, чему нас учит сказка В.Ф. Одоевского.
Языковой анализ текста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....