Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Хатидже

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В. М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Класс: 4

Цели:

  1. Создать условия для развития интереса к чтению; совершенствования навыков выразительного чтения; умений формулировать собственное мнение и позицию; понимать позицию, отличную от своей;
  2. Способствовать развитию умения анализировать поступки и характер героев;
  3. Содействовать формированию понятий: «счастье», « смысл жизни», «способность к самоотдаче», «добро», «зло», «красота»;
  4. Создать условия для работы над развитием речи, воображения и наблюдательности.


Тип урока: Применение знаний и способов действий.

Планируемые результаты.

Предметные:

  • достигают необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;
  • воспринимают художественное произведение на уровне главной мысли (идеи); сравнивают произведения одного автора;
  • определяют жанр и тему произведения; различают содержание и форму произведения;
  • выделяют точку зрения автора и выражают свою;
  • выделяют художественные детали, раскрывающие образы героев.

Личностные:

  • имеют представления о ценности жизни для других;
  • определяют личностный смысл учения – желания приобретать новые знания,
  • осознают свои трудности, стремятся к их преодолению.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

  • владеют навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от целей);
  • осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • обобщают и классифицируют учебный материал, формулируют несложные выводы.

Регулятивные УУД:

  • определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривают последовательность действий на уроке;
  • адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей;

Коммуникативные УУД:

  • осуществляют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • работают по плану, в парах, в группах.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

  • проблемного обучения,
  • развивающего обучения,
  • здоровьесбережения,
  • диагностика и самоанализ,
  • информационно-коммуникативные,
  • игровые технологии
  • педагогика сотрудничества.

Основные понятия: главная мысль (идея), жанр; содержание и форма; художественные детали; образы героев

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, окружающий мир.

Ресурсы урока: Учебная хрестоматия по литературному чтению 4 класс М: Вентана – Граф, 2015 г., тетрадь №1 на печатной основе, компьютер, проектор, карточки, рисунки.

Ход урока.

1.Организационный момент. (30 сек.)

Слайд№1 (урок)

- Добрый день, друзья!

- Поздороваемся с гостями.

- Тихо сели, улыбнулись друг другу, настроились на работу.

За грамотные и правильные ответы будут даваться жетоны. Кто наберёт 5 жетонов, получит оценку – пять. У кого будет меньше жетонов, смогут заработать свою пятёрку на следующем уроке литературного чтения.

2. Подготовка к основному этапу занятия.

Внимание на экран.

(Видео – распускается роза) ( 1мин.30 сек.)

- В каком произведении, прочитанном вами, свершилось такое же чудо?

(В «Сказке о жабе и розе» В. Гаршина)

Слайд №2 (тема урока)

А) Актуализация знаний. д/з ( 10 мин.)

Никита, какое задание дома вы должны были выполнить?

(Прочитать «Сказку о жабе и розе» Гаршинарисунки).

Слайд №3 (Памятка работы в парах и группах.)

- Сегодня мы работаем в группах и парах. Обратите внимание на слайд и памятки у вас на столе.

- Берём листы с надписью – проверка домашнего задания.

У вас на работу - 2 минуты.

Вопросы для пары. (По желанию детей)

- Поменялось ли ваше настроение после прочтения сказки? Почему?

-Объясните что, вы хотели показать своими рисунками. (Очень жалко мальчика, красота розы, безобразная внешность жабы)

Вопросы группам:

1 группа

- Какой жанр прочитанного дома произведения? Докажите?

( Сказка. Сказка - вымысел. Роза и жаба разговаривают)

- Что мы знаем о сказках? А эта – какая?

(Зачин – жили на свете… концовка. Сказки бывают: народные и авторские. Эта сказка - авторская, автор - Всеволод Михайлович Гаршин.)

2 группа

- Перечислите главных героев произведения.

(Роза, жаба, сестра Маша, брат Вася)

- Кто из героев вам понравился или не понравился и почему?

( Роза- красивая, помогла мальчику. Маша, она ухаживала за братом)

(Жаба, она некрасивая , злая и хотела съесть розу?)

3 группа

- Кто читал сказки во время каникул?

- Выберите лучшие отзывы о сказах и прочитайте.

Подведение итогов: 1 группа, 2 группа, 3 группа, пара. Кто выступал, жетоны. (По 2 минуты.)

Паре – оценки 5 за оригинальность представления ответов.

Б). Мотивация к деятельности. (1 мин.30 сек.)

Продолжаем работу. Выходят 2 учащихся.

Звучит мелодия «Фа-мажор» Антона Рубинштейна

Слайд № 4 (Гаршин)

(Рассказывает 1 ученик)

Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского, где играл Рубинштейн. Напротив Гаршина сидели музыкант и весьма несимпатичный, неприятного вида старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе.

5 (Рубинштейн) Под звуки музыки Рубинштейна у него складывалась в голове его маленькая трогательная сказка о жабе и розе.

В) Постановка учебной задачи урока.

Слайд №6 (Читает - 2 ученик)

«Мир жабы злобен,

Нам предстоит его раскрыть.

А роза милое создание,

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья

Без них нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня -

Добро и зло разоблачить »

(Музыка замолкает)

Слайд № 7 ( Задача урока)

Г) Работа со словарём. (2 мин)

Листы с надписью – Словари.

- Найдите в выписке из словарей разных авторов понятия добра и зла, которые подходят к уроку. У вас-1 мин.

1 группа - по словарю Ефремовой.

2 группа - по словарю Ожегова.

3 группа – по словарю Даля.

Пара - по словарю Ушакова.

Проверка. Слайд №8 (Дать жетоны) (1 мин.) Прошло 16 мин.

3.Применение знаний и способов действий. (20 мин)

А) Связь с окружающим миром - роза.

Слайд №9 (5 мин.)

-Что вы можете сказать об обычной розе?

( Роза – это красивый цветок с приятным ароматом.)

(Ученик) Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, цветет с середины лета, до осени имеет шипы.

Её шипы - это противоположная сторона природной красоты роз. Словно и у медали две стороны, розу можно разделить на две части: добрая и нежная часть - сам цветок, и нижняя коварная и опасная часть – стебель с шипами.

Б) Работа по учебнику - роза.

Слайд №10 (5 мин)

План работы:

  1. Описание, внешний вид.
  2. Окружение, обстановка вокруг.
  3. Времяпровождение, действия.
  4. Отношение к жизни.

- А как описывает розу Гаршин в сказке? (учебник - «нежный и роскошный», «бледный цветок», «лепестки с прозрачными слезинками» « точно плакала»)

- Какой литературный приём использует автор – «Роза точно плакала»

- Окружение розы(«утро», «так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро»; «голубое небо»)

- Действия розы? («она могла только разливать вокруг себя тонкий и свежий аромат, и этот запах был ее словами и молитвой» «была счастлива»)

- Какие эпитеты использует автор?

-Отношение к жизни? («она росла и красовалась»; «на другой день она должна была распуститься полным цветом. А на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь!»)

- Всё, что окружает розу тоже счастливо.

Физминутка. (Ребёнок показывает как распускается роза)

(Встали, потянулись, представили что вы – роза, глубоко вздохнули, выдохнули, тихо сели) (30 сек)


В) Связь с окружающим миром - жаба. ( 5 мин.)

Слайд №11

- Какой вы представляете себе обычную жабу?

(Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная).

(Ученик)

Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная . Жаб обычно люди не любят и из-за этого часто уничтожают , не подозревая, что живя в саду, они приносят пользу. Взрослые жабы питаются различными беспозвоночными животными, истребляя часто тех, которых не трогают птицы — ярко окрашенных, с резким или неприятным запахом.

Г) Работа по учебнику - жаба. (5мин)

Слайд №12

План работы:

  1. Описание, внешний вид.
  2. Окружение, обстановка вокруг.
  3. Времяпровождение, действия.
  4. Отношение к жизни.

- Описание жабы? («Жирная и старая», «плоское брюхо», «грязно-серые, бородавчатые липкие бока»)

- Окружение? ( «Ночь», «местечко потемнее и сырее»;

«на сырой земле, будто прилипнув к ней брюхом»)

- Действия? («она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде: она уже наелась и легла отдыхать», «обжиралась»)

- Отношение к жизни? («набить себе живот, как всегда», «слопаю»)

- Что олицетворяют роза и жаба в этой сказке?

Слайд №13( В этом произведении жаба-символ зла, а роза символ добра)

4.Закрепление способов действий.

Слайд №14 (1 мин)

«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...»

- Прочитайте слова Всеволода Михайловича Гаршина.

- К какому персонажу сказки можно их отнести? ( к розе)

- Почему? ( Она скрасила болезнь мальчика)

  1. Рефлексия.

Слайд № 15 (2 мин) (Группы.)

-У вас на партах лежат листы, где нарисованы роза и жаба.

- Напишите номер группы соедините стрелочками слова из текста, какие относятся к розе, а какие к жабе.

Слайд № 16 ( 2 мин.)_(Индивидуально.)

- Второй лист самооценки , выберите и соедините стрелочками с буквой «Я».

6. Домашнее задание. ( 1 мин) Слайд №17

Всем. Ответить на 1 вопрос в хрестоматии. (Вспомните сказки других писателей, в которых говорится о счастье жить для других. Работать в тетради №1 по произведению.)

По желанию. Возьмите в библиотеке книгу «Сказки русских писателей» любого года издания. Рассмотрите её: обложку, титульный лист, иллюстрации. Прочитайте незнакомые сказки.

Спасибо за внимание. Если останется время: Кроссворд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...