Урок по литературному чтению "Русские баснописцы. И.А. Крылов "Квартет", И.И. Дмитриев "Муха"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Баукина Юлия Александровна

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса "Русские баснописцы" включает подробный анализ басен И.А. Крылова "Квартет" и И.И. Дмитриева "Муха". Представлена творческая работа учащихся над баснями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


УМК « Начальная школа ХХI века»

Урок литературного чтения

Учитель: Баукина Ю.А.

Визитная карточка урока

Блок: Басни

Тема: Русские баснописцы. И.А. Крылов «Квартет». И.И. Дмитриев «Муха»

Характеристика деятельности учащихся:

  1. Систематизация ранее полученных знаний о русских баснописцах.
  2. Побуждение к активному включению в различные виды деятельности.
  3. Поддержание интереса учащихся к предмету.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

  • формирование учебно-познавательного интереса
  • формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

  • формирование умения планировать свою деятельность
  • формирование умения приминать и выполнять учебную задачу
  • формирование умения сотрудничать с учителем

Познавательные УУД:

  • формировать умение ориентироваться в прочитанном, анализировать, находить главную мысль, воспринимать переносное значение смысла басни.
  • Формировать умение строить устные высказывания

Коммуникативные УУД:

  • Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию
  • Формирование умения работать в парах, группах

               

            Тема урока: Русские баснописцы. И.А. Крылов «Квартет».

                                       И.И. Дмитриев «Муха»

Цели урока:

Обучающие:

— продолжить знакомство учащихся с творчеством  И. А. Крылова  через ознакомление с басней «Квартет»; с творчеством И.И. Дмитриева через ознакомление с басней «Муха»

— обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню,  находить главную мысль басни, мораль, воспринимать  переносное  значение  смысла басни, художественность речи;

— продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической  речи, планирования ответа, навыков  работы с учебниками, навыков самоконтроля.

Воспитательные:

—  содействовать формированию интереса к искусству слова;

— содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни;

— содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.

Общеучебные:

— развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;

-   развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;

— развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.

              Оборудование: учебник, презентация, карточки.        

                                                                      Ход урока.

1. Актуализация знаний.

Приветствие.

Начнём наш урок с работы со схемой. Работать будете в парах с карточками. Слайд 1

Заполните схему «Русские баснописцы».

Проверка. Каких русских баснописцев знаете?  Слайд 2

Показать портреты русских баснописцев.

О каком баснописце идёт речь?

Это великий русский баснописец. Он был разносторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом ( прекрасно играл на скрипке), художником. Пушкин любил читать его басни и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшем всех баснописцев». (И.А. Крылов)              Слайд 3

А чтобы узнать какую басню  будем читать сегодня, предлагаю прочитать строку справа налево. (тетравк) «Квартет».                   Слайд 4

2. Основной этап.

А что такое квартет?                            Слайд 5

Где четыре музыканта

Замечательно играют.

Этот маленький оркестрик

Все квартетом называют.

Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей.

Я предлагаю послушать «Квартет» композитора Бородина, который исполняют профессионалы своего дела.                  Слайд 6 (звучит музыка).

Какая прозвучала музыка? ( нежная, спокойная, всё мелодично, напевно)

Предположите, получится ли сыграть квартет у героев басни?

Узнаем. Послушайте, я прочитаю  басню.  Слайд 7

Докажите, что вы слушали басню, а не стихотворение, не сказку.

( нравоучительное произведение, герои животные, скрытая ирония, мораль, алегория).

Сколько действующих лиц в басне? ( 5).

Назовите их.

В басне есть слова, которые нужно объяснить.

Словарная работа.    Слайд 8,9

Бас   струнные музыкальные инструменты

Альт

Пленять – увлекать

Прима – первая скрипка в оркестре

Втора – вторая скрипка

Чинно- строго по правилам

Привесть – привести

Лад – согласие, порядок.

А теперь вы читаете басню ( 3 человека)   Слайд 10

Работа над басней.

Где происходит действие? ( на лужке под липкой)

Как автор представляет героев басни? Прочитайте.

Поработаем в группах.  Охарактеризуйте героев, написав 1-2 прилагательных.

( на карточках).

 Проверка работы каждой группы.

Мартышка – вертлявая, неусидчивая

Осёл – глуповатый, упрямый

Козёл – туповатый, неловкий

Косолапый Мишка- неуклюжий, громоздский

Соловей – разумный

А какими хотели казаться герои в глазах друг друга? ( знающими, разбирающимися во всём).

В чём видели музыканты свои неудачи? (  не так сидят, сидят не рядом)

Что об этом говорит Мартышка? Зачитайте.

А осёл?

А как много скрывается  за словом Крылова!

Прочитайте, зачем собрались музыканты?

Затеяли! Подберите синонимы ( задумали, попытались).

Нет! Крылов именно находит такое слово, в котором содержится что-то случайное,  несерьёзное. Затеяли – вот так вот сразу, без подготовки, без умения.   Слайд 11

Какое отношение автора чувствуется? ( ирония, насмешка)

А дальше насмешка усиливается. Прочитайте, что сели делать  музыканты под липками.

Пленять – очаровывать, увлекать. Какое самомнение! Какая самонадеянность!   Слайд 12

Зачитайте, как герои начали играть.

Дерут – глагол, который особенно показывает несуразность происходящего.   Слайд 13

Ирония усиливается.

Пленять – возвышенность желаемого. Дерут – несуразность происходящего.

В каких строках басни заключена мораль?    Слайд 14

Кто произносит эти слова? (Соловей)

Какой совет даёт Соловей героям? Он прав?

( Чтобы чего-то достичь, нужно учиться и каждый должен заниматься своим делом)

Почему именно Соловей даёт такой совет? ( Самая музыкальная птичка)

Как вы думаете басня высмеивает только зверей и невежд в области музыки?

Нет, она разоблачает хвастливых, слишком самоуверенных людей, берущихся не за своё дело.

Попробуйте мораль басни перенести в нашу жизнь. Придумайте такую жизненную ситуацию, в которой героям можно сказать: «А вы, друзья, как ни садитесь,

                                                                                             Всё в музыканты не годитесь»

3. Творческий этап.

Прочитаем басню по ролям.

Во время чтения постарайтесь передать иронию автора над бестолковой игрой музыкантов.

Как следует читать за каждого из героев?   Слайд 15

Мартышка – быстрый темп, интонация поучительная, несколько хвастливая

Осёл- громко,  помедленнее, в голосе должна звучать самоуверенность невежды.

Соловей – спокойно, в тоне поучение, осуждение, насмешка.

А сейчас вернёмся к схеме, которую заполняли в начале урока.

Среди русских баснописцев И.И. Дмитриев.  Слайд 16

Современник Пушкина, Крылова. Его называли русским «Лафонтеном», по имени  знаменитого французского баснописца, что являлось высшей похвалой для автора басен.

Прочитаем его басню «Муха». ( Назаров Никита)

Кто является героями басни? ( мухи и бык)

Каким показан бык?   Слайд  17

Тащился во трудах? Почему автор использует такое выражение? ( высшая степень усталости, после тяжёлой работы)

Какой показана Муха?   Слайд 18

В каких строках заключена мораль?

Как вы её понимаете? ( присвоение результатов чужого среда)

Расскажите басню от лица какого-нибудь героя.

4. Подведение итогов

Какие пословицы подходят к нашим басням.

5. Домашнее задание.

Печатная тетрадь с. 27 № 3 ( Книгочей).

Молодцы! Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Проведение урока литературного чтения "Баснописцы Франции"

Презентация может быть использована на урокаж...

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...