Конспект урока Стихи Саши Чёрного и В. Долиной 4 класс ОС "Школа 2100"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Маркова Виктория Дмитриевна

конспект и презентация к уроку "Стихи Саши Чёрного и В. Долиной" 4 класс ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект25.35 КБ
Файл Презентация858.85 КБ
Файл Карточки с именами15.93 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока литературного чтения (ОС «Школа 2100»)

Школа: МБОУ «СШ№8», Класс: 4 «В»

Студентки группы Ш-31: Обуховой Виктории Дмитриевны

Учитель: Тарасова Л.В.

Методист: Радченко М.А.

Тема урока: Стихи Саши Чёрного и В. Долиной

Тип урока: открытие нового знания

Цель: знакомство с творчеством Саши Чёрного и Вероники Долиной.

Задачи:

  • способствовать формированию умения эмоционально воспринимать художественный текст, красоту поэтического слова;
  • развитию умения находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения;
  • создать условия для обучения определению темы, главной мысли, содержания, осмыслению специфики стихотворений;
  • воспитывать любовь к чтению.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.

Орг. момент

-Здравствуйте, ребята. Мы с вами уже встречались, поэтому напоминаю, что меня зовут Виктория Дмитриевна. Присаживайтесь.

Приветствуют учителя.

ЛУУД:

осознанность учения.

II.

Актуализация знаний

- Давайте вспомним, какие произведения вы изучали на прошлом уроке, кто их написал?

- С каким настроением вы бы прочитали эти стихи?

- Какое домашнее задание вы готовили на сегодня?

Проверка домашнего задания 3-4 человека

Э. Успенский «Мой живой уголок» и «Необычный слон»

Рассказ наизусть стихотворения «Необычный слон»

ПУДД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

ЛУУД:

развитие доброжелательности к людям;

учебная мотивация.

КУУД:

речевая деятельность

III.

Подготовка к чтению

Постановка темы

Целеполагание

Работа с текстом до чтения.

Чтение авторского текста (с. 171 учебника).

– Какими вы представляете себе детских поэтов?

– Кого из них знаете и помните? Любите?

(на доске появляются карточки с именами)

– Знакомы ли вам имена Саши Чёрного и Вероники Долиной?

– Какое из этих имён, по-вашему, псевдоним?

- Да, вы правы. На самом деле Са́ша Чёрный это всего лишь псевдоним, настоящее же имя Алекса́ндр Миха́йлович Гли́кберг.

(Вывешивается портрет)

Это русский поэт начала прошлого века, а в итории этот век называется серебрянным.

- А кто же такая Вероника Долина?

(Вывешивается портрет)

- Верони́ка Арка́дьевна До́лина — советская и российская певица, поэтесса, автор более 500 песен.

- Так как вы теперь думаете, с произведениями каких авторов мы сегодня познакомимся?

- Какие цели мы поставим перед собой?

Ответы детей

Саша Чёрный

Ответы детей

Саши Чёрного и Вероники Долиной

1.Познакомиться с произведениями

2.Проанализировать произведения

3.Узнать больше о поэтах

ПУДД:

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя,

ориентироваться на развороте учебника.

ЛУДД:

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

КУУД:

Слушать и понимать речь других.

РУДД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

IV.

Первичный синтез

Работа с текстом до чтения.

- Откройте стр. 172 и скажите, над чьим произведением мы будем работать сначала?

- Как оно называется?

- Знакомились ли вы ранее с этим поэтом? Что можете о нём сказать?

- Как вы думаете, почему автор взял именно такой псевдоним?

- Сейчас я предлагаю вам просмотреть краткую биографию жизни Саши Чёрного и ответить на этот вопрос…

Видео

- Так почему поэт взял такой псевдоним?

- Давайте наконец-то познакомимся с его произведением.

Работа с текстом во время чтения.

(чтение самостоятельно про себя)

Над произведением Саши Чёрного

«Детям»

Ответы детей

Потому что в детстве их было два брата: один – блондин, другой – брюнет. Брюнетом и был Саша Чёрный.

Читают самостоятельно

ПУУД:

смысловое чтение;

поиск и выделение необходимой информации;

анализ объектов с целью выделения признаков.

КУУД:

учёт разных мнений и умение обосновать собственное.

V.

Анализ текста

- Совпало ли наше представление о поэте?

- Какова главная особенность детских поэтов по мнению Саши Чёрного?

- Что поэт рассказал нам о себе в этом произведении?

Что они сами как дети

ПУДД:

Находить ответы на вопросы в тексте.

ЛУДД:

Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

КУДД:

Развиваем умение слушать и понимать речь других,

выразительно читать текст,

оформлять свои мысли в устной форме.

VI.

Вторичный синтез

- А теперь ваша очередь поиграть со стихотворением.

А) прочитайте как взрослый, не любящий стихи и не умеющий играть.

- Какую строчку прочитаете с особым возмущением?

Б) прочитайте как беспечный молодой поэт, любящий детей и игру.

- Какое чтение вам понравилось больше?

Чтение по цепочке

Чтение по цепочке

VII.

Физ. минутка

Гигиеническая физ. минутка

Выполняют физ. минутку

ЛУДД:

Положительно относится к занятиям двигательной деятельностью.

VIII.

Первичный синтез

Работа с текстом до чтения.

- Как называется следующее произведение, и кто его написал?

- А какой жанр оно имеет?

- Напомните мне, кто такая Вероника Долина?

- Вероника Долина родилась 2 января 1956 года в Москве.

Отец - авиаконструктор

мать – врач.

Окончила французскую спецшколу и музыкальную школу.

В 1979 году окончила Московский государственный педагогический институт, получив профессию учителя французского языка.

Некоторое время работала в библиотеке, затем — в редакции специализированного журнала.

С 1971 года Долина начала писать песни и исполнять их, аккомпанируя себе на шестиструнной гитаре.

В 1987 году она становится членом Комитета московских драматургов. В том же году у неё в Париже выходит первый сборник стихов.

В 1989 году фирма «Мелодия» издала компакт-диск Вероники Долиной. На сегодняшний день у Долиной выпущено более 10 сборников стихов, 9 виниловых дисков, более 20 компакт-дисков.

Певица прекрасно играет на гитаре. Ее гитара изготовлена мастером в единственном экземпляре. У гитары есть свое имя – «Люитера».

В 2005 году ей была присуждена литературная премия «Венец».

У Вероники Долиной четверо детей.

- Где родилась В. Долина?

- Кем были её родители?

- Каким языком она владеет?

- Какая премия была присуждена ей в 2005 году?

-Давайте сейчас послушаем песню про манную кашу, а ваша задача внимательно следить за текстом.

(Видео)

В. Долина «Песня про манную кашу»

Песня

Российская певица, поэтесса

В Москве

Мать – врачом, отец -авиаконструктором

Французским

Премия «Венец»

Слушают песню, следят

ПУУД:

смысловое чтение;

поиск и выделение необходимой информации;

анализ объектов с целью выделения признаков.

КУУД:

учёт разных мнений и умение обосновать собственное.

IX.

Анализ текста

- Скажите, может ли взрослый такое придумать?

- Почему нет? Какой неожиданный ответ находит поэтесса? Зачитайте из текста.

- Чем занимается ребёнок?

- Не приходилось ли вам лепить из манной каши?

- А играть за обеденным столом?

- Что можете сказать о дяде? Понимает ли он малыша?

- Можно ли эти стихи назвать добрыми? Какими ещё?

Нет

Лепит и представляет

Ответы детей

ПУДД:

Находить ответы на вопросы в тексте.

ЛУДД:

Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

КУДД:

Развиваем умение слушать и понимать речь других,

выразительно читать текст,

оформлять свои мысли в устной форме.

X.

Вторичный синтез

Выразительное чтение стихотворения

– Не напомнило ли вам это стихотворение другую историю про ребёнка, который не любил манную кашу?

Работа с текстом после чтения.

– Как стихотворение Вероники Долиной подтверждает мысль Саши Чёрного о том, что детский поэт «совсем такой, как вы…»?

– Чем дополняет образ детского поэта стихотворение Вадима Левина «Кто такие чудаки?»

В. Драгунский «Тайное всегда становится явным».

КУДД:

Развиваем умение слушать и понимать речь других,

выразительно читать текст,

оформлять свои мысли в устной форме.

XI.

Итог урока. Рефлексия

- Итак, скажите пожалуйста, Какие стихи вам захотелось перечитать?

- С какими авторами вы сегодня познакомились?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Ответы детей

ПУУД:

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

КУДД:

Оформлять свои мысли в устной форме.

РУДД:

Понимать причины успеха и неудач на уроке.

XII.

Домашнее задание

Стр. 172-173 выразительное чтение стихотворений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг)

Слайд 2

Вероника Долина

Слайд 3

Семья



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по русскому языку во 2-ом классе Школа 2100

План - конспект урока по русскому языку  во 2-ом классе («Школа 2100»)Составитель: Максимова Елена Владимировна.Тема раздела: Слова, к которым нельзя задать вопросы.Тема урока: Слова, которые выр...

Конспект урока по литературному чтению в 1-м классе на тему: "Стихи о природе. Е.Трутнева "Когда это бывает?"

Учебные задачи:1.      Формировать умение слышать художественное слово.2.      Проверить знание произведений из круга чтения.3....

Конспект урока "Сергей Козлов "Чёрный Омут""

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе...