Леонид Пантелеев «Честное слово». Урок литературного чтения в 3-м классе ПНШ.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок литературного чтения в 3-м классе ПНШ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «БОУ г. Омска СОШ №162»

Урок литературного чтения в 3-м классе ПМШ

Анцибаровой Елены Валерьевны

По теме:

Леонид Пантелеев «Честное слово»

Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль;

Задачи урока: познакомить с творчеством Л. Пантелеева; продолжить работу по совершенствованию сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом; анализировать поступки героев и оценивать свои; отличать хорошее от плохого; работать над развитием речи, мышления; развивать умение с помощью интонации передавать состояние героев; формировать представление о честности, отзывчивости.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 кл. Н.А. Чураковой Академкнига 2013 г.

Планируемые результаты:

Личностные

Понимание ответственности к людям, ориентация в нравственном смысле и содержании поступков, воспитание этических чувств, совести, стыда. Уважение к людям. Воспитывать интерес к чтению.

Метапредметные

Регулятивные – умение работать по плану, выделять главное, планировать свою деятельность.

Познавательные – находить разные виды информации, пользоваться разными видами чтения, использовать информацию словаря, осуществлять анализ произведения, устанавливать причнно0следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные – высказываться, обосновывая свою точку зрения, уметь принимать мнение других, приходить к общему решению в ходе обсуждения.

Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Мы знакомились с героем Темой из произведения Н.Гарина-Михайловского «Детство Темы» а теперь поговорим о нашем современнике.

Во все времена трусость и предательство презирались, а храбрость и честность восхвалялись.

III. Изучение нового материала.

Так вот мы сегодня познакомимся с произведением Леонида Пантелеева «Честное слово».

* Показ портрета Пантелеева.

Леонид Пантелеев писал произведения о детях и для детей. Настоящее его имя и фамилия – Алексей Иванович Еремеев.

Родился он в Петербурге в 1908 году в семье военного. В годы гражданской войны его родители погибли, и он попал в школу для беспризорных.

*Выставка его произведений. («Пакет», «Ночка», «Часы», «Республика Шкид»)

Умер писатель в Москве в 1987 году.

«Честное слово»

*Подберите родственные слова к первому слову названия рассказа. (Честь, чествовать, честность, по-честному, бесчестный)

- Объясните смысл слова честь. (Дети предлагают свои варианты)

*Вот как толкует Ожегов слово честь:

  • достойные уважения и гордости моральные качества человека;
  • хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя;
  • почет, уважение.

В рассказе вам встретятся непонятные слова, помогите мне объяснить их:

  • сторожка – помещение для сторожа;
  • безутешно – не находя утешения;
  • часовой – военнослужащий, стоящий на посту;
  • караул – воинское подразделение, несущее охрану кого или чего-либо.

IV. Работа с текстом.

Чтение учителем.

- Понравился вам рассказ, чем?

- Какие чувства вы испытали, слушая рассказ? (Гордость за мальчика)

* Чтение детьми.

- Где происходит действие? (В Ленинграде)

- А кто разбил (посадил) в Санкт-Петербурге знаменитый сад? (Летний сад – Петр I)

- Почему плакал мальчик? (Было страшно)

- Как выглядел мальчик?

- Почему он не мог покинуть свой пост? (Дал честное слово)

- Почему только военный мог снять мальчика с поста? (Так положено у военных)

Физминутка.

Служить России –как вы понимаете это выражение?

Прочитайте, как отнесся автор к этой ситуации.

- А почему автор, т.е. рассказчик силой не увел мальчика? (Для мальчика это было серьезно)

Поставьте себя на место мальчика. Как бы вы поступили в подобной ситуации? (Ответы детей)

  • Если вы внимательно слушали и читали, то легко сможете расшифровать эти слова.

ОБОРДАТ - ДОБРОТА

ВИЧОТЫЗТЬОВС - ОТЗЫВЧИВОСТЬ

ВЖИЛСТЬО - ЛЖИВОСТЬ

НССЕТЬЧТО - ЧЕСТНОСТЬ

- Назовите эти понятия одним словом. (Качества человека)

- Назовите «лишнее» слово. (Лживость)

Почему вы так решили? (Дети предлагают свои варианты)

Есть положительные качества у человека, они украшают его. Все хотят походить на героев. Есть отрицательные черты. Какие7 (Предательство, лживость, воровство и т. д.) Они позорят любого человека.

- А вы давали когда-нибудь «честное» слово? А как его выполняли?

  • Работа с пословицами.

- Что вы видите? (Пословицы) Давайте попробуем их восстановить.

Как аукнется а давши - держись

Не давши слова – крепись хозяин

Не по виду суди так и откликнется

Будь своему слову а по делам гляди

Русский народ всегда славился мудростью, составляя пословицы. Поговорки.

- Какие пословицы подходят к произведению Пантелеева?

- Какую бы вы из них выбрали для себя?

V. Итог.

Внимательно просмотрите произведение.

ТЕСТ. Выбери правильный ответ.

  • Определи жанр произведения Л.Пантелеева «Честное слово»

а) сказка

б) рассказ

в) стихотворение

2. В игре мальчик был…

а) постовым

б) караульным

в) часовым

3. В какое время года происходило событие?

а) весна

б) лето

в) осень

4. Что охранял мальчик?

а) пороховой склад

б) штаб

в) казармы

5. Какой чин был у военного, который снял с поста мальчика?

а) капитан

б) майор

в) лейтенант

* Проверка.

IV. Домашнее задание.

- Так какую мысль хотел донести до вас Пантелеев? (Надо всегда держать слово и быть честным)

- А когда этот мальчик вырастет, он станет настоящим человеком?

Если кто-то и вас назовет настоящим человеком, значит, вы не зря живете.

  • Представьте, что вам предложили написать этому мальчику письмо, чтобы вы ему написали?

Оценивание ответов детей.

Д. З. составить рассказ о мальчике.

Литература:

1.Леонид Пантелеев: Честное слово, Искатель, 2010 г. Серия: Библиотека школьника

2. С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка , Издательство "Азъ", 1992.

Интернет- ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Леонид Пантелеев "Две лягушки" урок литературного чтения во 2 классе.

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Леонид Пантелеев "Две лягушки"....

В.А.Осеева «Волшебное слово». Урок литературного чтения УМК «ГАРМОНИЯ», 3 класс.

Тема: В.А.Осеева «Волшебное слово»Цель: знакомство с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;научить детей давать нравственную самооценку поступкам;добиться уяснения учениками, что лишь внимательный чел...

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»

Конспект урока по литературному чтению (3 класс)Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»...

Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово"", 3 класс, УМК "ПНШ"

Тема урока «Леонид Пантелеев «Честное слово»» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования представлен...

Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве ЛеонидаПантелеева. Задачи урока:Дидактиче...

Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово". Характеристика героев" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: рефлексии. Цель урока: обобщение знаний по читательской компетенции при работе над произведением Л.Пантелеева«Честное слово»: формирование умение анализировать ха...

Технологическая карта урока литературного чтения «Леонид Пантелеев «Честное слово»» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Леонид Пантелеев «Честное слово»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над  произ...