Леонид Пантелеев «Честное слово». Урок литературного чтения в 3-м классе ПНШ.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения в 3-м классе ПНШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antsibarova_e.v._urok_literaturnogo_chteniya_v_3-m_klasse.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«БОУ г. Омска СОШ №162»
Урок литературного чтения в 3-м классе ПМШ
Анцибаровой Елены Валерьевны
По теме:
Леонид Пантелеев «Честное слово»
Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль;
Задачи урока: познакомить с творчеством Л. Пантелеева; продолжить работу по совершенствованию сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом; анализировать поступки героев и оценивать свои; отличать хорошее от плохого; работать над развитием речи, мышления; развивать умение с помощью интонации передавать состояние героев; формировать представление о честности, отзывчивости.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 кл. Н.А. Чураковой Академкнига 2013 г.
Планируемые результаты:
Личностные
Понимание ответственности к людям, ориентация в нравственном смысле и содержании поступков, воспитание этических чувств, совести, стыда. Уважение к людям. Воспитывать интерес к чтению.
Метапредметные
Регулятивные – умение работать по плану, выделять главное, планировать свою деятельность.
Познавательные – находить разные виды информации, пользоваться разными видами чтения, использовать информацию словаря, осуществлять анализ произведения, устанавливать причнно0следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные – высказываться, обосновывая свою точку зрения, уметь принимать мнение других, приходить к общему решению в ходе обсуждения.
Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Мы знакомились с героем Темой из произведения Н.Гарина-Михайловского «Детство Темы» а теперь поговорим о нашем современнике.
Во все времена трусость и предательство презирались, а храбрость и честность восхвалялись.
III. Изучение нового материала.
Так вот мы сегодня познакомимся с произведением Леонида Пантелеева «Честное слово».
* Показ портрета Пантелеева.
Леонид Пантелеев писал произведения о детях и для детей. Настоящее его имя и фамилия – Алексей Иванович Еремеев.
Родился он в Петербурге в 1908 году в семье военного. В годы гражданской войны его родители погибли, и он попал в школу для беспризорных.
*Выставка его произведений. («Пакет», «Ночка», «Часы», «Республика Шкид»)
Умер писатель в Москве в 1987 году.
«Честное слово»
*Подберите родственные слова к первому слову названия рассказа. (Честь, чествовать, честность, по-честному, бесчестный)
- Объясните смысл слова честь. (Дети предлагают свои варианты)
*Вот как толкует Ожегов слово честь:
- достойные уважения и гордости моральные качества человека;
- хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя;
- почет, уважение.
В рассказе вам встретятся непонятные слова, помогите мне объяснить их:
- сторожка – помещение для сторожа;
- безутешно – не находя утешения;
- часовой – военнослужащий, стоящий на посту;
- караул – воинское подразделение, несущее охрану кого или чего-либо.
IV. Работа с текстом.
Чтение учителем.
- Понравился вам рассказ, чем?
- Какие чувства вы испытали, слушая рассказ? (Гордость за мальчика)
* Чтение детьми.
- Где происходит действие? (В Ленинграде)
- А кто разбил (посадил) в Санкт-Петербурге знаменитый сад? (Летний сад – Петр I)
- Почему плакал мальчик? (Было страшно)
- Как выглядел мальчик?
- Почему он не мог покинуть свой пост? (Дал честное слово)
- Почему только военный мог снять мальчика с поста? (Так положено у военных)
Физминутка.
Служить России –как вы понимаете это выражение?
Прочитайте, как отнесся автор к этой ситуации.
- А почему автор, т.е. рассказчик силой не увел мальчика? (Для мальчика это было серьезно)
Поставьте себя на место мальчика. Как бы вы поступили в подобной ситуации? (Ответы детей)
- Если вы внимательно слушали и читали, то легко сможете расшифровать эти слова.
ОБОРДАТ - ДОБРОТА
ВИЧОТЫЗТЬОВС - ОТЗЫВЧИВОСТЬ
ВЖИЛСТЬО - ЛЖИВОСТЬ
НССЕТЬЧТО - ЧЕСТНОСТЬ
- Назовите эти понятия одним словом. (Качества человека)
- Назовите «лишнее» слово. (Лживость)
Почему вы так решили? (Дети предлагают свои варианты)
Есть положительные качества у человека, они украшают его. Все хотят походить на героев. Есть отрицательные черты. Какие7 (Предательство, лживость, воровство и т. д.) Они позорят любого человека.
- А вы давали когда-нибудь «честное» слово? А как его выполняли?
- Работа с пословицами.
- Что вы видите? (Пословицы) Давайте попробуем их восстановить.
Как аукнется а давши - держись
Не давши слова – крепись хозяин
Не по виду суди так и откликнется
Будь своему слову а по делам гляди
Русский народ всегда славился мудростью, составляя пословицы. Поговорки.
- Какие пословицы подходят к произведению Пантелеева?
- Какую бы вы из них выбрали для себя?
V. Итог.
Внимательно просмотрите произведение.
ТЕСТ. Выбери правильный ответ.
- Определи жанр произведения Л.Пантелеева «Честное слово»
а) сказка
б) рассказ
в) стихотворение
2. В игре мальчик был…
а) постовым
б) караульным
в) часовым
3. В какое время года происходило событие?
а) весна
б) лето
в) осень
4. Что охранял мальчик?
а) пороховой склад
б) штаб
в) казармы
5. Какой чин был у военного, который снял с поста мальчика?
а) капитан
б) майор
в) лейтенант
* Проверка.
IV. Домашнее задание.
- Так какую мысль хотел донести до вас Пантелеев? (Надо всегда держать слово и быть честным)
- А когда этот мальчик вырастет, он станет настоящим человеком?
Если кто-то и вас назовет настоящим человеком, значит, вы не зря живете.
- Представьте, что вам предложили написать этому мальчику письмо, чтобы вы ему написали?
Оценивание ответов детей.
Д. З. составить рассказ о мальчике.
Литература:
1.Леонид Пантелеев: Честное слово, Искатель, 2010 г. Серия: Библиотека школьника
2. С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка , Издательство "Азъ", 1992.
Интернет- ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Леонид Пантелеев "Две лягушки" урок литературного чтения во 2 классе.
Конспект урока литературного чтения во 2 классе Леонид Пантелеев "Две лягушки"....
В.А.Осеева «Волшебное слово». Урок литературного чтения УМК «ГАРМОНИЯ», 3 класс.
Тема: В.А.Осеева «Волшебное слово»Цель: знакомство с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;научить детей давать нравственную самооценку поступкам;добиться уяснения учениками, что лишь внимательный чел...
Конспект урока по литературному чтению (3 класс) Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»
Конспект урока по литературному чтению (3 класс)Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»...
Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово"", 3 класс, УМК "ПНШ"
Тема урока «Леонид Пантелеев «Честное слово»» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования представлен...
Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве ЛеонидаПантелеева. Задачи урока:Дидактиче...
Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово". Характеристика героев" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: рефлексии. Цель урока: обобщение знаний по читательской компетенции при работе над произведением Л.Пантелеева«Честное слово»: формирование умение анализировать ха...
Технологическая карта урока литературного чтения «Леонид Пантелеев «Честное слово»» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема урока: «Леонид Пантелеев «Честное слово»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произ...