Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово"", 3 класс, УМК "ПНШ"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема урока «Леонид Пантелеев «Честное слово»»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве Леонида Пантелеева.
Задачи урока
Дидактические:
- познакомить детей с личностью Л. Пантелеева и его произведением «Честное слово»
- учить детей анализировать литературное произведение;
Развивающие:
- при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст;
- работать над развитием речи, мышления;
Воспитательные:
- воспитывать представление детей о честности, отзывчивости, смелости через произведение;
- воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности;
- воспитывать уважение к мнению других учащихся.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, авторы: Чуракова Н.А. (Перспективная начальная школа), компьютер, проектор
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 13.04.21 Школа: МАОУ «МЛ №148» Класс: 3 «е» Урок: 3 Время: 9:50 - 10:30 Кабинет: 112 | Студент: Дудник Юлия Группа: 36 Учитель: Ляпина Оксана Валерьевна Методист: Кондратьева Ирина Ивановна |
Тема урока «Леонид Пантелеев «Честное слово»»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве Леонида Пантелеева.
Задачи урока
Дидактические:
- познакомить детей с личностью Л. Пантелеева и его произведением «Честное слово»
- учить детей анализировать литературное произведение;
Развивающие:
- при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст;
- работать над развитием речи, мышления;
Воспитательные:
- воспитывать представление детей о честности, отзывчивости, смелости через произведение;
- воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности;
- воспитывать уважение к мнению других учащихся.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, авторы: Чуракова Н.А. (Перспективная начальная школа), компьютер, проектор, презентация.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку . 2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения. 3. Налаживание контакта с классом. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Павловна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь! | Показывают свою готовность. Ответное приветствие. | Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 1, 2. | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа. Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации. | 1. Проведение беседы по теме урока. - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Вы перевернутые слова. Расшифруйте их. АТОРБОД ЬТСОВИЧВЫЗТО ЬТСОВИЖЛ ЬТСОНТСЕЧ - Попробуйте назвать эти понятия одним словом. - А какое слово лишнее? - Почему вы так решили? Докажите. Объясните, как вы понимаете смысл слов. - Какие качества вы считаете положительными? Почему? - А вы обладаете такими качествами? - Подберите родственные слова к слову «Честность»? - Вы назвали слово «честь». Как вы думаете, что оно означает? - Отлично. А что может быть «честным»? - А что для вас значит «честное слово»? - А вы умеете держать свое слово? | ДОБРОТА ОТЗЫВЧИВОСТЬ ЛЖИВОСТЬ ЧЕСТНОСТЬ - Это качества человека. - Лживость. - Это отрицательное качество. Предполагаемые ответы детей. - Честный, честь. Предполагаемые ответы детей. - Человек, слово и т.д. Предполагаемые ответы детей. | Предметные: повторить уже пройденный материал. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайды № 3, 4, 5. | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: подводящий и формирующий диалог | 1. Формулирует вместе с детьми тему урока. 2. Подведение к формулировке темы и целей. - Мы сегодня уже говорили о честность, честном слове и о чести. Многие писатели и поэты посвящали свои работы такому качеству человека как честность. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? - Сформулируйте тему урока? - Все верно. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с Леонидом Пантелеевым и его произведением «Честное слово» - Какие цели мы можем поставить? - Перед вами перепутанный план, составьте его в правильном порядке. | Высказывают свое мнение, отвечая на вопросы учителя. Определяют тему и цель урока. - Мы будем говорить о писателе и о его произведении?
И поближе познакомиться с его произведением «Честное слово» 1) Знакомство с личностью Л. Пантелеева. 2) Чтение произведения «Честное слово» 3) Анализ прочитанного. | Предметные: уметь формулировать тему и цель урока Метапредметные: П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайды № 5, 6 Учебник. | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Практический: первичное знакомство с текстом. Фронтальная форма работы. | 1. Открытие для учеников новых сведений. - Давайте с вами сейчас приступим к первому пункту плана. Еремеев Алексей Иванович (настоящее имя) родился 22 августа в Санкт-Петербурге, в семье интеллигентов. Рано полюбил чтение, театр. Из-за смены власти в России, в 1921 году остался без родителей, воровал, попал в тюрьму, из которой был направлен в школу для беспризорных имени Ф. Достоевского. На основе впечатлений от пребывания в школе совместно с Г. Белых была написана первая книга «Республика Шкид» (1927). В 1967 году был снят художественный фильм с одноименным названием. - Посмотрите на экран. Для детей и юношества написал рассказы «Пакет», «Ночка», автобиографическую повесть «Ленька Пантелеев», «Честное слово». Многие произведения Л. Пантелеева переведены на иностранные языки. | Внимательно слушают. | Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайды № 7, 8, 9. | |
Комбинированное чтение. | - Ребята, предлагаю открыть ваши учебники на странице 127. 2. Организация чтения всего текста учителем. с прерыванием и чтением детей небольших отрывков, с целью проверить понимания прочитанного. - Я сейчас начну чтение этого произведения. А вы будет моими ценными помощниками - будете следить за чтением. Будьте внимательны! Я могу остановиться в любой момент и назначить человека, который продолжит чтение. Будьте готовы, я буду задавать вопросы вовремя чтения. 1 часть. Вопросы: - От чьего имени ведется повествование? Подтвердите ответ словами из текста. - Где происходили действия? - Что узнали о мальчике? - Почему мальчик плакал? 2 часть. Вопросы: - Почему мальчик плакал? - В какую ситуацию он попал? - Как к этому отнесся рассказчик? 3 часть. Вопросы: - Почему только военный мог снять мальчика с караула? - Как понимаете выражение: «Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту» никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту» - Как вы думаете, почему майор согласился помочь? - Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему? 4 часть. Вопросы: - Что значит «весело и с облегчением засмеялся»? - Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин? | Внимательно слушают учителя. | |||||
ДП | Организация проведения физминутки — разминка для глаз, пальцев, рук. | Выполнение упражнений. | Учебная презентация: слайды № 10. | ||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Практический: словарная работа Парная и фронтальная формы работы. | 1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке. - Для того чтобы проверить как вы слушали я приготовила задание. Поработаем в парах. - Соотнесите слово и его лексическое значение. Если возникнут трудности, то можете воспользоваться словарем. Помещение для сторожа….. Военнослужащий, стоящий на посту, на часах ….. Не находя утешения… Воинское подразделение, несущее охрану, кого-либо…. Ни с чем…. Слова для справок: безутешно, часовой, сторожка, Не солоно хлебавши, караул. | Предполагаемые ответы детей. 1) Помещение для сторожа - сторожка. 2) Военнослужащий, стоящий на посту, на часах - часовой. 3) Не находя утешения - безутешно. 4) Воинское подразделение, несущее охрану, кого-либо - караул. 5) Ни с чем - Не солоно хлебавши. | Предметные: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 11, 12, 13, 14, 15. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Выразительное чтение по ролям. Фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы | 1. Начало самостоятельной работы учащихся. 2. Оказание индивидуальной помощи. - А сейчас мы с вами организуем выразительное чтение небольшого отрывка из произведении. Читать мы будем по парам. 3. Выразительное чтение учителем отрывка. - Скажите, как мы будем читать слова автора? - А как мы будем читать диалоги? Есть желающие? - Проанализируй свое чтение. - Оцените выразительность чтения? Были ли недочеты в чтении? | Выразительное чтение детей. Предполагаемые ответы детей. | Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 16. | |
Домашнее задание | - Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Учебник: страницы 127-135. Самостоятельно отвечать на вопросы после текста. | Записывают домашнее задание. | Учебная презентация: слайд № 17. | ||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Литературоведческая пропедевтика. Фронтальная форма работы. | 1. Обобщение материала урока. 2. Вопросы на повторение теоретического материала. - Написав это произведение, Пантелеев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь: «В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и чтобы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.» - Ребята, а скажите, что вам запомнилось из биографии Пантелеева? - Какие его произведения вы запомнили? - Каковы были первые впечатления о рассказе? - Понравился ли вам главный герой? Чем, объясните? 3. Организация анализа урока с точки зрения поставленных целей. - А какая тема сегодняшнего урока? - Какую цель мы ставили? - Достигли мы поставленной цели? - Чего нового узнали? | Ответы детей на вопросы учителя. | Предмет ные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 18, 19. | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа | 1. Самооценивание. - Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями? - У кого возникли трудности? Какие трудности возникли? - Спасибо за урок. Вы отлично потрудились! | Выполняют самооценку своей деятельности на уроке. | Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 21. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Необычные слова. Особенности изображения героев в стихотворении С. Черного «Воробей»"
Урок литературного чтения в 1 классе (система Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова)...
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Необычные слова. Особенности изображения героев в стихотворении С. Черного «Воробей»"
Урок литературного чтения в 1 классе (система Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова)...
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по адаптированной программе "Чтение слов и предложений со звуками и буквами Б и П и другими парными согласными
Чтение слов и предложений со звуками и буквами Б, П и другими парными согласными...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе. Тема урока: Л.Пантелеев «Честное слово». Школа 21 век.
Предмет: литературное чтениеТема урока: Л.Пантелеев «Честное слово»Место урока в изучаемой теме: первый урок в разделе «Произведения Л.Пантелеева».Цель урока: Формировани...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме: М. Зощенко «Золотые слова»
Технологическая карта урокаПредмет: Литературное ЧтениеКласс:3...
Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части...
Технологическая карта урока литературного чтения «Честное слово» Леонид Пантелеев. 3 класс УМК «ПНШ»
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве Леонида Пантелеева. Задачи урокаДидактические: Познакомить с произведением Л. П...