Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Планируемые результаты (П, М, Л)
|
Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф, И Словесные: беседа, рассуждение по цитате
| Учитель приветствует учеников, настраивает их на учебу, вспоминает вместе с учениками гигиенические требования к уроку.
-Здравствуйте, ребята! «Чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Будь это стих или рассказ Вы учите их, они учат вас». Как вы понимаете последнюю строчку? - Они учит нас размышлять, воображать, переживать и сочувствовать. Иногда она просто помогает нам приятно провести время, а иногда становится незаменимым другом и советчиком. Книга дает нам мудрые советы. Наблюдая за мыслями, чувствами, переживаниями и поступками литературных персонажей, мы учимся не совершать их ошибок в своей жизни, стараемся брать пример только с положительных героев. | Показывают свою готовность к уроку. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя - Когда мы читаем произведения, учим стихи. Мы анализируем, заучиваем, а они в свою очередь учат нас. Что хорошо, а что плохо, как поступать в сложных ситуациях. | М: личностное включение в учебную деятельность (Р); М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) | Учебная презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные: подводящий диалог Наглядные: ребус | Создание проблемной ситуации, повторение пройденного материала - На прошлом уроке мы познакомились с интересным произведением «Детство Тёмы». Кто автор данного произведения? -Какой поступок совершил Тёма? -Можно ли его назвать героем?
- Посмотрите на ребус. Разгадайте его. Подсказка: у военных точно есть Подготовительная работа перед чтением произведения. - Подберите родственные слова к слову «честный» - Как понимаете слово честь? - Мне ваши мнения интересны, а теперь давайте прочитаем, как толкует слово честь С.И. Ожегов: - достойные уважения и гордости моральные качества человека;
- хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя;
- почет, уважение.
| Вспоминают то, что узнали на прошлых уроках. - Николай Гарин-Михайловский.
- Отважно спас собаку Жучку. - Да, можно.
- Честь, честность - Правда
|
М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); М: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); Пред: знания о прочитанных произведениях | Учебная презентация
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные: формирующий диалог
| Подведение к теме урока, постановка цели. -Откройте учебник на странице 127 и прочитайте название рассказа, с которым познакомимся на уроке. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Леонида Пантелеева «Честное слово». - Как выдумаете, о чём пойдёт речь в этом произведении? - Давайте определим, в чём предстоит разобраться нам сегодня на уроке? Какой план составим на урок?
| Формулируют тему, ставят цель. - Честное дело
- О человеке, который был честным - 1. Познакомиться с автором; 2. Познакомимся с текстом произведения; 3. Понять главную мысль произведения. | М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); М: планирование (П) | Учебная презентация, учебник |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Словесные: работа с книгой | Учитель знакомит с биографией автора. - Давайте с вами сейчас приступим к первому пункту плана. Сегодня мы начнем знакомство с интересным человеком и известным писателем, который сказал о своем творчестве так: «В детских книгах должны быть и юмор, и героика, и настоящие страсти, и большая мысль» Еремеев Алексей Иванович (настоящее имя) родился в Санкт-Петербурге. Рано полюбил чтение, театр. Из-за смены власти в России, в 1921 году остался без родителей, воровал, попал в тюрьму, из которой был направлен в школу для беспризорных имени Ф. Достоевского. Беспризорник - бездомный, не имеющий семьи или оторвавшийся от нее, никем не воспитываемый ребенок, подросток. Уже будучи взрослым он написал для детей и юношества написал рассказы «Пакет», «Ночка», автобиографическую повесть «Ленька Пантелеев», «Честное слово». Многие произведения Л. Пантелеева переведены на иностранные языки. Он очень много писал для детей, писал о героизме, о подвигах. - Ребята, предлагаю открыть ваши учебники на странице 127. Последовательное чтение рассказа. | Слушают учителя.
Читают по цепочке рассказ. |
М: волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
Пред: знания о биографии Леонида Пантелеева | Учебная презентация, учебник |
Динамическая пауза (1 мин) | Отдых от умственных нагрузок, смена вида деятельности | Ф Практические: выполнение физических упражнений | Динамическая пауза. - Раз –налево, два – направо, Три –наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир | Изображают действия. | М: волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) |
|
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесные: учебный диалог Практические: анализ произведения | Обсуждение прочитанного произведения. - От чьего лица ведётся рассказ? - Где происходит действие рассказа? - Почему мальчик плакал? - В какую ситуацию он попал?
- Как к этому отнесся рассказчик?
- Почему мальчик не ушел с поста, когда рассказчик предложил ему пойти домой поужинать?
- Как сначала воспринял слова рассказчика майор? Найдите и прочитайте.
- Прочитайте, как изменил свое поведение после Объяснения. Почему изменилось его поведение? | Отвечают на вопросы по тексту. - От лица рассказчика. - В городском саду. -Мальчик остался один, боялся поэтому плакал. -Ситуация: старшие ребята пригласили играть и забыли про него. - Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией. - Мальчик играл честно, не хотел подводить других ребят. Он как в жизни, так и в игре дорожил своим честным словом. - «Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом… - Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?». - Понял серьезность происходящего | М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); М: осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); | Учебник |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И, Ф Практические: словарная работа | Словарная работа. -Какие слова непонятны? -Прочитаем объяснение новых для нас слов на доске: СТОРОЖКА – помещение для сторожа. БЕЗУТЕШНО – не находя утешения. ЧАСОВОЙ – военнослужащий, стоящий на посту, на часах. КАРАУЛ – воинское подразделение, несущее охрану кого-либо или чего-либо. ПРОТИСКИВАТЬСЯ – кое - как пробраться, протиснуться через что-нибудь. КРАСНОАРМЕЕЦ - боец Красной Армии. МАРШАЛ – самое высокое воинское звание. МАЙОР – офицерское звание. СЕРЖАНТ – звание младшего начальствующего состава в армии. | Дети читают по 1 слову, пытаются объяснить их значение. Сравнивают со значением, предложенным учителем. |
М: использование знаково-символических средств (П); М: коррекция (Р) | Учебник, учебная презентация |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | П, Ф Практические: выполнение упражнений | Учитель организует работу в парах на понимание прочитанного. - Перед вами карточки с заданием. Вам необходимо определить правильность высказывания. Напишите возле каждого высказывания «да», если оно соответствует поставьте +, если не соответствует -. Работайте с ними в парах.
| Да | Нет | Действия происходят осенью на детской площадке. |
|
| Главный герой рассказа - мальчик. |
|
| Мальчик заблудился в парке, не знал, куда идти, и поэтому горько плакал. |
|
| Рассказчик сам снял мальчика с караула и тот ушёл домой |
|
| Мальчик согласился покинуть пост, если его снимет с караула военный |
|
| Рассказчик считает, что мальчик не будет бояться и вырастет настоящим человеком. |
|
|
- Проверьте, сравнив с образцом на экране. Задаёт домашнее задание. - Перечитайте рассказ дома, обратите особое внимание на характеристики, которые рассказчик даёт действующим лицам. | Работают с карточками в парах. Сравнивают с образцом.
Записывают домашнее задание. |
М: использование знаково-символических средств (П);
Пред: понимание прочитанного текста рассказа «Честное слово»
| Карточки, учебная презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные: беседа | Проведение рефлексии по итогу урока.
- Итак, с каким мы рассказом сегодня познакомились? -Кто написал «Честное слово»? -Написав это произведение, Пантелеев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну важную вещь: В жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и что бы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком. Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями? - У кого возникли трудности? Какие трудности возникли? - Спасибо за урок. Вы отлично потрудились! | Рефлексия по пройденному материалу. - Честное слово. - Леонид Пантелеев.
Поднимают руки.
Рассказывают о своих трудностях. | Л: самооценка; М: рефлексия способов и условий действия (П) | Учебная презентация
|