Методическая разработка урока литературного чтения. Л. Н. Толстой "Филипок"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Пенкина Наталья Викторовна

Методическая разработка урока литературного чтения. Л. Н. Толстой "Филипок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx37.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

2  класс

Л. Н. Толстой  «Филипок»

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, читательских) учащихся через включение их в технологию РКМЧП (учебная стратегия «Чтение с остановками»)

Задачи:                                                                                                                  Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, терпения, целеустремлённости, желания учиться;
  • формирование коммуникативных умений.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
  • развитие способностей  к самостоятельной аналитической  и оценочной деятельности с разными видами информации;
  • развитие речи, операций мышления для решения проблемных ситуаций.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Филиппок»;
  • освоение учебной стратегии «Чтение с остановками» в технологии РКМЧП;
  • развивать навыки работы с текстом;
  • формирование умения составлять план, словесный портрет героя.

Оборудование:

  • учебник Кубасовой О. В. «Литературное чтение»;
  • выставка книг Л. Н. Толстого
  • компьютер, проектор
  • лист самооценки, карточки с заданиями для работы в группе, памятки.

Организационный момент.  

-  К  нам  на  урок  пришли  гости.  Улыбнитесь  им,  улыбнитесь  друг  другу.

Я  желаю  вам  на  сегодняшний  урок  хорошего  настроения,  удачи,             и  плодотворной  работы!  У  нас  всё  получится!

Стадия  вызова

-  На  уроках  чтения  мы  продолжаем  путешествие  в  мир  книг.

В  народе  говорят:  «Испокон  века  книга  растит  человека».

-  А  что  значит  «растит»?  (учит,  воспитывает)

-  Сегодня  вы  познакомитесь  с  новым  произведением,  и  в  конце  урока  мы  сделаем  открытие:  «Чему  же  оно  учит?»

-  А  вот  кто  является  автором,  вы  узнаете,  если  послушаете  ребят  и  вспомните,  чьи  произведения  они  расскажут.

(Подготовленные  дети  читают  наизусть произведения  Л.Н. Толстого

«Правда  всего  дороже»  и  «Два  товарища».)

-  Да,  автором  этих  произведений  является  Л. Н. Толстой.

            Лев  Николаевич  родился  в  1828  году  в  большой  дворянской семье.  Он  рано  остался  без  родителей.   Его  воспитанием  занималась  дальняя  родственница.

            Долгое  время  Толстой  занимался  разными  науками,  но  потом  понял,  что  главное  его  желание – писать  книги. За свою долгую  жизнь  он  написал  много  книг  для  взрослых  и  детей. Среди  них  «Азбука»  и  «Книги  для  чтения».  По  этим  книгам  он  учил  деревенских  ребятишек  грамоте.

            В то  время  в  России  было очень мало школ, а  в  деревнях  их  и вовсе  не  было.  Дети  бедных  людей  не  могли  учиться.  Лев Николаевич Толстой  решил  открыть  в  своей  усадьбе  Ясная  Поляна  школу  для крестьянских  детей.

           В его школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. На переменах  и  после  занятий  Толстой  рассказывал  ребятам  что-нибудь интересное,  показывал  гимнастические  упражнения,  играл   с  ними  в городки,  летом  ходил  на  речку или  в  лес,  зимой катался  на санях с гор.  Дети  любили  своего  учителя  и  с  удовольствием  ходили  в   школу.

           Толстой  всё  время трудился,  хотя  и  был  дворянского  рода.  Кроме  написания  книг,  он пахал землю,  косил траву,  пилил дрова,  строил избы, шил сапоги.  Лев Николаевич считал,  что всякий труд полезен и нужен,  а уважать можно того человека,  который всю жизнь трудится.                

           Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих  учебниках  есть его сказки, рассказы, были и басни.

 - Почему  и  в  современной  жизни  мы  читаем  книги Л. Н. Толстого?

 

(Они  о  дружбе, честности,  порядочности,  любви,  справедливости,  стремлении  к  знаниям  -  это  вечные  ценности.)

              В  нашей  классной  библиотеке   собраны   книги  Л. Н. Толстого.  Советую  вам  прочитать  их.

- Сегодня  вам предстоит познакомиться ещё с одним произведением              Л. Н. Толстого.

-  Название  вы  узнаете,  если  среди  гласных  букв  правильно  расположите  эти  согласные.   ( . и . и . о .       к п л Ф    Филипок)

- О ком или о чём может быть произведение  с таким названием?

- Ставим учебные задачи:

  1. Познакомиться  с произведением  Л. Н. Толстого  «Филипок».
  2. Учиться  читать  осмысленно,  правильно,  выразительно.
  3. Учиться  работать  с  текстом.
  4. Дать  характеристику  главному  герою.
  5. Определить  главную  мысль  произведения.

( Показать книгу)

- Что  можете  сказать  об  этом  произведении  по  обложке  книги?

Когда  жил  этот  мальчик?   Где?

-  Читать  будем  с  остановками.

Стадия  осмысления.                       Чтение с остановками.

1 часть

-Что вы  узнали  о  Филипке  в  самом  начале?  

(Настоящее  имя – Филипп. Он был маленький, и мать не пустила  его в школу вместе  с  другими ребятами.)

-  Почему  он  остался  дома? (мать не пустила  его в школу)

-  Где  были  родители?

(Мать  ушла  на  подённую  работу.   Отец  ещё  с  утра уехал в лес.)

Подённая  работа -  работа,  которая оплачивается по отработанным дням.

-  Что  сделал  Филипок,  когда  бабушка  уснула?  Прочитайте.

-  Почему  он  не  стал  искать  свою  шапку,  а  одел  отцовскую?   (Торопился.)

2  часть

Слобода  -  сторона,  улица.  (во  время  чтения)

-  Прочитайте,  далеко ли была школа?   (За селом   у  церкви)

-  Что случилось по дороге в  школу?

-  Почему  собаки  залаяли?  (Они  не  знали  его,  никогда не видели.  А ещё Филипок  не  шёл,  а бежал.  Торопился. Вот  что  важно!)

-  Представьте  себя  на  месте  Филипка.  Расскажите,  что  испытал  мальчик,  когда  столкнулся  с чужими  собаками?

-  Подумайте,  что  было   дальше?

Дерево предсказаний        (устно)

-  А как  поступили  бы  вы?

-  Узнаем,  как  поступил  Филипок.

3  часть

-  Кто  же  помог  Филипку?  (Мужик  отогнал  собак.)

-  Как  он  назвал  Филипка?  (пострелёнок)

Пострелёнок  -  озорник,  сорванец.

-  Что  значит  выражение:  подобрал  полы  и  пустился  бежать  во  весь  дух?

Полы  -  нижняя  часть  раскрывающейся  спереди  одежды.

Во  весь  дух  -  очень  быстро.

-  Какое  чувство  испытал  Филипок  на  пороге  школы?   (страх)

-  Почему?  (Вдруг  учитель  прогонит.)

-  Какие  сомнения  были  у  Филипка?  Прочитайте.

(Назад  идти – собака  заест,  в  школу  идти – учителя  боится.)

-  Какое  решение,  по  вашему  мнению,  принял  Филипок?

Дерево  предсказаний

4  часть

-  Как  же  Филипок  всё-таки  решился  войти  в  школу?  

(Его  пристыдила  баба.  Она  подумала,  что Филипок  опоздал  и  тем  самым подтолкнула  его.)

-  Что  он  сделал,  когда  вошёл?  (Снял  шапку.)

-  Почему? (Так  принято.)   О чём  это  говорит?  (Мальчик  был  воспитанный.)

Сенцы  -  помещение  между  жилой  частью  дома  и  крыльцом.

-  Почему  на  вопросы  учителя  Филипок  не  отвечал?  (напугался)

Немой-  лишённый  способности  говорить.

-  Найдите  в  тексте  и  прочитайте  выражения,  которые  близки  по  значению  и  объясняют  молчание  Филипка.  

(Так  напугался,  что  говорить  не  мог.  В горле  от  страха  пересохло.)

-  А  почему  же  он  заплакал?

(Стало  обидно,  что  ему  не  разрешат  ходить  в  школу.)

5  часть

-   Кто  поддержал  Филипка?  (ребята)

-  Что  они  рассказали  о  Филипке?  Прочитайте.

Украдкой  -  скрытно,  незаметно  от  других.

6  часть

-  Когда  же  осмелел  Филипок?  (Когда  учитель  похвалил  его.)

-  А  за  что  похвалил?  (За  то,  что  знает  буквы  и  сумел  сложить  своё  имя.)

-  Как  о  себе  говорит  Филипок?

(Я  бедовый,   я  сразу  всё  понял.  Я  страсть  какой  ловкий!)

Бедовый  -  ловкий,  сообразительный.

Страсть  какой  -  очень.

-  Зачем  он  так  сказал  учителю?

(Хотел  убедить  учителя,  что  сможет  учиться  в  школе.)  

-  Каков  же  Филипок?    Выберите  подходящие  слова,  которыми  можно  охарактеризовать  этого  героя.

-  Что  изменилось  в  жизни  Филипка?  (стал  учеником.)

-   Верите  ли  вы,  что  эта  история  могла  произойти  на  самом  деле?

-   Был  ли  такой  мальчик  Филипок?

-  Жанр  этого  произведения  так  и  называется  -  быль.

Быль  -  это  то,  что  было  в  действительности  в  жизни.

-  Сбылись  ли  ваши  предположения  по  поводу  того,  о  чём   будет произведение?

-  Мы  познакомились  с  былью  Л. Н.  Толстого  и  узнали  кто  такой  Филипок.  

-  Но  впереди  нас  ещё  ждёт  открытие:   Чему  же  учит  это  произведение?

-  Чтобы  совершить  это  открытие  поработаем  в  группах.

Стадия   рефлексии.

-  У  вас  на  партах  фрагменты  иллюстраций  к  рассказу  Филипок.  Вам  нужно  собрать  иллюстрации  и  объединиться  в  группы.

Игра  «Суета»

-  У  каждой  группы  конверт  с  заданием.

-  Вспомните  правила  работы  в  группе.  Они  перед  вами.

(Говорим вежливо; называем собеседника по имени; говорим по очереди; слушаем внимательно; если непонятно, переспросите; четко высказываем своё мнение; уважаем мнение собеседника; соблюдаем порядок на парте.)

Работа  в  группах

1  группа

Cоставить  картинный  план.

Обсудить  в  группе  и  подготовить  ответ  на  вопрос:  

Какие  препятствия  пришлось  преодолеть  Филипку  на  пути  в  школу?

  • Мать  не  пустила
  •  Собаки  набросились
  •  А  главное  -  преодолел   страх  и  свои  сомнения

-  Что  же  заставило  Филипка  преодолеть  все  препятствия?  

(желание  учиться)

2  группа

Восстановить  деформированный  план.  

Пронумеровать  карточки  в  соответствии  с  порядком  следования  событий  в  рассказе.

2. Филипок  отправляется  в  школу.
1. Скучно  дома.
3. Опасная  дорога  в  школу.

5. Встреча  с  учителем.
4. Раздумья  на  пороге школы .
7. «Ты  погоди  хвалиться».
6. Филипок  читает.


Подготовить  выразительное  чтение  по  ролям  6  и  7 частей.

3  группа

Составить  краткий  рассказ  о  главном  герое.

Перед  вами  текст - подсказка.  Выбирайте  и  вставляйте  подходящие  по  смыслу  слова.  

Филипок  -  это  …  …  мальчик.   ( маленький, деревенский)

У  него  были  мама,  …,  …,  старший  …   … .  (папа, бабушка, брат  Костюшка)

Костюшка  ходил  …  .    (в  школу)

Филипок  был  …  и  тоже  хотел  …  .   (любознательный, учиться)

Он  был  …  и  …,  не испугался собаки и незнакомого  учителя.  (смелым и настойчивым)

Он упорно  …   …   …  .  (добивался своей цели)

Учитель  …  Филипку  …  в школе.  (разрешил, учиться)

  4  группа

Составить  синквейн.

Правила  написания  синквейна:

  1. Кто?                                              1 слово
  2. Какой?                                          2  слова
  3. Что  делал?                                   3  слова
  4. Что  вы  думаете  о  герое?         4  слова
  5. Кто  он? (новое  понятие)           1  слово

  1. Филипок
  2. Самостоятельный,  настойчивый
  3. Бежит,  хочет  учиться
  4. Филипок  добивается  своей  цели.
  5. Ученик

  1.  группа

Составить  тонкие  и  толстые  вопросы  к  рассказу.

Выбрать  наиболее  удачные  вопросы,  записать  их  лепестках:

на  красных  -  тонкие,  на  желтых  -  толстые.

                                               Памятка

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…?

Что…?

Где…?

Куда…?

Когда…?

Как звали…?

Было ли…?

Согласны ли вы,  что…?

Верно ли…?

Почему…?

Зачем…?

Предположите,  что будет,  если…?

В  чём различие…?

Что, если…?

Презентация  работ   (от  каждой  группы  по  2  человека)

-  Почему  Филипок  так  стремился  в  школу?  

(У  него  было  огромное  желание  учиться)

-  Верите  ли  вы,  что  Филипок  будет  старательным  учеником?

-  Почему  Толстой  написал  такой  рассказ-быль?

-  Чему  же  учит  это  произведение?  

(Надо  стремиться  к  знаниям,  надо  быть  старательным  учеником.  Нужно  ценить  то,  что  у  вас  есть  возможность  учиться  в  школе  и  в  будущем  стать  образованными,  успешными,  интересными  людьми!  Грамоте   учиться  всегда  пригодится.    Учиться  -  это здорово!)

-  Это  главная  мысль  произведения!

-  Вот  мы  и  сделали  открытие:  чему  учит  быль  Толстого  «Филипок».

-  Подведём  итоги.  Вспомним  учебные  задачи.

(Включить   проектор)

- Все   ли  задачи  решены?

Дом.задание:    Подготовьте  пересказ  и  подберите  пословицы  к  рассказу.

-  А  напоследок  я  приготовила  для  вас  самое  интересное.  

-  Сейчас  вы  услышите  голос  самого  Л.Н. Толстого.  Эта  запись  была сделана  в  1908  году.  Писатель  обращается  к  учащимся  школы.

- Давайте прослушаем это обращение.

 Я попрошу вас сидеть тихо, чтобы услышать голос Л.Н. Толстого.

-  Что  радовало  Толстого  больше  всего?

-   И  мне  бы  очень  хотелось,  чтобы  вы  учились  хорошо,  и  чтобы  желание  учиться  у  вас  не  пропадало.

-  А  теперь заполните  листы  самооценки.

Я учился рассуждать, понимать замысел автора.

Я был активен на уроке.

Я внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.

Я предлагал группе интересные идеи.

Я выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим.

Я завершил свою часть работы вовремя.

Я общался с членами моей группы тактично и с уважением.

Я спокойно принимал критику в свой адрес.

Мне было интересно на уроке.

-  Что  получилось?

Всем  спасибо  за  работу!

Самоанализ урока

1. Характеристика класса.                                                                                         В классе 27 человек.  Из них 25 человек имеют средний уровень развития,     2 человека – в зоне патологии.                                                                                             2. УМК «Гармония».                                                                                           Предметная область «Литературное чтение».                                                           Тема: Л. Н. Толстой «Филипок» из раздела «В мире книг».                                    3. Цель:  формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, читательских) учащихся через включение их в технологию РКМЧП (учебная стратегия «Чтение с остановками»).                 4. Задачи.  Выход на задачи урока был осуществлён в сотворчестве с учащимися через систему вопросов.                                                                            5. На этапе осмысления использована стратегия критического мышления «Чтение с остановками». Остановки определяла сама, так как текст не знаком. Все вопросы были направлены на осознание и понимание текста.      На этапе рефлексии использованы интерактивные формы организации деятельности (работа в группах, игра «Суета»). Задания разного уровня сложности, носят творческий характер, соответствуют теме и задачам урока. В качестве помощника-фасилитатора направляла и контролировала деятельность учащихся.                                                                                      Считаю, что на уроке присутствовала познавательная, социальная и физическая активность. Учащиеся находились в разных позициях и выполняли разные роли.                                                                                         6. Итоги урока подведены в академическом, личностном и эмоциональном плане через листы самооценки.                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".

Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе; совершенствовать  навыки  выразительного  чте...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...